Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Учебно-методического комплекта: Л.Л. Босова учебник для 6 класса, изд. «Бином» лаборатория знаний М. 2012 г. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год. Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ Л.Л. Босова для 6 класса, М. «Бином» лаборатория знаний 2010 г. Настоящая программ рассчитана на изучение курса информатики учащимися 6 класса в течении 34 часов (1 час в неделю).
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
Клавиатурный тренажер.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебный исполнитель РОБОТ как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем РОБОТ.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 6 классе отражают:
информационной этики и права.
Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Учебник — Л.Л. Босова, 6 класс М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 г.
№ урока | Дата проведения для 6 «А» класса | Дата проведения для 6 «Г» класса | Тема урока | Виды контроля | Формируемые умения, навыки | Домашнее задание |
Дата | Корректировка | Дата | Корректировка | | | | |
Компьютер и информация (11 ч) |
1 | | | | | Компьютер – универсальная машина для обработки информации. Техника безопасности и организации рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Беседа | Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств | § 1.1, вопросы 1-4, сообщение «История возникновения компьютера» |
2 | | | | | Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками» | Беседа + практика | Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 1.2, вопросы 1-6 |
3 | | | | | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 1.3 (стр. 16-17), вопросы 1-2 |
4 | | | | | Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления) | Беседа | Умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую | § 1.3 (стр. 17), вопрос 3 |
5 | | | | | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | Беседа | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую | § 1.3 (стр. 20-21), вопрос 4 |
6 | | | | | Тексты в памяти компьютера. | Беседа | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 1.3 (стр. 21-22), вопрос 5 |
7 | | | | | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи» | Беседа + практика | Умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 1.3 (повторение) |
8 | | | | | Контрольная работа № 1 «Создаём текстовые документы» | Контроль | Работа с текстом в среде соответствующего редактора: умения и навыки использования средств информационных технологий; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | Создать текстовый документ по теме: «Информация» |
9 | | | | | Единицы измерения информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 1.4, вопросы 1-4 |
10 | | | | | Растровое кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 1.3 (стр. 23-27) |
11 | | | | | Контрольная работа№ 2 «Компьютер и информация» | Контроль | Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | |
Человек и информация (13 ч) |
12 | | | | | Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаём таблицы» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 2.1 § 2.2, вопросы |
13 | | | | | Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 2.3 (стр. 36-38), вопросы на стр. 38 |
14 | | | | | Как образуются понятия. Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 2.3 (стр. 38-42), вопросы на стр. 40 |
15 | | | | | Контрольная работа №3. Структурирование и визуализация информации. | Контроль | Умение строить информационные структуры для описания объектов; умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | |
16 | | | | | Содержание и объем понятия. | Беседа | Умение строить информационные структуры для описания объектов; | § 2.3 (стр. 42-45), вопросы на стр. 45 |
17 | | | | | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» | Беседа + практика | Умение строить информационные структуры для описания объектов; | § 2.3 (стр. 45-48), вопросы на стр. 50-51 |
18 | | | | | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. | Беседа | Умение строить информационные структуры для описания объектов; | § 2.3 (стр. 48-51) |
19 | | | | | Определение понятия Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе» | Беседа + практика | Умение строить информационные структуры для описания объектов; | § 2.3 (стр. 51-53), вопросы на стр. 53 |
20 | | | | | Классификация. | Беседа | Умение строить информационные структуры для описания объектов; | § 2.3 (стр. 54-55), вопросы на стр. 55 |
21 | | | | | Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» | Беседа + практика | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств | § 2.4, вопросы 1-5 |
22 | | | | | Умозаключение как форма мышления. | Беседа | Умение строить информационные структуры для описания объектов; | § 2.5, вопросы на стр. 60-61 |
23 | | | | | Контрольная работа № 4 «Человек и информация» | Контроль | Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | |
24 | | | | | Повторение «Человек и информация» | Беседа | Умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | |
Элементы алгоритмизации (9 ч) |
25 | | | | | Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. | Беседа | Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи | § 3.1, вопросы на стр. 65 |
26 | | | | | Исполнитель алгоритмов РОБОТ. Среда исполнителя РОБОТ. | Беседа | Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств | § 3.2 |
27 | | | | | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. | Беседа | Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи | § 3.3, вопросы на стр. 71-72 |
28 | | | | | Понятие линейного алгоритма. | Беседа | Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ) | § 3.4 (стр. 73) |
29 | | | | | Интегрированный урок по теме «Исполнитель РОБОТ в системе координат» | Беседа | Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ); умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 3.4 |
30 | | | | | Алгоритмы с ветвлениями. | Беседа | Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ) | § 3.4 (стр. 74-76) |
31 | | | | | Практическая работа № 12 «Алгоритмы с ветвлениями» | Беседа + практика | Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ); умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка | § 3.4 |
32 | | | | | Циклические алгоритмы. | Беседа | Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ) | § 3.4 (стр. 76-78), вопросы на стр. 78-80) |
33 | | | | | Решение задач по теме «Исполнитель алгоритмов РОБОТ» | Беседа | Принятие решений и управление объектами (исполнителем) с помощью составленных для него алгоритмов (программ) | § 3.4 (повторить) |
34 | Итоговая контрольная работа (1 ч) |