Комитет по образованию Администрации Раменского района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа №18 пос. РАОС
140126 п. РАОС Раменский муниципальный р-н Московская область 46-6-28-33
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ООШ №18 пос. РАОС ____________Постнова Н.В. «____» августа 2016 г. |
Рабочая программа по предмету «Математика»
(базовый уровень)
1 класс
Составитель:
Рыбнова Светлана Михайловна
учитель высшей категории
2016 год
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Авторской программы «Математика 1 - 4 классы» / Автор: Петерсон Л.Г. – М.: Просвещение, 2012.
Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС
Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ №О-43/2 от 13.05.2016 г.)
Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2016-2017 учебный год
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». С изменениями на 26 января 2016 года (Приказ от 26.02.2016 №38)
Планируемые предметные результаты по математике 1 класс
Ученик 1 класса научится:
называть последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
называть и обозначать операции сложения и вычитания;
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение;
распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основе общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
находить значения выражений, содержащих два действия (сложение и/или вычитание) без скобок;
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
название компонент и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
переместительное свойство сложения;
единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс (132 ч., 4 ч в неделю)
Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , ,
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков ,
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с – а = b.
Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.
Формы организации учебных занятий:
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков (урок - игра, урок - путешествие, урок – исследование, урок - экскурсия), обобщающих уроков; практические работы
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником; работа в тетради с печатной основой; наблюдение; проблемный вопрос; эвристическая беседа; сократическая беседа; моделирование; упражнение; диагностика, работа с ЭОР.
Календарно - тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.
№ | Название темы/урока | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
«Математика» - часть 1 |
1. | Свойства предметов | | |
2. | Свойства предметов. Урок – исследование | | |
3. | Свойства предметов | | |
4. | Большие и маленькие | | |
5. | Группы предметов | | |
6. | Группы предметов. Урок - путешествие | | |
7. | Сравнение групп предметов | | |
8. | Сравнение групп предметов. Урок – исследование | | |
9. | Сложение | | |
10. | Сложение | | |
11. | Вычитание | | |
12. | Вычитание | | |
13. | Сложение и вычитание. Урок - игра | | |
14. | Порядок | | |
15. | Раньше, позже | | |
16. | Диагностическая работа № 1 по теме «Свойства предметов. Сложение и вычитание» | | |
17. | Один – много | | |
18. | Число 1. Цифра 1 | | |
19. | Число 2. Цифра 2 | | |
20. | Число 3. Цифра 3 | | |
21. | Числа 1 - 3 | | |
22. | Числа 1 - 3 | | |
23. | Число 4. Цифра 4 | | |
24. | Числа 1 - 4 | | |
25. | Числовой отрезок | | |
26. | Числовой отрезок | | |
27. | Число 5. Цифра 5 | | |
28. | Числа 1 - 5 | | |
29. | Столько же | | |
30. | Столько же | | |
31. | Числа 1 - 5 | | |
32. | Больше, меньше | | |
33. | Больше, меньше | | |
34. | Число 6. Цифра 6 | | |
35. | Числа 1 - 6 | | |
36. | Точки и линии | | |
37. | Компоненты сложения | | |
38. | Области и границы | | |
39. | Компоненты вычитания | | |
40. | Диагностическая работа № 2 по теме «Числа 1 - 6. Компоненты сложения и вычитания» | | |
«Математика» - часть 2 |
41. | Отрезок и его части | | |
42. | Число 7. Цифра 7 | | |
43. | Ломаная линия. Многоугольник | | |
44. | Выражения | | |
45. | Выражения | | |
46. | Выражения | | |
47. | Число 8. Цифра 8 | | |
48. | Числа 1 - 8 | | |
49. | Числа 1 - 8 | | |
50. | Число 9. Цифра 9 | | |
51. | Таблица сложения | | |
52. | Компоненты сложения | | |
53. | Компоненты вычитания | | |
54. | Диагностическая работа № 3 по теме «Числа 1 - 9. Выражения» | | |
55. | Части фигур | | |
56. | Части фигур | | |
57. | Число 0. Цифра 0 | | |
58. | Число 0. Цифра 0 | | |
59. | Кубик Рубика | | |
60. | Равные фигуры | | |
61. | Равные фигуры | | |
62. | Волшебные цифры. Римская нумерация | | |
63. | Алфавитная нумерация | | |
64. | Задача | | |
65. | Задача | | |
66. | Задача | | |
67. | Задача | | |
68. | Сравнение чисел | | |
69. | Задачи на сравнение | | |
70. | Задачи на сравнение | | |
71. | Задачи на сравнение | | |
72. | Задачи на сравнение | | |
73. | Решение задач | | |
74. | Диагностическая работа № 4 по теме «Задачи на сравнение» | | |
«Математика» - часть 3 |
75. | Величины. Длина | | |
76. | Величины. Длина | | |
77. | Величины. Длина | | |
78. | Величины. Масса | | |
79. | Величины. Масса | | |
80. | Величины. Объём | | |
81. | Свойства величин | | |
82. | Свойства величин | | |
83. | Свойства величин | | |
84. | Решение составных задач | | |
85. | Уравнение | | |
86. | Уравнение | | |
87. | Уравнение | | |
88. | Уравнение | | |
89. | Уравнение | | |
90. | Уравнение | | |
91. | Уравнение | | |
92. | Диагностическая работа № 5 по теме «Величины. Уравнение» | | |
93. | Единицы счёта | | |
94. | Единицы счёта | | |
95. | Число 10 | | |
96. | Число 10 | | |
97. | Решение составных задач | | |
98. | Счёт десятками | | |
99. | Круглые числа | | |
100. | Круглые числа | | |
101. | Дециметр | | |
102. | Счёт десятками и единицами | | |
103. | Числа до 20 | | |
104. | Числа до 20 | | |
105. | Диагностическая работа № 6 по теме «Единицы счёта» | | |
106. | Числа до 20 | | |
107. | Нумерация двузначных чисел | | |
108. | Натуральный ряд | | |
109. | Областная диагностическая работа | | |
110. | Сравнение чисел | | |
112. | Сложение и вычитание двузначных чисел | | |
113. | Сложение и вычитание двузначных чисел | | |
114. | Сложение и вычитание двузначных чисел | | |
115. | Таблица сложения | | |
116. | Таблица сложения | | |
117. | Таблица сложения | | |
118. | Таблица сложения | | |
119. | Таблица сложения | | |
120. | Таблица сложения | | |
121. | Таблица сложения | | |
122. | Таблица сложения | | |
123. | Диагностическая работа № 7 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» | | |
124. | Повторение. Нумерация | | |
125. | Повторение. Решение задач | | |
126. | Повторение. Величины | | |
127. | Повторение. Величины | | |
128. | Повторение. Уравнение | | |
129. | Повторение. Уравнение | | |
130. | Повторение. Сложение и вычитание двузначных чисел | | |
131. | Повторение. Сложение и вычитание двузначных чисел | | |
132. | Занимательная математика | | |
ИТОГО: | 132 часа |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
______________________/Рыбнова С.М/
От «___» августа 2016 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ ООШ №18 пос. РАОС
_____________/Волкова С.В./
«___» августа 2016 года
11