СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Занимательный синтаксис"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей 14-15 лет. Срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Занимательный синтаксис"»

МОУ «Сынтульская СОШ» филиал Алешинская ООШ













Образовательная программа объединения

«Занимательный синтаксис»






Программа рассчитана на детей 14-15 лет.

Срок реализации – 1 год.
















Руководитель: Абрамова Л.Н.


2. Учебно-тематический план.

Название тем курса

Всего

часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

РАЗДЕЛ 1. О словах и их сочетаниях. ( 5 ч.)

1.

Введение. Всемогущий синтаксис.

1

Практическая работа. Составление предложе-

ний. Работа со словарём.

Устный опрос.

Взаимопроверка.

2.

Из истории русской пунктуации.

1

Рассказ учителя. Сообщения учащихся.

Викторина.

3.

Интонация и пунктуация.

1

Беседа. Занимательные

задачи.

Работа с текстом.

4.

Логическое ударение и порядок слов.

1

Беседа. Игра « Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановления строки».

5.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

1

Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа. Составление рассказа.

РАЗДЕЛ 2. Основные виды подчинения. ( 6ч.)

6.

Согласование.

1

Сообщения учащихся.

Графическое обозначение связи.

Практическая работа.

Словарная работа.

Конструирование предложений.

7.

Управление.

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Нахождение алгоритма «расшифровки записи».

8.

Конкурс знатоков русского языка.

1

Игра.

Мини-сочинение

«Я русский бы выучил только за то…».

9.

Примыкание

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи.

Формирование принципа группировки словосочетаний.

10-11

Основные виды подчинения

2

Семинар. Работа в группах. Практическая работа.

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему.

Раздел 3. Простое предложение (5 ч.)

12

Типы предложений. Общие сведения

1

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа

Сочинение – миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами.

13-14

Подлежащее и сказуемое. согласование сказуемого с подлежащим.

2

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме

Рассказ о спорте. Изложение.

15

Нераспространённые и распространённые предложения

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы.

Игра «будь внимателен!»

16-17

Второстепенные члены предложения.

2

Семинар. Работа в группах по заданной программе.

Письменный ответ на вопрос.

18-19

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.

2

Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала.

Дополни ответ товарища… игра «Своё предложение». Рассказ «Кто лучше?»

20

Неполное предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

1

Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами.

Устный опрос. Работа с текстом.

21-22

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

2

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах.

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса».

23-24

Обособление второстепенных членов предложения

2

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарём.

Составление памятки «частные условия обособления». Конструирование предложений.

25-26

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения).

2

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу всё знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Раздел 4. Сложные предложения (4 ч.)

27-28.

Виды сложных предложений.

2

Сообщения учащихся.Составление таблицы «Виды сложных предложений».Редактирование стилистического текста.

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

29.

Простое предложение.

1

Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах.

Игра «Всё о простом предложении».

Раздел 5. Пунктуация (5ч.)

.





30.

Трудные случаи пунктуации.

1

Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала.

Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебникак».

31-32.

Трудные случаи разбора предложения.

2

Практикум.


33.

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение».

1


Определение победителей в 3-х номинациях.

34.

Обобщение знаний.

1



































  1. Пояснительная записка.



Направленность программы - научно-предметная.


Новизна:


В школьном курсе русского языка синтаксис занимает особое положение. Именно через синтаксис проводится работа по развитию речи в её устной и письменной форме, осуществляется основная практическая цель изучения русского языка в школе. В синтаксисе нашей речи реализуется лексический состав языка, морфологические формы слова, речевые, орфографические, пунктуационные нормы.

А синтаксические упражнения позволяют глубоко проникнуть в суть родного языка, вырабатывают привычку логического мышления. Кроме того, без вдумчивого, целеустремлённого синтаксического разбора предложения невозможно овладеть русской пунктуацией, сознательно сделать выбор того или иного знака, отредактировать текст.

Исходя из этого, мной составлена образовательная программа объединения «Занимательный синтаксис».



Актуальность:

Формирование коммуникативных навыков и развитие творческих способностей учащихся.

При новой форме сдачи экзаменов и поступлении в учебные заведения учащимся недостаточно знаний базовой программы, поэтому содержание программы восполняет эти знания.



Основная цель программы – способствовать углублённому изучению синтак-

сиса и на его основе росту речевой культуры

школьника.




Задачи:



- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- развитие интонационно выразительной речи;

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка;

-расширение запаса знаний учащихся в области синтаксиса, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.



Возраст детей, участвующих в реализации программы – 14- 15 лет.



Реализация программы рассчитана на 1 год.



Срок реализации - 2017-2018 уч. год.



Режим проведения занятий – вторник 14.15-1450.



Ожидаемые результаты:


В результате изучения курса учащиеся должны уметь:


- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться у мастеров культуры;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- находить различие между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений ( и помнить, что они не означают тождества);

- использовать синонимические варианты выражений одной и той же мысли.




















-





3.Содержание программы.


РАЗДЕЛ 1. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ. ( 5 ч.)


Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение слов.


Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.



РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ. (6ч.)


Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.


Управление.


Двойное управление. Объективные, субъективные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.


Примыкание.


Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.



РАЗДЕЛ 3. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (5ч.)


Типы предложений.


Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.


Главные члены предложения.


Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.


Второстепенные члены предложения.


Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).


Обособленные второстепенные члены предложения.


Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.


Уточняющие члены предложения.


Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.



Слова, не являющиеся членами предложения.


Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.



РАЗДЕЛ 4. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ( 4ч.)


Сложное предложение.


Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.



РАЗДЕЛ 5. ПУНКТУАЦИЯ (5ч.)


Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.








4.Литература.

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2-х ч..- Ч.2.-М., 1967г.

  2. Блинов Г.и. Изучение связи слов на уроках русского языка.-М.,1963г.

  3. Грамматико-стилистические упражнения при узучении синтаксиса / сост. В.А.Мызина.- М.: Просвещение,1979г.

  4. ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах.: практический курс.- М.: Вербум,2001г.

  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.-М.: АСТ-ЛТД, 1998г.

  6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под редакцией П.Н.Денисова, В.В. Морковкина,- М.,1978г.

  7. Постникова И.И., ЗинченкоТ.Н. и др. Это непростое простое предложение.-м.:Просвещение,1985г.

  8. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике.-М.:Знание,1978г.

  9. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.-М.:Просвещение,1976г.

  10. КодуховВ.И. Рассказы о синонимах.-М.:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!