Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснооктябрьская средняя школа»
Шумячский район, Смоленская область
программа
по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время
Учитель физической культуры
Дмитриев Владимир Евгеньевич
2021 г.
Паспорт программы
Наименование программы | программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время |
Основание для разработки программы | |
Разработчики программы | Учитель высшей категории Дмитриев Владимир Евгеньевич |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки и развития физических качеств обучающихся через предмет «Физическая культура», создание условий для самореализации способностей обучающихся через занятия физкультурой и спортом. |
Задачи программы | создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем двигательного и физического потенциала; создание системы стимулирования деятельности обучающихся; вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования; расширение возможностей для участия школьников в соревнованиях, турнирах и конкурсах различного уровня. |
Участники программы | Обучающиеся 1-11 классов |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы. |
Время реализации программы | 2021-2024 г.г. |
Этапы реализации программы | 1 этап – подготовительный 2021-2022 г; 2 этап – практический, включающий реализацию, анализ и обобщение результатов повседневной работы 2022-2023 г; 3 этап – завершающий, включающий анализ результативности работы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения целей 2024 г. |
Основные направления реализации программы | выявление физических способностей обучающихся; создание банка данных «Одаренные дети»; разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития способностей обучающихся; использование активных форм и методов организации образовательного процесса; создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся; развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на соревнованиях, турнирах и конкурсах различного уровня. |
Основные применяемые педагогические технологии | Технология проблемного обучения; Технология обучения в малых группах; Технология проектного обучения; Технология личностно-ориентированного обучения |
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся | наблюдения; диагностика; беседы с участниками образовательного процесса; консультации; дифференцированные задания; учебные задания практикоориентированной направленности; проектная деятельность; игровые технологии ; предметные олимпиады , конкурсы, выполнение норм ГТО; работа в малых группах; спортивные секции; задания творческого и нестандартного характера; соревнования, турниры и конкурсы различного уровня. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Ожидаемые результаты формирование системы работы с одарёнными обучающимися; формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей. -выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одарённых детей школы. повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания. увеличение количества обучающихся, принявших участие в соревнованиях , турнирах, предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях ГТО; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня. изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости. расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся; нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми. |
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития физических качеств обучающихся через предмет «Физическая культура », создание условий для самореализации способностей обучающихся через занятия физкультурой и спортом.
Задачи:
создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем двигательного и физического потенциала;
создание системы стимулирования деятельности обучающихся;
вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
расширение возможностей для участия школьников в соревнованиях, турнирах и конкурсах различного уровня.
Основные направления реализации программы
выявление физических способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития способностей обучающихся;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на соревнованиях, турнирах и конкурсах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию физических способностей обучающихся:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной направленности;
проектная деятельность;
игровые технологии ;
предметные олимпиады , конкурсы, выполнение норм ГТО;
работа в малых группах;
спортивные секции;
задания творческого и нестандартного характера;
соревнования, турниры и конкурсы различного уровня.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой культуры здорового образа жизни;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и физических качеств обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению физических качеств; банка данных талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
II.Развитие физических качеств:
привлечение обучающихся к проведению школьных соревнований, турниров, конкурсов и олимпиад.
использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
проекты по физической культуре и формированию ЗОЖ;
составление и внедрение в жизнь школы комплексов УГГ и ОРУ;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей физической деятельности.
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
План мероприятий по выполнению программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Учебный год |
2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 |
| 1 Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания | + | + | + |
| Разработка и утверждение документальной базы | + | + | + |
| Участие в школьных, районных и региональных олимпиадах | + | + | + |
| Участие в школьных, районных и региональных соревнованиях | + | + | + |
| Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | + | + | + |
| Участие в конкурсах «Зарница», «А у нас есть спортсмен !» «Лучший спортсмен школы», «Мы всех быстрей!» | + | + | + |
| Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей | + | + | + |
| Участие в конкурсах исследовательских работ | + | + | + |
| Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей | + | + | + |
| Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей | + | + | + |
| Подведение итогов реализации программы за уч. год | + | + | + |
План работы с одарёнными детьми
№ | мероприятия | сроки |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | сентябрь |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | сентябрь |
4 | Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана |
5 | Подготовка учащихся к участию во II туре (городских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана |
6 | Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана |
7 | Подготовка учащихся к участию (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | |
8 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | Октябрь |
9 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года |
10 | Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися | В течение года |
11 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года |
12 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года |
13 | Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей | Декабрь |
14 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года |
15 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май |
16 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся | Апрель-май |
Ожидаемые результаты
формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей.
-выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одарённых детей школы.
повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
увеличение количества обучающихся, принявших участие в соревнованиях , турнирах, предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях ГТО;
повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;