__________________О.В. Ванева
Протокол № ___от_______20__ г. Приказ № ___ от__________20__г.
2016 г.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Экология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому и естественно-научному профилю.
Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторных и практических занятий, самостоятельных работ, курсовых работ | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1 Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Что изучает экология? | 1 |
История развития экологии как науки. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 4 | 3 |
Положительное и отрицательное воздействие человека на природную среду в регионе. | 1 |
Исчезновение Аральского моря. | 1 |
Взаимосвясь между экологией и охраной природы. | 1 |
Отношение между первобытным человеком и природой. | 1 |
1Тема 1.2. Организмы и среды их обитания | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
Среды жизни | 1 |
Средообразующая деятельность организмов | 1 |
Экологические факторы. | 1 |
Условия среды. | 1 |
Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. | 1 |
Экологические ресурсы. | 1 |
Соответствие между организмами и средой обитания. | 1 |
Жизненные формы организмов. | 1 |
Энергетический бюджет организма. | 1 |
Тепловой баланс организма. | 1 |
Экологическая ниша. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 5 | 3 |
Жизнь растений и животных в наземно-воздушной и водной средах обитания. | 1 |
Сезонные изменения, влияющие на жизнь растений. | 1 |
Влияние освещенности на организмы. | 1 |
Температура как лимитирующий фактор. | 1 |
Адаптация у животных и растений, живущих в сходных условиях. | 1 |
Тема 1.3 Экология популяций | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Популяция и ее основные характеристики. | 1 |
Популяционное обилие и его показатели. | 1 |
Рождаемость и смертность. | 1 |
Возрастная структура популяции. | 1 |
Динамика популяций. | 1 |
Колебания численности популяций. | 1 |
Регуляция численности популяций. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 3 | 3 |
Способы снижения численности популяции вредных насекомых. | 1 |
Роль абиотических и биотических факторов в изменении численности популяций. | 1 |
Циклические колебания численности животных и растений. | 1 |
Тема 1.4 Биотичекие взаимоотношения организмов | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Типы экологических взаимодействий. | 1 |
Конкурентные отношения. | 1 |
Конкуренция как экологический фактор. | 1 |
Хищничество. | 1 |
Значение хищничества в природе. | 1 |
Паразитизм. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 4 | 3 |
Значение конкуренции в природе. | 1 |
Положительные и отрицательные взаимодействия между организмами разных видов. | 1 |
Охотничьи инстинкты у домашних хищников. | 1 |
Роль домашних животных в распространении паразитов человека. | 1 |
Тема 1.5 Организация и функционирование сообществ | Содержание учебного материала: | 10 | 2 |
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. | 1 |
Структура сообщества. | 1 |
Потоки энергии и вещества в экосистемах. | 1 |
Пастбищные и детритные цепи. | 1 |
Круговорот веществ в экосистеме. | 1 |
Продуктивность сообщества. | 1 |
Экологическая сукцессия. | 1 |
Сукцессионные изменения. | 1 |
Значение сукцессии. | 1 |
Биосфера и ее эволюция. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 3 | 3 |
Жизнь животных, обитающих в разных ярусах лесного сообщества нашего региона. | 1 |
Роль организмов редуцентной системы в переносе энергии. | 1 |
Важнейшие источники энергии для нужд человека. | 1 |
Тема 1.6 Антропогенное воздействие на биосферу | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Современное состояние природной среды. | 1 |
Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. | 1 |
Загрязнение атмосферы. | 1 |
Почва - биокосная система. | 1 |
Загрязнение почвы. | 1 |
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. | 1 |
Загрязнение природных вод. | 1 |
Радиоактивность в биосфере. | 1 |
Экологические проблемы биосферы. | 1 |
Основы рационального управления природными ресурсами и их пользования. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 5 | 3 |
Принципы рационального природопользования. | 1 |
Мониторинг состояния окружающей среды. | 1 |
Значение озонового слоя атмосферы. | 1 |
Влияние радиации на человека. | 1 |
Применение удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственной деятельности. | 1 |
Тема 1.7 Окружающая среда и здоровье человека | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Химические загрязнения среды и здоровье человека. | 1 |
Биологические загрязнения и болезни человека. | 1 |
Влияние звуков на человека. | 1 |
Физические факторы среды и самочувствие человека. | 1 |
|
Питание и здоровье человека. | 1 |
Ландшафт как фактор здоровья. | 1 |
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 4 | 3 |
Влияние шума и тишины на здоровье человека. | 1 |
Проблемы, возникающие с ростом городов. | 1 |
Влияние курения на здоровье человека. | 1 |
Адаптивные возможности человека. | 1 |
Тема 1.8 Экологические связи человека | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Человек как биосоциальный вид. | 1 |
Особенности пищевых и информационных связей человека. | 1 |
Использование орудий и энергии. | 1 |
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. | 1 |
История развития экологических связей человечества. Человек разумный. | 1 |
История развития экологических связей человечества. Современность. | 1 |
История развития экологических связей человечества. Будущее. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 3 | 3 |
Использование орудий животными и человеком. | 1 |
Одомашнивание диких животных. | 1 |
Влияние развития современных технологий на экосистему Земли. | 1 |
Тема 1.9 Экологическая демография. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Социально-экологические особенности демографии человечества. | 1 |
Рост численности человечества. | 1 |
Социально-географические особенности демографии человека. | 1 |
Демографические перспективы. | 1 |
Самостоятельная работа учащихся: | 2 | 3 |
Смертность. | 1 |
Институт семьи. | 1 |
Тема 2.0 Экологические проблемы и их решения. | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Современные проблемы охраны природы. | 1 |
Рациональное использование и охрана водных ресурсов. | 1 |
Использование и охрана недр. | 1 |
Почвенные ресурсы, их использование и охрана. | 1 |
Современное состояние и охрана растительности. | 1 |
Рациональное использование и охрана животных. | 1 |
От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся: | 3 | 3 |
Роль озонового слоя. | 1 |
Вода в природе и живых организмах. | 1 |
Место и роль растений и животных в круговороте веществ в природе. | 1 |
Итого по курсу экологии: | максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 | |
обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
Дифференцированный зачет по курсу экологии 1 ч. |
10-11 кл. –М .: Дрофа, 2014
.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических и творческих заданий.
- промежуточная аттестация.
- устный контроль (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, проверка выполнения домашнего задания);
- письменный контроль (письменное выполнение заданий, выполнение самостоятельной работы и практических работ);
- тематический контроль.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.