Рабочая программа элективного курса
«Экология животных»
по предмету (курсу и т.д.) биология
Класс 7
Учитель Беспалова В.В.
Количество часов по программе 34
Пояснительная записка
Элективный курс «Экология животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете).
Автор программы элективного курса «Экология животных» В.В Беспалова
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Необходимость введения курса «Этология животных» обусловлена огромным образовательным значением, так как дает возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных в природе и в хозяйстве человека.
Цель курса
Формирование экологической культуры на базе комплексного изучения различных проблем экологии животных и законов развития системы «общество – природа».
Задачи курса
1.Сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
2. Развить познавательный интерес и любовь к животным;
3. Сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
1. классификацию животных:
2. многообразие, образ жизни и среды обитания основных типов и классов животных; особенности строения представителей основных типов и классов животных; характеристику процессов жизнедеятельности представителей основных типов и классов животных;
3.происхождение основных типов и классов животных;
4. медицинское значение представителей различных систематических групп;
5.меры профилактики заражений и способы борьбы с переносчиками заболеваний;
6. значение животных в природе и жизни человека
Учащиеся должны уметь:
сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных, принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
схематично изображать строение органов и систем органов;
изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34
Тема 1. Введение (1 ч)
Экология животных как наука; значение; основные цели и задачи; современное состояние и этапы развития.
Тема 2. Условия существования животных (5ч)
Среды жизни и их обитатели. Разнообразие форм животного мира. Среды жизни животных Самарской области. Животные, которые нас окружают. Специфика животного типа организации, ее отличия от типов организации растений и грибов.
Тема 3. Водная среда обитания (6 ч)
Общая характеристика водной среды. Нектон. Планктон. Бентос. Адаптационные признаки. Значения животных водной среды для природы.
Тема 4. Почва как среда обитания животных (5 ч)
Общая характеристика почвы как среды обитания. Геобионты, геофилы, геоксены. Экологические группы. Адаптационные признаки. Значение животных почвы для природы.
Тема 5. Наземно-воздушная среда обитания (5 ч)
Общая характеристика наземно-воздушной среды. Птицы уголка живой природы. Учет птиц, гнездящихся в районе школы. Адаптационные признаки. Значение животных наземно-воздушной среды для природы.
Тема 6. Человек как среда обитания (6 ч)
Общая характеристика паразитов. Паразиты и вызываемые ими заболевания. Профилактика от заболеваний вызываемыми паразитами. Адаптационные признаки паразитов. Значение животных в природе. Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники.
Тема 7. Охрана животных (6)
Редкие и исчезающие животные. Животные, истребленные человеком. Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. Причины изменения численности животных. Красная книга. Охраняемые территории России. Заповедники Самарской области.
№ | Тема | К-во час. | Результаты обучения | Форма работы |
Тема 1. Введение (1 ч) |
1 | Экология животных как наука; значение; основные цели и задачи; современное состояние и этапы развития. | 1 | Узнают: предмет изучения науки экология, раздела экология животныха, значение ее открытий для развития других биологических наук Смогут: самостоятельно сформулировать задачи науки | Лекция |
Тема 2. Условия существования животных (6ч) |
2 | Среды жизни и их обитатели. | 1 | Смогут: различать среды жизни животных. | Лекция |
3 | Разнообразие форм животного мира. | 1 | Узнают: разнообразные формы животных. Смогут: сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных, принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения | Лекция |
4 | Среды жизни животных Самарской области. | 1 | Узнают: разнообразие сред Самарской области Смогут: представить результаты индивидуальной работы | Лекция |
5 | Животные, которые нас окружают. | 1 | Узнают: методы работы с определителем Смогут: характеризовать животных | Семинар |
6 | Специфика животного типа организации, ее отличия от типов организации растений и грибов | 1 | Узнают: сходства и различие между животным типом организации то типов организации растений и грибов Смогут: делать выводы | Семинар |
7 | Обобщение | 1 | Выполнение заданий по теме | Самостоятельная работа |
Тема 3. Водная среда обитания (6 ч) |
8 | Общая характеристика водной среды. | 1 | Узнают: особенности водной среды. Смогут: отличать водную среду, рассказать ее особенности | Лекция |
9 | Бентос. Нектон. Планктон. | 3 | Узнают: отличительные особенности расположения в воде групп Смогут: объяснить характеризовать животных по месту обитания в воде | Семинар |
11 | Адаптационные признаки. | 1 | Смогут: различать у разных животных приспособления к среде обитания | Семинар |
12 | Значения животных водной среды для природы. Обобщение | 1 | Роль животных для природы. Выполнение заданий по теме | Беседа Самостоятельная работа |
Тема 4. Почва как среда обитания животных (5 ч) |
13 | Общая характеристика почвы как среды обитания. | 1 | Смогут: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных почвы к условиям среды обитания | Лекция |
14 | Эеобионты, геофилы, геоксены. | 3 | Смогут: делать выводы, зная особенности расселения животных в почве | Практическая работа |
15 | Экологические группы. | 1 | Узнают: основных представителей экологических групп Смогут: различать животных по этим группам | Лекция |
16 | Адаптационные признаки. | 1 | Узнают: признаки приспособления к подземному образу жизни | Лекция |
17 | Значение животных почвы для природы. Обобщение | 1 | Смогут: работать с определителем Выполнение заданий по теме | Беседа Самостоятельная работа |
Тема 5. Наземно-воздушная среда обитания (5 ч) |
18 | Общая характеристика наземно-воздушной среды. | 1 | Смогут: узнать признаки среды, ее отличительные характеристики | Лекция |
19 | Птицы уголка живой природы. | 1 | Смогут: различать птиц в природе | Ролевая игра |
20 | Учет птиц, гнездящихся в районе школы. | 1 | Смогут: самостоятельно выполнять учет птиц | Практическая работа |
21 | Адаптационные признаки. | 1 | Смогут: видеть приспособление к полету | Лекция |
22 | Значение животных наземно-воздушной среды для природы. Обобщение | 1 | Смогут: составлять цепи питания Выполнение заданий по теме | Беседа Самостоятельная работа |
Тема 6. Человек как среда обитания (6 ч) |
23 | Общая характеристика паразитов | 1 | Смогут: различать паразитов | Лекция |
24 | Паразиты и вызываемые ими заболевания | 1 | Смогут: различать заболевания | Ролевая игра |
25 | Профилактика от заболеваний вызываемыми паразитами | 1 | Смогут: защитить себя от заражения | Семинар |
26 | Адаптационные признаки паразитов. | 1 | Узнают: черты приспособления паразитов в организме человека и животных | Лекция |
27 | Значение животных в природе. | 1 | Узнают: значение паразитов | Беседа |
28 | Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники. | 1 | Узнают: способы сохранения и поддержания необходимого уровня экологической культуры | Семинар |
Тема 7. Охрана животных (6) |
29 | Редкие и исчезающие животные | 1 | Смогут: называть основные экологические организации мира, характеризовать их деятельность | Лекция |
30 | Животные, истребленные человеком. | 1 | Узнают: о негативном воздействии человека на животных | Семинар |
31 | Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. | 1 | Узнают: причины изменения популяции животных | Лекция |
32 | Причины изменения численности | 1 | Узнают: причины изменения численности животных | Семинар |
33 | Красная книга. Охраняемые территории России. Заповедники Самарской области | 1 | Узнают: какие животные занесены в Красную книгу, заповедные уголки природы Самарской области | Семинар |
34 | Обобщение по курсу | 1 | | |
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по курсу «Экология животных». – Официальные документы в образовании, 2006.
Зоологические экскурсии в природу. Старков ИА, Стариков ПС, Заруцкая ГА. Бурятское кН. Изд-во, 1992.
Кучменко ВС., Громова ЛА. Экология животных 7 класс. Рабочая тетрадь.
Бабенко ВГ., Богомолов ДВ., Экология животных 7 класс. Учебное пособие.
Красная книга Самарской области.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
Экологические игры от АПБ / сост. А. Е. Винчевский [и др.]. – Минск : ЭкоЛоджик, 2006.
2. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.
3. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
8