Данная рабочая программа составлена на основе ФГОСНОО и примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785) и авторской программы В.Н. Рудницкой, Т.В.Юдачёвой Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21века».- 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2009;
I
Планируемые результаты
Содержание программы ориентировано на достижение выпускниками начальной школы трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
Сформированность внутренней позиции обучающегося,
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизации;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи
Выпускник получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД: Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
ориентироваться в своей системе знаний;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
отбирать материал, извлекать информацию;
сравнивать и группировать, делать выводы и преобразовывать информацию
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
·научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
·овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
·научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
·получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
·познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
·приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
. Числа и величины
Выпускник научится:
· читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
· классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
· выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
· выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10·000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
· выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
· выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
· вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
· выполнять действия с величинами;
· использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
· проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
· анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
· решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
· оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
· решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
· решать задачи в 3—4 действия;
· находить разные способы решения задачи.
. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
·устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
·читать несложные готовые таблицы;
·заполнять несложные готовые таблицы;
·читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
·читать несложные готовые круговые диаграммы;
·достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
· сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
·понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («¼и¼», «если¼ то¼», «верно/неверно, что¼», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
·составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
·распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
·планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
·интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
II Содержание программы
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановке и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведший; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения И деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка Достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, Круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины и их измерение.
Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («... и / или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»), истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
III Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и темы | Количество часов | к\р | Форма контроля |
1. | Сложение и вычитание многозначных чисел | 20 | 2 | пис.к\р |
2. | Построение прямоугольника | 2 | - | |
3. | Задачи на движение | 20 | 2 | пис.к\р |
4 | Координатный угол. Графики. Диаграммы. Таблицы | 5 | - | |
5. | Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения. Распределительное свойство умножения | 17 | 1 | пис.к\р |
6. | Умножение многозначных чисел | 10 | 1 | пис.к\р |
7. | Высказывания | 15 | 1 | пис.к\р |
8. | Деление многозначных чисел | 23 | 2 | пис.к\р |
9. | Уравнение | 9 | 1 | пис.к\р |
10. | Угол | 12 | 1 | пис.к\р |
11. | Повторение | 3 | 1 | пис.к\р |
| Итого: | 136 | 12 | |