Управление образования администрации г. Благовещенска Амурской области Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 (МОАУ СОШ №16) |
Проект школьного двора "Зелёный остров" |
Школьный двор, как объект экологического, трудового, патриотического и эстетического воспитания школьников" |
|
Ильенкова Юлия Борисовна, учитель географии и биологии МОАУ СОШ № 16 г. Благовещенска Амурской области |
2014 год |
Настоящий проект предусматривает преобразование школьного двора |







Актуальность проекта:
Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, в школьном дворе.
Приоритетным направлением деятельности школы является экологическое воспитание школьников. По мере роста и развития школы – растет и развивается воспитательная система школы, главной целью которой является формирование экологической культуры школьников. Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом.
Благоустройство школьной территории и озеленение школы – это, прежде всего, благоустройство прилегающей территории – школьного двора. Наш проект «Зелёный остров» - это проект по озеленению школы, созданию уютного школьного сада, дендрария, зон отдыха, спортивной и игровой площадок.
К тому же школьный двор - эффективное средство формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Работу по благоустройству двора мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков замысел данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Настоящий проект предусматривает преобразование школьного двора . Это предоставляет учащимся возможность для самореализации, выполнению ими социально значимой роли, становлению гражданственности и активной жизненной позиции.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Сердцу милый уголок» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
Воплотя в реальность задуманный проект территория нашей школы –будет безупречной, вызовет восхищение гостей школы, а школьники и учителя будут чувствовать себя в школе комфортно и гармонично.
Цель:
- Создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора.
Задачи:
Разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;
Освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
Привлечение внимания обучающихся к решению актуальных проблем школы;
Развитие творческого интереса к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
Привитие навыков экологического поведения, воспитания любви к природе и красоте.
Эффективности реализации проекта:
1. Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.
2. Удаление старых деревьев и кустарников позволит омолодить школьный сад.
3. Создание зон отдыха позволит учащимся проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования, а окружающие цветники будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.
4. Школьный двор и прилегающая к нему территория станет площадкой для проведения экскурсий и мини-уроков по предметам.
Ожидаемые результаты:
Преобразование школьного участка;
Реализация творческих находок, способствующих личностному росту каждого участника проекта;
Создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
Проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых.
В этом году намечена следующая работа:
Продолжить на «Приподнятых клумбах» создавать цветочно-декоративное оформление.
Создать моноклумбы «Цветочный калейдоскоп», когда одну клумбу занимают растения одного сорта.
Уголок, посвящённый году культуры: банер, оформить «Клумбу-пано», имитирующую реку Амур, через реку лежит мостик. Рядом композиция из макетов, посвящённая амурским казакам (изба, казак, казачка). Макеты посвящённые коренным жителям Амурской области – эвенкам на белоснежном поле из алиссума и ромашек.
Будет создано вертикальное озеленение на 3-х газонах, используя вьюнок, вьющуюся фасоль и другие растения.
Создать «Весёлый дворик»:
- изгородь – ветки деревьев
- топинамбур, подсолнечник, гладиолусы, люпины
- муляж – «Русский богатырь», герои русских народных сказок и басен, русская девица, симпатичный пугало – как символ русской культуры.
- муляж – аисты, гнездовья птиц
- муляж – «Сказочные колокольчики»
Слева от центрального входа оформить уголок «Сказки Пушкина: панно «Царевна-Лебедь», на пне – макеты сказочного домика и белка, высадить агератумы, имитирующие водоём, сделать из пластмассовых бутылок кувшинку.
Напротив центрального входа сделать две клумбы в виде цветка и засадить их петуньей, львиным зевом и виолой, в центре – настурция.
Обновить «Альпийскую горку»
Сделать дополнительный клумбы: «змейка», уголок Лилий, лекарственный растения, Родина растений, Красная книга.
Создание и оформление новых клумб: «Ватрушка», «Солитёр», «Красота в гармонии», «Подружки», «Яркая фантазия», «Пятачок»
Пополнить дендрарий новым видовым составом.
Оформить вазоны напротив центрального входа и кирпичные клумбы по обе стороны от центрального входа.
На деревьях и кустарниках по периметру двора развесить таблички-паспорта.
Огородить клумбы декоративным забором.





Приложение № 1
Рекомендуемые цветы для оформления клумб
А лиссум белый и розовый Низкорослые, обильно цветущие кустики с мелкими стелющимися побегами, сплошь покрытыми крошечными цветками с медовым ароматом. Место: солнечное, переносит заморозки, засуху, полутень. П опулярное низкорослое почвопокровное растение для окантовки клумб и рабаток, для оформления бордюров, садовых ваз, альпинариев, подоконных ящиков и горшков, каменистых садов. |
Ф локсы однолетние Одно из основных клумбовых растений. Высаживают в газонах, оконных ящиках, на клумбах или каменистых горках. Увядшие цветки регулярно удаляют. Цветение: с июня до заморозков |
П ортулак Засухоустойчивый и солнцелюбивый портулак цветет в течение всего лета. идеален для рокария. Хороши в бордюрах, группами на газоне, в смешанных низких рабатках, вазах, горшках и балконных ящиках, для создания цветущих ковров и на каменистых россыпях. |
И берис Один из самых непривередливых однолетников. Посаженное по переднему краю бордюра или вдоль дорожки, или в каменистых садах стелющееся растение с многочисленными шапками душистых белых, розовых или красных цветков. Использование: небольшими группами на клумбах, в бордюрных посадках, в качестве почвопокровного растения, в каменистых садиках. |
М езембриантемум Стелющееся растение с толстыми мясистыми листьями, стеблями (высота 10см) и крупными цветами в диаметре 4-5см. Отличается сильным ростом, образует ползучие побеги. Великолепный цветной ковер, эффективно смотрится на солнце, как будто на нем много мелких хрустальных капель. Использование: рабатки, клумбы, альпинарии, каменистые горки, рокарии |
Л обелию ампельную (голубую и смесь) Лобелия великолепно подходит для украшения балконов. Синее и голубое, редко красное кружево лобелии издали видно на ухоженном балконе. Красивы на скальных участках, Цветение: со второй половины июня по сентябрь. |
В иола Цветки анютиных глазок разнообразной окраски любимы всеми: от ярких и насыщенных до пастельных тонов. Округлая форма и яркие пятна в центре делают цветок похожим на личико. В зависимости от сорта и времени посева эти двулетние растения цветут либо поздней осенью, либо только следующей весной. Используют растения для оформления клумб, бордюров, оконных ящиков, как почвопокровные. |
Э шшольцию калифорнийскую Невысокое растение очень нарядное яркое с золотисто-желтыми цветами. Хорошо растет на каменистых горках, в мавританских газонах, рабатках, горшках. Цветение: с июня до заморозков. |
О читок (седум) Низкорослые виды отлично смотрятся на каменистых и скальных участках, при этом декоративны как листья растения, так и его цветки. |
Ц инерария Декоративна с момента высадки до заморозков. Используют: в бордюрах, микробордюрах, альпинариях. |
Приложение № 2
Бюджет проекта
№ | Наименование | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
1. | Семена цветочных культур | 50 пачек | 10 | 500 |
2. | Приобретение агрохимических добавок для окультуривания почвы школьных клумб и территории фруктового сада. | 10 кг | 90 | 900 |
3. | Кирпичи | 1000 шт. | 7 | 7000 |
4. | Доски | 0,5 м3 | 3000 | 1500 |
Всего: | | | 9900 |
Список используемой литературы:
Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.
Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.
Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.
Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.
Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.
Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.
Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.