Пояснительная записка
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Актуальность программы «Маленький артист» связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.
Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала.
На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника.
Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации, где учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Цель программы:
– создание условий для развития личности ребёнка;
– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих задач:
– опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
– привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного,
воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и
методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. Занятия проводятся и в классе, и вактовом зале. Доверительная атмосфера создается при помощи работы в кругу, и педагог становится одним из участников театральной игры.
Объём программы: всего 34 часа, участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиН.
Программа составлена с учетом учебного пособия для детей «Театр» (автор И.А. Генералова; М.: Баласс, 2012).
Содержание программы34 часа.
«Магия слов». Писатель в театре.«Дом для чудесных представлений»
№ Содержание Теорет. Практ. Всего
п/п часы часы часов
1 Магия слов. Создание спектакля. – 3 3
Повторение
2 Язык жестов, или Как стать воспи- 1 1 2
танным
3 Учимся говорить красиво, или Как – 4 4
избавиться от «каши»
4 Создатели спектакля: писатель, 1 23
поэт, драматург
5 Рифма, или Похожие «хвосты» 224
6 Искусство декламации, или 2 3 5
«Штраннаяиштория»
7 Играем в слова, или моя Вооб- 1 2 3
разилия
8 Дом для чудесных представлений 19 10
Итого 8 26 34
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | По плану | По факту |
Раздел 1.Магия слов. Создание спектакля (3 ч) |
1 | Чтение по ролям. | 1 | 07.09 | |
2 | Распределение ролей . | 1 | 14.09 | |
3 | Показ отрывков. | 1 | 21.09 | |
Раздел 2. Язык жестов | | | |
4 | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра | 1 | 28.09 | |
5 | Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени» | 1 | 05.10 | |
Раздел 3.Учимся говорить красиво или Как избавиться от «каши» (4 ч) |
6 | Дикция. Тренинг гласных звуков | 1 | 12.10 | |
7 | Тренинг согласных звуков | 1 | 19.10 | |
8 | Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение стихотворений с разной интонацией | 1 | 26.10 | |
9 | Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе | 1 | 02.11 | |
Раздел 4.Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (3 ч) |
10 | Литературная часть в театре. Драматург и пьеса | 1 | 09.11 | |
11 | Литературная часть в театре. Драматург и пьеса | 1 | 16.11 | |
12 | Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом | 1 | 23.11 | |
Раздел 4. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч) |
13 | Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах | 1 | 30.11 | |
14 | Ритм Детские считалки, или «Эники-беники» | 1 | 07.12 | |
15 | Инсценирование веселых стихов и считалок. | 1 | 14.12 | |
16 | Инсценирование веселых стихов и считалок. | 1 | 21.12 | |
Раздел 5. Искусство декламации, или «Штраннаяиштория» (5 ч) |
17 | История возникновения ораторского искусства | 1 | 28.12 | |
18 | Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук» | 1 | 11.01 | |
19 | Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…» | 1 | 18.01 | |
20 | Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности | 1 | 25.01 | |
21 | Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности | 1 | 01.02 | |
Раздел 6. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч) |
22 | Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека | 1 | 08.02 | |
23 | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в предлагаемых обстоятельствах | 1 | 15.02 | |
24 | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в предлагаемых обстоятельствах | 1 | 22.02 | |
Раздел 8. Дом для чудесных представлений (10 ч) |
25 | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение» | 1 | 01.03 | |
26 | Упражнения «Тень», «Зеркало» | 1 | 15.03 | |
27 | Экспромт «Сказка» | 1 | 22.03 | |
28 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: монолог, диалог | 1 | 29.03 | |
29 | Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». | 1 | 05.04 | |
30 | Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок» | 1 | 12.04 | |
31 | Урок – концерт. | 1 | 19.04 | |
32 | Урок – концерт. | 1 | 26.04 | |
33 | Урок – концерт. | 1 | 03.05 | |
34 | Урок – концерт. | 1 | 10.05 | |
Тематическое планирование
Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (3 ч)
Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все
театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».
Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (2 ч)
Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».
Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от
«каши» (4 ч)
Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.
Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург ( 3 ч)
Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия.
Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
Раздел 6. Искусство декламации, или «Штраннаяиштория» (5 ч) История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы
древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное
чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками.
Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.
Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)
Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськибятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».
Раздел 8. Дом для чудесных представлений (10 ч)
Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы «Маленький артист»» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении обучения по программе учащиеся должны знать:
– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
– создавать пластические импровизации на заданную тему;
– сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Способы определения результативности
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
Литература
1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра/Ю.Л. Алянский.–М.:АРКТИ, 1998.
2. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие
искусств в педагогическом процессе/Т.А. Барышева.-М.: Инфа-М., 2000.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991.
4. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М. :Баласс, 2012.
5. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов/В.Г. Давыдов.-М., 1992. – С. 10–24.
6. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
7. Дорфман, Л. Эмоции в искусстве/Л. Дорфман. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Караманенко. – М. :Учпедгиз, 1960.
10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб,1997
11. Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М. : Просвещение, 1985.
12. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы /А.Д. Крутенкова.-Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
13. Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993.
14. Лук, А.Н. Психология творчества /А.Н. Лук. – М.:Наука, 1988. – С. 4.
15. Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова.-М. : Просвещение,1979.
16. Маханёва,М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/М.Д. Маханёва. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
17. Немеровский, А.П.Пластическая выразительность актёра/А.П. Немеровский. – М. : Просвещение, 1976.
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова.-М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
19. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок/О.В. Парулина.-Смоленск, 2000.
20. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева.- М.: ТЦ«Сфера», 1997.
21. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1978.
22. Савкова, З.В. Техника звучащего слова : методическое пособие /З.В. Савкова. – М. : ВЛАДОС, 1998.
23. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина.:М.:АРКТИ, 1995.
24. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей /
А.Э. Симановский. – Ярославль : «Академия развития», 1996.
25. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа
«Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.
26. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой/Л.Б. Фесюкова. – М.Фолио, 2000.
27. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева.- М. : Генезис, 2004.
28. Чистякова, М.И.Психогимнастика /М.И. Чистякова.- М.: Просвещение,1995.
29. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
30. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.
Ресурсы сети Интернет:
1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режимдоступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html
2. ТатьянаШабалина. Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия
«Кругосвет». Режимдоступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2%ABGLOBUS%C2%BB_ GLOBE.html
3. Татьяна Шабалина. «Принципы организации театрального дела в России» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http:// www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?page=0,8#part-11
4. «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr- obraz.ru/node/7380
5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr- obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva
6. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» /Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7051