ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!»
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка;
- программа ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.
Цель воспитательной работы: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого обучающегося.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
В основу программы были положены следующие принципы и подходы:
-принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, какой он есть;
- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия;
- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.
Программа строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.
Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
1.Познавательная деятельность – экипаж «Наука и образование»:
-интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звездный час», «Своя игра»;
-устные журналы «Хочу все знать!», «Мое Отечество»;
-конкурсы юных сочинителей и художников «Самый, самый»;
-диспуты «Легко ли быть умным?», «Любопытство и любознательность»;
-викторины из разных областей знаний.
2.Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок»:
-организация дежурства в классе;
-операция «Росток», акция «Ревизорро»;
-экодесант;
-деловые игры по ПДД и ТБ.
3.Спортивно-оздоровительная деятельность – экипаж «Спорт и здоровье»:
-дни здоровья и спорта;
-прогулки в осенний и зимний лес;
-устные журналы «Экология и мы», «Здоровый образ жизни»;
-беседы с психологом и школьным врачом;
-школьная спартакиада.
4.Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:
-праздники «Мама, милая мама», «Защитники Отечества», народные;
-творческие вечера «Алло, мы ищем таланты», «День именинника»;
-КВН «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!»;
-турнир знатоков этикета;
- ролевые игры «Смешинка», «Маски-шоу».
5.Шефская деятельность – экипаж «Забота»:
-ролевые игры «Мама спит, она устала», «Приходите в гости»;
-беседы «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них», «В дружбе – сила», «Надо ли любить всех?»;
-акции «Я и мой сверстник», «Мой первый дом – роддом».
6.Информационная деятельность – экипаж «Пресс-центр»:
-оформление классного уголка;
-выставки фотографий «Моя семья», «Моя прекрасная мама»;
-выставки поделок и рисунков «Природа и фантазия», «Золотые руки мам», «Семейные традиции»;
-оформление всех классных дел (грамоты, благодарности и пр.).
В процессе сотрудничества классного руководителя, обучающихся и родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.
1 этап «Будем знакомы» (1 класс)
Задача: изучение интересов, потребностей первоклассников.
Формы работы: часы общения «Расскажи мне о себе», «Что я вижу, чем живу», анкетирование «Мои увлечения», «Я и моя семья».
2 этап «Ребята, давайте жить дружно!» (2 класс)
Задача: создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.
Создание классных традиций: походы и поездки по родному краю, дни именинника, творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты», родительское собрание «Я, ты, он, она, вместе – дружная семья».
3 этап «Что один не сделает – сделаем вместе!» (3-4 классы)
Задача: воспитание самостоятельности, развитие умения организовывать коллективное творчество.
Все обучающиеся заняты в работе классных ученических экипажей. Каждый экипаж выбирает комиссара и старшину, остальные – члены экипажа. У каждого свои обязанности.
Из комиссаров и старшин экипажей образуется Совет учащихся класса. Его функции: подготовка и проведение классных собраний, подготовка и составление плана воспитательной работы.
Высший орган классного соуправления – собрание класса, во главе которого находится командир. Функции собрания: заслушивание информации о решениях Совета учащихся класса, принятие решений по вопросам деятельности класса.
Для реализации программы используются следующие воспитательные технологии:
«Любознайка» - один из вариантов организованного общения одноклассников, наполнением которого является интеллектуальное содержание.
Цель – формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем.
Этапы технологии:
А) Мотивационный этап:
-создание интереса;
-целеполагание.
Б) Основной этап:
-постановка познавательной проблемы;
-обмен информацией;
-создание «поля вопросов»;
-обсуждение вопросов (в разных формах);
-выдвижение и обсуждение гипотез;
-«мостик в будущее» - связующее звено между завершившимся обсуждением и последующей работой «Любознайки».
В) Рефлексия – подведение итогов, обсуждение и анализ вклада каждого обучающегося в общее дело.
Темы «Любознайки» («Есть ли жизнь во Вселенной?», «Почему вымерли динозавры?», «Ум и воля» и др.) могут обсуждаться неоднократно, согласно принципу усложнения содержания. При этом каждый раз тема может рассматриваться все более подробно и глубоко с учетом развивающегося мышления и кругозора ребят.
Правила общения «любознаек»: слушать друг друга внимательно, общаться доброжелательно; спор – не цель, а средство поиска истины; каждую мысль подкреплять фактами и аргументами; не бойся фантазировать; будь точен и краток.
«Путь истины» - это познание истины через согласование мыслей, решений, действий.
Цель – получение школьниками позитивного социального опыта объединения (сравнение, согласование, взаимодополнение, принятие) идей, предложений, мнений.
Этапы технологии:
А) Формирование индивидуального продукта.
Каждый обучающийся на этом этапе в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем вопросы («Что это?», «Из чего состоит?», «Для чего это?» и др.).
Б) Согласование в парах ответов на поставленные вопросы, создание дуэтов.
Участники дуэта из двух продуктов составляют один так, чтобы получилось новое качество, но при этом не должна потеряться индивидуальность.
В) Согласование пар в четверках, создание квартетов.
Работа над созданием нового продукта начинается с оргмомента, где оговаривается ход работы и распределяются роли (координатор – хранитель законов игры, спикер – протоколист, регламентатор – хранитель времени). На этом этапе вводится закон трех «П»: принять, поддержать, понять.
Г) Выступление команд (результаты согласования ответов на поставленные вопросы).
Д) Рефлексия – выяснение ответов на вопросы «Что изменилось в моем настроении?», «Что мне дала игра для учебы и жизни в целом?», «Какое правило в поступках, какой закон в жизни я хочу предложить для себя и для всех?».
Темы для обсуждения могут быть самыми различными. Например, «Что такое совесть?», «Я и мое поколение», «Человек и закон», «Мастера» и др.
«Мысль есть творящая сила» - осознание своей готовности к решению жизненных задач.
Этапы технологии:
А) Самоопределение. Каждый участник отвечает на вопросы «Что я хочу по отношению к …?», «Что я могу делать по отношению к…?», «Что я буду делать по отношению к…?».
Б) Работа в парах. За две минуты участники согласовывают свои версии и готовят общий ответ на вопросы.
В) Работа в четверках. Команды обсуждают и согласовывают свои потребности, способности и решимость делать намеченное.
Г) Выступление команд.
Д) Анализ деятельности (в виде ответов на вопросы «Что и как я делал?», «Что я узнал и чему научился?», «Какие новые вопросы у меня возникли?»).
Темы для обсуждения: «Здоровье мое и твое», «Мода и этикет», «Духовное богатство человека» и др.
Использование указанных технологий (авторы В.Р.Ясницкая, П.Ф.Акбашев, Н.М.Филиппова) дает двойной эффект: для учителя это гармонизация отношений в коллективе; чувство удовлетворения, радость, здоровье; конкретная методическая помощь; для детей – умение общаться, понимать и принимать другого; раскрытие своего творческого потенциала и способностей; самоорганизация (упорядоченность действий, распределение функций, экономия времени).
После согласования с родителями была поставлена цель – добиться, чтобы ребенок сам поступал так, как того требует мораль, и не видел иного для себя варианта.
Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие и гармоничное развитие последнего.
Ожидаемые результаты
Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:
- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;
- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьников;
- тесная связь семьи и школы;
-четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
- творчество, инициатива детей, родителей, учителя;
- создание материально-технической базы;
- доброжелательный микроклимат в коллективе.
Для оценки результативности воспитательной программы «Вместе мы – сила!» определены следующие критерии и показатели ее эффективности:
Уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своем развитии.
Уровень развития коллектива.
Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью классного коллектива.
При разработке программы были использованы такие методики, как:
- оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте (С.А.Нетопина);
- оценка уровня воспитанности учащихся (Е.А.Бушмелева);
- микроисследование «Атмосфера в классе» (Л.А.Байкова);
- методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев);
- методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н.Степанов).
Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее: у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе комфортно; более заметны стали успехи учащихся в городских олимпиадах и конкурсах; большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном коллективе.
Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.