СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (уровень основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе 7 класс (уровень основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (уровень основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) 7 класс»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Азовская школа-интернат»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением блока «Филология»

ГБОУ РО Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «24» августа 2018 г.

Руководитель _______ Е.Н. Бондаренко

СОГЛАСОВАНА

на заседании методического

совета ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «25» августа 2018 г.

Руководитель _______ Н.В. Банахевич

ПРИНЯТА

педагогическим советом

советом ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «____» августа 2018 г.


УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ РО Азовской школы-интерната

от «____» августа 2018 г. № _____ _____________ Л.В. Деревянко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»

7-б класс

(уровень основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

на 2018 – 2019 учебный год




Составитель: Чуйкова Елена Ильинична,

учитель русского языка и литературы,

высшей категории.







г. Азов 2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по литературе в 7-б классе ((6 класс (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);


  1. Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 15.06.2015 г. № 185 с изменениями.


  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

  2. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.

  3. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.


  1. Авторской программы по литературе для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015.) (учебно-методический комплекс, используемый для обучения русскому языку, включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ на 2018-2019 учебный год (приказ Министерства образования РФ от 27.12.2011г. №2885)). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ, рабочей программы по литературе - предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2011г.



В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.





МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-осознание литературы как величайшей духовно-эстетической ценности; научиться анализировать и оценивать литературные произведения;


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

-грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Воспитательные:

-воспитание духовно развитой личности;

-формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


Развивающие:

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

-развитие устной и письменной речи учащихся;


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Предмет «Литература» является составной частью предметной области «Филология».

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план предусматривает изучение литературы в 7-б классе в объёме 175 часов, 5 часов в неделю.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019, утвержденным приказом 30.08.2016 г. № 237, на изучение литературы в 7-б классе отводится 5 часов в неделю. Рабочая программа составлена на 168 часов в год с учетом праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Устное народное творчество


• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

I. Введение.

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.


1

Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Решение тестов

II. Устное народное творчество.


2

Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. Практические работы.

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок

5

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Сочинение загадок. Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях

III. Из древнерусской литературы.


3

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).


2

Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по заданной теме

Участие в коллективном диалоге.

IV. Из литературы XVIII века.


4

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.


4

Устный рассказ о баснописце.

Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительною чтения одноклассников, исполнения актёров.

Характеристика героев басни.

Формулирование вопросов к тексту.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

V. Из литературы XIX века.


5

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Пере-плетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

62

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в стихотворениях. Составление плана анализа стихотворения. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление сравнительной характеристики героев. Составление плана анализа эпизода. Письменный ответ на проблемный вопрос. Подбор цитат из текста повестей по заданной теме. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение киноверсий повестей. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя.

Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трёхсложные размеры стиха (на примере изучаемых стихотворений).

VI. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.


6

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

4

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений. Прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов. Устное рецензирование исполнения романсов актёрами. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Составление плана письменного высказывания. Обсуждение пейзажных картин русских художников и пейзажных полотен, созвучных стихам и романсам. Составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

VII. Из русской литературы XX века

7

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Пла-тонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.



15


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рождественского рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление устного рассказа о герое и его прототипе. Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана устного и письменного высказывания.

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах. Создание собственных иллюстраций к рассказам.


VIII. Произведения о Великой Отечественной войне

8

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути)

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная пробле-матика произведения.


14

Устные рассказы о поэтах-фронтовиках. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Характеристика героев рассказа и их нравственная оценка. Составление планов речевых характеристик героев. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиций. Выразительное чтение по ролям и наизусть.

IX. Писатели улыбаются.


9

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.


11

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Составление плана и создание письменного высказывания на проблемный вопрос.

X. Родная природа в русской поэзии XX века.


10

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.


10

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских писателей. Различение образов лирического героя и автора.

Устный и письменный анализ стихотворений. Составление плана и письменный сопоставительный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций.



XI. Из литературы народов России.

11

Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

4

Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений.

XII. Из зарубежной литературы.


12

Мифы народов мира Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.


Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший вообража-емый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сер-вантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утвер-ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)


33

Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Различные виды пересказов. Сопоставительный анализ произведений. Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей, использование знаний об основных характеристиках этих образов при анализе художественного произведения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Работа со словарём литературоведческих терминов. Презентация и защита собственных иллюстраций.


XIII. Повторение, обобщение.


13

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

2

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 6 классе. Составление плана и текста собственного высказывания. Письменный ответ на вопрос. Решение тестов. Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

С точки зрения основных дидактических целей и стадий процесса учебного познания выделяют такие уроки:

- Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

- Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.

- Урок комплексного применения знаний и умений.

- Урок актуализации знаний и умений.

- Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

- Урок контроля знаний и умений.

- Урок коррекции знаний, умений и навыков.

- Урок комбинированный.

- Урок решения практических задач.

- Урок – учебная экскурсия.

- Урок – защита проекта.

- Урок - презентация.

- Урок деловая игра




























ПЕРЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-б КЛАССЕ


п/п

Название контрольных работ

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 по теме УНТ.


10.09

2

Контрольная работа №2 по теме «Басни».


18.09

3

Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

02.10

4

Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

17.10

5

Контрольная работа №5 по творчеству М.Ю.Лермонтова.


25.10

6

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

04.12

7

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

13.12

8

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века.


27.12

9

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

11.02

10

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

20.03

11

Контрольная работа №11. Итоговый тест.


24.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-б КЛАССЕ



урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану

по факту

1 четверть


I. ВВЕДЕНИЕ. (1 ч)

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

Урок комбинированный.

1

03.09



II. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 5 ч)

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

усвоение новых знаний

1

04.09



3

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

усвоение новых знаний

1

05.09



4

Загадки.

урок комбинированный.

1

06.09



5

Урок-конкурс по теме: «Малые жанры фольклора».

систематизация и обобщение знаний и умений

1

07.09


6

Контрольная работа №1 по теме УНТ

урок контроля знаний и умений.

1

10.09


III. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 2 ч )

7

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи.

урок овладения новыми знаниями

1

11.09


8

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях.

урок комбинированный.

1

12.09


IV. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА ( 4 ч )

9

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья.

Урок овладения новыми знаниями

1

13.09


10

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Урок овладения новыми знаниями

1

14.09



11

И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи.

Урок комбинированный.


1

17.09


12

Контрольная работа №2 по теме «Басни».

Урок контроля знаний и умений.

1

18.09


V. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 62 ч ).

13

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Урок овладения новыми знаниями

1

19.09


14,15

А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

Урок овладения новыми знаниями

2

20.09

21.09


16

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Урок овладения новыми знаниями

1

24.09


17

Лирика Пушкина.

Урок комбинированный.

1

25.09


18

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя.

Урок овладения новыми знаниями

1

26.09


19

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Урок овладения новыми знаниями

1

27.09


20,21

Просмотр экранизации произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

2

28.09

01.10


22

Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Урок контроля знаний и умений.

1

02.10


23

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок овладения новыми знаниями

1

03.10


24

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок комбинированный.

1

04.10


25

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок комбинированный.

1

05.10


26

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский.

Урок комбинированный.

1

08.10


27

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок комбинированный.

1

09.10


28

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок комбинированный.

1

10.10


29

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Урок комбинированный.

1

11.10


30

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

Урок комбинированный.

1

12.10


31

Просмотр кинофильма по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

15.10


32

Обобщение по теме «Дубровский».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

16.10


33

Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Урок контроля знаний и умений.

1

17.10


34

Анализ к/р, работа над ошибками.

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

1

18.10


35

Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.

Урок овладения новыми знаниями

1

19.10


36

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Урок овладения новыми знаниями

1

22.10


37

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…».

Урок комбинированный.


1

23.10


38

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы».

Урок комбинированный.

1

24.10


39

Контрольная работа №5 по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Урок контроля знаний и умений.

1

25.10


40

Анализ контрольной работы.

Урок коррекции знаний

1

26.10


2 четверть


41

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Урок комбинированный.

1

06.11


42

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Урок овладения новыми знаниями

1

07.11


43,44

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Урок комбинированный.

2

08.11

09.11


45,46

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Урок комбинированный.

2

12.11

13.11


47,48

Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).

Урок овладения новыми знаниями

2

14.11

15.11


49

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Урок комбинированный.

1

16.11


50

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

Урок комбинированный.

1

19.11


51

Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Урок комбинированный.

1

20.11


52

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Урок овладения новыми знаниями

1

21.11


53,54

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

Урок комбинированный.

2

22.11

23.11


55

Н. А. Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Урок комбинированный.

1

26.11


56

Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Урок овладения новыми знаниями

1

27.11


57

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Урок комбинированный.

1

28.11


58, 59

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Урок комбинированный.

2

29.11

30.11


60

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

03.12


61

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

Урок контроля знаний и умений.

1

04.12


62

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

Урок овладения новыми знаниями

1

05.12


63

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Урок комбинированный.

1

06.12


64

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Урок комбинированный.

1

07.12


65,66

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Урок комбинированный.

2

10.12

11.12


67

Сказовая форма повествования.

Урок комбинированный.

1

12.12


68

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Урок контроля знаний и умений.

1

13.12


69

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.

Урок комбинированный.

1

14.12


70,71

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Урок овладения новыми знаниями

2

17.12

18.12


72,73

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Урок комбинированный.

2

19.12

20.12


74

Вн.чт. Юмористические рассказы Чехова.

Урок внеклассного чтения

1

21.12


VI. РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА. ( 4 ч )

75

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Урок овладения новыми знаниями

1

24.12



76

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..

Урок комбинированный.


1

25.12


77

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Урок овладения новыми знаниями

1

26.12


78

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века.

Урок контроля знаний и умений.

1

27.12


79

Анализ контрольной работы.

Урок коррекции знаний

1

28.12


3 четверть


VII. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 15 ч )

80,81

82

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Знакомство с произведением.

Урок овладения новыми знаниями

3

14.01

15.01

16.01


83,84

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».

Урок комбинированный.

2

17.01

18.01


85,86

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

Урок комбинированный.

2

21.01

22.01


87,88

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса».

Урок комбинированный.


2

23.01

24.01


89

Отношение автора к героям повести «Алые паруса».

Урок комбинированный

1

25.01


90,91

Просмотр кинофильма по повести А.Грина «Алые паруса».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

2

28.01

29.01


92

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Урок овладения новыми знаниями

1

30.01


93

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

31.01


94

Вн. чт. В. Драгунский «Денискины рассказы».


Урок внеклассного чтения

1

01.02


VIII. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ( 14 ч )


95

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Урок комбинированный.

1

04.02


96

Д.С. Самойлов. «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.

Урок овладения новыми знаниями

1

05.02


97

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Урок комбинированный.

1

06.02


98,99

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Урок овладения новыми знаниями

2

07.02

08.02


100

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Урок контроля знаний и умений.

1

11.02


101

Вн.чт. В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Урок внеклассного чтения

1

12.02



102,103

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Урок комбинированный.

2

13.02

14.02


104

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Урок комбинированный.

1

15.02


105,106

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Урок комбинированный.


2

18.02

19.02


107,108

Просмотр фильма по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

Просмотр кинофильма

2

20.02

21.02


IX. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. ( 11 ч )

109

Знакомство с творчеством В. М. Шукшина.

Урок овладения новыми знаниями

1

22.02


110,111

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина. «Чудик» и «Критик».

Урок овладения новыми знаниями

2

25.02

26.02



112,113

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

2

27.02

28.02


114

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок овладения новыми знаниями

1

01.03


115,116

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок комбинированный.


2

04.03

05.03


117,118

Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок комбинированный.

2

06.03

07.03


119

Вн.чт. М. Зощенко Рассказы для детей.


Урок внеклассного чтения

1

11.03


X. РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА. ( 10ч )

120,121

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».

Урок овладения новыми знаниями

2

12.03

13.03


122,123

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Урок комбинированный.

2

14.03

15.03


124,125

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Урок комбинированный.


2

18.03

19.03


126

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Урок контроля знаний и умений.

1

20.03


127

Анализ контрольной работы.

Урок коррекции знаний и умений

1

21.03


4 четверть


128,129

Коллективный проект на тему: «Песни на стихи русских поэтов 20 века».

Урок-проект

2

22.03

01.04


XI. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИ. (4 ч.)

130,131

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

Урок овладения новыми знаниями

2

02.04

03.04


132,133

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Урок овладения новыми знаниями

2

04.03

05.04


XII. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (33 ч.)

134

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Урок овладения новыми знаниями

1

08.04


135

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Урок комбинированный.

1

09.04


136

Геродот. «Легенда об Арионе».

Урок комбинированный.

1

10.04


137

Вн.чт. Мифы и легенды Древней Греции.

Урок внеклассного чтения

1

11.04


138

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

Урок овладения новыми знаниями

1

12.04


139

Просмотр мультфильмов по мифам Древней Греции.

Просмотр мультфильмов

1

15.04


140,141142,143144

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Урок овладения новыми знаниями

5

16.04

17.04

18.04

19.04

22.04


145,146

147,148

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Урок комбинированный.

4

23.04

24.04

25.04

26.04


149,150

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Урок овладения новыми знаниями

2

29.04

30.04


151

Вн.чт. Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно».

Урок внеклассного чтения

1

06.05


152,153

Просмотр экранизации произведения Д.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».

Просмотр кинофильма

2

07.05

08.05


154,155

156,157

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Урок комбинированный.

4

13.05

14.05

15.04

16.04


158,159

160,161162

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Урок овладения новыми знаниями

5

17.05

20.05

21.05

22.05

23.05


163

Контрольная работа №11. Итоговый тест.

Урок контроля знаний и умений.

1

24.05


164

Вн.чт.Р. Стивенсон «Остров сокровищ».

Урок внеклассного чтения

1

27.05



165,166

Просмотр кинофильма по произведению Р. Стивенсона «Остров сокровищ».


Просмотр кинофильма

2

28.05

29.05


XIII. ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ. (2 ч.)

167

Урок-викторина «Книга-друг и помощник».

Систематизация знаний

1

30.05


168

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

31.05