СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по этике 7 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена рабочая программа по этике 7 класс. программа расчитана на обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по этике 7 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭТИКА»

7 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности - одна из основных задач нового предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.

      Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, - одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.

      Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у учащихся пониманию самого себя, умению правильно строить отношения с товарищами.

Задачи:

  • формировать теоретические знания о человеке, дружбе и товариществе;

  • повышать компетенцию в области знаний индивидуально-личностных качеств человека;

  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

  3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;

  4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

  5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

  6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

      Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро - нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.

      Главное в работе учителя по данной программе - три основных содержательных направления:

      • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

      • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;

      • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

      Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся.

      Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно - не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь - ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой - предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

      Цель данного учебного предмета - достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.

      По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.

Виды занятий:

  1. Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.

  2. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.

  3. Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.

  4. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.

  5. Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

      Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».

      В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя - максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.

      Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.

      Курс «Этика» проводится в 7 классе 1 ч в неделю.

      Количество часов, отведенных для изучения той или иной конкретной темы, - примерное, оно может быть изменено учителем в зависимости от специфики работы в каждом конкретном классе. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.

      Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны иметь представление:

  • о культуре общения;

  • о способах общения с различными людьми;

  • о понятиях «этика», «человек», «личность», «дружба», «конфликт»;

  • об этапах развития человека;

  • о возможных причинах конфликтов;

  • об основе дружеских отношений.


Учащиеся должны знать:

  • нормы и правила поведения;

  • способы преодоления отрицательных чувств;

  • варианты выхода из конфликтной ситуации;

  • ситуации и обстоятельства, взаимоотношений со сверстниками.


Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя с различными людьми;

  • правильно выбирать стратегию выхода из конфликтных ситуа­ций;

  • адекватно оценивать свои качества и способности.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • устный опрос;

  • практическая работа;

  • тестирование;

  • анализ текста;

  • творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.);
























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема лекционно-практического занятия

Краткая аннотация содержания занятия

Кол-во часов

1

Введение

3


  1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.

Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» - с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей.

В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

1


  1. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил

2

2

Понять самого себя

15


  1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности).

В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:


    • человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;


    • представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);


    • представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;


    • представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.


      Раздел обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности.


Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям.


Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.

2


  1. Единство всех людей как социальная общность.



  1. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др.

2


  1. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.

2


  1. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:

  • развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;

  • условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.

2


  1. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.

2


  1. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.

2


  1. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

2

3

Отношение товарищества

18


  1. Дружба - чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.






В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения.






Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью.






Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:







  • формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;






  • формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;






  • формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

2


  1. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:

    • коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;

    • дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.

3


  1. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»?

1


  1. Основа дружеских отношений - согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.

1


  1. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь.

1


  1. Помощь настоящая и ложная.

1


  1. Типы дружеских отношений:

    • истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.)

    • дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);

    • дружба - компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).

2


  1. Конфликты в отношениях друзей.

1


  1. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.

1


  1. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).

2


  1. Пожелания мальчикам и девочкам.

1


  1. Подарок коллективу

1


  1. Сотвори себя сам

1


      

      Список используемой литературы:

  1. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.

  3. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, №2, №3.

  4. Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.

  5. Чернышова С.И. Программа повышения социальной компетентности семьи “Семейный витамин” центра социальной помощи семье и детству с. Липовица Тамбовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 67-74.

  6. Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 30-49.

  7. Иванов Л.М., Конева Е.В. Применение нидерландской модели социальной компетенции подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 30-59.

  8. Пасечкина В.П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы-комплекса № 180 г. Железногорска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 61-71.

  9. Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель. 1999. № 4. С.58-59.

  10. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

  11. Декларация организации объединенных наций о правах умственно отсталых лиц. Курьер ЮНЕСКО.1981. Июль. С. 18-19.

  12. Декларация организации объединенных наций о правах инвалидов. Резолюция 3447, ХХХ сессия, 2433-е пленарное заседание 9 декабря 1975 года. Печатается по тексту документа ООН.

  13. Конвенция о правах ребенка (выборка).

  14. Уголовный кодекс РФ (выборка).

  15. Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

  16. Ресурсы Интернета












Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Алданский район»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»




Согласовано: Утверждаю:


Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ


И.Ю. Турушева_________ М.И. Гаврилова-Кузнецова_________









Рабочая программа

курса "Этика" 7 класс



Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова










п.Нижний Куранах 2016 год



Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Алданский район»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»




Согласовано: Утверждаю:


Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ


И.Ю. Турушева_________ М.И.Гаврилова-Кузнецова_________









Рабочая программа

курса "Этика" 8 класс



Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова










п.Нижний Куранах 2016 год



Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Алданский район»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»




Согласовано: Утверждаю:


Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ


И.Ю. Турушева_________ М.И. Гаврилова-Кузнецова_________









Рабочая программа

курса "Этика" 9 класс



Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова










п.Нижний Куранах 2016 год




Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Алданский район»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»




Согласовано: Утверждаю:


Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ


И.Ю. Турушева_________ М.И. Гаврилова-Кузнецова_________









Рабочая программа

курса "Этика" 11 класс



Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова










п.Нижний Куранах 2016 год