РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
По воспитательной работе
Основное общее образование, 8 класс
Классный руководитель: Захарова Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Умственно отсталые дети не владеют житейскими навыками, не настроены на продуктивное общение с взрослыми, не умеют вести себя, а ведь этим детям предстоит адаптироваться к сложным условиям жизни, выйти в общество здоровых людей. Многие выпускники интернатов испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии планировать свое будущее, переживают свою ненужность. Они не умеют общаться. Их речь скудна и дефектна. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Актуальный вопрос о наиболее полной социализации умственно отсталых детей в общество невозможно решить без сформированных у них навыков общения и элементарных навыков культуры поведения. Поэтому необходимы воспитательные мероприятия, на которых дети учились бы общаться, размышлять над нравственной сутью каждого поступка, ориентироваться в вопросах, связанных с правилами культуры поведения, занятия, развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Развивая навыки общения, прививая культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, на природе, знакомя с элементарными законами гостеприимства и правилами поведения за столом, можно помочь детям преодолеть многие сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке.
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие творческих способностей. Эстетическое воспитание в детском доме является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. Экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему воспитательной работы. Работа по воспитанию экологического сознания у умственно отсталых детей в детском доме ведется педагогами ежедневно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня включены прогулки, воспитательные мероприятия, занятия по интересам. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разглядывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять их. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ребенка. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Умственно отсталые дети могут и должны знать, в какой стране они живут, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами.
Охрана здоровья – одно из важных направлений в работе воспитателя с умственно отсталыми детьми. С раннего возраста необходимо формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Очень важно вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться; прививать привычку к чистоте, порядку, аккуратности; развивать представления о полезности этих навыков и привычек. Необходимо учить детей ориентироваться в правилах рационального питания и соблюдения режима дня, приучать к безопасному поведению в соответствующих ситуациях на природе, в детском доме; дать элементарные знания об организме человека, о значении физического труда и физкультуры; знакомить с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма.
Процесс социализации умственно отсталых детей крайне затруднен, прежде всего, тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление называют «социальным вывихом», имея ввиду, что детям с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Задача педагога – «вправить» ребенка в окружающую среду, т.е. помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Цель: Осуществление комплексного подхода к системе социально-трудовой ориентации для дальнейшей интеграции детей в общество.
Задачи:
Личностное развитие
Отработка основных моделей коммуникативного поведения. Развитие внутренней убежденности в востребовании ребенка обществом.
Становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие». Развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого.
Развитие мотивационно-потребностной сферы через знакомство с окружающим миром. Расширение социальной осведомленности.
Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы. Учить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Развивать у детей способность видеть красоту окружающего мира.
Воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Развивать способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Формировать у детей чувство патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Эмоционально-волевая сфера
Коррекция и развитие отношений ребенка в игре, воспитание элементарных межличностных отношений между ребенком и взрослым, между детьми.
Формирование основных базовых эмоций личности: интерес, радость, печаль, удивление, страх, сочувствие, стыд, а также волевых качеств: решительность, настойчивость, смелость и пр.
Учить детей выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.
Учить детей проявлять инициативу, воспитывать самостоятельность, умение руководить своими действиями, преодолевать препятствия, противостоять искушениям или негативным воздействиям.
Трудовое воспитание
Формирование нравственных основ личности детей, приобщая их к самостоятельному посильному труду, знакомя с работой взрослых. Формирование трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.
Формирование осмысленного отношения к деятельности в процессе освоения навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, предметно-практической деятельности, как основы трудовых навыков.
Формирование трудолюбия, осознания полезности труда.
Основы социализации и общения
Развитие у детей навыков общения. Знакомство и отработка общепринятых норм поведения, обязательных форм вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении.
Формирование у детей навыков культурного поведения. Знакомство и отработка правил гостевого и столового этикета.
Формирование у детей навыков сохранения своего здоровья. Формирование потребности и стремления к чистоте и опрятности.
Знакомство и отработка общепринятых норм поведения в общественных местах. Развитие способностей у детей воспринимать реальный мир города, улицы, уметь понимать и ориентироваться в нем.
Охрана здоровья
Расширение представлений о своем организме и путях его оздоровления. Формирование потребности в физическом усовершенствованию. Формировать культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться.
Вырабатывать привычку к чистоте, порядку, аккуратности. Развивать представления о полезности этих навыков и привычек.
Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Учить ориентироваться в правилах рационального питания и соблюдения режима дня.
Приучать к безопасному поведению в соответствующих ситуациях на природе и дома.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллект
Дети знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат развитие художественных способностей.
Воспитывается любовь к прекрасному.
Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
Дети научаться жить дружно, сплочённо.
Работа с родителями.
Цели работы с родителями
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Изучение семей учащихся;
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;
Совместное проведение досуга.
Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;
Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения
Примерная тематика родительских собраний
| Режим дня в жизни школьника. |
| Трудности адаптации в школе. |
| Телевизор в жизни семьи. |
| Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. |
| Родителям о внимании и внимательности. |
| Праздники и будни в нашей семье. |
| Здоровье и гигиена |
| Перелистывая страницы учебного года. |
| Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня. |
| Законы жизни семьи, законы жизни класса. |
| Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой. |
| Причины и последствия детской агрессии. |
| Поощрение и наказание детей в семье. |
| Организация безопасного взаимодействия с компьютером. |
| Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. |
| Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день. |
| Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка. |
| Мой ребенок становится трудным. |
| Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье. |
| Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека. |
| Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка. |
| Неразлучные друзья – родители и дети. |
| Семейные традиции и способность ребенка трудиться. |
| Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. |
| Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. |
| О родных и близких людях с любовью. Эффективность общения. |
| Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло. |
| Как уберечь ребенка от насилия. |
| Поговорим о дружбе. |
| Воспитания желания трудиться. |
Тематическое планирование занятий воспитательной работы.
Направление воспитательной работы: Личностное Разделы и темы |
«Я сам», «Я и другие» «Кто я?» «Мальчики и девочки» «Зачем нужен друг?» «Я среди людей» «Дом, в котором ты живешь» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости» Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» Экологическое воспитание «Осень - художница». Чтение стихов «Волшебница - зима». Чтение стихов «Живые песенки весны». Чтение стихов Человек среди природы «Кто живет в лесу?» «Кто живет в воде?» Птицы Беседа о домашних животных «Съедобное-несъедобное» Чтение художественной литературы: - Л.Аким «Осинка»; - В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь»; - И. Токмакова «Как на горке снег, снег…»; - В. Бианки «Лесная газета», «Последняя льдинка» Эстетическое воспитание «А что там, за окном?» Рисование акварельными красками Прослушивание лучших детских песен из серии «Давайте жить дружно» Детский игровой фольклор (молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки) Чтение сказок о музыке, созданных писателями разных стран: - ЛюцинаЛегут «Музыкальный магазин»; - Александр Кумма «Почему соловьи поют по вечерам» Патриотическое воспитание Имя Родины. Путешествие по родной стране. Город, в котором мы живем. Прослушивание аудиозаписи – «Птичьи голоса русского леса» «Люблю русскую березку» |
Направление воспитательной работы: Эмоционально-волевая сфера
| Разделы и темы |
| Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой Понятие «физическая и эмоциональная боль» «Настроения». Ситуативные игры «Я тебя прощаю» Эмоции интереса, удивления Радость, веселье, удовольствие Горе, печаль, грусть Страх, испуг Страдание, сострадание, сочувствие «Моё настроение». Рисование «Весело и грустно». Игра-упражнение Снятие психоэмоционального напряжения у детей. Упражнения «Ты – лев», «Врасти в землю», «Просыпайся, третий глаз» Игры: «Гора с плеч», «Сломанная кукла» «Театр прикосновений» «Путешествие на голубую звезду» Развитие умения быстро сосредоточиваться. Игра «Что слышно» «Почему взрослые хмурятся?..» Преодоление двигательного автоматизма. Игры «Флажок», «Запретный номер» Этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Все спят» «Как помочь грустному человеку?» «Как помочь сердитому человеку?» Весело играть: «Летает – не летает», Поймай рыбку», «Дождь в лесу» Упражнение-рефлексия «Понравилось – не понравилось» «Узнай эмоции по лицу» Игры на развитие эмоционально-волевой сферы: «Упрямые барашки», «Нехочуха», «Цветочек и солнышко» Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения: «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает» |
Направление воспитательной работы: Трудовое воспитание
Разделы и темы |
Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд «Жилище» Как правильно застилать постель Учимся застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки «Где живут наши игрушки?» «Домашние хлопоты»: мытье игрушек Проводим уборку в доме у книжек Учимся правильно удалять пыль с предметов в помещении Имитирующие игры «Что я показала?», «Покажи, как ты вытираешь пыль», «Что я забыла сделать?» Подметание и мытье пола. Значение данного вида труда. Предметы труда Учебные ситуации по формированию навыков подметания и мытья пола «Посуда» Посуда и столовые приборы Уход за посудой и столовыми приборами Дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?» Сервировка стола к завтраку. Практическое занятие Сервировка стола к обеду, ужину. Практическое занятие Уборка стола после еды (последовательность уборки стола: уборка посуды, сметание крошек, протирание стола влажной тряпочкой) Мытье посуды «Одежда. Обувь» Представления и знания об одежде (назначение, названия предметов одежды, виды одежды) Уход за одеждой (виды труда по уходу за одеждой) Хранение одежды (складывание, развешивание). Практическое занятие Стирка одежды. Практическое занятие Подготовка сезонной одежды к хранению Представления и знания об обуви (назначение обуви, названия предметов обуви, виды обуви) Уход за обувью. Мытье Подготовка сезонной обуви к хранению |
Направление воспитательной работы: Основы социализации и общения
Разделы и темы |
Культура общения Что такое доброта? «…И скажут мне – спасибо» «Как обратиться с просьбой?» «Здравствуйте!» «Как можно пожалеть?» В мире вежливых слов «Письмо доброго сказочника» «Юля пришла в гости». Сюжетно-ролевая игра Мир вокруг нас Транспорт. Назначение транспорта. Названия транспортных средств Культура поведения в общественных местах Мы едем в городском транспорте Что такое улица и по каким правилам она живет? «Мы – пешеходы». Занятие-игра «Мы – пассажиры». Занятие-игра Стихи А. Барто о правилах культурного поведения |
Направление воспитательной работы: Охрана здоровья
Разделы и темы |
Хорошо здоровым быть! «Гимн Здоровью». Чтение стихов о здоровье Вред грязных рук. Беседа. Чтение стихотворения М. Яснова «Я мою руки» «Откуда грязнули берутся?» Создание игровых ситуаций: «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Девочка чумазая» Гигиена полости рта «Мы едим, для того, чтобы жить» Учимся ухаживать за волосами Уход за ногтями «Режиму дня – мы друзья» «Не хочу быть неряхой!» Чтение художественной литературы: - К.Чуковский «Мойдодыр»; - К.Чуковский «Айболит»; - В.Берестов «Лежебока»; - С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; - Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу» Сказка-беседа «В стране Болючке» |
|
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живет в воде?- Ярославль.: Академия развития, 2003г.
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живет в лесу?- Ярославль.: Академия развития, 2003г.
- Аникин В.П. Сборник русских сказок.- М.: Художественная литература, 1987г.
- Баранчикова Е.В. Ехал грека через реку. Загадки, считалки, дразнилки.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000г.
- Богуславская З.М. Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1991г.
- Бианки В. Рассказы и сказки.- Ленинград.: Детская литература, 1981г.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.- М.: Просвещение, 1981г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2004г.
- Груздова И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: - сущность и пути формирования// Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. С.79-88.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.- Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2004г.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение.- М.: АРКТИ, 2005г.
- Женило М.Ю. Школа радости. Конкурсы, викторины, игры.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001г.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома.- М.: Аквариум, 2000г.
- Леонидова Б.Л. Страна «Детсадия».- Москва.: Знание, 1980г.
- Михайлова М.А. Пословицы и поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997г.
- Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном: книга для учащихся. – Москва.: Просвещение, 1982г.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – Москва.: «ТЦ Сфера», 2004г.
- Попов А.Е. Сам себя воспитать должен.- Москва.: Знание, 1980г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас.- Москва.: Просвещение, 2003г.
- Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами в природе.//Начальная школа.1988.-№8.
- Степанов В.А. Родная природа. – Тверь.: Фламинго, 2002г.
- Трунова М. Рисуем, творим, фантазируем…//Дошкольное воспитание. 2000. - №6.
- Шорыгина Т.А. Стихи к детским праздникам. – М.: ГНОМ и Д, 2002г.
Эмоционально-волевая сфера
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – Москва: Сфера, 2003г.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Москва, 1987г.
- Аргайл М. Психология счастья. – Москва, 1999г.
- Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер Пресс, 2008г.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л.: Медицина, 1990г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – Москва.: Просвещение, 1993г.
- Костяк Т.В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст: книга для родителей. – Москва.: Академия, 2008г.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва, 1999г.
- Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996г.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – Москва.: Просвещение, 1992г.
- Микадзе Ю.В. Моделирование педагогических ситуаций. – Москва.: ИнтелТех, 1981г.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – Москва.: Академия, 2004г.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Москва-Воронеж, 2000г.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – Москва, 2002г.
- Славина Л.С. Трудные дети. – Москва.: МПСИ, МОДЭК, 2002г.
- Чистякова М. Психогимнастика. – Москва, 2001г.
Трудовое воспитание
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004г.
- Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – Москва.: Просвещение, 1991г.
- Геронимус Т. Я все умею делать сам. – Москва.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2002г.
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – Москва.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – Москва.: Просвещение, 1985г.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – Москва.: Просвещение, 1991г.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль.: Академия развития, 1997г.
- Огерчук Л.Ю. Волшебная швейная игла. – Москва.: Школа-Экспресс, 2000г.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – Москва, 1985г.
- Репьев В.А. Мастерилка. – Дмитров.: Карапуз, 2001г.
- Цирулик Н.А. Умные руки. – Самара.: Учебная литература, 2002г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара.: Учебная литература, 2002г.
- Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей. – Минск, 1997г.
- Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учебное пособие. – Минск, 1990г.
Основы социализации и общения
- Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – Санкт-Петербург.: Дельта, Аквариум, 1996г.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – Москва.: АРКТИ, 2005г.
- Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003г.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2005г.
- Бушелева Б.В. О культуре поведения. – Москва.: Знание, 1974г.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – Москва.: Просвещение, 2004г.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2004г.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение. – М.: АРКТИ, 2005г.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва-Воронеж.: МОДЭК, 2002г.
- Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среде здоровых сверстников, как метод социальной адаптации// Дефектология, 1997. - №6.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000г.
- Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. – Москва.: Школьная Пресса, 2005г.
- Корк Б. Юный исследователь. – Москва.: РОСМЭН, 1995г.
- Лощинский В.М. Сервировка и этикет стола. – Минск, 1998г.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – Москва.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – Москва, 1996г.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – Москва, 2003г.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ.пособие. – М., 2000г.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. – Москва.: ВЛАДОС, 2003г.
- Семенака С.И. Уроки добра. – Москва.: АРКТИ, 2005г.
- Потерина С.В. Воспитание культуры поведения. – М.: Просвещение, 1986г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – Москва.: Просвещение, 2003г.