СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе основного общего образования для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе основного общего образования для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе основного общего образования для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа”

Канашского района Чувашской Республики












Рабочая программа

по литературе

основного общего образования

для 8 класса



Срок реализации – 2016-2017 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе к учебнику для образовательных организаций: С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М. Бакеева, К.М. Нартова, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, А.М. Мансурова, Л.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин «Литература 8 класс в 2 ч.»- филиал издательства «Просвещение», 2011 г.




Составила: И.В. Зайцева





















Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2. Программы основной школы по русскому языку и литературе для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / Авторы программы: С.К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов, Н.С. Русина.- Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2005 г.

3. Учебника-хрестоматии «Литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.- С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М. Бакеева, К.М. Нартова, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, А.М. Мансурова, Л.В.Тодоров, Р.З. Хайруллин.: в 2 частях.-филиал издательства «Просвещение», 2011 г.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа предназначена для изучения литературы в 8 классе и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

Программа по литературе для 8 класса направлена на формирование умений анализировать и интерпретировать художественный текст, развитие художественного вкуса, читательской компетенции, изучение историко-литературных понятий, помогающих освоению литературного материала.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

  • развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

  • формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;

  • освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения;

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.

Задачи изучения литературы в 8 классе:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;

  • формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;

  • развитие, совершенствование и закрепление навыков устной и письменной речи.


Общая характеристика учебного предмета

Литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся, расширять их культурный кругозор, способствует формированию культуры чтения, содействует взаимообогащению национальных литератур, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), изучающей это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

В программу включены художественные произведения древнерусской литературы, русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы.

В программу введены художественные произведения, в которых особенно колоритно, многогранно отражен русский быт, русские национальные традиции, обычаи, особенности русского национального характера. В то же время в программу вошли произведения литературы народов России, в которых особенно ярко представлены национальные особенности характер, обычаи и нравы народов России.

Особенное место в программе занимают произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие народов России, их быт, культура, контакты с русским населением.

С целью расширения круга чтения, удовлетворения читательских интересов учащихся и формирования читательской самостоятельности в программу включены уроки внеклассного чтения.

В программе реализуется регионально - национальный компонент через такие уроки:

-Литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»

-«Стихи чувашских поэтов о Великой Отечественной войне»

- Сочинение «А.С. Пушкин в Чувашии»

-«Легенды и мифы чувашского народа.

Элементы компонента используются и на других уроках


Место предмета в учебном плане


Программа по литературе составлена для учащихся 8 класса МБОУ «Байгильдинская СОШ», рассчитана на 105 ч. в год, ( 3 часа в неделю)

Из них:

на изучение нового материала – 81 ч.;

на контрольные работы - 4 часа;

на уроки развития речи – 11 часов;

на уроки внеклассного чтения - 9 часов.

резерв – 2 часа


Основные виды устных и письменных работ по литературе в 8 классе

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных, научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

  • Ответы на вопросы по содержанию прочитанных литературных произведений.

  • Устный и письменный пересказ – подробный, сжатый, выборочный – небольших эпических произведений или отрывков из эпических произведений с элементами характеристики литературных героев

  • Устное словесное рисование. Инсценирование художественных произведений.

  • Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения.

  • Составление простого и сложного планов и характеристик литературных героев.

  • Составление плана собственного устного и письменного высказывания. Сочинение на основе личных наблюдений о производительном труде учащихся, о походах, экскурсиях и т.д.

  • Устный и письменный отзыв ( или рецензия) о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о просмотренном кинофильме или телепередаче ( с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:


- текст изученного художественного произведения, событийную сторону(сюжет) и героев;


-художественный образ, тему, идею, героев изученных произведений, сюжет;


-основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка и их взаимосвязи;

- основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.


Учащиеся должны уметь:

- выделять элементы композиции изучаемого произведения и понимать их роль в произведении;

-характеризовать героев произведения, выделяя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

-различать эпические, лирические и драматические произведения;

-употреблять в речи ( устной и письменной) записанные в словарь слова и выражения;

-создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;

-составлять сложный план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;

- находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминации, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;

- определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств языка в контексте;

- сопоставлять героев изученного произведения;

- различать эпические и лирические произведения;

- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные учебные тексты, примерный темп чтения – 120-130 слов в минуту;

- пересказывать устно или письменно (изложение) – подробно, выборочно, сжато – эпические произведения или отрывки из них;

- составлять план собственного устного и письменного высказывания;- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства;

-пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.


Список текстов для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «Осень».

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта», отрывок из поэмы «Мцыри» («Бой с барсом»).

И.С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы…» (отрывок)

Н.А. Некрасов. «Тройка».

И.А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…».

А.А. Блок. «Россия».

С.А. Есенин. «Каждый труд благослови, удача…».

В.В. Маяковский. «Прозаседавшиеся» (отрывок по выбору учащихся).

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (отрывок по выбору учащихся до 30 строк).


Содержание предмета

Введение - 1 ч.

Художественная литература как искусство слова. Т/л. Понятие о художественном образе.

Древнерусская литература – 2 ч.

«Поучение Владимира Мономаха». «Поучение…» как историко-политический трактат, рисующий образ идеального государственного деятеля, мудрого политика, борца за единство Руси. Автобиографические мотивы в «Поучении..». Т/л Жанр поучения.

Русская литература 18 века (4 ч.)

Д.И. Фонвизин .Краткие сведения о литературе XVIII века. Краткие биографические сведения о Д.И. Фонвизине. «Недоросль». Комедия «Недоросль» как политическая сатира. Злонравные и добродетельные персонажи. Обличение невежества, безнравственность провинциальных помещиков-крепостников. Проблема воспитания истинного гражданина.

Т/л Первоначальное знакомство с классицизмом как ведущим литературным направлением в литературе в 18 века.

А.Н. Радищев. Жизненный подвиг писателя . «Путешествие из Петербурга в Москву». Гневный протест против крепостного права и самодержавия, против угнетения человека человеком. Вера Радищева в торжество справедливости, в будущее.

Т/л. Развитие понятия о литературном направлении. Классицизм. Жанр путешествия в русской литературе.

Русская литература 19 века (46 ч.)

А.С. Пушкин .Краткие сведения о литературе XiX века. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. «19 октября», «19 октября 1827», «Во глубине сибирских руд». Тематика и проблематика стихотворений о дружбе. Преодоление сосредоточенности на личных невзгодах. Благотворное влияние дружбы.

«Анчар»- одно из самых ярких произведений вольнолюбивой лирики Пушкина. Осуждение произвола и деспотизма, рабства и тирании. Значение символического образа «древа яда».

«Подражание Корану» - произведение философской лирики Пушкина. Иносказательный смысл стихотворения. Тема человеческого греха и ответственности человека перед Богом

«Не пой, красавица, при мне…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Поэтический образ любимой женщины «Осень». Поэтическое описание Пушкиным его любимого времени года. Лирический герой произведения. Образная система.

«Вновь я посетил…». Философские раздумья о жизни. Созидательная идея о преемственности поколений в произведении. Нерифмованный («белый») стих.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Тема поэта и поэзии.

Развитие речи. Сочинение – описание памятника А.С.Пушкину.

«Капитанская дочка». Причины обращения Пушкина к теме Пугачевского восстания. Отношение автора повести и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Художественный вымысел в произведении и историческая правда, их соотношение и способы воспроизведения. Главные герои – Пугачев, Гринев, капитан Миронов, Швабрин, Маша Миронова. Проблема чести и долга в повести. Чистота любви, верность любимому человеку, искренность отношений (Маша Миронова – Гринев). Особенности художественного мастерства Пушкина-прозаика. Т/л. Историческая правда и художественный вымысел в художественной литературе. Назначение эпиграфа в произведении. Соотношение темы, идеи и художественных образов в произведении.

Развитие речи. Сочинение по роману А. С.Пушкина «Капитанская дочка».

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Пиковая дама».

М.Ю. Лермонтов. Биография. «Утро на Кавказе», «Черкешенка», «Баллада». Кавказ в жизни и в творчестве Лермонтова. Воспевание юности и красоты. Образ возлюбленной.

«Смерть поэта», «Поэт». Героический дух поэзии Лермонтова. Неповторимость ее содержания. Своеобразие проблематики в лирике поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина». Образ Родины в творчестве Лермонтова.

«Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Любовь к родине, стремление к свободе, протест против смирения и покорности – основные черты Мцыри, «любимого идеала Лермонтова». Своеобразие композиции поэмы. Значение лирического монолога в поэме. Т/л Развитие понятия о теме и идее произведения. Закрепление знаний о жанре поэмы.

Сочинение-рассуждение «Чем близок и дорог мне образ Мцыри?».

Внеклассное чтение. «Боярин Орша».

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. «Ревизор». Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. Изображение социальных и нравственных сторон жизни царской России. Бичевание пороков представителей чиновничьего мира в России первой половины 19 века. Образ Хлестакова как порождение социальных и нравственных условий. Широко и обобщающее значение характеров комедии. Т/л. Драматическое произведение. Жанр комедии. Понятие о литературном типе. «Театральный разъезд после представления новой комедии». Рассуждения писателя о «честном, благородном лице» в комедии «Ревизор» - смехе. Смех –единственно «честное, благородное лицо» в пьесе, которого никто не заметил. В.Г. Белинский о комедии «Ревизор». Оценка критиком «веселого комизма» Гоголя. Высокая оценка Белинским комедии «Ревизор». Т/л Критическая статья как жанр.

Развитие речи. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Внеклассное чтение. «Шинель».

И.С. Тургенев. Основные биографические сведения о писателе. Проблема взаимоотношений между молодыми людьми, отраженная в личностных переживаниях рассказчика. Право личности на счастье, отношение человека к окружающему миру, его место в природе – главные темы повести. Образ рассказчика-повествователя. Семья Гагиных. Любовь как самое прекрасное чувство на земле. Т/л Развитие понятия о характере и герое художественного произведения.

Развитие речи. Сочинение «Мои размышления о повести Тургенева «Ася».

«Два богача», «Как хороши, как свежи были розы…», «Роза». Социальные мотивы в стихотворениях в прозе Тургенева. Гимн всепобеждающей, торжествующей любви, молодости, непреходящей силе прекрасного. Т/л Стихотворения в прозе как лирический жанр.

Н.А. Некрасов. Сведения о биографии писателя. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Фактическая основа стиха. Картины тяжелого труда народа. Мысль о величии народа-созидателя, его противопоставление господствующим классам.

«Песня Ерёмушке». Страстный призыв к новому поколению. Боль поэта за судьбу своего народа.

«Размышления у парадного подъезда». Сочувствие поэта обездоленным. Сатирическое изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворения. Связь картин природы с раздумьями поэта о родине. Смысл заключительных строк стихотворения.

«Тройка». Мотивы народной песни в лирике Некрасова. Лиризм, искренность чувств - основные черты лирических про-й поэта. Тяжелая судьба женщины-крестьянки. Т/л. Антитеза. Эпиграф.

А.А. Фет. Сведения о биографии поэта. «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Как много , Боже мой, за то б я отдал дней…». Природа – объект эстетического восторга, художественного наслаждения поэта. Неразрывная связь человека с природой в стихотворениях Фета. Мечта поэта о встрече с любимой. Возвышенность чувств. Т/л. Лексика высокого поэтического стиля.

Внеклассное чтение. Литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века». Н. И.  Гиедич. «Осень»; П.А.Вяземский.   «Береза», А.Н.Плещеев  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие.

Н.С. Лесков. Биография писателя. «Левша». Особенности стиля Лескова. Т/л Понятие о сказе как особом жанре рассказа. Комическое в произведении. Герои сказа Лескова «Левша». Трудолюбие, талантливость и патриотизм русского народа и одновременно чувство горечи по поводу униженности и бесправия народа.

Развитие речи. Изложение «Левша в гостях у англичан».

«На краю света». Жизнь, обычаи и традиции местных жителей. Образ Кириака. Отношение местного населения к Иисусу Христу. Образ рассказчика. Своеобразие композиции.

Л.Н. Толстой. Основные биографические сведения о писателе. «После бала». История рассказа. Жанр рассказа. Прием контраста. Мысль автора об идейной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Т/л. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения.

Развитие речи. Сочинение «Полковник на балу и после бала».

А.П. Чехов. Биография писателя. «Смерть чиновника». Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости. «Говорящие» фамилии в рассказе. Т/л. Юмористические рассказы, рассказы-анекдоты. «Тоска». Сочувствие обездоленным и одиноким, тоска по человеческому участию и любви

Русская литература 20 века (34ч.)

И.А. Бунин. Биография. Основные мотивы творчества поэта. «Как дымкою даль полей…». Реалистическое и детальное изображение мира живой природы в поэзии Бунина.

«Густой зелёный ельник у дороги…». Образ оленя, уходящего от преследующих его охотников и собак. Мысль о неотделимости живой природы от бытия человека.

«Слово». Философская лирика Бунина. Рассуждения о грандиозности мира Вселенной. Поэт о значении человеческой речи, слова в истории.

«Ворон». Тема первой любви. Отражение в рассказе быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Трагическая судьба двух влюбленных – гувернантки и сына чиновника. Проблема отцов и детей в рассказе. Т/л. Жанр рассказа.

М. Горький. «Легенда о Данко». Образ смельчака Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей. Осуждение обывателя, мещанского стремления к покою. Образ «осторожного человека». Т/л. Развитие понятия о символе. Развитие понятия о языке.

Развитие речи. Сочинение «В жизни всегда есть место подвигу».

«Мои университеты». Понятие об автобиографической повести. Взаимоотношения героя с окружающим миром. Утверждение мысли, что человека создает его сопротивление окружающей среде. Т/л. Развитие понятия об автобиографической повести.

Внеклассное чтение. . «Сказки об Италии. Основные мотивы творчества.

А.А. Блок. Жизнь и творчество А.А. Блока. «Девушка пела в церковном хоре…», «О весна без конца и без краю…», «Россия». Понятие о художественном образе-символе, высокие идеалы и предчувствие перемен в жизни России, чистота и возвышенность чувств лирического героя. «Россия». Образ «нищей России», вера в будущее. Т/л. Метафорические образы в поэзии.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта. «Прозаседавщиеся». Сатира в стихотворении поэта. Обличие бюрократизма как выражение патриотических чувств поэта.

«Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие, доброта как естественная норма жизни человека. Т/л. Понятие о ритме и рифме. Пауза как элемент стиха

С.А. Есенин. Факты из жизни поэта. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Каждый труд благослови , удача…». Образы русской природы в его стихах, народно-песенные истоки его лирики. Близость в сознании автора труда поэта и труда крестьянина. . Т/л. Образные средства художественной выразительности в лирической поэзии.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Почему в наше время возрастает интерес к творчеству С.Есенина?».

А. Грин. «Алые паруса». Воспевание любви, верности. Вера в исполнение мечты.

Встреча с волшебником как знак судьбы. Образы Лонгрена и Ассоль.

Развитие речи. Отзыв о прочитанной книге.

А.А. Ахматова. Биография А.А. Ахматовой. «Родная земля». «Из четверостиший».

Отношение  поэта и лирического героя к родной земле как к святыне. Словоообраз «земля» и его значение для раскрытия основной идеи  стихотворения.

М.И. Цветаева. Биография поэта. «Ошибка», из цикла «Стихи о Москве».

Обращение к Москве как к хранительнице русской истории, как к символу России. Гордость поэта за свой город, вера в его великое будущее.

М.М. Зощенко. Биографические сведения о писателе. «Баня», «Любовь», «Кочерга». Маска  рассказчика – повествователя в произведениях писателя.

Осуждение пошлости и «обывательщины» в общественной жизни в эпоху расцвета нэпа.

Н.А. Заболоцкий. Биографические сведения о поэте. «Ещё заря не встала над селом…». Воздействие природы на внутренний мир человека.

К.Г. Паустовский. Биографические сведения о писателе. «Зарубки на сердце». Моральный долг детей перед родителями, проблема отцов и детей, понятие о композиции рассказа.

Внеклассное чтение. «Телеграмма». Моральный долг детей перед родителями, проблема отцов и детей, понятие о композиции рассказа

А.Т. Твардовский. Биографические сведения о поэте. «Василий Тёркин». История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Авторские размышления и обобщения в поэме. Т/л. Традиции русского народно-поэтического творчества в поэзии Твардовского

Развитие речи. Сочинение «Образ солдата-героя в поэме Твардовского «Василий Теркин». «Я убит подо Ржевом». Чувство сопричастности поэта к истории своей страны. Желание понять истоки побед в годы Великой Отечественной войны. Чувство горечи автора от огромных потерь народа на войне.

Т/л. Своеобразие средств художественной выразительности в поэзии Твардовского

Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне чувашских поэтов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Тема войны в творчестве чувашских поэтов.

В.М. Шукшин. Краткие биографические сведения о писателе. «Обида». Обличение грубости, казенного отношения к человеку – всего того, что ранит и калечит «светлые души» людей. «Срезал». Т/л. Развитие понятия о жанре короткого рассказа.

Внеклассное чтение.

Ф.А. Абрамов. «В Питер за сарафаном». Боль писателя за судьбу крестьянской России, реалистическое изображение деревенской жизни, образ русской женщины: её душевная красота, жизнелюбие, стойкость.

Е.А. Евтушенко. Биография. «Платок». Воспевание дружественных чувств в отношениях между народами, осуждение жестокости, национальной розни. Обращение поэта к интернациональным традициям народа. Актуальность проблематики стихотворения в наши дни. Т/л. Развитие понятия о стихе (ритм, рифма, строфа).

Контрольная работа – 1 час

Литература народов России -6 ч.

Эпос. «Олонхо». «Олонхо» - древнейший героический эпос якутов, сказание о богатырях, отстаивавших мирную и привольную жизнь. Основные герои «Олонхо».

«Джангар» - Описание подвига хана Джангара и его 12 богатырей. Заветная мечта калмыцкого народа о счастливой стране Бумбе, где «все родовиты, нет бедняков и сирот»,- стране вечного счастья.

Внеклассное чтение. Легенды и мифы чувашского народа

Мустай Карим. «Подует ветер-и все больше листьев…», «В дороге-ноги. В песне-думы…», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…»

Пейзажная и философская лирика поэта. Лиризм и психологизм в изображении родной поэту природы. Сопоставление природы и мира человека. Раздумья о кратковременности жизненного пути человека. Своеобразие средств художественной выразительности в лирике Карима.

Муса Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка». Песни поэта - песни «правды и страсти», посвященные родине. Мечта поэта о том, что даже после его гибели «Будет песня жить в  стране родной».

Зарубежная литература – 10 ч.

Алкей. «Буря», «Новый вал», «Весна». Образы гражданской лирики поэта. Призыв к  борьбе с  «тиранами» -вождями демоса. Любование красотой весенней природы.

Солон. «Благозаконие», «Седмицы человеческой жизни». Взгляд на поэзию как на средство воздействия на умы граждан.

Выражение активной гражданской позиции автора.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт между прекрасным чувством влюбленных и враждебностью взрослых . Сила великой трагической любви Ромео и Джульетты и ее влияние на прозрение представителей враждующих родов. Т/л. Жанр трагедии
Сонеты. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Т/л. Жанр сонета.

М.де Сервантес Сааведра. Биографические сведения о писателе. «Дон Кихот». Рыцарь Дон Кихот – обедневший испанский дворянин, мечтатель. Бескорыстие, человечность героя. Санчо Пансо – практичный, простодушный крестьянин, преданный своему господину, здравомыслящий, обладающий житейской мудростью. Т/л. Жанр социально-бытового романа.

Резерв – 2 ч.

Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1




Древнерусская литература

2




Русская литература 18 века

4




Литература XIX века

33

2

7

4

Литература 20 века

25

1

4

4

Литература народов России

5



1

Зарубежная литература

9

1



Резерв

2





81

4

11

9

Всего: 105 ч.





Тематическое планирование по литературе 8 класс

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Художественная литература как искусство слова. Т/л. Понятие о художественном образе.

1


Древнерусская литература (2 ч.)


2

«Поучение Владимира Мономаха»

1

3

Автобиографические мотивы в «Поучении..». Т/л Жанр поучения.

1


Русская литература 18 века ( 4 ч.)


4

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

1

5

Проблема воспитания истинного гражданина

1

6

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1

7

Т/л Жанр путешествия в русской литературе

1


Русская литература 19 века (46 ч.)


8

А.С. Пушкин. Мотивы дружбы, прочного союза друзей

1

9

«Анчар», «Подражание Корану»

1

10

Любовная лирика. Тема природы. «Осень»

1

11

«Вновь я посетил…». Философские раздумья о жизни.

1

12

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Тема поэта и поэзии

1

13 РР

Сочинение «А.С. Пушкин В Чувашии»

1

14

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания

1

15

Главные герои повести

1

16

Проблема чести и долга в повести

1

17

Портрет и пейзаж в произведении. Название и идейный смысл произведения.

1

18 РР

Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

19

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

1

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

21

Тема Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

22

«Смерть поэта», «Поэт». Тема поэта и поэзии в лирике

1

23

Образ родины в творчестве поэта

1

24

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

1

25

Своеобразие композиции поэмы

1

26 РР

Сочинение-рассуждение «Чем близок и дорог мне образ Мцыри?»

1

27

Вн. Чт. «Боярин Орша»

1

28

Н.В. Гоголь «Ревизор». Творческая история комедии

1

29

Образ Хлестакова

1

30

Хлестаков и «хлестаковщина»

1

31

В.Г. Белинский о комедии «Ревизор»

1

32 РР

Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

33

Вн. чт. «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире.

1

34

И.С. Тургенев «Ася». Образ рассказчика-повествователя. Семья Гагиных. Любовь как самое прекрасное чувство на земле

1

35 РР

Сочинение «Мои размышления о повести Тургенева «Ася»

1

36

Социальные мотивы в стихотворениях в прозе Тургенева

1

37

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

1

38

«Песня Ерёмушке». Боль поэта за судьбу своего народа.

1

39

«Размышления у парадного подъезда»

1

40

«Тройка» - о тяжелой судьбе женщины - крестьянки

1

41

А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Как много , Боже мой, за то б я отдал дней…»

1

42

Литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»

1

43

Н.С. Лесков «Левша». История создания. Особенности стиля Лескова

1

44

Герои сказа Лескова «Левша»

1

45

«Левша»- маленький великий человек

1

46 РР

Изложение «Левша в гостях у англичан»

1

47

«На краю света». Образ Кириака. Отношение местного населения к Иисусу Христу. Образ рассказчика. Своеобразие композиции

1

48

Л.Н. Толстой. «После бала»

1

49

Прием контраста. Мысль автора об идейной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Т/л. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения.

1

50 РР

Сочинение «Полковник на балу и после бала»

1

51

А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости.

1

52

Вн. чт. «Тоска». Сочувствие обездоленным и одиноким, тоска по человеческому участию и любви.

1

53

Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».

1


Русская литература 20 века ( 34 ч.)


54

И.А. Бунин. Основные темы и мотивы поэзии.

1

55

«Ворон». Проблема отцов и детей в рассказе. Т/л. Жанр рассказа

1

56

М. Горький «Легенда о Данко»

1

57 РР

Сочинение «В жизни всегда есть место подвигу»

1

58

«Мои университеты». Понятие об автобиографической повести. Взаимоотношения героя с окружающим миром.

1

59

Вн. чт. «Сказки об Италии

1

60

А.А. Блок «Девушка пела в церковном хоре…», «О весна без конца и без краю…»

1

61

«Россия». Образ «нищей России», вера в будущее. Т/л. Метафорические образы в поэзии.

1

62

В.В. Маяковский. «Прозаседавщиеся»

1

63

«Хорошее отношение к лошадям»

1

64

С.А. Есенин. Образы русской природы.

1

65 РР

Сочинение-рассуждение «Почему в наше время возрастает интерес к творчеству С. Есенина?»

1

66

А. Грин «Алые паруса». Воспевание любви, верности. Вера в исполнение мечты.

1

67

Встреча с волшебником как знак судьбы

1

68

Образы Лонгрена и Ассоль

1

69 РР

Отзыв о прочитанной книге

1

70

А.А. Ахматова «Родная земля». «Из четверостиший»

1

71

М.И. Цветаева. «Ошибка», из цикла «Стихи о Москве»

1

72-73

М.М. Зощенко. «Баня», «Любовь», «Кочерга»

2

74

Н.А. Заболоцкий «Ещё заря не встала над селом…»

1

75

К.Г. Паустовский «Зарубки на сердце»

1

76

Вн. чт. «Телеграмма»

1

77

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

1

78

Образ Василия Теркина

1

79

Авторские размышления и обобщения в поэме

1

80 РР

Сочинение «Образ солдата-героя в поэме Твардовского «Василий Теркин»

1

81

«Я убит подо Ржевом». Чувство горечи автора от огромных потерь народа на войне.

1

82

Стихи чувашских поэтов о Великой Отечественной войне.

1

83

В.М. Шукшин «Обида»

1

84

«Срезал»

1

85

Ф.А. Абрамов «В Питер за сарафаном»

1

86

Е.А. Евтушенко «Платок»

1

87

Контрольная работа по произведениям литературы 20 века

1


Литература народов России (6 ч.)


88

Эпос. «Олонхо»

1

89

Эпос. «Джангар»

1

90

Легенды и мифы чувашского народа

1

91

Мустай Карим. Пейзажная и философская лирика поэта

1

92

Муса Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка»

1

93

Песни поэта - песни «правды и страсти», посвященные родине.

1


Зарубежная литература ( 10 ч.)


94

Алкей. «Буря», «Новый вал», «Весна»

1

95

Солон. «Благозаконие», «Седмицы человеческой жизни»

1

96

У. .Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1

97

Сила великой трагической любви

1

98

Сонеты

1

99

М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

1

100

Санчо Пансо – практичный, простодушный крестьянин, преданный своему господину, здравомыслящий, обладающий житейской мудростью.

1

101

Т/л. Жанр социально-бытового романа.

1

102

Литературная игра по роману Сервантеса «Дон Кихот»

1

103

Итоговая контрольная работа

1

104-105

Резерв

2

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

1.С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М. Бакеева, К.М. Нартова, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, А.М. Мансурова, Л.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 частях.-филиал издательства «Просвещение», 2011 г.

2.И.В.Золотарева, Т. А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. –М.: Вако, 2011

Для учащихся:

1.С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М. Бакеева, К.М. Нартова, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, А.М. Мансурова, Л.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 частях.- филиал издательства «Просвещение», 2011 г.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала – http://litera.edu.ru

  2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки – http://www.bibliogid.ru

  3. Kidsbook: библиотека детской литературы – http://kidsbook.narod.ru

  4. Виртуальный музей литературных героев – http://www.likt590.ru/project/museum/

  5. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия – http://www.foxdesign.ru/legend/

  6. Русская виртуальная библиотека- http://www.rvb.ru

  7. Слова: поэзия Серебряного века – http://slova.org.ru

  8. Стихия: классическая русская / советская поэзия – http://litera.ru/stihiya/

  9. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!