СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Экология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на 72 аудиторных часа. По этой программе даются занятия обучающимся по профессии Повар, кондитер в нашем техникуме с 2015г по сегодняшний день.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Экология»




Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Южный аграрный техникум»






Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методической Директор КГБ ПОУ «Южный

комиссии техникума аграрный техникум»

__________________О.В. Ванева


Протокол № ___от_______20__ г. Приказ № ___ от__________20__г.











ПРОГРАММА подготовки квалифицированных рабочих, служащих УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


_ ____________________________ЭКОЛОГИЯ __ ___________________________

название учебной дисциплины



















2016 г.


Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):

19.01.17. «Повар, кондитер».

код наименование специальности


Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Южный аграрный техникум»


Разработчики:

Ванева Оксана Владимировна, директор КГБ ПОУ «Южный аграрный техникум»;

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Гераськина Татьяна Романовна, преподаватель.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность







СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ подготовки квалифицированных

рабочих и служащих УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


условия реализации учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины






  1. паспорт рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. _ ____________________________ЭКОЛОГИЯ __ ___________________________

название учебной дисциплины


1.1. Область применения программы

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Экология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

19.01.17. «Повар, кондитер».

код наименование специальности

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому и естественно-научному профилю.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной


программы: относится к группе естественнонаучных дисциплин.


1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять смысл экологических глобальных проблем;

  • давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;

  • прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий человека на окружающую среду;

  • давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;

  • анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»;

  • определять задачи государственных органов по охране окружающей среды;

  • решать ситуационные задачи по видам юридической ответственности;

  • давать характеристику принципам экономического механизма управления природопользованием;

  • анализировать эколого-географическую обстановку своего региона, края;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • задачи, структуру экологии и природопользования;

  • о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

  • глобальные проблемы экологии;

  • о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;

  • основные мероприятия по охране окружающей среды;

  • виды особо охраняемых территорий;

  • правовые основы экологической безопасности;

  • задачи природоохранных органов управления и надзора;

  • понятии е и виды экологического мониторинга;

  • виды юридической ответственности за экологические правонарушения;

  • принципы экономического механизма в природоохранной деятельности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося 36 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1














































2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОЛОГИЯ



Наименование разделов


Содержание учебного материала, лабораторных и практических занятий, самостоятельных работ, курсовых работ

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Тема 1.1

Введение

Содержание учебного материала

2

2

Что изучает экология?

1

История развития экологии как науки.

1

Самостоятельная работа учащихся:

4

3

Положительное и отрицательное воздействие человека на природную среду в регионе.

1

Исчезновение Аральского моря.

1

Взаимосвясь между экологией и охраной природы.

1

Отношение между первобытным человеком и природой.

1

1Тема 1.2.

Организмы и среды их обитания


Содержание учебного материала

11

2




Среды жизни

1

Средообразующая деятельность организмов

1

Экологические факторы.

1

Условия среды.

1

Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы.

1

Экологические ресурсы.

1

Соответствие между организмами и средой обитания.

1

Жизненные формы организмов.

1

Энергетический бюджет организма.

1

Тепловой баланс организма.

1

Экологическая ниша.

1

Самостоятельная работа учащихся:

5

3

Жизнь растений и животных в наземно-воздушной и водной средах обитания.

1

Сезонные изменения, влияющие на жизнь растений.

1

Влияние освещенности на организмы.

1

Температура как лимитирующий фактор.

1

Адаптация у животных и растений, живущих в сходных условиях.

1

Тема 1.3

Экология популяций

Содержание учебного материала

7

2

Популяция и ее основные характеристики.

1

Популяционное обилие и его показатели.

1

Рождаемость и смертность.

1

Возрастная структура популяции.

1

Динамика популяций.

1

Колебания численности популяций.

1

Регуляция численности популяций.

1

Самостоятельная работа учащихся:

3

3

Способы снижения численности популяции вредных насекомых.

1

Роль абиотических и биотических факторов в изменении численности популяций.

1

Циклические колебания численности животных и растений.

1

Тема 1.4

Биотичекие взаимоотношения организмов

Содержание учебного материала

6

2

Типы экологических взаимодействий.

1

Конкурентные отношения.

1

Конкуренция как экологический фактор.

1

Хищничество.

1

Значение хищничества в природе.

1

Паразитизм.

1

Самостоятельная работа учащихся:

4

3

Значение конкуренции в природе.

1

Положительные и отрицательные взаимодействия между организмами разных видов.

1

Охотничьи инстинкты у домашних хищников.

1

Роль домашних животных в распространении паразитов человека.

1

Тема 1.5

Организация и функционирование сообществ

Содержание учебного материала:

10

2

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

1

Структура сообщества.

1

Потоки энергии и вещества в экосистемах.

1

Пастбищные и детритные цепи.

1

Круговорот веществ в экосистеме.

1

Продуктивность сообщества.

1

Экологическая сукцессия.

1

Сукцессионные изменения.

1

Значение сукцессии.

1

Биосфера и ее эволюция.

1

Самостоятельная работа учащихся:

3

3

Жизнь животных, обитающих в разных ярусах лесного сообщества нашего региона.

1

Роль организмов редуцентной системы в переносе энергии.

1

Важнейшие источники энергии для нужд человека.

1

Тема 1.6

Антропогенное воздействие на биосферу

Содержание учебного материала

10

2

Современное состояние природной среды.

1

Атмосфера - внешняя оболочка биосферы.

1

Загрязнение атмосферы.

1

Почва - биокосная система.

1

Загрязнение почвы.

1

Вода – основа жизненных процессов в биосфере.

1

Загрязнение природных вод.

1

Радиоактивность в биосфере.

1

Экологические проблемы биосферы.

1

Основы рационального управления природными ресурсами и их пользования.

1

Самостоятельная работа учащихся:

5

3

Принципы рационального природопользования.

1

Мониторинг состояния окружающей среды.

1

Значение озонового слоя атмосферы.

1

Влияние радиации на человека.

1

Применение удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственной деятельности.

1

Тема 1.7

Окружающая среда и здоровье человека

Содержание учебного материала

7

2

Химические загрязнения среды и здоровье человека.

1

Биологические загрязнения и болезни человека.

1

Влияние звуков на человека.

1

Физические факторы среды и самочувствие человека.

1


Питание и здоровье человека.

1

Ландшафт как фактор здоровья.

1

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

1

Самостоятельная работа учащихся:

4

3

Влияние шума и тишины на здоровье человека.

1

Проблемы, возникающие с ростом городов.

1

Влияние курения на здоровье человека.

1

Адаптивные возможности человека.

1

Тема 1.8

Экологические связи человека

Содержание учебного материала

7

2

Человек как биосоциальный вид.

1

Особенности пищевых и информационных связей человека.

1

Использование орудий и энергии.

1

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.

1

История развития экологических связей человечества. Человек разумный.

1

История развития экологических связей человечества. Современность.

1

История развития экологических связей человечества. Будущее.

1

Самостоятельная работа учащихся:

3

3

Использование орудий животными и человеком.

1

Одомашнивание диких животных.

1

Влияние развития современных технологий на экосистему Земли.

1

Тема 1.9

Экологическая демография.

Содержание учебного материала

4

2

Социально-экологические особенности демографии человечества.

1

Рост численности человечества.

1

Социально-географические особенности демографии человека.

1

Демографические перспективы.

1

Самостоятельная работа учащихся:

2

3

Смертность.

1

Институт семьи.

1

Тема 2.0

Экологические проблемы и их решения.

Содержание учебного материала

7

2

Современные проблемы охраны природы.

1

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

1

Использование и охрана недр.

1

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

1

Современное состояние и охрана растительности.

1

Рациональное использование и охрана животных.

1

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию


1


Самостоятельная работа учащихся:

3

3

Роль озонового слоя.

1

Вода в природе и живых организмах.

1

Место и роль растений и животных в круговороте веществ в природе.

1


Итого

по курсу

экологии:

максимальная учебная нагрузка (всего)

108


обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Дифференцированный зачет по курсу экологии 1 ч.



















































3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

  • сканер;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор 



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2010.

  2. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009

  3. Чернова Н.М., Галушин В.М., КОНСТАНТИНОВ В.М. Основы экологии.

10-11 кл. –М .: Дрофа, 2014


Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2009.


.
















  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических и творческих заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)


Умения:

  • объяснять смысл экологических глобальных проблем;

  • давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;

  • прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий человека на окружающую среду;

  • давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;

  • анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»;

  • определять задачи государственных органов по охране окружающей среды;

  • решать ситуационные задачи по видам юридической ответственности;

  • давать характеристику принципам экономического механизма управления природопользованием;

  • анализировать эколого-географическую обстановку своего региона, края;

Знания:

  • задачи, структуру экологии и природопользования;

  • о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

  • глобальные проблемы экологии;

  • о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;

  • основные мероприятия по охране окружающей среды;

  • виды особо охраняемых территорий;

  • правовые основы экологической безопасности;

  • задачи природоохранных органов управления и надзора;

  • понятие и виды экологического мониторинга;

  • виды юридической ответственности за экологические правонарушения;

  • принципы экономического механизма в природоохранной деятельности.

Предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль;

- промежуточная аттестация.

Формами текущего контроля знаний обучающихся являются:

- устный контроль (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, проверка выполнения домашнего задания);

- тестирование;

- письменный контроль (письменное выполнение заданий, выполнение самостоятельной работы и практических работ);

- тематический контроль.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.