СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект сенсорной комнаты

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект сенсорной комнаты. Для психолога  

Просмотр содержимого документа
«Проект сенсорной комнаты»

  1. Идея проекта – сенсорная комната.


Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми.


  1. Где реализуется (характеристика образовательной организации)

Место реализации - Государственное бюджетное образовательное учреждение.

Цель работы учреждения - создание образовательного пространства ДОУ как среды детства, обеспечивающей условия для развития духовной личности, познания культуры и традиций своего народа, осознание ценности собственного здоровья, преобразования собственной среды жизнедеятельности, формирования готовности к школьному обучению. Инновационная работа ведется на основе новейших методик и технологий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе.

Педагоги используют следующие методики и технологии:

  • интегрированный метод обучения дошкольников,

  • портфолио дошкольника,

  • метод проектов,

  • ИКТ,

  • ТРИЗ,

  • сказкотерапия,

  • песочная терапия,

  • мнемотехника,

  • нтеллектуальные игры Б.П. Никитина,

  • блоки Дьенеша,

  • палочки Кюизенера,

  • игры М. Монтессори.

Педагог-психолог использует авторскую технологию совершенствования познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на материалах изучения родной истории и культуры.

В планах детского сада на ближайшую перспективу - создание полноценно действующей инновационной модели дошкольного учреждения, соединяющей образовательную, воспитательную и оздоровительную деятельность в единый педагогический процесс с целью воспитания гармонично развитой личности на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

В связи с этим был разработан проект «Создание сенсорной комнаты».

В ДОУ имеется помещение для организации сенсорной комнаты.

Данный проект поможет наиболее полно обеспечить всестороннее развитие детей по таким направлениям, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ведь само пребывание в сенсорной комнате уже создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Это удивительное место стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.

Данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного образования данная категория дошкольников посещает наш центр развития ребенка. Из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эстетического, эмоционального воспитания данной категории дошкольников в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ярким примером количественных и качественных изменений сенсорного развития детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты является МКДОУ детский сад компенсирующего вида № 20 «Росинка» г. Омутнинска, Кировской области. По итогам проведения цикла сеансов в сенсорной комнате с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ были отмечены следующие результаты: увеличение высокого и среднего уровня развития восприятия у детей с 58% до 88%; снижение высокого уровня тревожности с 53% до 23%; эмоциональная устойчивость повысилась на 20% (высокий и средний уровень – 86%).

Из всего вышесказанного следует, что сенсорная комната как инновационная модель необходима в нашем учреждении для более качественного воспитания и образования дошкольников, сохранения и укрепления психофизического здоровья, познавательного и эмоционального развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ.


  1. Цель проекта.


Цель:

  • Создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать и оформить сенсорную комнату в детском саду;

  • разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты;

  • познакомить педагогов и родителей с работой сенсорной комнаты;

  • развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;

  • развивать психические процессы у детей посредствам стимуляции мозговой активности.


  1. Направление ФГОС, которые будут отражены при разработке сенсорной комнаты


Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, который имеет огромное значение для развития и становления личности. Этот период, когда, бурно и стремительно идёт сенсорное развитие как основа познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи), формируются основы личности, развивается эмоциональная сфера.

Современные ФГТ, ФГОС и уровень информации требуют всё больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы. Сенсорная комната является важным инструментом в работе педагогов с детьми.

Наличие сенсорной комнаты в нашем детском саду, необходимо для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии детей.

В ФГОС дошкольного воспита­ния, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, воле­вого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобре­тает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положе­нии в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благо­приятным для совершенствования деятельности органов чувств, нако­пления представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсор­ных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, за­труднено.

Детям трудно одновременно решать несколько задач вос­приятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии.

Умение воспринимать предметы, ана­лизировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей ран­него возраста.

Важная особенность работы с детьми раннего возраста - низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соот­ветствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увле­чен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ре­бенка.

С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а ребята усваивают их. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять активность детей. Необходимо использование в образовательной деятельности форм и методов с деть­ми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям согласно с ФГОС ДО. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи это подтверждает ФГОС ДО.

Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Наиболее эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организа­ция совместной  предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правилтно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директив­ный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца дей­ствий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое».

Сенсорный эталон - понятие, разработанное А. В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при об­следовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эта­лонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фоне­мы. Как указывается в работе Н.Н. Подьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, по­зволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».

Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования пред­метов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Основное содержание сенсорного воспитания в дет­ском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обога­щение способами обследования предметов. Сенсорное развитие, с од­ной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ре­бенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ре­бенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сен­сорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство.

Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «еди­ниц измерения» при оценке свойств предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и опи­санию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полно­ценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Практика использования дидактических игр с сенсорным со­держанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их сле­дует не от случая к случаю, а в определеннок системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников. Ди­дактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализиро- ii.ui. работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность при­меняемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.  

В опыте сенсорного воспитания дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Уго­сти зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры  с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача.  Он старается добиться результата - собрать башенку,  собрать бусы и т.д. Цель этих игр - способность   закреплению ка­честв предметов (величина, форма, цвет).

Для сенсорного развития детей в группе создается развивающая

предметная среда. Имеется дидактический стол для игр с песком и во­дой. Детям нравится нравиться переливать воду из одного ведерка  (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками  разные

фигурки. Есть уголок ряженья, где  висят у нас фартуки, юбки, шапки

разных цветов сшитые своими руками. При  смене одежды у детей за­крепляются представлении о цвете ( надела юбку красную, шапку зеле­ную и т.д.)

Так же имеется дидактический стол по сенсорике. Там есть та­кие игры как- пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрез­ные картинки 2 частей и из 4 частей, («Вишни», «Снего­вик», «Машины», «Бусы»), сюжетные («Кошкин дом», «Ви­ноград») сенсорные тренажеры и другие игры. Эти развивающие тре­нажеры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделает занятие более увлекательным, интересным и  познавательным.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с сенсорными тренажерами. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания н группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое разви­тие ребенка.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит при­роде. Познание природного окружения вначале осуществляется чувст­венным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше при­знаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображе­ние, формируются эстетические чувства.

Очевидно, что сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей. Понимание сенсорного эталона - это не просто умение правильно на­звать какое-либо свойство. Нужно четко представлять все разновидно­сти этого свойства, и уметь применять такие представления в даль­нейшем анализе.


  1. Характеристика выбранного предметно-пространственного компонента образовательной среды и его составляющих

А) предназначение

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:

  • в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;

  • в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

Занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  • психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;

  • нейропсихологическая коррекция "школьных" проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;

  • развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;

  • психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.

Б) актуальное состояние

Под сенсорную комнату была выделена одна из игровых комнат детского сада.

Состояние комнаты хорошее, но требует косметический ремонт и закупку мебели.



В) оптимальный состав (что должно входить)

Для оснащения сенсорной комнаты используется:

  • воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;

  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;

  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии, мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;

  • развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;

  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.

Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

Г) предполагаемые изменения

Предполагается полностью изменить и переоборудовать выделенную комнату.

Для цвета стен выбрали мягкий цвет и весь текстиль, которым наполняли помещение соответствует этой цветовой гамме. Мягкую часть помещения – зону релаксации оформим подиумом.

Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает моторную координацию. В неё входят «сухой душ», «сенсорная тропа для ног», массажные мячи, валики и многое другое. С помощью данного оборудования дети получают дети получают лёгкий массажный эффект ног, рук, спины. Массаж для детей приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей.

 Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки тела; сенсомоторное развитие; формирование основных сенсорных эталонов – форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе, снятие эмоционального напряжения.  Также в нашей сенсорной комнате мы поместили «пальчиковые сухие бассейны». Погружаясь как можно глубже в бассейн, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительные, их движения координированы. 

  Мы также продумали  световое оборудование  сенсорной комнаты. Так же в помещении сенсорной комнаты будут находиться:

  • воздушно-пузырьковые колоны;

  • сенсорный стол;

  • тактильная панель.


Ожидаемый результат:

1. Создана современная инновационная предметно – развивающая среда в специально   подготовленном помещении  (сенсорная комната со специальным оборудованием).

2. Разработана система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных  способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.

3. В ходе реализации проекта у воспитанников повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; педагоги повысят свой профессиональный уровень.

4. Укрепление материально – технической базы

5. Повышение конкурентоспособности.