ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Основной стороной программы является её прикладная направленность.
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Мой край» рассчитана на 34 часа.
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:
задания для традиционной самостоятельной работы;
творческое проектирование;
работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.
Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.
Цели курса:
Расширять и углублять знания по краеведению Хабаровского края.
Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи курса:
Конкретизировать планетарные представления учащихся о Земле при изучении своей местности.
Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.
Овладеть коммуникативной культурой.
Сформировать стремление внести посильный вклад в развитие своей малой родины.
Способствовать воспитанию экологического сознания.
Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Хабаровского края, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
Расширять и углублять знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ.
Методы обучения
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.
Формы проведения занятий
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Результаты программы:
Приобщение подростков к изучению родного края.
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления.
Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Отслеживание результатов должно происходить через:
качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях.
Факультативный курс «Мой край» призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его особенность. Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса.
Факультатив по географии «Мой край»
Календарно – тематический план
34 часов
№ | дата | дата факт | Тема занятия | Приложение |
1 | | | Введение. Физико – географическая положение Хабаровского края | Значение курса и цели его создания |
2 | | | Геологическое строение территории родного края. Тектонические плиты. | Работа с физической картой России |
3 | | | Складчатые области края: Сихоте – Алинская, Монголо – Охотская, Верхояно – Колымская. Тектоническими структуры расположенные на территории края. | Работа с геологической и тектонической картой Хабаровского края |
4 | | | Основные формы рельефа Хабаровского края | Работа с физической и рельефной картой Хабаровского края. |
5 | | | Сопки, горы и хребты. Сходства и различия. | Работа с физической и рельефной картой Хабаровского края. Описание одной из горной системы края. |
6 | | | Предания, легенды о происхождении сопок и гор Хабаровского края. | Презентация, Работа с источниками информации: литературой, интернет. |
7 | | | Чем богаты недра малой Родины? | Работа с физической картой края. |
8 | | | Что такое горная порода? Минералы. | Демонстрация горных пород и минералов. |
9 | | | Цветные металлы – богатство края | |
10 | | | Климат. Чтение климатической карты, животного и растительного мира карты. | |
11 | | | Вечная мерзлота. | |
12 | | | Реки Хабаровского края. | |
13 | | | Река давшая жизнь нашему городу и краю. «Амур-Батюшка». | |
14 | | | Современное состояние реки Амур. Экология. | |
15 | | | Придания о реке - Амур. Легенды и придания о реках Хабаровского края. | |
16 | | | Водные жемчужины нашего края. Озеро Чукчигирское, Оболонь, Амут. | |
17 | | | Один океан - два моря. Охотское и Японское моря –водная граница. | |
18 | | | Болота, подземные воды и ледники. Минеральные воды нашего края. | |
19 | | | Природные зоны края. | Физическая, климатическая, административная карты Хабаровского края. |
20 | | | Растительный и животный мир края. | Гербарий, презентация. (Фильм). |
21 | | | Особо охраняемые природные комплексы края (заказники, заповедники, памятники природы) | Тематические карты в атласе Хабаровского края. Презентации. |
22 | | | Население хабаровского края. Знакомство с коренными народами Хабаровского края. Знаменитые земляки. | Административная карта края. Тематические карты в атласе Хабаровского края. |
23 | | | Верования и религии; обряды, обычаи и традиции народов края. | Презентация. |
24 | | | Административное деление Хабаровского края. | Административная карта края. |
25 | | | По районам и городам края. Знакомство с географическим положением и историей города Комсомольск – на - Амуре | |
26 | | | Знакомство с географическим положением и историей города Амурск. | Административная карта края. Тематические карты в атласе Хабаровского края. |
27 | | | Знакомство с географическим положением и историей города Николаевск – на - Амуре | |
28 | | | Знакомство с географическим положением и историей города Бикин | |
29 | | | Морской порт края Советская Гавань. | |
30 | | | Географическое положение города Хабаровска. История и развитие столицы края. | |
31 | | | Круглый стол – «Мои открытия о Родном крае» | |