СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа краеведческой направленности для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Родной край"»

МБОУ Пржевальская СОШ


Рассмотрена на ШМО

начальных классов.

Протокол №1 от_августа 2015года

Согласовано:

Зам. директора по УВР


____________ Парфенова З. В.

Утверждено на педсовете

№1 от _______2015

Директор МБОУ Пржевальская СОШ___________Турбаев С. М.







Программа внеурочной деятельности учащихся

«Родной край»

1 класс

Экологическое направление









Срок реализации: 1 год


Разработчик: учитель начальных классов

Домнина Елена Ефимовна

высшая категория








2015 - 2016

Пояснительная записка.

        Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных  занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).

Актуальность курса:

Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Цель кружка «Родной край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся,  расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.

Задачи кружка:

- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;

- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;

- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;

- развивать творческие способности учащихся;

- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;

- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;

- воспитание любви к родному краю, патриотизма;

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, экскурсии, проекты,

выставки.

Планируемые результаты

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:

  • натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.

  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.



Содержание разделов


Характеристика деятельности

1

Я и моя семья. Наша школа. Родной посёлок. Будем жить в ладу с природой.


Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

Воспитывать высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни; Формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом. Формировать представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово. Знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны. Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

Формировать собственную позицию;

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

2

Земля отцов моя земля. Природа родного края. Труд и быт жителей посёлка. Населённые пункты



3

Культурное наследие . Без прошлого нет настоящего..



4

Культура поселка. Земля отцов моя земля. Жизнь дана на добрые дела.



Содержание изучаемого курса «Родной край»

1 класс

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Календарно-тематическое планирование.

1 класс(33 часа)


Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Форма занятия

Дата


Информационное приложение


программа

факт


Я и моя семья

1






Я и моя семья

1






Я и моя семья

1






Наша школа.

1

экскурсия





Наша школа.

1






6

Мой родной край.

1

экскурсия



Презентация


7.

Будем знакомы!

1

игра





8.

Будем знакомы!

1







Любимые занятия.

1






9.

Любимые занятия.

1

практикум



Презентация


10.

Семейные традиции.

3




Презентация


11.

Семейные традиции.

7






12.

Семейные традиции.

1



.



13.

Правила поведения в школе.

1






14.

Знакомство со школой.

2

экскурсия





15.

Школьные поручения.

1






16.

Школьная дружба.

1






17.

Родной посёлок.

1






18.

Родные места.

1




Презентация


19.

Улица, на которой я живу.

1






20.

Правила безопасного поведения на улице.

1

практикум


.

Презентация


21.

Виды транспорта.

1




Презентация


22.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

игра





23

Достопримечательности

1




Презентация


24

Достопримечательности

1

экскурсия





25

Труд людей моей местности.

1






26

Будем жить в ладу с природой

1






27

Будем жить в ладу с природой.

1






28

Красота природы родного края.

1






29

Животные и растения вокруг нас.

1




Рисунки, фото


30

Забота о братьях наших меньших.

1




Фотогалерея


31

Красная книга Смоленской области..

1




Фото, презентация


32

Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

1






33


1







Литература.


  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.

  8. В.М. Гавриленков Русский путешественник Н.М. Пржевальский. – М., 1974; 1989;

  9. В.М. Гавриленков На земле Демидовской. – Смоленск, 1989.

  10. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  1. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

13.В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

14. Смоленская область: Краеведческий словарь. – М. Московский рабочий, 1987г.