СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по самообразованию учителя - логопеда ДОО на 2020-2024 годы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель самообразования:

повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.

Задачи:

- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

- организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели;

- разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя - логопеда;

- оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;

- организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;

- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;

- разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Просмотр содержимого документа
«Программа по самообразованию учителя - логопеда ДОО на 2020-2024 годы»

Индивидуальная программа самообразования учителя - логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №175 комбинированного вида» Советского района г.Казани на 2020-2024 годы.


Сведения о себе:

Ф.И.О. Карпова Любовь Михайловна

Год и место рождения: 1980, Саратовская обл., город Балаково.

Образование: высшее, КГПУ, факультет русского языка и литературы, логопедии.

Год окончания: 2002

Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы, учитель – логопед.

Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» Авиастроительного района города Казани, МБДОУ «Детский сад №162» Советского района города Казани, МБДОУ «Детский сад №175» Советского района города Казани.

Должность: учитель – логопед.

Общий стаж: 17 лет; педагогический стаж: 17 лет; стаж в данной должности: 17 лет.

Квалификационная категория: высшая.

Дата присвоения: декабрь 2019.

Курсы повышения квалификации:

1. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», 144 ак.ч., АНО ДПО «УиРПКиП», удостоверение № 592403934772, 2016.

2. «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение №1327846-2236, 2016.

3. «Современные образовательные информационные технологии в работе учителя», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 019727, 2016.

4. «Углубленная олимпиадная подготовка учащихся по русскому языку», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1357730 – 4842, 2016.

5. «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях», 72ч., ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО», удостоверение №У-2673/вн, 2016.

6. «Здоровьесберегающие технологии в образовании в условиях внедрения ФГОС», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1675120-3172, 2017.

7. «Психология учителю: работа с «трудными» учениками и родителями», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1558931-1034, 2017.

8. «Клинические основы стоматологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей и взрослых», 144ч., МЦДО ООО «Бакалавр – Магистр», удостоверение № 772406788869, 2018.

9. «Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», 144ч., АНО АДПО, удостоверение 452406846099, 2018.

10. «Классический оздоровительный массаж», 72ч., ЧОУ ДПО «Школа массажа «Секрет», свидетельство № 10/18, 2018.

11. «Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушений речи у детей дошкольного возраста в ДОУ», 144ч., ЧОУ «Учебный центр дополнительного образования «ВсеВебинары.ру», удостоверение № 540800172060, 2018.

12. «Обучение лиц с ОВЗ в системе профессионального образования», 72ч., Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова, удостоверение 162408878293 ПК-1799–2019, 2019.

13. «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах по аттестации педагогических работник дошкольных организаций», 36ч., ГАОУ ДПО ИРО РТ, сертификат № 5429 – ст, 2015.

14. «Теория и практика оказания первой доврачебной помощи в ОО: реализуем ФЗ об образовании», 24ч., ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего», удостоверение Д-269, 2016.

15. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков», 20ч., НОУ ДПО ЦСГО, удостоверение № 162405081378 рег. № 2677, 2017.

16. «Логофасциальный массаж при мышечных функциональных нарушениях у лиц с речевой патологией», специалист по логопедическому, фасциальному массажу и миофасциальному центрированию Сахаровская О., сертификат, 2019.

17. «Профессиональные компетенции педагога инклюзивной образовательной организации», Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), сертификат, 2017.

18. «Технологии коррекции дислексии как путь к улучшению успеваемости учащихся», 18ч., Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), сертификат, 2017.

Профессиональная переподготовка не менее 500 час.

«Дошкольная дефектология» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» в сфере дошкольного образования, 520 ч., ООО «Издательство «Учитель», Диплом 342406882793 ППК-2038, 2018.

Методическая тема: «Реализация здоровьеформирующего и здоровьесберегающего подхода при формировании психофизиологической базы речи и коррекции речевой функции у дошкольников с особыми образовательными потребностями (тяжелыми нарушениями речи) в коррекционно - развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО».

Сроки разработки темы: 2020 – 2024гг.

Цель самообразования:

повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.

Задачи:

- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

- организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели: педагоги, медики, студенты, высшее образование, родители;

- разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя - логопеда;

- оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;

- организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;

- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;

- разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями, осложненными сопутствующими медицинскими проблемами развития, возрастает год от года. Усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема профилактики, коррекции, стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми, но на базе здорового моторного и психоречевого потенциала. Поэтому освоение и применение в логопедической практике инновационных технологий и знаний из области нейропсихологии, миофункциональной терапии, ортодонтии, остеопатии, рефлексотерапии, массажных практик становится приоритетным направлением коррекции речевых нарушений при условии междисциплинарного подхода и взаимодействия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, медицинских и социальных институтов) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей, мелкой, артикуляционной.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество речевой дошкольной подготовки, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  1. Диагностическая, консультационная, коррекционная деятельность

    Содержание работы

    Сроки

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    Организация образовательного процесса.


    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Он-лайн консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру, окружающему миру.

    В течение года

    Проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинары - практикумы «Методы и приемы развития речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Сентябрь, январь, май

    «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

    В течение года

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие тонкой моторики

    В течение года

    Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий год

    Апрель

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт.

    В течение года

    Участие в работе РМО учителей-логопедов

    По плану РМО

    Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ

    Постоянно

    1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

  2. Методическая работа.

Обобщение, распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №175».

Начало года, регулярно

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда, циклограммы рабочего времени на учебный год

Сентябрь

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

5

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

6

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение года

7

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

В течение года

8

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке».

В течение года

9

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

По плану

10

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

11

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

12

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

В течение года

13

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

В течение года

14

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

В течение года

15

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

16

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

17

Подготовка к ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Апрель

18

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

19

Обобщение опыта работы по методической теме: разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель.

В течение года

20

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика».

Постоянно

21

Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование».

Октябрь

22

Постоянное повышение квалификации на дистанционных и очных кратковременных и долгосрочных курсах повышения квалификации для педагогов ДОО.

Постоянно

23

Участие в ежегодном конкурсе чтецов при КФУ

Октябрь

24

Участие в ежегодных международный научно – практических конференциях при КИУ им.В.ГТимирясова (ИЭУП). Публикации в сборниках, участие в мастер – классах и в работе секций, модератор одной из секций работы конференции.

Март

25

Участие в ежегодном конкурсе чтецов среди воспитанников логопедических групп ДОУ Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани

Апрель

26

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

27

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

28

Наличие персонального сайта https://multiurok.ru/logoped175/: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

29

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на образовательных порталах «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

Регулярно

30

Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

31

Работа в Клинике остеопата Байрамовой логопедом, миофункциональным терапевтом, бломберг – терапевтом

По графику

32

Работа в КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП).

С 1 сентября 2018

33

Учеба в аспирантуре КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП).

2020-2022

3. Изучение специальной литературы.

1

Изучение и размещение материалов на сайтах:

Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

2

Изучение периодических изданий, методической литературы.

  • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.

  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С.-Пб, ИД Литера, 2009г.

  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!