РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭТИКА»
7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности - одна из основных задач нового предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, - одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.
Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: способствовать формированию у учащихся пониманию самого себя, умению правильно строить отношения с товарищами.
Задачи:
формировать теоретические знания о человеке, дружбе и товариществе;
повышать компетенцию в области знаний индивидуально-личностных качеств человека;
воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:
Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро - нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Главное в работе учителя по данной программе - три основных содержательных направления:
• знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
• на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
• системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся.
Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно - не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь - ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой - предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Цель данного учебного предмета - достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.
Виды занятий:
Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.
Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.
Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.
Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.
Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».
В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя - максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.
Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
Курс «Этика» проводится в 7 классе 1 ч в неделю.
Количество часов, отведенных для изучения той или иной конкретной темы, - примерное, оно может быть изменено учителем в зависимости от специфики работы в каждом конкретном классе. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны иметь представление:
о культуре общения;
о способах общения с различными людьми;
о понятиях «этика», «человек», «личность», «дружба», «конфликт»;
об этапах развития человека;
о возможных причинах конфликтов;
об основе дружеских отношений.
Учащиеся должны знать:
нормы и правила поведения;
способы преодоления отрицательных чувств;
варианты выхода из конфликтной ситуации;
ситуации и обстоятельства, взаимоотношений со сверстниками.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя с различными людьми;
правильно выбирать стратегию выхода из конфликтных ситуаций;
адекватно оценивать свои качества и способности.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема лекционно-практического занятия | Краткая аннотация содержания занятия | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
| Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей. | Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» - с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе. | 1 |
| Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил | 2 |
2 | Понять самого себя | 15 |
| Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). | В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления: человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле; представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми; Раздел обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов. | 2 |
| Единство всех людей как социальная общность. | |
| Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. | 2 |
| Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент. | 2 |
| Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека; условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения. | 2 |
| Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека. | 2 |
| Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы. | 2 |
| Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком. | 2 |
3 | Отношение товарищества | 18 |
| Дружба - чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба. | В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие: формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления. | 2 |
| Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей: коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными; дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении. | 3 |
| Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? | 1 |
| Основа дружеских отношений - согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство. | 1 |
| «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. | 1 |
| Помощь настоящая и ложная. | 1 |
| Типы дружеских отношений: истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.) дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения); дружба - компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер). | 2 |
| Конфликты в отношениях друзей. | 1 |
| Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов. | 1 |
| Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый). | 2 |
| Пожелания мальчикам и девочкам. | 1 |
| Подарок коллективу | 1 |
| Сотвори себя сам | 1 |
Список используемой литературы:
Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.
Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.
Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, №2, №3.
Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.
Чернышова С.И. Программа повышения социальной компетентности семьи “Семейный витамин” центра социальной помощи семье и детству с. Липовица Тамбовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 67-74.
Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 30-49.
Иванов Л.М., Конева Е.В. Применение нидерландской модели социальной компетенции подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 30-59.
Пасечкина В.П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы-комплекса № 180 г. Железногорска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 61-71.
Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель. 1999. № 4. С.58-59.
Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
Декларация организации объединенных наций о правах умственно отсталых лиц. Курьер ЮНЕСКО.1981. Июль. С. 18-19.
Декларация организации объединенных наций о правах инвалидов. Резолюция 3447, ХХХ сессия, 2433-е пленарное заседание 9 декабря 1975 года. Печатается по тексту документа ООН.
Конвенция о правах ребенка (выборка).
Уголовный кодекс РФ (выборка).
Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
Ресурсы Интернета
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Алданский район»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ
И.Ю. Турушева_________ М.И. Гаврилова-Кузнецова_________
Рабочая программа
курса "Этика" 7 класс
Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова
п.Нижний Куранах 2016 год
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Алданский район»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ
И.Ю. Турушева_________ М.И.Гаврилова-Кузнецова_________
Рабочая программа
курса "Этика" 8 класс
Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова
п.Нижний Куранах 2016 год
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Алданский район»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ
И.Ю. Турушева_________ М.И. Гаврилова-Кузнецова_________
Рабочая программа
курса "Этика" 9 класс
Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова
п.Нижний Куранах 2016 год
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Алданский район»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор МКОУ С(К)ОШИ
И.Ю. Турушева_________ М.И. Гаврилова-Кузнецова_________
Рабочая программа
курса "Этика" 11 класс
Учитель: М.И. Гаврилова-Кузнецова
п.Нижний Куранах 2016 год