СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Экологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по "Экологии", 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Экологии"»

г. Курск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ________ 20__ года протокол № 1

Председатель _______ _________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по «Экологии»





Уровень образования (класс): 2 класс

Количество часов: 36





Программа разработана на основе: Примерной программы по учебным предметам, издательство «Просвещение» 2011 год и программмы общеобразователых учреждений.





Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений.

Курс «Экология» нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде, целостной картины миры и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачей курса в целом, является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, так и для всего живого. В процессе изучения осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, развитие интереса к их познанию.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

· Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

· Овладеть основными экологическими терминами;

· Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

· Научиться делать заключение на основе наблюдений;

· Уметь работать индивидуально и в группе;

· Быть способными отстаивать свою точку зрения;

· Выполнять правила поведения в природе;

· Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

· Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

· Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

· Уметь изготовлять экологические памятки.




Общая характеристика курса

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования школьников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей младшего школьного возраста, но и направлена на мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование и воспитание детей является важнейшей задачей современного мира, только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором планета находится сейчас и улучшить планету до такого состояния в котором будет лучше жить.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы данные требования стали обязательными, необходимо с раннего возраста целенаправленно воспитывать бережное отношение и чувство ответственности за состояние окружающего мира.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется во 2 классе: 36 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностными ориентирами содержания учебного предмета в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности человечества;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

—развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;

—воспитание бережного отношения к природе;

—формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

- воспитание ответственного отношения к природе родного края, осознания необходимости сохранения окружающей среды.


Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.


Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;

в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.


Содержание начального общего образования по учебному курсу

Раздел: «Человек и природа»

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Природа - это то, что окружает человека, но не создано им. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Роль природы в жизни людей (красота, практическое значение, оздоровительная роль). Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей: загрязнение воздуха и воды, вырубка лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Ответственность каждого человека за сохранность природы.


Тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся


Название темы

Содержание

Деятельность обучающихся

Всего

1.

Каникулы на природе

Обобщить и систематизировать представления детей о лете по основным признакам: день и ночь, температурные условия, явления погоды, состояние растений. Особенности жизнедеятельности животных летом.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных. Отвечать на вопросы учителя.

1

2.

Береги растения!

Способствовать появления у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь. Развивать умение поливать его, используя для этого модель трудового процесса. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. 1

бережное отношение к растениям. Работать в паре.


1

3.

Во саду ли, в огороде

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Отвечать на вопросы учителя. Подготовить доклад на заданную тему. Уметь определять взаимосвязи сезона и развития растений.

1

4.

По тропинке в лес пойдём…

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Сравнивать и различать деревья по коре, листьям, цветам, плодам. Пронаблюдать, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. Сравнить хвойные и лиственные деревья, назвать сходства и отличия. 1

Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами.


1

5.

Зелёная аптека

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Знать названия лекарственных растений, их применение. Бережно относиться к растениям. Работать в паре. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Выступать с докладами. Отвечать на вопросы учителя.

1

6.

Путешествие в чудесную осеннюю пору

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. Отвечать на вопросы учителя.


1

7.

Чудеса царства грибов или что скрывают грибы

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. Работать в паре.


1

8.

Чудо-ягодка

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).

Знать о пользе ягод, среде произрастания. Характеризовать свойства ягод. Отвечать на вопросы учителя.

1

9.

Всему живому нужен воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (селе). Измерять температуру воздуха с помощью

термометра. Сравнивать свойства воды и воздуха.


1

10.

Царство морских обитателей

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни рыб. Рассказывать о роли в природе и жизни людей. Отвечать на вопросы учителя.

1

11.

Вода вокруг нас

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. Характеризовать как

растворять пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. ь свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Работать с иллюстрациями, схемами, таблицами. Отвечать на вопросы учителя.

.


1

12.

Наши домашние животные и уход за ними

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Характеризовать особенности жизни, поведения домашних животных на примере своей местности. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке.

Отвечать на вопросы учителя.

.


1

13.

Кто живёт в лесу?

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Пересказывать и понимать тексты о природе,
характеризовать признаки времен года.
исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времен года,
наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе,
различать растения и животных,
используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в ходе сезонных изменений в природе.

1

14.

Как все зиму встречают?

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Наблюдать явления природы, характеризовать их особенности.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверить достоверность народных примет о погоде.

1

15.

Пернатые друзья зимой

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

Сравнивать и различать зимующих и перелетных птиц, характеризовать виды птиц, роль птиц в природе,
оценивать общее состояние популяции птиц родного края.
характеризовать условия, необходимые для жизни птиц.
Рассказывать о роли птиц в природе и в жизни людей.

1

16.

Путешествие в страну комнатных растений

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Наблюдать простейшие опыты по изучению комнатных растений, различать комнатные растений, обсуждать в группах особенности отдельных растений, характеризовать внешний вид растений и определять части цветковых растений, приводить примеры комнатных растений, выделять их различия, выращивать растения в группе. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

1

17.

Откуда берутся снег и лёд?


Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Наблюдать простейшие опыты по изучению снега и льда, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, характеризовать свойства льда и снега, оценивать результаты своих наблюдений, приводить примеры веществ, описывать их,
рассказывать о роли воды в природе и жизни людей,

2

18.

Знакомство с песком и стеклом

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру. Познакомить детей с новым материалом – стекло. Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Приводить примеры использования человеком богатств природы, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств песка, соотносить свои наблюдения о свойствах песка с информацией, преподносимой источниками информации, характеризовать состав печка, роль песка в природе и в образовании почвы, оценивать плодородие своего края. Характеризовать на основе наблюдений основные свойства стекла, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о стекле, Пересказывать и понимать тексты о стекле.

3

19.

Изучение почвы - живая земля.

Научить узнавать и называть почва, земля. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств почвы. Характеризовать свойства почв, их взаимодействие с водой, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности), обсуждать в группах и составлять рассказы с позиции бережного отношения к почвам, к полезным ископаемым родного края. Характеризовать на основе опытов состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, оценивать плодородие почвы своего края.

1

20.

Маленькая лаборатория. Опыты с луком.

Закрепление знаний детей об овощах, культурных растениях, способами выращивания и ухода за ними. Сформировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности, умения дизайнерски оформлять огород на окне.

Характеризовать на основе опытов характерные особенности культурных растений, способы питания, размножения, условий, необходимых для жизни растений, проводить опыты в группах по выращиванию лука в комнатных условиях, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об овощах, культурных растениях, обсуждать полученные сведения.

1

21.

В гостях у Весны

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времени года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.

4

22.

Будь природе другом!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Приводить примеры исчезающих видов растений и животных.
Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни исчезающих видов растений и животных.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей Красной книги.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о редких растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

2

23.

Солнце и его значение для живого

Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений в уголке природы). Животные, обитающие в условиях холода и жары. Роль солнца в жизни человека.

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы.
Изучить роль солнца в жизни растений, животных и человека.
Описывать влияние солнца на растения и животных (на примере комнатных растений в уголке природы).

1

24.

Наши помощники- насекомые

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности).
Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни насекомых.
Рассказывать о роли насекомых в природе (на примере своей местности).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о насекомых и обсуждать полученные сведения.

1

25.

Исследователи земли

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.
Сравнивать и различать разные формы водоёмов.
Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия.
Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.
Рассказывать об особенностях видов поселения.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о суше, водном пространстве, видах поселения, звёздах и обсуждать полученные сведения.

1

26.

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Оценивать личную роль в охране растительного мира природы.

1

27.

Человек – живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и « - « влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

2

28.

Строим экологический город

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. Оформление клумбы цветочной, посадка рассады цветов.

Наблюдать за растениями, птицами, насекомыми (на территории своей местности).
Описывать особенности разных видов дождя.
Выращивать растения на клумбе (из семян, побегов, листа).

1

29.

Итоговое занятие

Подведение итогов года.

Характеризовать основные понятия.

Анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения.

1





Рекомендации по материально - техническому обеспечению учебного предмета:

Учебно – методические комплекты (программы, учебники, хрестоматии, рабочие тетради и т. д.):


Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. - М., «Просвещение», 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М., «Просвещение», 2010.
Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир». «Вентана-граф», 2011.
Сорокина А. И. «Дидактические игры», 1982.


Детская справочная литература (справочники, атласы – определители, энциклопедии) об окружающем мире, природе, труде людей, общественных явлениях и пр.

Научно – популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения):
Дмитриев Ю. А. «Книга природы» - М., «Просвещение», 1998.
Рыжова Н. А. «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники).

Печатные пособия

Таблицы экологического содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Настенные карты, атласы, иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.).


Компьютерные и информационно - коммуникативные средства


Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.


Технические средства обучения


Аудиторская доска с набором приспособлений

для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплеер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор