СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа раннего развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа раннего развития»


Департамент образования администрации Смоленской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества


Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ДДТ

____________/В.Н.Чмарова

«__»__________2023


Принята на заседании

методического совета

от «__»_______2023 г.

Протокол №______




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

«Школа раннего развития»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год






Автор составитель:

Белякова Наталия Александровна, педагог дополнительного образования



Смоленск 2023 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность Программы

Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин2.4.43172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г Министерства образования и науки РФ.

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» имеет социально–педагогическую направленность. Способствует вовлечению в дополнительное образование, развитию творческих способностей, и может быть использована в образовательном процессе как для детей с ОВЗ, так и для одаренных детей.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Программа «Школа раннего развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школах.

Тематическая направленность – социально-педагогическая.

Функциональное предназначение – учебно-познавательная.

Форма организации – кружковая.

Срок реализации – 1 год.


Актуальность, педагогическая целесообразность.


Программа «Школа раннего развития» создана с целью всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школьному обучению, а также с целью помочь «домашним детям» в овладении дошкольной программой и обеспечить им равный старт с детьми, прошедшими подготовку в дошкольных образовательных учреждениях. Осваивая программу подготовки к школе, дети не только приобретают необходимые знания, умения и навыки, но и учатся жить в коллективе, выполнять задания взрослого, контролировать свои действия. Обучение в дошкольном возрасте предполагает приобретение знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе. Изучение алфавита, слогового способа чтения, приобретение навыков счета – это то, содержание обучения, которым в соответствии с требованиями сегодняшнего времени овладевают дети с помощью общеобразовательной программы «Школа раннего развития». Однако общеразвивающая программа не рассматривает подготовку ребенка к школе только лишь как избирательное формирование некоторых необходимых навыков (умение считать, читать и т.д.). Программа включает умственное и физическое развитие ребенка, знакомство с окружающим миром и эстетическое воспитание, развитие речи, личностное развитие и многое другое. Предлагаемые задания, игры и упражнения носят развивающий характер, формируют элементарные приемы и методы познания окружающей действительности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др).

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что период 6-7 лет в развитии ребенка считается, с точки зрения психологической науки, периодом особой восприимчивости и повышенных возможностей развития психики и обучения в тех или иных направлениях. Дети любознательны по своей природе, и важно использовать этот природный потенциал для более полного и всестороннего развития ребенка. Начало обучения в школе - очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.


Отличительные особенности программы - компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое; ˗ не допускает дублирования программ первого класса; ˗ создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения; ˗ готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности; ˗ инвариантна и готовит к любой системе школьного образования; ˗ представлена комплексная диагностика готовности к школе. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.

Данная Программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе. Таким образом, формируются школьные, но еще детские отношения.


Адресат программы.

К обучению по программе допускаются дети, достигшие 6 лет на основе свободного набора, которые принимаются в начале учебного года.

Состав группы: одновозрастной, т.к. в группу набираются дети за 1 год до поступления в школу.

Возраст обучающихся:

По программе могут обучаться дети в возрасте от 5 до 7 лет включительно.

Численный состав группы: 10-15 человек.

Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания обучающихся в освоении данной программы.

Объем программы:

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 72 часа.

Форма обучения: очная

Форма организации:

Продолжительность одного занятия составляет у детей 5-го года жизни 30 мин. с обязательным подвижным 10-минутным перерывом. Занятия проводятся с сентября по май, по субботам. Время проведения занятий с 10.00 до 12.00. На переменах организуются подвижные игры.

Принцип организации учебных занятий построен на основе здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, профилактика близорукости, сколиоза и т.д.

Виды занятий:

• Теоретические и практические занятия

• тематические занятия

• ролевые игры

• самостоятельной работы

• презентация

• открытое занятие



Уровень программы, объем и сроки.

Уровень программы: стартовый, срок реализации – 1 год. Продолжительность обучения составляет: 72 часа (36 недель × 2 часа в неделю).

Количество часов на изучение того или иного раздела может варьироваться в зависимости от потребностей обучающихся.


Цель и задачи Программы


Цель программы: развитие у детей 5-7 лет речевой деятельности, математических представлений и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

Основные задачи при реализации данной программы:

Образовательные:

• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

• знакомство с математическими знаками;

• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).

Развивающие:

• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

• развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.

• развитие математических представлений о числах и цифрах;

• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

  • воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

  • воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающиеся должны:

• иметь мотивацию и познавательный интерес к продолжению обучения;

• иметь потребности в саморазвитии, самостоятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся должны:

• иметь развитую речь, способности, навыки общения со сверстниками и взрослыми;

• уметь творчески мыслить, развивать образное нестандартное мышление;

• развить любознательность, как основу познавательной активности будущих школьников;

• иметь активное культурное сознание и волю, адекватные поведенческие эталоны;

• иметь развитые предметные способности (математические, моторные, речевые)

Предметные результаты:

обучающиеся должны:

• иметь знания видов речевой деятельности: уметь слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения,

• овладеть элементарными знаниями письма.

• иметь математические представления о знаках, цифрах, равенстве и др.

• научиться порядковому, обратному, количественному счёту; научиться решать простейшие арифметические задачи, выполнять действия с числами; научиться сравнивать множества, измерять объекты с помощью условной мерки и т. д.

• уметь различать фонемы на слух и в произношении, научиться строить диалог (задавать и отвечать на вопросы), монолог (описание, повествование, пересказ), научиться грамотно, выражать мысли.

Условия реализации программы: (материально – техническое оснащение)

Групповое помещение, тематические видеопрограммы, интернет источники, дидактические пособия, демонстрационные и раздаточные материалы.

Формы аттестация/контроля

Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (сентябрь) определение знаний путём беседы с обучающимися;

  • текущий контроль (в течение всего учебного года) проверка рабочих тетрадей;

  • промежуточный контроль (январь) открытое занятие;

  • итоговый контроль (май) итоговое занятие и отчётное мероприятие.

Методы отслеживания образовательных результатов

Образовательный уровень обучающихся определяется при помощи мониторинга:

  • Оценка предметных результатов - «Знания, умения, навыки»

  • Оценка личностных результатов - «Мотивация к знаниям».

  • Оценка метапредметных результатов – «Познавательная деятельность».

Формы фиксации образовательных результатов

Формами фиксации образовательных результатов обучающихся являются оценочные материалы: журнал посещаемости, тестирование, мониторинг.

Оценочные материалы – диагностика, позволяющая определить достижение обучающимися планируемых результатов.




СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Обучение грамоте и развитие речи

1

Гласные звуки



4 ч


2 ч


2 ч

Входная диагностика

2

Знакомство с буквами


20 ч


10 ч


10 ч

Рассказ, беседа, практика

3

Слог. Слово.Предложение


12 ч


6 ч


6 ч

Рассказ, беседа, практика


Начальный курс математики



4

Числа от 1 до 10


10 ч


5 ч


5 ч

Входная диагностика

Педагогическое наблюдение

5

Математические знаки +; -; =; ;

2 ч

1 ч

Рассказ, беседа, практика


6

Математические действия с числами.

4 ч

2 ч

2 ч

Рассказ, беседа, практика

7

Геометрические фигуры

8 ч

4 ч

4 ч

Рассказ, беседа, практика

8

Состав чисел.

6 ч

3 ч

3 ч

Рассказ, беседа, практика

9

Ориентирование в пространстве.

4 ч

2 ч

2 ч

Рассказ, беседа, практика

10

Открытый урок

2 ч


2 ч

Итоговая аттестация


Итого:

72 ч

35 ч

37 ч


УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН






СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Обучение грамоте и развитие речи

  1. Гласные звуки


Теория: Вводное занятие. Подготовительный период. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а. Речь устная и письменная.

Практика: Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э].

Теория: Буква У у. Звуки речевые и неречевые. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о.

Практика: Ударение. Гласные ударные и безударные.

  1. Знакомство с буквами

Теория: Звуки [м] [м,] буква М м. Согласные твердые и мягкие. Звуки [с] [с,] буква С с. Звуки [х] [х,] буква Х х. Звуки [р] [р,] буква Р р. Понятие "слово". Практика: Подбор тематических групп слов. Звук [ы] Буква Ы. Звуки [л] [л,] Буква Л л. Звуки [к] [к,] Буква К к.

Теория: Схемы слов. Звуки [п] [п,] Буква П п. Звуки [з] [з,] Буква З з. Звуки [г] [г,] Буква Г г. Звуки [б] [б,] и буквы Б б. Звук [ж] и буквы Ж ж. Звуки [в] [в,] и буквы В в. Звуки [д] д,] и буквы Д д. Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я. Звуки [ч`] Буква Ч ч.

Практика: Закрепление изученных букв, понятий. Звук [э] Буква Э э. Звуки [ц] Буква Ц ц. Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф. Звуки [щ`] Буква Щ щ. Твердый знак Ъ, Ъ-Ь. Алфавит.

  1. Слог. Слово. Предложение

Практика: Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов. Звук [ш] буква Ш ш. Членение предложений на слова. схемы предложений. Составление предложений по схемам.

Теория: Звуки [н] [н,] Буква Н н. Составление слогов с изученными буквами. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов.

Практика: Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов. Звуки [т] [т,] Буква Т т. Схемы слов. Составление слов по схемам.

Теория: Звук [и] Буква И и. Составление текстов по сюжетным картинкам. Звук [й`] Буква Й.

Практика: Закрепление пройденных букв, понятий, составление рассказа по картинкам. Развитие речи. Понятие "Диалог". Составление диалогов по картинкам.

Итоговое занятие.

Начальный курс математики


  1. Числа от 1 до 10

Теория: Число и цифра 1. Число и цифра 2. Число и цифра 3. Число и цифра 4. Число и цифра 5. Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Число и цифра 9. Цифра 0. Знакомство с числом 10.

5.Математические знаки +; -; =; ;

Теория: Математические знаки +; -; =; ;

6.Математические действия с числами

Практика: Математические действия с числами.

7. Геометрические фигуры

Теория: Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб). Плоские и объёмные фигуры (круг, шар). Плоские и объёмные фигуры (квадрат, куб). Плоские и объёмные фигуры (треугольник, конус). Плоские и объёмные фигуры (прямоугольник, параллелепипед). Плоские и объёмные фигуры (овал, яйцо).

Практика: Пирамида. Призма. Ромб. Звезда. Цилиндр.

8.Состав чисел

Практика: Состав чисел 3 и 4. Состав чисел 5 и 6. Состав числа 7. Состав числа 8. Состав числа 9. Состав числа 10.

9.Ориентирование в пространстве

Ориентирование в пространстве (слева, справа, наверху, внизу, по, под, над, на) Ориентирование в пространстве (внутри, снаружи, перед, за, впереди, сзади).

10.Итоговая аттестация. Открытые уроки



Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

09

4

10.00

Беседа

2 ч

Вводное занятие. Подготовительный период.

МБОУ Богородицкая СШ

Входное тестирование

Число и цифра 1.

09

11

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а. Речь устная и письменная.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ

Беседа

Практика

Число и цифра 2.

09

18

10.00

Беседа, практическое занятие

2 ч

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у. Звуки речевые и неречевые.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ

Беседа

Практика

Число и цифра 3.

09

25

10.00

Викторина «Хочу все знать»

2 ч

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о. Ударение. Гласные ударные и безударные.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ

Беседа

Практика

Число и цифра 4.

10

2

10.00

Беседа, практическое занятие

2 ч

Звуки [м] [м,] буква М м. Согласные твердые и мягкие.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ

Беседа


Число и цифра 5.

10

9

10.00

Игровая

2 ч

Звуки [с] [с,] буква С с.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Число и цифра 6.

10

16

10.00

Дидактическая игра, практическое занятие

2 ч

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Число и цифра 7.

10

23

10.00

Игровая

2 ч

Звуки [х] [х,] буква Х х.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Число и цифра 8.

10

30

10.00

Беседа, практическое занятие

2 ч

Звуки [р] [р,] буква Р р. Понятие "слово". Подбор тематических групп слов.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Число и цифра 9.

11

6

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Звук [ш] буква Ш ш. Членение предложений на слова. схемы предложений. Составление предложений по схемам.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Цифра 0. Знакомство с числом 10.

11

13

10.00

Беседа, практическое занятие

2 ч

Звук [ы] Буква Ы.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Математические знаки +; -; =; ;

11

20

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Математические действия с числами.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Звуки [л] [л,] Буква Л л

11

27

10.00

Беседа, практическое занятие

2 ч

Звуки [л] [л,] Буква Л л. Повторение.

МБОУ Богородицкая СШ


Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,

прямоугольник, треугольник, ромб).

Рассказ, беседа, практика

12

4

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Звуки [н] [н,] Буква Н н. Составление слогов с изученными буквами.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Плоские и объёмные фигуры (круг, шар). Закрепление.

12

11

10.00

Дидактическая игра, практическое занятие

2 ч

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Плоские и объёмные фигуры (треугольник, конус).

12

18

10.00

Дидактическая игра

2 ч

Звуки [к] [к,] Буква К к. Схемы слов.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Плоские и объёмные фигуры (прямоугольник,

параллелепипед).

12

25

10.00

Практическое занятие

2 ч

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов.

МБОУ Богородицкая СШ

Промежуточная диагностика

Плоские и объёмные фигуры (овал, яйцо). Промежуточная диагностика.

01

15

10.00

Игровая

2 ч

Звуки [т] [т,] Буква Т т. Схемы слов. Составление слов по схемам.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Пирамида. Призма.

01

22

10.00

Беседа

2 ч

Звук [и] Буква И и. Составление текстов по сюжетным картинкам.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Ромб. Звезда. Цилиндр.

01

29

10.00

Интегрированная

2 ч

Звуки [п] [п,] Буква П п.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Состав чисел 3 и 4.

02

5

10.00

Теоретическое занятие

2 ч

Звуки [з] [з,] Буква З з.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Состав чисел 5 и 6.

02

12

10.00

Дидактическая игра, практическое занятие

2 ч

Звук [й`] Буква Й. Закрепление пройденных букв, понятий, составление рассказа по картинкам.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Состав числа 7.

02

19

10.00

Беседа

2 ч

Звуки [г] [г,] Буква Г г

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Состав числа 8.

02

26

10.00

Теоретическое занятие, игровая

2 ч

Звуки [б] [б,] и буквы Б б

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Состав числа 9.

03

5

10.00

Теоретическое занятие, игровая

2 ч

Звук [ж] и буквы Ж ж

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Состав числа 10.

03

12

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Звуки [в] [в,] и буквы В в

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Ориентирование в пространстве (слева, справа, наверху,

внизу, по, под, над, на)

03

19

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Звуки [д] д,] и буквы Д д

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Ориентирование в пространстве (слева, справа, наверху,

внизу, по, под, над, на). Закрепление.

03

26

10.00

Интегрированное занятие, игровая

2 ч

Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Ориентирование в пространстве (внутри, снаружи, перед, за,

впереди, сзади).

04

2

10.00

Игра «Мозговой штурм»

2 ч

Звуки [ч`] Буква Ч ч. Закрепление изученных букв, понятий.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Звук [э] Буква Э э

04

9

10.00

Теоретическое занятие

2 ч

Математические знаки +; -; =; ;

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Звуки [ц] Буква Ц ц

04

16

10.00

Игра «Посчитаем вместе»

2 ч

Математические действия с числами

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф

04

23

10.00

Игра «КВН»

2 ч

Цифра 0. Число 10. Повторение.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Звуки [щ`] Буква Щ щ

04

30

10.00

Теоретическое занятие

2 ч

Знакомство с задачами.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Твердый знак Ъ, Ъ-Ь. Алфавит.

05

14

10.00

Дидактическая игра, практическое занятие

2 ч

Решение задач. Закрепление.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Развитие речи. Понятие "Диалог". Составление диалогов по картинкам.

05

21

10.00

Дидактическая игра, практическое занятие

2 ч

Составление задач.

МБОУ Богородицкая СШ

Рассказ, беседа, практика

Развитие речи. Понятие "Диалог". Составление текстов по картинкам.

05

28

10.00

Открытое занятие

2 ч

Открытый урок. Оценка знаний и навыков

учащихся. Подведение итогов, оценка точки

творческого роста каждого учащегося к

концу года.

МБОУ Богородицкая СШ

Итоговая аттестация

















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое материалы:

Для данной программы подобран специальный методический материал:

• пособия и игры для развития мышления, внимания, памяти и речи

• пособия и игры для развития мелкой моторики пальцев рук

• пособия для обучения счету

• пособия для подготовки к обучению грамоте

• тематические видеопрограммы для дошкольников «Уроки тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения», «Азбука», «Арифметика»)

• демонстрационный и раздаточный материал

Для эффективной организации образовательного процесса в рамках программы необходимы:

• групповое помещение, светлое, хорошо проветриваемое;

• столы и стулья по количеству детей группы;

• магнитная доска;

• компьютер;

• дидактические материалы.

Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы (в расчете на 1 обучающегося):

Наименование предмета

Наименование товара

1

Развитие речи

Веер гласных и согласных букв

Каллиграфическая пропись

Тетрадь простая

Букварь

2

Математические представления

Линейка

Веер цифр

Тетрадь простая

Счетный материал

3

Канцелярские товары

Простой карандаш

Цветные карандаши

Ластики

Подставка под карандаши

Краткое описание:

Данная программа предусматривает обучение и воспитание детей, имеющих различный уровень психофизического развития, так как большинство из них не посещают массовые детские сады. Занятия проводятся фронтально со всеми детьми группы. Содержание тематического плана может из года в год частично корректироваться, в программу могут вноситься изменения, отражающие новые методики и требования к подготовке дошкольников 5-7 лет к школе.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • практический, (упражнения, примеры, задачи)

  • наглядный (демонстрация картин, учебных видеофильмов, иллюстрации)

  • объяснительно-иллюстративный,

  • игровой

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная,

  • индивидуально – групповая,

  • групповая

Формы занятия:

  • беседа,

  • игра,

  • КВН,

  • «Мозговой штурм»,

  • практическое занятие,

  • теоретические занятия

Педагогические технологии:

• технология группового обучения,

• технология коллективного взаимообучения,

• технология развивающего обучения,

• технология проблемного обучения,

• технология игровой деятельности

Система отслеживания и оценивания результатов:

Методическое обеспечение также включает в себя различные диагностические методики, используемые педагогом в ходе занятий с детьми.

Формы промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль (сентябрь) определение знаний путём наблюдения и беседы с обучающимися;

  2. текущий контроль (в течение всего учебного года) проверка рабочих тетрадей;

  3. промежуточный контроль;

  4. итоговый контроль (май) открытое занятие.



Методы отслеживания образовательных результатов

Образовательный уровень обучающихся определяется при помощи мониторинга:

  • Оценка предметных результатов - «Знания, умения, навыки»

  • Оценка личностных результатов - «Мотивация к знаниям»

  • Оценка метапредметных результатов – «Познавательная деятельность».

Формы фиксации образовательных результатов

Формами фиксации образовательных результатов обучающихся являются оценочные материалы: журнал посещаемости, тестирование.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Подведение итогов реализации программы происходит на открытых занятиях, мероприятиях (в соответствии с предметным содержанием изучаемого курса):

«Развитие речи и обучение грамоте» - домашние задания, опрос, викторины, индивидуальные игровые задания и карточки.

« Начальный курс математики» - домашние задания, опрос, викторины, логические задачи, индивидуальные игровые задания и карточки.



















Список литературы, используемой при написании Программы


  1. Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников». Издательство «Дрофа», 2017г.

  2. Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство «Дрофа», 2017г.

  3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Учимся писать». Издательство «Дрофа», 2017г.

  4. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.

  5. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г.

Интернет – ресурсы

1. Азаматова, О. В. Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет), http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-psikhologicheskoy-podgotovke

2. Мощанова, Т. Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА» социально – педагогической направленности, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/09/06/programma-po-podgotovke

3. Камозина Е. С. Программа дополнительного образования детей 6-7 лет «Скоро в школу» https://nsportal.ru/node/4595490















Приложение 1

Диагностическая карта наблюдений по обучению грамоте


Сентябрь



Фамилия, Имя ребенка

Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гл. – согл.)

Владеет средствами звукового анализа слов


Определяет место звука в слове



Средний балл



Уровень


1







2









Май



Фамилия, Имя ребенка


Определяет место звука в слове



Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова



Определяет основные кач-ые хар-ки звуков в слове (глас. – согл., тв. – мягк..согл., , уд. – безуд. гл.)


Составляет

предложения по схемам


Средний балл


Уровень

1








2










Уровень

Сентябрь

Май

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий





Средний





Низкий






Высокий от 2.5 до 3

Средний от 1.7 до 2.4

Низкий от 1 до 1.6


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностические задания

Сентябрь

Задание 1.

В гости к ребятам пришел Лунтик. Он знает, что есть звуки, которые можно пропеть и громко прокричать, а есть звуки, которые не поются и не кричатся. Но он все время их путает. Помоги ему.

Покажи красный кружок, если я произнесу поющий звук, а синий, если произнесу не поющий звук: [т], [а], [о], [к], [и], [д], [у].

Хлопни в ладоши, в каких словах слышится песенка паровоза (у-у-у-у): Лук, мак, Лунтик, домик, дудка, сапог, муха. Произнеси слова так, чтобы в них была слышна песенка «насоса» (с-с-с-с): сова, сумка, носки, нос, пес (Различение гласных и согласных звуков).

Задание 2.

Лунтик любит произносить короткие слова и совсем не любит произносить длинные слова. Его попросили повторить короткие слова, но одно оказалось длинное. Отгадай, какое это слово? Кот, лис, стол, мак, барабан, крот (Владеет средствами звукового анализа слов).

Задание 3.

3.1. Выделить первый и последний звуки в словах:

Угол – мухи – мышка;

3.2. Назвать все звуки в слове по порядку:

Рыба – жабы – котик - волк (Определение места звука в слове).



Май

Обследование знаний проводится по методическому пособию О. Н. Сомковой «Путешествие по Стране Правильной Речи», СПб.: Детство-пресс.

Задание 1. (Упражнение № 14)

Соедини слово с нужной картинкой стрелкой. Закрась кружки. Каждый кружок – звук. Обозначь гласные звуки красным цветом, а согласные – синим или зеленым, в зависимости от того, твердый он или мягкий. Скажи, какой гласный в слове ударный (Определение основных качественных характеристик звуков в слове).

Задание 2. (Упражнение № 15)

Составь слова из слогов. Слоги можно переставлять и менять местами. Прочитай получившиеся слова (Проявление интереса к чтению, самостоятельное прочтение слов).

Задание 3. (Упражнение № 16)

Прочитай слова в левом столбике. Соедини их стрелками с нужной картинкой. Теперь прочитай слова в правом столбике. Определи, кто где живет, и соедини картинку с нужным словом в правом столбике (Проявление интереса к чтению, самостоятельное прочтение слов).

Задание 4. (Упражнение № 17)

Отгадай по схеме, какое яблоко. Составь схему своего предложения. Сколько слов в нем получилось? Назови первое слово, второе, третье (Составление предложения по схемам).

Задание 5.

5.1. Выделить первый и последний звуки в словах:

Аист – ослик – угол;

5.2. Определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук – врач, 3-й – мышка, 4-й – крот, лодка (Определение места звука в слове).

Критерии оценки:

3 балла – безошибочное выполнение всех заданий.

2 балла – допускает 1 ошибку при выполнении каждого задания.

1 балл – допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания или не понимает задания.






Приложение 2

Диагностическая карта наблюдений


Сентябрь



Фамилия, Имя ребенка

Знает геометрические фигуры

Знает порядковый, количественный счёт в пределах 10, считает в пределах 10 в прямом и обратном порядке, знает состав чисел до 10

Составляет и решает задачи на сложение, вычит ание, пользу ется арифм етичес кими знака ми «+»,«-», «=»

Знает способы измерения величины



Средний балл


Уровень

1








2










Май



Фамилия, Имя ребенка

Знает геометрические фигуры

Знает порядковый, количественный счёт в пределах 10, считает в пределах 10 в прямом и обратном порядке, знает состав чисел до 10

Составляет и решает задачи на сложение, вычит ание, пользу ется арифм етичес кими знака ми «+»,«-», «=»

Знает способы измерения величины



Средний балл


Уровень

1








2









Уровень

Сентябрь

Май

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий





Средний





Низкий





Уровневые показатели:

Высокий уровень – 28-22 баллов

Средний уровень – 21-9 баллов

Низкий уровень - 8-0 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!