СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мой край " 8 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мой край " 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Основной стороной программы является её прикладная направленность.

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Мой край» рассчитана на 34 часа.

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

  • задания для традиционной самостоятельной работы;

  • творческое проектирование;

  • работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.

Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.


Цели курса:

  • Расширять и углублять знания по краеведению Хабаровского края.

  • Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

  • Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи курса:

  • Конкретизировать планетарные представления учащихся о Земле при изучении своей местности.

  • Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.

  • Овладеть коммуникативной культурой.

  • Сформировать стремление внести посильный вклад в развитие своей малой родины.

  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Хабаровского края, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.

  • Расширять и углублять знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ.


Методы обучения

Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.

В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.

Формы проведения занятий

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


Результаты программы:

  • Приобщение подростков к изучению родного края.

  • Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления.

  • Воспитание настоящих хозяев своей земли.


Отслеживание результатов должно происходить через:

  • качество выполнения практических и творческих работ учащихся;

  • выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях.


Факультативный курс «Мой край» призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его особенность. Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса.












Факультатив по географии «Мой край»

Календарно – тематический план

34 часов

дата


дата

факт

Тема занятия

Приложение

1



Введение. Физико – географическая положение Хабаровского края

Значение курса и цели его создания

2



Геологическое строение территории родного края. Тектонические плиты.

Работа с физической картой России

3



Складчатые области края: Сихоте – Алинская, Монголо – Охотская, Верхояно – Колымская. Тектоническими структуры расположенные на территории края.

Работа с геологической и тектонической картой Хабаровского края

4



Основные формы рельефа Хабаровского края

Работа с физической и рельефной картой Хабаровского края.

5



Сопки, горы и хребты. Сходства и различия.


Работа с физической и рельефной картой Хабаровского края. Описание одной из горной системы края.

6



Предания, легенды о происхождении сопок и гор Хабаровского края.

Презентация, Работа с источниками информации: литературой, интернет.

7



Чем богаты недра малой Родины?

Работа с физической картой края.

8



Что такое горная порода? Минералы.

Демонстрация горных пород и минералов.

9



Цветные металлы – богатство края


10



Климат. Чтение климатической карты, животного и растительного мира карты.


11



Вечная мерзлота.


12



Реки Хабаровского края.


13



Река давшая жизнь нашему городу и краю. «Амур-Батюшка».


14



Современное состояние реки Амур. Экология.


15



Придания о реке - Амур. Легенды и придания о реках Хабаровского края.


16



Водные жемчужины нашего края. Озеро Чукчигирское, Оболонь, Амут.


17



Один океан - два моря. Охотское и Японское моря –водная граница.


18



Болота, подземные воды и ледники. Минеральные воды нашего края.


19



Природные зоны края.

Физическая, климатическая, административная карты Хабаровского края.

20



Растительный и животный мир края.

Гербарий, презентация. (Фильм).

21



Особо охраняемые природные комплексы края (заказники, заповедники, памятники природы)

Тематические карты в атласе Хабаровского края. Презентации.

22



Население хабаровского края. Знакомство с коренными народами Хабаровского края. Знаменитые земляки.

Административная карта края. Тематические карты в атласе Хабаровского края.

23



Верования и религии; обряды, обычаи и традиции народов края.

Презентация.

24



Административное деление Хабаровского края.

Административная карта края.

25



По районам и городам края. Знакомство с географическим положением и историей города Комсомольск – на - Амуре


26



Знакомство с географическим положением и историей города Амурск.

Административная карта края. Тематические карты в атласе Хабаровского края.

27



Знакомство с географическим положением и историей города Николаевск – на - Амуре


28



Знакомство с географическим положением и историей города Бикин


29



Морской порт края Советская Гавань.


30



Географическое положение города Хабаровска. История и развитие столицы края.


31



Круглый стол – «Мои открытия о Родном крае»