РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка
Примерная рабочая адаптированная образовательная программа по предмету «Математические представления»8 года обучения для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью в глубокой, умеренной и тяжелой степени, составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом 8 класса , АООП, вариант 2;
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 67 учебных часов в год
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и другое.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.
Целью обучения является:
формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -формирование и развитие речи учащихся;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа, парная, групповая при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока являются устный счет и геометрический материал.
Ведущие приѐмы и методы обучения математическим представлениям: сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, установление причинно-следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа по работе с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Личностные и предметные результаты.
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Электронные учебно-методические материалы |
8класс | Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | уметь различать предметы по форме, величине; умение ориентироваться в схеме тела; умение различать множества (один – много);умение различать части суток; умение соотносить число с соответствующим количеством предметов; умение пересчитывать предметы. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 |
Учащийся получит возможность научиться:
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
-оценивать величины предметов на глаз.
Предметными результатами изучения курса являются:
-использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Учебный предмет «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 8 вариант 2 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часа в год.
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около» , «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Учебно - методическое обеспечение:
Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.
-Дидактический материал по математике для учащихся 1 – 9 класса вспомогательной школы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
Дидактические наглядные материалы
Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;
Математические веера;
Плакаты;
Раздаточные карточки;
Проектор;
Интерактивная доска.
Календарно - тематическое планирование по «Математическим представлениям»
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
| I четверть 17ч. | | | | | | |
1-4 | Большой - маленький. | | | Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ https://nsportal.ru/nachalnaya- https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Беседа. Дидактическая игра. Текущий контроль Зачет: Текущий контроль Текущий контроль Дидактические игры Зачет: Дидактические игры |
5-6 | Геометрический материал. Круг. | | | Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать. |
7-10 | Большие - маленькие круглые предметы. | | | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. |
11-12 | Большие- маленькие предметы. | | |
13-15 | Одинаковые. Равные по величине. | | | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. |
16 | Распределение по цветам. | | |
| IIчетверть 14ч. | | | |
1-3 | Положение предмета в пространстве: слева - справа. | | | Устанавливать пространственные отношения: справа-слева. |
4-6 | Положение предмета в пространстве: в середине, между . | | | Устанавливать пространственные отношения. |
7-8 | Геометрический материал. Квадрат. | | | Распознавать и изображать геом. фигуры. |
9-10 | Большой - маленький квадрат. | | | |
11-12 | В верху-внизу, выше -ниже, верхний-нижний, на, над, под. | | | Устанавливать пространственные отношения. |
13 | Повторение пройденного . | | | |
| IIIчетверть 20 ч. | | | |
1-2 | Длинный - короткий. Длиннее - короче. Обводка полос в тетради. | | | Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. |
3-4 | Внутри, снаружи, в, рядом, около. | | | Устанавливать пространственные отношения. | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Беседа . |
5-6 | Знакомство с геометрической фигурой - треугольник. | | | Распознавать и изображать геом. фигуры. | | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Практическая работа |
7-8 | Широкий - узкий. Обводка полос в тетради по заданию. (широкая, узкая, равные). | | | Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. | Овладение начальными навыками адаптации . | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Работа с карточками. |
9-10 | Далеко - близко, дальше - ближе, к, от. | | | Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. | | http://умксипр.рф/ | |
11-12 | Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник. | | | Распознавать и изображать геом .фигуры. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Практическая работа |
13-14 | Высокий - низкий. | | | Уметь действовать совместно с учителем. | | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | |
15-16 | Глубокий - мелкий. | | | Установление зависимости между величинами. | | http://умксипр.рф/ | |
17-18 | Впереди - сзади, перед, за. Первый - последний, крайний. После, следом, следующий за. | | | Установление зависимости между величинами. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | http://умксипр.рф/ http://умксипр.рф/ | Зачет: |
19 | Повторение пройденного . | | | Установление зависимости величин. | | http://умксипр.рф/ | Мониторинг урока |
| IVчетверть 14ч. | | | | | http://умксипр.рф/ | |
1-2 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | | | Первичные представления: части суток, времена года, раньше -позже, продолжительность. | | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Дидактические игры |
3-4 | Сегодня, завтра, на следующий день. | | | Упорядочивать события, располагая их в порядке следования | Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | http://умксипр.рф/ | |
5-6 | Сравнение предметов по протяженности ( длинный, короткий) | | | Устанавливать зависимости между величинами. | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | |
7-8 | Сравнение предметов по ширине (узкий , широкий) | | | Устанавливать зависимости между величинами. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | http://умксипр.рф/ | Практическая работа |
9-10 | Много - мало, несколько. Обводка в тетради по заданию: много, мало. | | | Устанавливать зависимости между величинами. | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | |
11-12 | Один - много, ни одного. | | | Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. | Восприятие математики как части общечеловеческой культуры. | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Индивидуальная работа |
13-14 | Временные представления: молодой - старый. | | | Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. | Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. | http://умксипр.рф/ | Беседа |
15-16 | Узнавание и выделение цифры 1. | | | | | http://умксипр.рф/ | Зачет. |
17 | Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. Прорисовывание цифры 1 по трафарету. | | | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | Следование в поведении социальных норм. | https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth | Тематический контроль |