Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»
Карыжский филиал
Глушковского района Курской области
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на МС школы на МО школы Директор МКОУ
Протокол № 1 Протокол № 1 «Коровяковская СОШ»
от 2019 г. от 2019 г. _____/ Журба И.П./
Руководитель МС Руководитель МО Приказ №
____/Павленко В.А./ ____/Семишкурова Н.В./ от 2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире животных»
(в соответствии с ФГОС)
на 2019 – 2020 учебный год
Направление «Общеинтеллектуальное»
Возраст детей, на которых рассчитана программа 13- 14 лет
Количество часов - 34
Срок реализации программы – 1 год
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю
Программу составила - Воловченко Ирина Владимировна, учитель биологии
.
с. Карыж – 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия внеурочной деятельности «В мире животных» помогут ребятам повысить интерес к биологии и экологии, расширить знания в этой сфере.
Программа внеурочной деятельности «В мире животных»» составлена в соответствии с:
Федеральным законом №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжением Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями.
Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.
Возраст детей, участвующих в программе – 13 - 14 лет.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Сроки реализации данной программы – один учебный год.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.
На занятиях ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Экологии, Дней леса, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, поделок, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.
Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем, которая выверена мной опытным путем на протяжении нескольких лет работы. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.
На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.
Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время, в летом.
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области биологии и экологии животных.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся по основным вопросам биологии и экологии животных
Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей впроцессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневнойжизнидля ухода заживотными.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе
Воспитывать бережное отношение к живым организмам
Совершенствовать навыки коллективной работы
Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания
Развивать умение учащихся оценивать состояние животных
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
Способствовать развитию творческих способностей
Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.
Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Принцип результативности.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются обучающиеся 7 класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний. Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.
В ходе реализации программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, направленных на:
выявление признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения, анализа и оценки материала
умение четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы
проведение простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.
самостоятельный поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
осознавать ценность природы для человека
ориентироваться в понятиях курса
Биологические и экологические особенности животных
знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;
знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность животных к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на животных;
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);
знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.
понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных
определять виды - биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения
составлять экологические модели, трофические цепи;
Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на занятии;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
анализировать иллюстрации
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
проводить самостоятельный поиск биологической информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою рольв деле охраны окружающей среды
оценивать свои достижения на занятии
доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять коммуникативные навыки
Ведущие формы и методы обучения
Практикумы.
Работа с определителями животных. Рассматривание простейших под микроскопом. Наблюдение за моллюсками и рыбами в аквариуме. Наблюдение за пауком – крестовиком. Наблюдение и учет птиц нашего города.
Экскурсии.
Животные нашего края. Наблюдение за птицами.
Темы проектов
Исследовательские
Птицы на моей кормушке
Учет птиц семейства врановых в зимнее время
Наблюдение за моллюсками аквариума
Наблюдение за поведением рыб в аквариуме
Творческие
Изготовление и развешивание кормушек.
Оформление выставки «В мире животных»
Подготовка игры – викторины «Эти удивительные животные»
Подготовка классного часа «Птица года»
Выпуск листовки «Проходите мимо!»
Выставки поделок и рисунков
Реферативные
Мир невидимок
Загадки кораллового рифа
Планета шестиногих
Мягкотелые. Кто они?
Черви: друзья или враги?
Хищные птицы нашего края
Миграции птиц
Мои домашние любимцы
Ведущие технологии обучения
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.
Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
Критерии оценки компетентностей
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Проектные работы | Практические работы | Творческие работы |
1 | Среды жизни и их обитатели | 2 | - | 1 | - |
2 | Гиганты моря и карлики в мире животных | 4 | - | - | 2 |
3 | Одетые в броню. Рождающие мел. | 4 | 1 | 2 | - |
4 | Ядовитые животные | 6 | 2 | 1 | 2 |
5 | Животные -рекордсмены | 2 | - | - | - |
6 | Животные -строители | 2 | - | 1 | - |
7 | Заботливые родители | 3 | - | - | 2 |
8 | Язык животных | 4 | - | 1 | - |
9 | Животные – понятливые ученики | 3 | - | - | - |
10 | Герои песен, сказок и легенд | 2 | 2 | - | - |
11 | Животные - символы | 2 | 2 | - | - |
12 | Бионика –перспективы развития | 1 | - | - | - |
| Итого: | 34 | 7 | 6 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
Занятие 1. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам.
Лабораторная работа 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Беседа
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 2.Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Беседа
Основные виды деятельности: Групповая
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи)
Занятие 3. Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 4. Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 5. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 6. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: Групповая.
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Занятие 7. Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Лабораторная работа 2 «Движение амёбы при разных температурах»
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие8. Раковины моллюсков.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 9. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 10. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Проект«Защитное и оборонительное поведение рыб».
Основные виды деятельности: групповая
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Занятие 11. Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 12. Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие13. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Проект «Пауки и паутина»
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 15. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Работа с интернетом и литературой по поиску информации.
Проект «Ядовитые лягушки»
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Занятие 17 . Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Основные виды деятельности: Групповая, индивидуальная
Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 20. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: Групповая, индивидуальная
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Занятие 24. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа . Экскурсия «Наблюдение за птицами»
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.Основные виды деятельности: Групповая
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 30. Животные – герои песен и сказок.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная беседа.
Проект «Животные Герои сказок»
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 31. Животные – герои легенд.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная беседа.
Проект«Мифические животные»
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 32. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Проект «Животные как национальные символы стран мира»
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 33. Животные символы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Проект«Животные-символы»
Основные виды деятельности: Групповая
Занятие 34. Бионика как наука.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Рассказ с элементами беседы
Основные виды деятельности: Групповая
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире животных»
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Дата проведения | Примечание |
планируемая | фактическая |
|
1 | Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам. | 1 | Беседа | | | |
2 | Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам | 1 | Беседа Лабораторная работа №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы» | | | |
|
3 | Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. | 1 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | | | |
4 | Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | 1 | Активная лекция | | | |
5 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. | 1 | Исследовательская работа | | | |
6 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги | 1 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | | | |
|
7 | Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. | 1 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации Лаб. Р № 2 «Движение амебы при разных температурах». | | | |
8 | Раковины моллюсков. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
9 | Панцири броненосцев и черепах. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
10 | Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. | 1 | Исследовательская работа Проект «Защитное и оборонительное поведение рыб». | | | |
|
11 | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез | 1 | Исследовательская работа | | | |
12 | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
13 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. | 1 | Активная лекция | | | |
14 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. | 1 | Рассказ с элементами беседы. Проект «Пауки и паутина» | | | |
15 | Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. | 1 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации Проект «Ядовитые лягушки» | | | |
16 | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. | 1 | Активная лекция работа с интернетом и литературой по поиску информации | | | |
|
17 | Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
18 | Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
|
19 | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки | 1 | Активная лекция | | | |
20 | Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. | 1 | Исследовательская работа | | | |
|
21 | Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. | 1 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | | | |
22 | Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. | 1 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | | | |
23 | Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. | 1 | Активная лекция | | | |
|
24 | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
25 | Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
26 | Значение пения птиц, общение млекопитающих. | 1 | Исследовательская работа Экскурсия «Наблюдение за птицами» | | | |
27 | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
|
28 | Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
29 | Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
|
30 | Животные – герои песен и сказок. | 1 | Активная лекция. Проект «Животные Герои сказок» | | | |
31 | Животные – герои легенд. | 1 | Активная лекция. Проект «Мифические животные» | | | |
|
32 | Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. | 1 | Рассказ с элементами беседы. Проект «Животные как национальные символы стран мира» | | | |
33 | Животные символы. | 1 | Активная лекция. Проект «Животные-символы» | | | |
Бионика - перспективы развития (1 час) |
34 | Бионика как наука. | 1 | Рассказ с элементами беседы. | | | |
Охрана жизни и здоровья обучающихся.
Общие правила техники безопасности.
К занятию допускаются дети, изучившие и выполняющие правила по технике безопасности.
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать учителю и не приступать к работе до устранения их нарушений.
Перед занятием и по его окончании необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к школьному имуществу .
В школьном кабинете находиться в сменной обуви, без головного убора.
Техника безопасности во время работы.
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места, входов-выходов посторонними предметами, которые в данное время не используются в работе, играх.
Без разрешения педагога не включать компьютер, теле-, видео-, аудио - аппаратуру.
Использовать электрические розетки только по назначению.
О неисправности аппаратуры сообщать педагогу.
Запрещается самостоятельно устранять неполадки.
Разрешается пить только кипячёную воду.
Требования безопасности при аварийных ситуациях.
При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), покинуть помещение.
При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить электроприбор из сети, покинуть помещение.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература
Для учащихся
«Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.
Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
Журналы «Юный натуралист».
Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.
Маркин В. А. Я познаю мир. Экология. - Москва 2000г.
Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990
Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975
Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»
Для преподавателя
«Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.
Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005
Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989
Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005
Рекомендуемая литература
Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год.
Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах
Беме. Л.Б. Жизнь птиц у нас дома.
Вилли К. Биология « Мир» 1968 год
Виноградоаа В.С. Основы микробиологии и пищевой гигиены
Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» 1989 годИгнатьев Б.В.- Ботаника 1958 год.
Лункевич В.В.-Занимательная биология. «Наука» 1965 год.
Ленский Г.К. Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и овощных культур.
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975 год
Панфилов Д.В. В мире насекомых.
Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год.
Популярная энциклопедия книга первая «Обычное в необычном» 1990 г
Популярная энциклопедия книга вторая «Загадки живой природы» 1993г
Рублев С. Энциклопедия в мире животных. ИД «Владис»-2009 год
Стекольников Л. Что такое Аскалапус ?
Тинберген Н. Поведение животных
Трайтак Д.И. Растения « Просвещение » 1996 год
Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год
Фарб П. Насекомые « Мир» Москва 1976 год.
Я иду на урок биологии книга для учителя Москва « Первое сентября» 2000 год.
Ресурсы Интернета
http://bio.1september.ru
http://www.cultinfo.ru
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
Информационно-техническое обеспечение
Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005
18