Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР
_____________ О.Н. Катина
ПРОГРАММА
воспитательной работы
в группе по профессии «Автомеханик»
на 2018-2021 уч.г.
Срок реализации программы 3 года
Классный руководитель: Строителевой О.В.
Починки 2018
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитательной работы классного руководителя группы |
Исполнители программы | Классный руководитель, педагоги, обучающиеся и их родители |
Цель программы | Разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. |
Задачи программы | 1. создать условия, способствующие становлению профессиональной компетентности личности; 2. создать условия для разностороннего развития личности и становления её творческой активности |
Сроки реализации | 3 года |
Основные направления программы | «Мы разные, но мы равные» первый курс «Мы – патриоты» второй курс «Мы - профессионалы» третий курс |
Ожидаемые результаты | Развитие самоуправления обучающихся в группе, повышение творческой самоактуализации личности и уровня воспитанности обучающихся: формирование выпускника техникума, соответствующего модели выпускника ОПК |
Система организации контроля за исполнением реализации программы | Результаты поэтапного выполнения программы рассматриваются на заседаниях актива группы, методических объединениях классных руководителей. |
I. Объяснительная записка:
- особенности группы
- особенности социального окружения обучающихся
В основу программы положены следующие принципы:
- преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся;
- целенаправленного управления развитием личности обучающегося как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;
- личностного подхода, признающего интересы личности обучающегося и его семьи;
- гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
- сотрудничества, воспитательная работа в группе строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
II. Воспитательные цели
Данная программа реализуется в рамках воспитательной системы техникума, поэтому основной целью программы является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Определены основные целевые ориентиры для каждого курса:
1 курс – формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников; учить умению соотносить свои желания с возможностями других; развивать навыки владения ситуацией с разных позиций, формировать навыки группового взаимодействия.
2 курс - формировать правосознание и гражданскую ответственность; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
3 курс – формировать правосознание и гражданскую ответственность; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
III. Содержание и организация воспитательного процесса.
1. Организация жизнедеятельности студенческого коллектива группы.
Задачи:
1 курс
1. знакомство с коллективом, преподавателями, учебным заведением его традициями и правилами
2. актуализация мотивации обучения и выявление ожиданий обучающихся на предстоящий период обучения
3. решение задач по групповому взаимодействию и поиску вариантов сотрудничества
4. создание благоприятного морального климата, повышение внимания к состоянию здоровья обучающихся и приобщение их к ЗОЖ
2 курс
1.диагностировать познавательные процессы и психологические особенности личности для быстрой адаптации к новым условиям
2. включение обучающихся в активную творческую деятельность, которая поможет им проявить активность, самостоятельность и качественно изменяться
3.совершенствование личности через формирование нравственного, эстетического потенциала, формирование активной гражданской позиции и умение её отстаивать
4. формирование нравственной культуры обучающихся, этики взаимоотношений.
3 курс
1. совершенствование профессиональных качеств: самонаблюдения, самоанализа, самооценки, применение научных знаний в практической деятельности.
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства педагогов, обучающихся и сотрудников, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся.
3. разработка групповых и массовых внеклассных мероприятий, способствующих творческому самовыражению личности
4.воспитание ответственности в области профессиональной деятельности
5. воспитание потребности в профессиональной работе и приобретении новых знаний
6. воспитание самооценки, самоконтроля и саморегуляции.
Направление | Содержание (целевая установка) | Способы решения задач |
«Мы разные, но мы равные» | формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников; учить умению соотносить свои желания с возможностями других; развивать навыки владения ситуацией с разных позиций, формировать навыки группового взаимодействия. | Расписать в системе тематику групповых часов, бесед, экскурсий и т. д. |
«Мы – патриоты» | формировать правосознание и гражданскую ответственность; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. |
«Мы - профессионалы» | повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля; развитие способности, которая позволяет чувствовать себя уверенно, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности. |
2. Организация деятельности органов студенческого самоуправления в группе.
Задачи:
1. повышение общественной, деловой и творческой активности обучающихся
2. выявление и развитие лидерских качеств у обучающихся
3. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов.
Задачи:
1. организация совместной деятельности педагогов, сотрудников техникума и обучающихся группы по достижению поставленных целей и задач
2. привлечение родителей к решению задач воспитания обучающихся
IV Ожидаемые результаты. ( расписываются по годам)
1 курс - сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание обучающимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
2 курс - высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
3 курс - успешное окончание техникума и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание обучающимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.
Воспитание обучающихся в период обучения в ГБПОУ ПСХТ – важнейший и предельно сложный этап воспитательного процесса молодежи, поскольку, являясь неотъемлемой частью выполнения образовательным учреждением своего предназначения – удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена, а также социализации индивида, он постоянно изменяется под воздействием большого числа внешних и внутренних факторов.
Воспитание в техникуме осуществляется на основе следующих принципов:
- преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся;
- целенаправленного управления развитием личности обучающихся как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;
- личностного подхода, признающего интересы личности обучающихся и его семьи;
- гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
- компетентного использования педагогическим коллективом техникума обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов.
Основными ориентирами для оценки результативности воспитания в ПСХТ могут быть показатели сформированности у обучающихся и выпускников таких качеств, которые необходимы им для реализации своих гражданских прав и свобод, соблюдения требований общества, государства, выполнения обязанностей члена семьи, трудового коллектива.
Для целенаправленного развития и повышения качества воспитательной деятельности важное значение имеет её кадровое обеспечение, готовность педагогов к решению проблем и современных задач воспитания. В связи с этим актуальным становиться материальное и моральное поощрение педагогов за успехи в воспитательной деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется целенаправленно, непрерывно, строится на дифференцированной основе, предполагает неотъемлемое право студентов, преподавателей и сотрудников на свободный выбор собственных взглядов и убеждений.
Воспитание в процессе изучения предметов обучения это воспитание через предмет. Основной сферой подготовки практико-ориентированного специалиста является образовательная среда. Цель образования состоит не только в том, чтобы учить, но и в том, чтобы воспитывать. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создавать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности. Нравственный облик обучающихся, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этому процессу причастен.
Внеучебная работа осуществляется в сфере свободного времени обучающихся.
Задачами блока содержание и организация воспитательной работы являются:
- создание условий для развития личности и реализации ее творческой активности;
- развитие воспитательной среды в техникуме
Основные направления:
- создание условий для становления мировоззрения и систем ценностных ориентаций обучающихся;
- формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности;
- воспитание культуры межнационального общения;
- формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
- воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом;
- развитие отношений сотрудничества обучающихся и преподавателей;
- развитие творческой деятельности обучающихся, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности;
- развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи;
- организация отдыха обучающихся как специфической формы реализации образовательного и оздоровительного процессов.
С целью реализации задач и направлений данного блока в техникуме реализуются интегративные направления: «Мы разные, но мы равные», «Мы – патриоты», «Мы - профессионалы». Эти направления отражают ведущие теоретические и методологические положения и принципы, педагогические условия и требования, являющиеся фундаментальными основами организации воспитания обучающихся.
Воспитание творческой индивидуальности обучающихся
Курс | Классные часы |
I курс | «Доброта и справедливость в нашем мире», «Твой вклад в защиту окружающей среды», |
II курс | Беседа «Как бороться с конфликтами», |
III курс | "Что значит быть организованным?", "О вежливости и такте", "Как управ-лять собой?", «Вредные привычки», «Насвай: нужен ли нашим студентам куриный помёт?» |
Кроме проведения классных часов воспитание творческой индивидуальности студента предполагает посещение внитритехникумовских, районных мероприятий (флеш – мобы, дебаты, тематические диспуты, и т.п)
Семейное воспитание
Курс | Классные часы |
I курс | «Поздравляем мам и бабушек с 8 марта», «Группа дружная семья», |
II курс | Составление генеалогического древа «История моей семьи», «Семья в жизни человека», «Причины семейных конфликтов», "Мотивы создания семьи" |
III курс | «Улица, в которой я живу», «Отцы и дети», «Каким должен быть настоящий мужчина?», "Обычное супружество и идеальный брак" |
Внеурочные мероприятия включают в себя проведение или участие в праздниках, конференциях, деловых играх.
Профессиональное воспитание
Курс | Классные часы |
I курс | «Профессия – Автомеханик», «Знакомство с техникумом» |
II курс | «Что значит – человек состоялся?», «Перспективы моей будущей профессии» |
III курс | «Какие воспоминания оставлю я о себе в колледже», «Встреча с людьми моей профессии», «Куда пойти учиться?» |
Кроме этого участие в научно – практических, региональных конференциях, в неделях проф. дисциплин, в посвящении обучающихся.
Воспитание члена коллектива
Курс | Классные часы |
I курс | «Толерантность», «СПИД – Угроза современности», «Культура речи в группе», «Мы против нецензурной речи», «Мы против курения» |
II курс | Диспут «Сколько нас - столько и мнений», «Что значит быть патриотом в современном мире?» |
III курс | "Этикет в общественных местах", «Воспитанный члена коллектива». |
Кроме этого участие в научно – практических, региональных конференциях, в неделях спец дисциплин, в посвящении обучающихся.
Гражданское воспитание
Курс | Классные часы |
I курс | «Профилактика употребления наркосодержащих веществ», «Я имею право», «Правила поведения обучающихся», «Ответственность за правонарушения», «Закон и порядок», «Правила внутреннего распорядка обучающихся ПСХТ», «Единые правила поведения обучающихся», «Комендантской час для подростков в Нижегородской области», «Профилактика употребления табака и спиртосодержащих напитков» |
II курс | «Аты - баты! Стань солдатом!», «Люди мира, на минуту встаньте!», "Горжусь тобой, моя Россия", «Афганистан – наша память и боль» |
III курс | «Пока я помню - я живу», «Этих дней не смолкнет слава!», «Поговорим об ответственности», «Конституция – закон жизни» |
Внеурочные мероприятия включают в себя проведение или участие в краеведческих рингах, экологических конкурсах, конкурсах политической рекламы
Виды деятельности:
1) Разговоры с родителями обучающихся и обучающимися по телефону, по причине пропусков и неуспеваемости.
2) Встречи с родителями обучающихся, по причине пропусков и неуспеваемости.
3) Родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.
4) Отчеты родительского комитета, беседы за круглым столом.
5
) Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.
6) Организация встреч с медицинскими работниками по вопросам контроля здоровья обучающихся.
7) Встречи с работодателями.
8) Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
9) Привлечение родителей в жизнь группы.
10) Индивидуальная помощь проблемным семьям.