Н.М. Конышева
ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место учебного предмета в системе начального общего образования
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. Наша программа предполагает возможность расширения курса в 3-4 классах начальной школы (по 2 часа в неделю). Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 33 часов в 1-м классе, 34 часов во 2-м классе и по 68 часов в 3-м и 4-м классах; общее количество часов, отводимых на изучение учебного предмета в системе начального общего образования, – 203.
С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребенка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии во 2-4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение курса.
Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.
Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
5. Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
6. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы
следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь; 1
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.
Состав учебно-методического комплекта по технологии:
4 класс
Н.М. Конышева. Технология. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век;
Н.М. Конышева. Технология. 4 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век.
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся
Н.М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
С.В. Петрушина. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
Н.М. Конышева. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1-4 классов (планируется к изданию).
7. Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа)
Из глубины веков – до наших дней (8 часов).
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (7 часов).
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
Таблица тематического распределения часов:
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе |
провер работ | контр. работ |
1 | Из глубины веков – до наших дней | 8 ч | | |
2 | Традиции мастеров в изделиях для праздника | 8 ч | | |
3 | Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | 11 ч. | | |
4 | В каждом деле – свои секреты | 7 ч. | | |
| Итого | 34 | | |
Учебно-тематическое планирование
по ТЕХНОЛОГИИ
Класс 4
Учитель
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Учебник:
Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир: учеб.для 4 класса общеобразоват. учрежд. / Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Дополнительная литература:
Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.М.Конышевой «Технология: Наш рукотворный мир» / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
(1 час в неделю, всего 34 часа: I четверть – 8 ч, II четверть – 8 ч, III четверть – 10 ч, IV четверть – 8 ч
№п/п | Дата | Количество часов | Тема урока | Виды, приёмы работы. Изделие | Элементы содержания |
1. | | 1 | Из глубины веков до наших дней. | | Обсуждение темы года. Анализ материалов учебника и некоторых готовых изделий. Повторение техники безопасности. |
2. | | 1 | Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда. | Приёмы лепки из пластилина (формовка, постепенное наращивание формы); приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке). Сосуд из пластилина. | Знакомство с историей возникновения керамики. Лепка сосуда из пластилина. |
3. | | 1 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда. | Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы. Сосуд. Готовое изделие. | Значение символов в орнаменте. Виды основных изображений. Роспись изделия. |
4. | | 1 | Архитектурная керамика. Изразец. Декоративное панно. | Приёмы изготовления фрагментов панно, налепливания слоя пластилина на картон, работа со стекой (рисунок на пластилине) Фрагменты панно из пластилина | Знакомство с историей керамической плитки, её ролью в архитектуре. Коллективная работа по изготовлению панно из пластилина. |
5. | | 1 | Декоративное панно. Роспись изделия. | Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы. Сборка панно, покрытие клеем ПВА. Готовое коллективное изделие. | Систематизация знаний о керамике, изразцах. Роспись фрагментов, соотнесение с работами товарищей. |
6. | | 1 | Плетение короба из полос бумаги. | Приём прямого плетения из полос бумаги. Чтение схемы. Коробок из полос бумаги. | История народного промысла. Материалы для плетения. Анализ схемы плетения. |
7. | | 1 | Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера. | *Работа с дополнительными информационными источниками. Приёмы низания бисера: крестик, колечки. Бусы (браслеты) из бисера. | Организация учебного диалога: роль украшений в жизни человека. *Украшения наших предков (найденные при раскопках на территории Курской обл.) |
8. | | 1 | Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера. | Приёмы низания бисера: крестик, колечки. Бусы (браслеты) из бисера. | Обобщение знаний о значении украшений в жизни человека. Окончание работы по созданию украшений. *Реклама готового изделия. |
9. | | 1 | Бумагопластика. Новые приёмы оригами. | Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания. Карнавальные маски и головные уборы. | История карнавала на Руси. Расширение знаний об оригами. Условные обозначения при чтении чертежа. |
10. | | 1 | Святки. Обрядовое праздничное печенье. | Лепка из солёного теста на основе шаблона. Приёмы вырезания стекой. Стилизованный пряник. | Знакомство с традициями народа. Символизм в изделиях. Стилизация фигурок. |
11. | | 1 | Святки. Обрядовое праздничное печенье. Роспись изделия. | Приёмы росписи по тесту. Цветовой символизм в росписи. Готовое изделие. | Обобщение знаний о народных праздниках на Руси. Роспись изделия. *Пряничная ярмарка. |
12. | | 1 | Барельеф. Декоративная рамка для фото. | Приёмы разметки основы. Приём налепливания пластилина на картон. Декорирование изделия. Рамка для фото. | Особенности барельефа. Анализ строения рамки, установление зависимостей. Сюжет и декор. |
13. | | 1 | Барельеф. Декоративная рамка для фото. Роспись. | Приём росписи изделия. Элементы декора и основной фон работы. Рамка для фото. | Цветовое решение работы. Организация выставки работ. |
14. | | 1 | Бумагопластика. Гофрированные подвески. | Приёмы сгибания и прогибания бумаги. Подвеска новогодняя. | История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Самостоятельные расчёты размеров подвески. Работа по плану. |
15. | | 1 | Бумагопластика. Изготовление раскладной открытки. | Чтение чертежа, приёмы разметки по образцу. Приём симметричного вырезания объектов. Новогодняя раскладная открытка | Организация самостоятельной работы по изготовлению изделия. Цветовое и композиционное решение работы. |
16. | | 1 | Бумагопластика. Изготовление объёмной упаковки. | Построение развёртки с помощью циркуля и линейки. Упаковка «Ёлочка» | Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы. |
17. | | 1 | Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание цепочек. | Приём вязания воздушной (начальной) петли. Последовательность воздушных петель. Вязаная цепочка | Беседа о старинных видах рукоделия. Знакомство с новым инструментом, техникой безопасности при работе с ним. *Коллаж из цепочек (групповая работа) |
18. | | 1 | Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание полотна. | Приём вязания столбиков без накида. Вязаное полотно(заготовка) | Предназначение и трансформация готового изделия (сумочка, кошелёк) |
19. | | 1 | Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание полотна. | Приём вязания столбиков без накида. Вязаное полотно(готовое изделие) | Предназначение и трансформация готового изделия (сумочка, кошелёк) |
20. | | 1 | Петельный шов. | Выполнение петельного шва. Салфетка. | Повторение видов и назначений швов. Анализ петельного шва. Групповая работа над созданием салфетки. |
21. | | 1 | Петельный шов. Изготовление декоративного кармашка. | Построение выкройки. Выполнение петельного шва. Кармашек-держатель. | Особенности петельного шва. Анализ образца. Элементы декора. |
22. | | 1 | Шов «козлик». | Разметка ткани способом продёргивания нити. Выполнение шва. Закладка из ткани. | Знакомство с новым видом шва, его предназначением. Символизм в традициях народов. Работа над планом выполнения изделия. |
23. | | 1 | Закладка из ткани с вышивкой. | Выполнение швов по назначению. Закладка из ткани с вышивкой. | Обобщение знаний о видах и предназначении швов. Тамбурный шов. Шов «через край». Символизм в элементах декора. |
24. | | 1 | Закладка из ткани с вышивкой. Окончание работы. | Выполнение швов по назначению. Закладка из ткани с вышивкой. | Тамбурный шов. Шов «через край». Символизм в элементах декора. |
25. | | 1 | Окантовка картона. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. | Приёмы разметки, построение выкройки. Приёмы склеивания деталей из разных материалов. Обложка для книги. | Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца (книжный блок, форзац и переплёт) и способа выполнения работы; составления плана работы. |
26. | | 1 | Ремонт книги. Окончание работы. | Приёмы склеивания деталей из разных материалов. Обложка для книги. | Работа по плану. Оформление изделия. |
27. | | 1 | Аппликация из соломки. | Приём перевода изображений через кальку. Работа по эскизу. Аппликация из соломки. | Беседа о традиционном народном материале – соломке. Свойства, особенности работы. Анализ образца. Ритм изделия. Тон, полутон в цветовом решении. |
28. | | 1 | Аппликация из соломки. Окончание работы. | Работа по эскизу. Аппликация из соломки. | Ритм изделия. Тон, полутон в цветовом решении. |
29. | | 1 | Игрушки из соломки и ниток. | Приёмы плетения, мягкого соединения деталей. Игрушка Петушок. | Беседа о народных умельцах. Из истории игрушки на Руси. Подготовка материала. |
30. | | 1 | Игрушки из соломки и ниток. | Приёмы плетения, мягкого соединения деталей. Игрушка (по выбору). | Обобщение знаний о традиционных русских игрушках. Самостоятельная (групповая) работа по изготовлению игрушки. Составление плана, подготовка материалов. |
31. | | 1 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге. | Приёмы тиснения: продавливания, вдавливания, точечный рисунок. Заготовка изделия. | Знакомство с новым видом материала. Народные истоки обработки металла. Анализ образца. Подготовительная работа. Отработка приёмов тиснения. |
32. | | 1 | Тиснение по фольге. Изготовление чеканки. | Соединение приёмов теснения. Чеканка. | Работа по изготовлению барельефа. |
33. | | 1 | Конструирование из деталей механического конструктора. | Приёмы соединений деталей конструктора. Тележка. | Знакомство с видами соединений, работа с деталями конструктора. Подвижное соединение деталей. |
34. | | 1 | Итоговый урок. Город будущего. Проектное задание. | Подбор и обоснование материалов. Стилевое решение. Групповые проекты (схема, таблица, рисунок и тд) | Организация учебного диалога в группах: традиции и современность. Коллективная работа над созданием проектов. |
итого | | 34 | | | |
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Т.Б.№1 Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.
Т.Б.№2 Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Т.Б.№3 Правила работы с клеем.
1. С клеем работай только на подкладном листе.
2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью.
3. После работы вымой кисть и руки с мылом.
Т.Б.№4 Правила обращения с иглами.
1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.
3. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.
4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
5. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу.
6. Не применяй иглы вместо булавок.
Т.Б.№5 Правила обращения с ножом.
1. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
2. Не работай тупым и неисправным ножом.
3. Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед.
4. Стопку бумаги и картон разрезай по фальцлинейке с высоким бортиком.
5. При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
6. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.
Т.Б.№6 Правила обращения с шилом.
1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
2. Используй шило только по назначению.
3. Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы.
Т.Б. №7 Правила обращения с циркулем.
1. Храни циркуль в футляре.
2. Не держи циркуль ножками вверх.
3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон.
4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой.
5. После работы убирай циркуль в футляр.
1 Для разнообразия материалы могут пополняться за счет ненужной полиграфической продукции (открыток, красочных журналов, оберточной бумаги и пр.). Количество необходимых материалов, порядок их подготовки и хранения указаны в учебниках.