Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено: на заседании МО классных руководителей протокол № __________ «_____» __________ 2020 г. | Согласовано: зам. директора по ВВВР ____________ Н.В. Ярмак «_____» __________ 2020г. | Утверждаю: директор МБОУ СОШ № 1 __________ Т.О.Катербарг «_____» _______2020 г. |
Программа воспитательной работы
Классный руководитель:
Яппарова Лузия Заквановна
2020-2024 учебные годы.
СОДЕРЖАНИЕ:
Паспорт программы …………………………………………… 3
Концепция воспитательной системы класса……………….. 4
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы…….. 8
Механизм реализации программы……………………………11
Этапы реализации Программы ……………………………….13
Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы………………………………………..14
Ожидаемые результаты…………………………………………14
Ресурсное обеспечение программы…………………………….15
Приложения:
1. Направление «Интеллект»………………………………………….16
2. Нравственное направление…………………………………………18
3. Направление « Безопасность и здоровье» ………………………..21
4.Гражданско – патриотическое направление ……………………. 23
5. Направление «Экология»………………………………………… 24
6. Направление «Трудовое – профориентационное » ……………. 25
7. Художественно-эстетическое направление ……………………. 25
8. Направление «Досуг» ……………………………………………… 25
9. Направление «Работа с родителями» …………………………… 26
10. Индивидуальная работа с учащимися ………………………… 28
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Наша школьная страна» |
Сроки реализации | 1 – 4 классы 2020-2021 учебные годы |
Разработчик программы | Яппарова Л. З. |
Участники программы | Учащиеся класса, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе, школьная медсестра. |
Краткая аннотация | Программа направлена на воспитание бережного отношения детей к окружающему миру, их активной гражданской позиции, восприятия ценности человеческих отношений, развитие навыков здорового образа жизни. Занятия по данной программе позволяют формировать нравственные ориен-тиры личностного развития детей. |
Связи, устанавливаемые для реализации программы. | Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, библиотекарь школы. Внешние: детская библиотека, музей, спортивные секции, ДЮСШ, ЦДТ |
Управление программой | Осуществляет классный руково-дитель. В основу воспитательной программы положена совместная деятельность детей, педагогов и родителей. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется зам. директора по воспитательной работе. |
I. Концепция воспитательной системы класса
«Воспитание есть сложное, нелинейное,
многомерное явление…»
(В.А. Караковский)
Род человеческий продолжается детьми. Так было, так будет всегда. Древняя как мир эта истина во все времена имела своё наполнение, свои грани. Сегодня как никогда остро стоит вопрос: Какими будут наши дети? На сколько светлы и чисты в своих помыслах, крепки и совершенны физически? На сколько состоятельны, чтобы готовиться защищать самое естественное право человека – право на жизнь? Что сумеют отобрать в сложном противоречивом калейдоскопе идей, взглядов, ценностей? За кем пойдут? Каким идеалам будут служить? От этого в не малой степени зависит будущее каждой страны, нации, будущее всей планеты. Что можем сделать мы, во имя счастья детей и что могут сами дети, под силу ли им быть активными союзниками взрослых в создании своего завтра? В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие.
Программа воспитательной работы «Наша школьная страна» разработана в соответствии с:
Законом РФ « Об образовании»,
Конвенцией о правах ребенка,
уставом МБОУ СОШ №1
локальными правовыми актами.
Созданная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, педагога дополнительного образования, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся.
Воспитательная работа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогические теории, ведущие идеи:
Реализация программы и основных направлений работы в классе осуществляется с учётом интеллектуальных, психологических, физических особенностей учащихся и оказывает воспитательное воздействие как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность.
Наряду с собственными разработками учреждения довольно успешно используются идеи таких педагогов, как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, А.А. Захаренко. А.А. Погодина:
- педагогика толерантности;
- педагогика гуманизма;
- педагогика сотрудничества;
- педагогика общей заботы.
Принципы воспитательной системы:
Принцип открытости.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности.
Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.
Принцип свободы участия.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи.
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип системности.
Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Воспитательный процесс основывается на деятельностном и личностном подходах:
Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход | Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей |
Программа предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как:
Формы | Методы |
Классные часы Беседы Дискуссии Игровые тренинги Коммуникативные тренинги Праздники КТД Игровые и конкурсные программы Игры имитационные, деловые, драматизации Викторины, познавательные игры | Беседа (в т.ч. эвристическая) Дискуссия Пример Поощрение Убеждение (самоубеждение) Внушение (самовнушение) Игровые методы Метод самореализации Требование Метод воспитывающих ситуаций Метод соревнования Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач Создание и анализ проблемных ситуаций Элементы социально-психологического тренинга |
II. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка.
Личностно-ориентированное воспитание – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Основные педагогические механизмы – это научение, воздействие словом и примером общения, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, воздержание, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья.
Необходимо сделать так, чтобы эти ценности "пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка".
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Главная задача педагога – выявление и эффективное их использование. Необходимо научить детей учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
В 3-4 классах большое внимание необходимо уделить нравственному воспитанию, подготовить детей к обучению в новых условиях в среднем звене.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Это процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регулятором поведения ребенка.
Основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. Для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном поведении, воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития младших школьников является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояния.
Работа по данному направлению включает 3 блока:
Развитие эмоциональной сферы
Знакомство с моральными чертами характера
Развитие коммуникативных способностей «Страна понимания»
Одним из составляющих нравственного воспитания является здоровый образ жизни. Необходимо должное внимание уделять и приобщению к гигиенической культуре, организации здорового образа жизни. Ребенок должен научиться беречь и охранять свое здоровье.
Цель воспитательной работы:
- развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.
Задачи:
содействовать развитию эмоционально-волевой сферы детей, формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни;
способствовать формированию ценностного отношения к природе, как общему дому человечества;
приобщать к истории и культуре Отечества, знакомить с обычаями и традициями наших предков, изучать историю родного края;
р
Основные виды деятельности
азвивать творческие способности детей, воспитывать трудолюбие через конкретные дела.
III. Механизм реализации программы
Главным системообразующим фактором служит совместная и индивидуальная деятельность учащихся, которая носит творческий индивидуально-личностный характер.
Важную роль в нравственном воспитании личности воспитанника играют психогимнастические упражнения (этюды) и тренинги. Главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтоб она скорее выросла – мы можем создать условия для ее развития. Не оценивать детей, не добиваться единственно правильного ответа. Такого ответа и не может быть - ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научить делиться своими проблемами.
Главное – создание атмосферы морально- психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию коллектива в целом.
Формирование самоуправленческих начал в жизни класса.
Для организации самоуправления в начале каждого учебного года проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган самоуправления - Солнечное собрание – совет класса. Он координирует и контролирует работу всех творческих групп, решает текущие вопросы.
На заседании Солнечного собрания проводится подведение итогов за неделю, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности творческой группы, проходит подсчет заработанных баллов каждым учеником класса по следующей схеме:
Начисление баллов:
получение положительных оценок («4» и «5») – 2 балла за каждую оценку;
подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
призовое место в любом мероприятии – 15 баллов;
участие в трудовых делах – 10 баллов максимально.
Снятие баллов:
опоздание на уроки – 5 баллов;
оскорбление друг друга – 3 балла;
получение отрицательных оценок – 1 балл за каждую оценку.
IV. Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания воспитательной работы
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу воспитательной работы
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы воспитательной работы «Наша школьная страна»
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Обогащать содержание воспитательной работы
Разработать методические рекомендации по воспитательной работе.
Вовлекать в воспитательную работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации воспитательной работы.
Принимать участие в конкурсах, мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровня.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы воспитательной работы.
Задачи:
Обобщить результаты воспитательной работы в классе.
Провести коррекцию затруднений в реализации воспитательной работы.
V. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
N | Критерии | Диагностические методики |
1 | Степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, школьной жизнью | Методики «Какой у нас коллектив» (автор А.Н. Лутошкин, А.Андреев) «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» |
2 | Состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребенка | Социометрия |
3 | Уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном обществе | Игра «Магазин» (автор О.В. Соловьев) |
4 | Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся | Методика для изучения социализированности личности учащихся (автор М.И. Рожков) |
5 | Уровень нравственной воспитанности | Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» (для младших школьников) автор Н.Е. Щуркова |
6 | Наличие адекватной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях | Опросник субъективного отношения к самому себе. Тест «Цветок настроения» |
7 | Определение интересов и потребностей младших школьников, выявление направленности интересов | Игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-самоцветик» (автор И.М. Витковская) |
8 | Изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года | Методика «Репка», Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему?» |
Ожидаемые результаты
формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое в жизни и искусстве;
формирование нравственных и деловых качеств;
гражданская сознательность;
укрепление здоровья;
трудовая активность;
активное участие родителей в жизни класса.
Ресурсное обеспечение программы
Группы ресурсов | Их виды |
Нормативно-правовые | Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка Устав школы |
Кадровые | Участники программы: учителя, родители |
Методические | Литература: Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1 - 4 кл. М., Вако, 2012. Классные часы в 1- 4 классах /авт.-сост. И.В, Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2015. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе.- ТЦ «Учитель», 2017. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе (3-4 класс) – Москва ИКЦ «Март», 2016. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, - Москва, 2018. Спутник классного руководителя. 1- 4 классы /авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2012. |
Материально-технические | Медиа-класс, спортзал, актовый зал школы, АРМ учителя в кабинете, ТСО (магнитофон, телевизор, DVD и т.д.) |
Классный руководитель Яппарова Л. З.
В 1 «А» классе обучается 25 учеников, из них 13 мальчиков и 12 девочек. Большинство из них 2013 года рождения, 1 ученик – 2012 г. Полных семей – 20, 5 учеников из неполной семьи. В классном коллективе 3ученика из многодетных семей, 2 имеют статус ОВЗ..
Особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.
С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат. Между собой они общительны, доброжелательны. При этом не упускают возможность покритиковать отвечающих на уроке, если те дают слабый результат работы. Эти качества способствуют усвоению учебной программы. Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с дополнительными заданиями, за исключением человек, которым адаптация к школе дается с трудом. Это Стёпкин Даниил ( ОВЗ), Зобов Артём (ОВЗ), Арутюнян Лилит. С родителями этих детей проведена работа на индивидуальных встречах, а также дополнительные индивидуальные занятия во внеурочное время.
Многие ученики посещают спортивные секции и кружки.
Большинство семей, в которых воспитываются ученики 1 «А» класса, имеют одинаковый социальный статус и почти равны по возрасту. Преимущественно родители интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий.
Приложения
1. Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Содержание воспитательной деятельности |
Форма воспитательной работы | Тематика |
1 КЛАСС |
Акция | «Первосентябрьский калейдоскоп» |
Праздник | «Посвящение в ученики» |
Игра-путешествие | «Все мы разные» |
Классный час | «Учись учиться» |
Классный час | «Здравствуй, Бабушка-загадушка» |
Праздник | «Прощание с Азбукой!» |
Конкурс | «Лучший чтец начальной школы» |
Парад знаний | «До свидания, 1 класс» |
2 КЛАСС |
Праздник | «Все начинается со школьного звонка» |
Классный час | «Книга – твой друг, береги её!» |
Игра | «Крестики-нолики» |
Тренинг | «Я и моё имя» |
Предметная неделя начальных классов | |
Литературная викторина | «Путешествие в страну сказок» |
Парад знаний | «До свидания, 2 класс» |
3 КЛАСС |
Праздник | «Азбука школьной жизни» |
Викторина - игра | «Мои любимые уроки» |
Игра | «Что? Где? Когда?» |
Марафон | «Юный интеллектуал» |
Классный час | «Кто много читает, тот много знает» |
Читательская конференция | «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова) |
Парад знаний | «До свидания, 3 класс» |
4 КЛАСС |
Праздник | «Мы рады новой встречи с вами» |
Игра | «Умники и умницы» |
Классный час | «Ученье – свет, а неученье – тьма» |
Районные предметные олимпиады | |
Литературная встреча | «Хлеб всему голова» |
Интеллектуальная игра | «Кто хочет стать математиком?» |
Парад знаний | «До свидания, 4 класс» |
Проектная деятельность
Проект «Путешествие в хлебную страну» - 2 класс
беседа «Как к нам приходит каравай»
встреча с местными хлеборобами
изготовление поделок из соленого теста.
Проект «Посох Деда Мороза» - 3 класс
Группы детей (каждая группа выбирает себе одну страну) рассказывают и, по возможности, показывают, когда и как отмечается рождение года: какие обычаи, связанные со встречей Нового года, существуют у разных народов, в разных странах мира.
Проект «Аквариум» - 4 класс
Дети изучают тему «Аквариум – маленькая экосистема», знакомятся с разнообразием аквариумных рыбок, условиями их содержания. Затем изготавливают декоративное панно для детского сада «Аквариум»
2. Нравственное направление
Цель:
Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.
Задачи:
Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Содержание воспитательной деятельности |
1 КЛАСС |
Форма воспитательной работы | Тематика | Основная идея |
Классный час | Какой я? Какая я? | Дать представление о качествах, выражающих отношение к себе; побудить к самоанализу, самооцениванию |
Беседа | Моя семья. | Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях. |
Игра | Мои желания. | Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. |
Тренинг | Я и моё имя. | Углубить знания об именах и о своем имени; формирование положительного отношения к себе и своему имени. |
Классный час | «Экзамен в Спасибограде» | Способствовать развитию доброты между учащимися, нравственных качеств, вежливости. |
Беседа | «Добрые дела» | Научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. |
2 КЛАСС |
Классный час | «Учимся строить отношения» | Формирование представления о внешних проявлениях добра и зла; усвоение «главного правила нравственности»; формирование представления о сочувствии, сопереживании. |
Тренинг | Учимся строить добрые отношения в семье. | Приобретение опыта принятия как положительных, так и отрицательных переживаний |
Классный час | «Умей дружить» | Дать представление о дружбе, товариществе; побудить к рефлексии отношений с одноклассниками, своих качеств как друга (подруги); показать ценность дружбы. |
Дискуссия | Любовь – главное чувство человека. | Дать представление о любви как одной из величайших жизненных ценностей; побудить к самоанализу, размышлению о своих чувствах к близким, их проявлениям; побудить к стремлению совершенствовать себя. |
Игра | Кто я? Какой я? | Формирование адекватной самооценки учащихся |
Игра | Мой характер. | Развивать у учащихся адекватно реагировать на собственные неуспехи и успехи других; развивать уважение и вежливое отношение к людям. |
Беседа | «Я и моя семья или я – не один» | Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи |
3 КЛАСС |
Тренинг | Учимся оказывать и принимать знаки внимания. | Развивать внимательное отношение к окружающим людям; формировать умение оказывать и принимать знаки внимания; развивать взаимоуважение и вежливое отношение к людям; учиться быть внимательным к самому себе и окружающим |
Тренинг | Учимся реагировать на критику окружающих людей. | Развивать умение адекватно реагировать на критику окружающих людей; учиться находить позитивный выход из сложной ситуации; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого человека. |
Классный час | «О культуре общения» | Развивать умение участвовать в свободной беседе; развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого. |
Классный час | «Ответственность человека» | Формирование ответственности за свои поступки |
Тестовое занятие | Взаимоотношения и дружба в классе. | Развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим. |
Диагностическая Игра | «Путешествие в страну увлекательных занятий» | Выявление интересов, склонностей и увлечений учащихся. |
Классный час | «Всегда ли я хороший» | Стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим. |
Праздник | «День творчества» | Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе праздничного досуга. |
4 КЛАСС |
Игра | «Волшебный кристалл» | Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе проведения совместного праздничного досуга. |
Конкурсная программа | «Самый, самый, самый» | Идентификация себя в коллективе. |
Классный час | «Учись властвовать собой» | Формирование толерантности к себе. |
Игровой тренинг | «Гармония с самим собой!» | Развитие навыков самоанализа и укрепление процесса позитивного самопринятия личности. |
Игровой тренинг | «Перекресток души» | Поддержать процесс формирования у детей позитивной самооценки. |
КТД | «Это здорово!» | Осознание и самопринятие каждым ребенком своих способностей, личностных черт через совместную творческую деятельность. |
3. Направление « Безопасность и здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Знакомить с основами личной безопасности человека
Содержание воспитательной деятельности |
Форма воспитательной работы | Тематика |
1 КЛАСС |
Беседа | «Где я был, когда меня не было? История появления человека на свет.» |
Классный час | «Что такое режим дня?» |
Спортивные соревнования | «Веселые старты» |
Игры на воздухе | «Хорошо с горы катиться!» |
Спортивные соревнования | « Зоологические забеги» |
Праздник | «Мы пешеходы!» |
Беседа | «Осторожно – тонкий лед!» |
Классный час | Азбука безопасного поведения |
2 КЛАСС |
Час общения | О режиме дня |
Беседа | О дружбе девочек и мальчиков. Сор, сор – никогда! Мир, мир – навсегда! Как научиться не обижать друг друга. |
Классный час | Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства. |
Спортивные соревнования | Футбол |
Классный час | «Здоровые и вредные привычки»» |
Беседа | «Как правильно одеваться осенью и зимой» |
3 КЛАСС |
Беседа | «Безопасный маршрут в школу» |
Час общения | «Режим дня – здоровый образ жизни» |
Классный час | «Невидимые враги человека, которые ему мешают жить» (курение, алкоголь, наркотики) |
Практикум | «Как не быть втянутым в преступную деятельность» |
Спортивные соревнования | «Гиннес – шоу» |
Прогулка в лес | «Все на лыжи!» |
Соревнования велосипедистов | «Мой друг – велосипед!» |
4 КЛАСС |
Час общения | Режим – это разумное распределение времени» |
Акция | Здоровым быть модно! |
Классный час | Как вести себя в конфликтных ситуациях |
Встреча со школьной медсестрой | «Закаляйся и будь здоров!» |
Спортивные соревнования | Амреслинг |
Классный час | «Я выбираю здоровье» |
Рейд | «Опрятная внешность» |
Инструктаж правил поведения на воде | «Будем плавать, загорать!» |
Проектная деятельность
Проект «Здоровье и безопасность» - 3 класс
ознакомление со свойствами организма;
«Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
«Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
«Мое чудесное тело»;
«Наши болезни»;
«Азбука безопасности»;
трудовая деятельность;
художественная деятельность;
опыты со свечой.
Проект «История Олимпийских игр» - 4 класс
беседа «Олимпийская Родина»;
виртуальное путешествие в Олимпийский музей;
столицы Олимпийских игр;
работа над созданием брошюрки для школьной библиотеки «История Олимпийских игр».
4.Гражданско – патриотическое направление
Цель:
формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Содержание воспитательной деятельности |
Форма воспитательной работы | Тематика |
1 КЛАСС |
Классный час | «Россия – родина моя!» |
Конкурс - викторина | «О солдатах и генералах» |
Путешествие по календарю | «Праздники для всей страны» |
Выставка рисунков | «О тех, кто мир нам подарил» |
Экскурсия в школьный музей | «Ветераны – односельчане» |
Вахта памяти | День Победы |
2 КЛАСС |
Классный час | «Наша страна и её символика» |
Литературная композиция | «Наша российская армия» |
Классный час | « Права ребенка в новом веке» |
Изготовление подарков для ветеранов | «Тебе, ветеран!» |
Экскурсия в школьный музей | Рассказ о летчиках, погибших на территории города в годы ВОв |
Вахта памяти | День Победы |
3 КЛАСС |
Классный час | «Русский язык – язык моего Отечества» |
Классный час - путешествие | «Знания нужны мне и моей стране» |
Виртуальная экскурсия | «Моё Отечество!» |
Лирико-поэтический час | «Защитники Родины моей» |
Экскурсия в школьный музей | «Труженики тыла» |
Вахта памяти | «Звучит памятный набат!» |
4 КЛАСС |
Классный час | «Школа – наш общий дом!» |
Утренник | «Россия, мы дети твои» |
Классный час | «Мой любимый округ- ХМАО» |
Диспут | «Какое оно наше общество?» |
Классный час | «Я люблю Сургут! » |
Экскурсия в школьный музей | «Почетные граждане Сургута» |
Вахта памяти | «Вспомним героев своих!» |
Концерт | «Сороковые – роковые!» |
5. Направление «Экология»
Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе экологической деятельности.
Задачи:
Расширение знаний по экологии, об окружающем мире;
прививать ответственное отношение ко всему живому, разумно пользоваться дарами природы
Содержание воспитательной деятельности |
Форма воспитательной работы | Тематика |
1 КЛАСС |
Тематическая неделя | «Волшебница-осень» |
Беседа | «В природе должно быть чисто и красиво» |
КТД | «Экологический аукцион» |
Викторина | «Природа – наш друг» |
2 КЛАСС |
Экскурсия | «Славная осенняя пора» |
Практическая работа | «Подкормим птичек» |
Классный час | «Наступление весны» |
Конкурс рисунков | «Охранять природу – охранять Родину!» |
3 КЛАСС |
Выставка поделок | «Дары осени!» |
Изготовление кормушек | «Поможем птицам!» |
Трудовой десант | «Наведем весной порядок» |
4 КЛАСС |
Экскурсия | «Золотая осень» |
Практическая работа | «Птичьи столовые» |
КТД | «День птиц» |
Конкурс экологических плакатов | «Гармония в природе» |
Эколого-трудовой десант | Посадка мелких культур на пришкольном участке |
6. Направление «Трудовое – профориентационное »
Трудовое
Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, проведении субботников, генеральных уборок класса, подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.
Профориентационное
Формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
Содержание воспитательной деятельности |
Форма воспитательной работы | Тематика |
1 КЛАСС |
Классный час | «Такие разные профессии» |
Конкурс рисунков | «Интересная профессия» |
2 КЛАСС |
Классный час | «Профессия повар» |
Ролевая профориентационная игра | «Наши мамы» |
3 КЛАСС |
Классный час | «Профессия пожарный» |
Конкурс сочинений | «Мне нравится профессия…» |
4 КЛАСС |
Классный час | «Все профессии важны – все профессии – нужны» |
КТД | «Фестиваль профессий» |
7. Художественно-эстетическое направление
Реализуется при подготовке выставок для праздников « Мой первый успех», « Мои достижения», посещение музеев, встреч с мастерами – умельцами, при участии в конкурсах рисунков и поделок в различного уровня, выпусков стенгазет.
8. Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Ежегодные мероприятия:
Участие в общешкольных мероприятиях
День Здоровья
Праздник Осени
День Матери
Новогодний праздник.
«А ну– ка, мальчики!»
Праздничный концерт для мам.
Конкурсные программы
КТД
9. Направление «Работа с родителями»
Задачи взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей.
Формы взаимодействия с семьей:
анкетирование родителей;
индивидуальные беседы;
проведение консультаций на разнообразные темы ( памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);
родительские собрания;
наглядные формы пропаганды.
Совместные КТД:
- День здоровья
- «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Экскурсии
- Праздники
Тематика родительских собраний:
1 класс
Организационное собрание. Задачи на учебный год. Выбор родительского комитета, планирование работы на год.
«Приоритетные направления в современном семейном воспитании».
«Толерантность в разрешении конфликтов».
«Как помочь ребенку стать внимательным»
2 класс
Организационное собрание. Задачи на новый учебный год. Выбор родительского комитета, планирование работы на год.
«Воспитание ненасилием в семье».
«Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному».
«Дружба начинается с улыбки»
3 класс
Организационное собрание. Задачи на новый учебный год. Выбор родительского комитета, планирование работы на год.
« Взаимосотрудничество как основа формирования взаимоотношений в семье».
«Педагогика взаимопонимания».
«Один плюс один равно один»
4 класс
Задачи на новый учебный год. Выбор родительского комитета, планирование работы на год. Встреча с психологом.
«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
«Роль семьи в формировании моральных качеств и позитивной самооценки школьника».
Как правильно распределить силы ребенка. Окончание учебного года. Весенние особенности детей младшего школьного возраста (беседа со шк. медсестрой).
Индивидуальная работа с учащимися
Индивидуальная работа с учащимися, учителями-предметниками по предварительным итогам успеваемости
Проведение индивидуальных занятий школьного психолога
Индивидуальная работа по коррекции поведения.
Индивидуальная работа по воспитанию физической культуры.
Творческие мастерские общения.
Организация репетиций.
Оказание помощи в проявлении художественных способностей при подготовке к конкурсам
Индивидуальные занятия.
Оказание помощи в проявлении музыкальных способностей при подготовке и проведении мероприятий.
29