СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по этике 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа расчитана на учащихся 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида. Цель программы: достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирования и реализации в непосредственном опыте учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по этике 8 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭТИКА»

8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач нового предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.

      Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, - одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.

      Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у юношей и девушек представлений о добре и зле, умению правильно строить внутрисемейные отношения с родителями.

Задачи:

  • формировать теоретические знания о добре и зле, а также о семье как социальном институте;

  • повышать компетенцию в области знаний индивидуально-личностных качеств человека;

  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

  3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;

  4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

  5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

  6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

      Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро - нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.

      Главное в работе учителя по данной программе - три основных содержательных направления:

      • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

      • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;

      • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

      Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся.
      Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно - не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь - ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой - предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

      Цель данного учебного предмета - достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.

      По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.

Виды занятий:

  1. Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.

  2. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.

  3. Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.

  4. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.

  5. Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.

  6. Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

      Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».

      В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя - максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.

      Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.

      Курс «Этика» проводится в 7 классах 1 ч в неделю.

      Количество часов, отведенных для изучения той или иной конкретной темы, - примерное, оно может быть изменено учителем в зависимости от специфики работы в каждом конкретном классе. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.

      Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны иметь представление:

  • о культуре общения;

  • о способах общения с различными людьми;

  • о понятиях «зло», «добро», «идеал», «семья», «конфликт»;

  • об этапах развития ;

  • о возможных причинах конфликтов;

  • о проявлениях агрессии.


Учащиеся должны знать:

  • нормы и правила поведения;

  • способы преодоления отрицательных чувств;

  • варианты выхода из конфликтной ситуации;

  • ситуации и обстоятельства, взаимоотношений родителей и детей;

  • куда обратиться, если стал жертвой преступления;

  • преимущества здорового образа жизни.


Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя с различными людьми;

  • правильно выбирать стратегию выхода из конфликтных ситуа­ций;

  • уберечь себя от преступления;

  • адекватно оценивать свои качества и способности.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • устный опрос;

  • практическая работа;

  • тестирование;

  • анализ текста;

  • творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.);


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема лекционно-практического занятия

Краткая аннотация содержания занятия

Кол-во часов

1

Представление людей о добре и зле. Идеал

14


  1. Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло.



Тема является достаточно сложной для понимания умственно отсталыми учащимися, поэтому не следует использовать сложные, отвлеченные категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные - злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности, возможно знакомство учащихся с оценками этих нравственных категорий на примерах мировых религий.
      Идеал рассматривается с точки зрения эталона - измерителя высоких нравственных качеств личности, способствующего ее развитию, если это положительный идеал, и мешающего развитию, если идеал ложный. Изучение ведущих качественных характеристик человеческой личности позволит обогатить развитие эмоциональной сферы. Учителю необходимо опираться на примеры, близкие и понятные детям, на возможные действия известных исторических героев, сказочных или литературных персонажей.

2


  1. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.

1


  1. Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей.

1


  1. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.

1


  1. Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.

1


  1. Нравственный идеал людей различных эпох.

1


  1. Идеал действительный и иллюзорный.

1


  1. Жить с достоинством – что это значит.

1


  1. Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей (5ч.):

любовь - ненависть; благородство - низость; бесстрашие - страх; мужество - трусость; стыд - бесстыдство; щедрость - скупость; мудрость - глупость; милосердие - жестокость; мягкость - грубость; доброжелательность - зависть.

5

2

Взаимоотношения с родителями

22


  1. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье.

   


   Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем юношеского возраста, включающая в себя как социальный, так и психологический аспекты.



Потребность в самоутверждении со стороны подростка нередко приводит к серьезным противоречиям, принимает форму тяжелых семейных конфликтов, которые тягостны и родителям, и детям.



Основная задача содержания данного раздела - попытаться помочь ребенку понять и преодолеть сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями.



Для этого необходимо:

  • выяснить, каково значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;

  • показать важность влияния семьи на формирование личности ребенка;

  • объяснить подростку, что нередко причиной недоразумений в семье является он сам, его эгоистические (потребительские) желания и поступки.

 


     В этой части важно подвести учащихся к пониманию мотивов, поступков и возможных реакций их родителей, обсудить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин.



      Работа требует соблюдения такта со стороны учителя, понимания реальной обстановки в семьях учащихся, а также дополнительной работы с родителями, в противном случае существует опасность провокации конфликтов на основе того, что «нам сказал учитель...».


1


  1. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.).

1


  1. Родственники и родственные отношения.



  1. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами).

2


  1. Ролевые, социальные функции членов семьи.

1


  1. Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.

2


  1. Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания; любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение; подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей. Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.

3


  1. Ребенок в жизни семьи.

1


  1. Конфликты с родителями. Причины конфликтов: отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей; повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству; смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям; непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка; разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д.

3


  1. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.

1


  1. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.

1


  1. Полюби себя – полюбишь другого.

1


  1. Быть благодарным – ценить благо.

1


  1. Сберечь обязаны различье, данное природой.

1


  1. Сущность свою сохраните на век.

1


  1. Моя семья – это 7Я.

1


     

Список используемой литературы:

  1. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.

  3. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, №2, №3.

  4. Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.

  5. Чернышова С.И. Программа повышения социальной компетентности семьи “Семейный витамин” центра социальной помощи семье и детству с. Липовица Тамбовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 67-74.

  6. Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 30-49.

  7. Иванов Л.М., Конева Е.В. Применение нидерландской модели социальной компетенции подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 30-59.

  8. Пасечкина В.П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы-комплекса № 180 г. Железногорска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 61-71.

  9. Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель. 1999. № 4. С.58-59.

  10. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

  11. Декларация организации объединенных наций о правах умственно отсталых лиц. Курьер ЮНЕСКО.1981. Июль. С. 18-19.

  12. Декларация организации объединенных наций о правах инвалидов. Резолюция 3447, ХХХ сессия, 2433-е пленарное заседание 9 декабря 1975 года. Печатается по тексту документа ООН.

  13. Конвенция о правах ребенка (выборка).

  14. Уголовный кодекс РФ (выборка).

  15. Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

  16. Ресурсы Интернета