Учебник — И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ» базовый курс 8 класс М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Планируемые результаты освоения материала | Дом. Зад. | Дата | Корректировка |
Введение в информатику. Человек и информация (5 ч) |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности. | теория + практика | Информация, наука информатика | Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; связь между информацией и знаниями человека; роль информации в жизни человека уметь: работать с клавиатурным тренажером | Стр.5 | | |
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. Практическая работа №1 | беседа | Декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, Образная и знаковая формы восприятия информации. | Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; уметь: приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений; | § 1-2 | | |
3 | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. Практическая работа №2 | теория + практика | Информационные процессы | Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; уметь: приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. | § 3 | | |
4 | Работа с клавиатурным тренажером. | практика | | Учащиеся должны уметь: пользоваться клавиатурой компьютера для набора текста с переключением алфавита. | § 1-3 | | |
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | теория | Алфавит, мощность алфавита 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный объём текста байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | Учащиеся должны знать: как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Уметь: измерять информационный объем текста в байтах; пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб) | § 4 | | |
Первое знакомство с компьютером (7ч) |
6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. Практическая работа №3 | теория | Носители и устройства внешней памяти, Внутренняя память, программы и данные | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты) | § 5-6 | | |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | теория | Программное обеспечение, операционная система, Системное программное обеспечение и функции операционной системы. сервисные программы | Учащиеся должны знать: сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав. | § 9-10 | | |
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы | теория | Пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы | Учащиеся должны знать: программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; | § 12 | | |
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. Практическая работа №4 | теория + практика | Магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств. Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность. Характеристики устройств внешней памяти | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; Учащиеся должны уметь: подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру; | § 7-8 | | |
10 | Файлы и файловые структуры. | теория | Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск | Учащиеся должны знать: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска | § 11 | | |
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. Практическая работа №5 | практика | | Учащиеся должны уметь: инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск | § 11 | | |
12 | Контрольная работа №1 «Информация и компьютер» | контроль | | | § 1-11 | | |
Текстовая информация и компьютер (9 ч) |
13 | Тексты в компьютерной памяти. Практическая работа №6 | теория | Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы. | Знать: преимущества компьютерного хранения информации, способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); | § 13 | | |
14 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы редактирования текста. Практическая работа №7 | практика | Редактирование текста | Уметь: набирать и редактировать текст: использовать режимы вставки и замены; вставлять и удалять символы; объединять и разделять строки; загружать и сохранять на диске файлы | § 13 | | |
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы. Практическая работа №8 | теория | Текстовый редактор и текстовый процессор. | Знать: назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); назначение программ-переводчиков, систем распознавания текстов | § 14 | | |
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Практическая работа №9 | практика | Шрифты. Форматирование текста | Уметь: задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать. | § 15 | | |
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Практическая работа №10 | практика | Буфер обмена Многооконный режим работы | Уметь: удалять, копировать, перемещать фрагмент текста, использовать многооконный ежим; выполнять поиск заданного фрагмента текста и его замену на другой. | § 15 | | |
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. Практическая работа №11 | практика | Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt | Уметь: создавать таблицы, удалять, вставлять строки и столбцы таблицы, изменять ширину столбцов, сортировать таблицу, вставлять рисунки и объекты WordArt в текст | § 15 – 16 | | |
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. Практическая работа №12 | практика | Списки, шаблоны, стили | Уметь: создавать новые шаблоны документа, нового стиля, маркированного и нумерованного списков и их использовать | § 15 - 16 | | |
20 | Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. Практическая работа №13 | практика | | Уметь: включать в документ формулы; сканировать текст и его распознавать, пользоваться программами-переводчиками | § 17 | | |
21 | Контрольная работа №2 «Текстовая информация и компьютер». | контроль | | | § 13-15 | | |
Графическая информация и компьютер (5 ч) |
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Практическая работа №14 | теория | Графика, растровая, векторная графика | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; два принципа представления графики Уметь: распознавать векторную и растровую графики. | §18 | | |
23 | Графические редакторы. Растровая и векторная графика. Практическая работа №15 | теория + практика | Графические редакторы. Растровый графический редактор. | Учащиеся должны знать: назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Уметь: строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа; | §18 | | |
24 | Принципы кодирования изображения. Практическая работа №16 | теория | Пиксель, видеопамять, дискретность | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения Уметь: подсчитывать объема видеопамяти для хранения изображения данного размера | § 20 | | |
25 | Работа с векторным графическим редактором. Технические средства компьютерной графики. | практика | | Уметь: строить несложные изображения с помощью векторных графических редакторов; | § 21-22 | | |
26 | Контрольная работа №3 «Графическая информация и компьютер» | контроль | Сканер, графопостроитель | Учащиеся должны знать: принцип работы растровых дисплеев, жидкокристаллических мониторов, Уметь: сканировать изображения, изменять размеры изображения, настраивать цветовой баланс, кодировать изображения | § 19 | | |
Технология мультимедиа (8ч) |
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | теория | Мультимедиа. Компьютерные презентации | Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций | §23 | | |
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. Практическая работа №17 | практика | оформления и шаблона презентации. Анимация объектов | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами. | Конспект | | |
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | теория | Аналоговое и цифровое представление звука. | Учащиеся должны знать: принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | § 24-25 | | |
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | практика | | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки | §26, конспект | | |
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука. Практическая работа №18 | практика | | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст | § 26 | | |
32 | Итоговая контрольная работа №4 | контроль | | | | | |
33 | Повторение курса 8 класса | комбинированный урок | | | | | |
34 | Повторение курса 8 класса | комбинированный урок | | | | | |