МБОУ Пржевальская СОШ
Рассмотрена на ШМО начальных классов. Протокол №1 от_августа 2015года | Согласовано: Зам. директора по УВР ____________ Парфенова З. В. | Утверждено на педсовете №1 от _______2015 Директор МБОУ Пржевальская СОШ___________Турбаев С. М. |
Программа внеурочной деятельности учащихся
«Родной край»
1 класс
Экологическое направление
Срок реализации: 1 год
Разработчик: учитель начальных классов
Домнина Елена Ефимовна
высшая категория
2015 - 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).
Актуальность курса:
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Цель кружка «Родной край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи кружка:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
- развивать творческие способности учащихся;
- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;
- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
- воспитание любви к родному краю, патриотизма;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, экскурсии, проекты,
выставки.
Планируемые результаты
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
№ | Содержание разделов | | Характеристика деятельности |
1 | Я и моя семья. Наша школа. Родной посёлок. Будем жить в ладу с природой. | | Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; Воспитывать высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни; Формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом. Формировать представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово. Знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны. Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; Формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. |
2 | Земля отцов моя земля. Природа родного края. Труд и быт жителей посёлка. Населённые пункты | | |
3 | Культурное наследие . Без прошлого нет настоящего.. | | |
4 | Культура поселка. Земля отцов моя земля. Жизнь дана на добрые дела. | | |
Содержание изучаемого курса «Родной край»
1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс(33 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Информационное приложение | |
программа | факт | |
-
| Я и моя семья | 1 | | | | | |
-
| Я и моя семья | 1 | | | | | |
-
| Я и моя семья | 1 | | | | | |
-
| Наша школа. | 1 | экскурсия | | | | |
-
| Наша школа. | 1 | | | | | |
6 | Мой родной край. | 1 | экскурсия | | | Презентация | |
7. | Будем знакомы! | 1 | игра | | | | |
8. | Будем знакомы! | 1 | | | | | |
| Любимые занятия. | 1 | | | | | |
9. | Любимые занятия. | 1 | практикум | | | Презентация | |
10. | Семейные традиции. | 3 | | | | Презентация | |
11. | Семейные традиции. | 7 | | | | | |
12. | Семейные традиции. | 1 | | | . | | |
13. | Правила поведения в школе. | 1 | | | | | |
14. | Знакомство со школой. | 2 | экскурсия | | | | |
15. | Школьные поручения. | 1 | | | | | |
16. | Школьная дружба. | 1 | | | | | |
17. | Родной посёлок. | 1 | | | | | |
18. | Родные места. | 1 | | | | Презентация | |
19. | Улица, на которой я живу. | 1 | | | | | |
20. | Правила безопасного поведения на улице. | 1 | практикум | | . | Презентация | |
21. | Виды транспорта. | 1 | | | | Презентация | |
22. | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | игра | | | | |
23 | Достопримечательности | 1 | | | | Презентация | |
24 | Достопримечательности | 1 | экскурсия | | | | |
25 | Труд людей моей местности. | 1 | | | | | |
26 | Будем жить в ладу с природой | 1 | | | | | |
27 | Будем жить в ладу с природой. | 1 | | | | | |
28 | Красота природы родного края. | 1 | | | | | |
29 | Животные и растения вокруг нас. | 1 | | | | Рисунки, фото | |
30 | Забота о братьях наших меньших. | 1 | | | | Фотогалерея | |
31 | Красная книга Смоленской области.. | 1 | | | | Фото, презентация | |
32 | Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). | 1 | | | | | |
33 | | 1 | | | | | |
Литература.
В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
В.М. Гавриленков Русский путешественник Н.М. Пржевальский. – М., 1974; 1989;
В.М. Гавриленков На земле Демидовской. – Смоленск, 1989.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
13.В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
14. Смоленская область: Краеведческий словарь. – М. Московский рабочий, 1987г.