Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа общения»
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-3 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 33 занятия в год. Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения – 2 раз в неделю. Время занятия- 35 минут.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказ ы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование 1 класс
Раздел | № | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Правила поведения в школе | 1 | Диагностика | 1 | 4.09 |
2 | «Давайте познакомимся» | 1 | 7.09 |
3 | «Мальчики и девочки» | 1 | 11.09 |
4 | «Сходство и различие» | 1 | 14.09 |
5 | «Мы-первоклассники» | 1 | 18.09 |
6 | «Я и мои одноклассники» | 1 | 21.09 |
7 | «Учимся общаться» | 1 | 25.09 |
8 | «Ты и твои друзья» | 1 | 28.09 |
9 | «Все мы разные» | 1 | 2.10 |
10 | «Наши права обязанности» | 1 | 5.10 |
11 | «Чем мы похожи и чем отличаемся» | 1 | 9.10 |
12 | «Копилка добрых дел» | 1 | 12.10 |
| 13 | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 1 | 16.10 |
Мир моих чувств и эмоций | 14 | «Мое имя» | 1 | 19.10 |
15 | «Мое настроение» | 1 | 23.10 |
16 | «Мои чувства и эмоции» | 1 | 26.10 |
17 | «В дружбе-сила» | 1 | 30.10 |
18 | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 1 | 9.11 |
19 20 | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 2 | 13.11 16.11 |
21 | «Моя семья» | 1 | 20.11 |
22 | «Каким я себе нравлюсь?» | | 23.11 |
23 | «Мимика и жесты» | 1 | 27.11 |
Поведение в общественных местах | 24 | «Правила поведения в общественных местах: транспорт» | 1 | 30.11 |
25 | «Правила поведения в общественных местах: музей» | 1 | 4.12 |
26 | «Правила поведения в общественных местах: библиотека» | 1 | 7.12 |
27 | «Правила поведения в общественных местах: метрор» | | 11.12 |
28 | «Правила поведения в общественных местах: театр» | 1 | 14.12 |
29 | «Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей» | 1 | 18.12 |
30 | «Вежливые слова» | | 21.12 |
31 | «Хорошие манеры» | | 25.12 |
32 | «Искусство делать, дарить и принимать подарки» | 1 | 11.01 |
| 33 | «Мои интересы и увлечения» | | 15.01 |
«Познаю себя» | 34 | «Я-неповторимый человек» | 1 | 18.01 |
35 | «Как стать прилежным и старательным» | 1 | 22.01 |
36 | «День рождения» | | 25.01 |
37 | «Мои достоинства» | 1 | 29.01 |
38 | «Я горжусь» | 1 | 1.02 |
39 | «7 моих Я» | 1 | 5.02 |
40 | «Сказка о Горошинке» | | 15.02 |
41 | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 1 | 19.02 |
42 | «Мои недостатки» | 1 | 20.02 |
43 | «Как превратить недостатки в достоинства» | 1 | 26.02 |
44 | «Помни о других – ты не один на свете» | | 29.02 |
45 | «Путешествие по русским народным сказкам» | | 4.03 |
46 | «Я глазами других людей» | 1 | 11.03 |
47 | «Мой класс-мои друзья» | 1 | 14.03 |
Мир моих чувств и эмоциЙ | 48 49 | «Эмоции и поведение» | 2 | 18.03 28.03 | |
50 51 | «Путешествие в страну эмоций» | 2 | 1.04 4.04 | |
52 53 | «Что мешает общению» | 2 | 8.04 11.04 | |
54. | «Саморегуляция» | 1 | 15.04 | |
55 | «Самоконтроль» | 1 | 18.04 | |
56 | «Способы справиться с негативными эмоциями» | 2 | 22.04 | |
| 57 | «Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». | 1 | 25.04 | |
| 58 | «Портрет культурного человека» | 1 | 29.04 | |
| 59 | «Плохо одному» | | 6.05 |
| 60 | «Что мы узнали и чему научились» | 1 | 13.05 |
| 61 | «Мой портрет в лучах солнца» | | 16.05 |
| 62 63 | Диагностика | 1 | 20.05 23.05 |
| | | | |
ЛИТЕРАТУРА
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Интернет-ресурсы