СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП для 6-ых классов. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Учебно-методического комплекта: Л.Л. Босова учебник для 6 класса, изд. «Бином» лаборатория знаний М. 2012 г. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год. Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ Л.Л. Босова для 6 класса, М. «Бином» лаборатория знаний 2010 г. Настоящая программ рассчитана на изучение курса информатики учащимися 6 класса в течении 34 часов (1 час в неделю).

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Учебно-тематический план (1 ч в неделю, 34 ч в год)

    1. Тема
    1. Всего кол-во часов
    1. Теория
    1. Практика
    1. Контрольных работ

Компьютер и информация

11

4

5

2

Человек и информация

13

5

6

2

Элементы алгоритмизации

9

9

1


Итоговая контрольная работа

1



1

Итого

34

18

12

4



Содержание курса информатики и ИКТ 6 класс

1. Компьютер и информация (11 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Знать:

  • как представлена информация в компьютере;

Уметь:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

Иметь представление:

  • о позиционных и непозиционных системах счисления;

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

Клавиатурный тренажер.


2. Человек и информация (13 ч)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Знать:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

Уметь:

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».


3. Элементы алгоритмизации (9 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебный исполнитель РОБОТ как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем РОБОТ.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Практическая работа № 12 «Алгоритмы с ветвлениями»


4. Итоговая контрольная работа (1 ч)


Требования к уровню подготовки учащихся


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 6 классе отражают:

  • формирование алгоритмической культуры;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: алгоритм, понятие – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы

информационной этики и права.

Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения информатики

Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик 6-го класса должен знать и уметь:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами;

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • менее 50% — «2»;

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

































Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 классов

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6класс»

  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.: презентации, плакаты, разно уровневые практические работы, тесты, тексты контрольных работ (metodist.lbz.ru)

  5. Клавиатурный тренажёр.

ФИО учителя Хайлук Анжелика Олеговна

Название предмета Информатика и ИКТ

Класс 6 «А» «Г»

Учебник — Л.Л. Босова, 6 класс М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 г.


Учебно-тематическое планирование

6 класс «Информатика»


урока

Дата проведения для 6 «А» класса

Дата проведения для 6 «Г» класса

Тема урока


Виды контроля


Формируемые умения, навыки

Домашнее задание

Дата

Корректировка


Дата


Корректировка





Компьютер и информация (11 ч)

1





Компьютер – универсальная машина для обработки информации. Техника безопасности и организации рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Беседа

Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств

§ 1.1, вопросы 1-4, сообщение «История возникновения компьютера»

2





Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками»

Беседа + практика

Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 1.2, вопросы 1-6

3





Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 1.3 (стр. 16-17), вопросы 1-2

4





Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления)

Беседа

Умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую

§ 1.3 (стр. 17), вопрос 3

5





Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

Беседа

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств

умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую

§ 1.3 (стр. 20-21), вопрос 4

6





Тексты в памяти компьютера.

Беседа

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 1.3 (стр. 21-22), вопрос 5

7





Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи»

Беседа + практика

Умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 1.3 (повторение)

8





Контрольная работа № 1 «Создаём текстовые документы»

Контроль

Работа с текстом в среде соответствующего редактора: умения и навыки использования средств информационных технологий;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Создать текстовый документ по теме: «Информация»

9





Единицы измерения информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 1.4, вопросы 1-4

10





Растровое кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 1.3 (стр. 23-27)

11





Контрольная работа№ 2 «Компьютер и информация»

Контроль

Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка


Человек и информация (13 ч)

12





Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаём таблицы»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 2.1

§ 2.2, вопросы

13





Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 2.3 (стр. 36-38), вопросы на стр. 38

14





Как образуются понятия. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 2.3 (стр. 38-42), вопросы на стр. 40

15





Контрольная работа №3. Структурирование и визуализация информации.

Контроль

Умение строить информационные структуры для описания объектов;

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка


16





Содержание и объем понятия.


Беседа

Умение строить информационные структуры для описания объектов;


§ 2.3 (стр. 42-45), вопросы на стр. 45

17





Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint»

Беседа + практика

Умение строить информационные структуры для описания объектов;


§ 2.3 (стр. 45-48), вопросы на стр. 50-51

18





Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Беседа

Умение строить информационные структуры для описания объектов;


§ 2.3 (стр. 48-51)

19





Определение понятия Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе»

Беседа + практика

Умение строить информационные структуры для описания объектов;


§ 2.3 (стр. 51-53), вопросы на стр. 53

20





Классификация.

Беседа

Умение строить информационные структуры для описания объектов;


§ 2.3 (стр. 54-55), вопросы на стр. 55

21





Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word»

Беседа + практика

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств

§ 2.4, вопросы 1-5

22





Умозаключение как форма мышления.

Беседа

Умение строить информационные структуры для описания объектов;


§ 2.5, вопросы на стр. 60-61

23





Контрольная работа № 4 «Человек и информация»

Контроль

Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка


24





Повторение «Человек и информация»

Беседа

Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка


Элементы алгоритмизации (9 ч)

25





Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.

Беседа

Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

§ 3.1, вопросы на стр. 65

26





Исполнитель алгоритмов РОБОТ. Среда исполнителя РОБОТ.

Беседа

Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;

владение способами и методами освоения новых инструментальных средств

§ 3.2

27





Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Беседа

Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

§ 3.3, вопросы на стр. 71-72

28





Понятие линейного алгоритма.

Беседа

Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ)

§ 3.4 (стр. 73)

29





Интегрированный урок по теме «Исполнитель РОБОТ в системе координат»

Беседа

Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ);

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 3.4

30





Алгоритмы с ветвлениями.

Беседа

Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ)

§ 3.4 (стр. 74-76)

31





Практическая работа № 12 «Алгоритмы с ветвлениями»

Беседа + практика

Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ);

умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

§ 3.4

32





Циклические алгоритмы.


Беседа

Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ)

§ 3.4 (стр. 76-78), вопросы на стр. 78-80)

33





Решение задач по теме «Исполнитель алгоритмов РОБОТ»

Беседа

Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ)

§ 3.4 (повторить)

34

Итоговая контрольная работа (1 ч)