СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерное календарно-тематическое планирование математики

Учебник по математике Демидова Т.Е.,Козлова С.А., Тонких А.П., 2013 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

4 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ







Класс – 4 а

Год разработки – 2016 г.

Срок реализации - 2016 – 2017 учебный год


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации.


Рабочая программа составлена Васильевой Татьяной Михайловной, учителем начальных классов первой квалификационной категории




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Выпускник научится:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;

  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;

  • объяснять соотношение между разрядами;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

  • выполнять умножение и деление с 1000;

  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;

  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = bx − a = ba ∙ x = b; a : x = bx : a = b;

  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.

  • вычислять объём параллелепипеда (куба);

  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

  • находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Выпускник научится:

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.

  • должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

  • иметь представление о решении задач на части;

  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;

  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;

  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

  • находить вероятности простейших случайных событий;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.


Выпускник научится:


Личностные

— применять навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

— организовывать своё рабочее место на уроке;

— воспринимать адекватно требования учителя;

— проявлять интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и

поисковой деятельности в области математики;

– понимать практическую ценность математических знаний;

— использовать навыки общения в процессе познания, занятия математикой;

— понимать ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;

— осознавать навыки этики поведения;

— применять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Выпускник получит возможность:

— адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;

— понимать значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;

— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;

— использовать эстетические потребности в изучении математики;

— уважать мысли собеседника, принятия ценностей других людей;

— применять этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

— готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, работать в коллективе на уроках математики;

— понимать друг друга, понимать позицию другого;

— отстаивать собственную точку зрения;

— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, делать свой выбор в познавательной деятельности.


Метапредметные результаты


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Выпускник научится:

— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её достижения;


— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и лич-

ностной рефлексии;

— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации;

— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на

основе образцов;

— находить несколько вариантов решения учебной задачи;

— различать способы и результат действия.


Выпускник получит возможность :

— самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;

— ставить новые учебные задачи под руководством учителя;

— самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;

— корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;

— давать адекватную оценку своим результатам учёбы;

— оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

— самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;

— адекватно оценивать результаты своей учёбы;

— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;

— определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выпускник научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе используя возможности Интернета;

— использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

и процессов, схем решения учебных и практических задач;


— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе

сравнения;

— осуществлять разносторонний анализ объекта;

— проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;

— самостоятельно проводить сериацию объектов;

— проводить несложные обобщения;

— устанавливать аналогии;

— использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;

— проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;

— осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;

— самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные по-

нятия: число, величина, геометрическая фигура;

— под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

определять круг своего незнания;

— совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;

— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

— совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и

т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения не-

стандартной задачи.


Выпускник получит возможность:

— планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

– самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;

– передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

Выпускник научится:

— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и

других предметов;

— участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Выпускник получит возможность:

— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;

— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при

организации коллективной работы;

— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;

— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;

— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода

или решения;

— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;

— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;

— чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда.

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Выпускник научится:

— моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч;

— выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч как прямой, так и обратный;

— выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;

— образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;

— читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;

— упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;

— моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета; называть и обозначать дробью доли предмета,

разделённого на равные части;

— устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

— активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;

— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

— выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;

— применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг;

— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Выпускник получит возможность:

— классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

— читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;

— сравнивать доли предмета.


АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Выпускник научится:

— использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;

— выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложениятических действий (в том числе деления с остатком);

— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);

— вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.


Выпускник получит возможность:

– выполнять умножение и деление на трёхзначное число;

– использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

– прогнозировать результаты вычислений;

– оценивать результаты арифметических действий разными способами.


РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Выпускник научится:

— анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом зада-

чи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

— решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);

— решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом (в одно-два действия);

— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

— выполнять проверку решения задачи разными способами.


Выпускник получит возможность:

— составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;

— преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, данного в условии задачи, дополнения

условия и т. д.;

— решать задачи в 4 —5 действий;

— решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;

— находить разные способы решения одной задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Выпускник научится:

— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

— распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;

— классифицировать углы на острые, прямые и тупые;

— использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;

— выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью

линейки, угольника;

— использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

— распознавать шар, цилиндр, конус;

— конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;

— находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.

Выпускник получит возможность:

– копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;

– располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве согласно заданному описанию;

– конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;

– исследовать свойства цилиндра, конуса.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Выпускник научится:

— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

— вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

— применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм = 1 км;

— применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм 22), квадратный километр (км ), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см = 100 мм , 100 м = 1 а, 10 000 м = 1 га, 1 км = 100 га;

— оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность :

— находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;

— решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Выпускник научится:

— читать и заполнять несложные готовые таблицы;

— читать несложные готовые столбчатые диаграммы;

— понимать и использовать в речи простейшие выражения,

содержащие логические связки и слова («...и...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).

Выпускник получит возможность:

— сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;

— понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы ..., нужно...», «когда…, то…»);

— правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»);

— составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);

— собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;

— объяснять, сравнивать и обобщать данные практикоэкспериментальной работы, высказывать предположения и делать выводы).

Содержание учебного предмета

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000 000(8 ч.)

Дробные числа.(16 ч.)

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1000000.(13 ч.)

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.(8 ч.)

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.(75 ч.)

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.(12 ч.)

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.(4 ч.)



ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКИ

Программа «Математика» составляет 136 часов (4 часа в неделю).

Учебник по математике Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., 2013


п/п

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды и формы

контроля

Дата проведения

Необходимый уровень

Повышенный уровень

план

факт


Числа от 1 до 1000

(Повторение изученного в 3-м классе)

8


- Повторить вопросы нумерации;

- вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами;

- рассмотреть текстовые задачи изученных ранее видов;

- вспомнить названия известных геометрических фигур и свойства прямоугольника (квадрата).

- Вспомнить изученные ранее алгоритмы решения простейших комбинаторных задач;

- продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей;

- продолжать учиться находить истинные и ложные высказывания с помощью вспомогательных моделей (диаграмм Эйлера-Венна).




1




Повторение материала 3-го класса. Турнир 1. Самый последний день каникул


1

Урок развивающего контроля

Итоговый Индивидуальный

Тест



2

Числа от 1 до 1 000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Фронтальный




3-8

Арифметические действия над числами

6

Урок открытия новых знаний.

Урок общеметодологической направленности

Текущий

Групповой

Фронтальный

Самостоятельная работа.



9










Дроби.


16


- расширить представления о дробных числах (перейти от понятия доли к понятию дроби);

- познакомиться с алгоритмами определения части от числа, числа по его части, с алгоритмом определения, какую часть одно число составляет от другого;

- учиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями одинаковыми знаменателями;

- вспомнить изученные ранее алгоритмы определения периметра и площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда;

- вспомнить названия известных геометрических фигур и свойства прямоугольника (квадрата).

- учиться сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями с помощью схем, отрезков и других вспомогательных моделей;

- учиться складывать и вычитать правильные дроби;

- учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями;

- продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей.





9



Дроби. Нахождение части числа.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



10

Нахождение части от числа

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



11

Нахождение числа по его части

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный

Устный опрос



12-13

Нахождение части числа. Нахождение числа

по его части

2

Урок открытия новых знаний

Текущий

Парный Самостоятельная работа



14-16

Сравнение дробей

3

Урок открытия новых знаний

Текущий

Парный

Устный опрос



17

Решение задач

1

Урок рефлексии

Текущий

Парный



18

Контрольная работа (входящая)

1

Урок развивающего контроля

Тематический

Индивидуальный



19

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Парный



20

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



21

Решение задач

1

Урок рефлексии

Текущий

Парный

Самостоятельная работа



22

Деление меньшего числа на большее

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Групповой



23-24

Какую часть одно число составляет от другого. Решение задач.

2

Урок открытия новых знаний

Текущий

Парный



25-26

Не только математика…

2

Урок рефлексии

Текущий

Парный




Нумерация многозначных чисел.


13



Учить:

- названию и последовательности чисел в пределах 1 000 000;

- продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений.

Иметь представление:

- как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

- учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями;

- продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей.




27


Турнир 2. Тест-контроль

1

Урок развивающего контроля

Итоговый


Индивидуальный



28

Многозначные числа. Разряды и классы.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Фронтальный



29

Чтение и запись многозначных чисел.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Фронтальный



30

Сравнение чисел.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



31

Разрядные слагаемые.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



32

Умножение числа 1 000. Умножение и деление

на 1 000, 10 000, 100 000.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Парный



33

Чтение и запись многозначных чисел.

1

Урок рефлексии

Текущий Фронтальный



34

Чтение и запись многозначных чисел.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



35

Миллион. Класс миллионов. Миллиард.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



36

Контрольная работа за 1четверть.

1

Урок развивающего контроля

Итоговый Индивидуальный




37

Чтение и запись многозначных чисел.

Нарисуем что угодно

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



38

Не только математика...

1

Урок рефлексии



Текущий Групповой




Величины.


12



Продолжать учиться читать и называть многозначные числа;

- познакомиться с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна;

- продолжать учиться переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие;

- познакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника;

- вычислять объем параллелепипеда (куба).

Познакомиться с приближенными вычислениями площадей и палеткой;

- познакомиться с понятием приближенного значения величины;

- учиться находить приближенные значения величин;

- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

- находить объем составленных фигур.




39

Турнир 3. Тест-контроль. «Многозначные числа»

1

Урок развивающего контроля

Итоговый Индивидуальный




40

Единицы длины.

1

Урок рефлексии

Текущий Фронтальный



41

Единицы массы. Грамм, тонна.

1

Урок рефлексии

Текущий

Парный



42

Единицы измерения величин.

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



43

Единицы площади.

Как рисунок будет выглядеть на бумаге?

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



44

Площадь прямоугольного треугольника.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



45

Приближённое вычисление площадей. Палетка.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Парный



46

Единицы объёма.

1

Урок рефлексии

Текущий

Парный



47

Решение задач.

1

Урок рефлексии

Текущий Парный



48-49

Точные и приближённые значения величин. Решение задач.

2

Урок открытия новых знаний

Текущий

Парный




Сложение и вычитание чисел.


8



Продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление);

- ввести понятие «производительность» на основе понятия «скорость работы».

Познакомиться с понятием округления числа:

- учиться получать приближенные значения величин;

- выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач.




50

Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий

Индивидуальный



51-54

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Программа для создания текста

4

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



55

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



56-57

Решение задач.

2

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный




Умножение и деление чисел.


75



Сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин;

- продолжать учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величин;

- обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел;

- сравнивать, упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему.





58

Умножение чисел. Группировка множителей.

1

Урок рефлексии


Текущий Парный



59

Арифметические действия над числами.

1

Урок общеметодологической направленности


Текущий

Парный



60

Умножение многозначных чисел на однозначные.

1

Урок рефлексии


Текущий Парный



61

Контрольная работа за 2 четверть по теме «Умножение и деление чисел»..

1

Урок развивающего контроля


Итоговый

Индивидуальный



62

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии


Текущий Индивидуальный



63

64

Умножение чисел.

2

Урок рефлексии


Текущий Фронтальный



65

66

Решение задач (Не только математика…)

2

Урок рефлексии


Текущий Парный



67

Турнир 4. Тест-контроль.

1

Урок развивающего контроля


Итоговый Индивидуальный




68

Деление круглых чисел.

Как писать большие буквы

1

Урок рефлексии

Осознанно следовать алгоритмам устных и письменных вычислений при умножении и делении многозначных чисел;

-осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

- находить значения выражений в 2-4 действия;

- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли - продажи (количество товара, его цена и стоимость);

- учиться решать задачи на одновременное движение двух объектов (навстречу и в противоположенных направлениях).

Читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

- решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз:

а ∙ х ±b = c; (х ± b: с = d;

а ± х ± b = с и др.

Текущий Индивидуальный



69

Арифметические действия над числами.

1

Урок общеметодологической направленности

Текущий контроль. Групповой



70

Деление числа на произведение.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Парный



71

Деление круглых многозначных чисел на круглые числа.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Парный



72

Арифметические действия над числами.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



73

Деление с остатком на 10, 100, 1 000.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



74

Деление круглых чисел с остатком.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



75

Уравнения.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Парный



76

Арифметические действия над числами.

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



77

Уравнения.

Слова и предложения можно выделять

1

Урок открытия новых знаний


Текущий Парный



78

Арифметические действия над числами.

1

Урок рефлексии

Текущий контроль. Индивидуальный



79

Деление многозначных чисел на однозначные.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



80

Деление многозначных чисел на однозначные.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



81

Арифметические действия над числами.

1

Урок рефлексии

Текущий Парный



82

Письменное деление многозначных чисел на однозначные.

1

Урок открытия новых знаний

Прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное, когда один из компонентов действия остается постоянным и когда оба компонента являются переменными;

- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных,

- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: а ± х = b; х – а = b;

а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;

- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одного из компонентов.

Находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

- иметь представление о решении задач на части;

- понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставание.

Текущий Фронтальный



83

Деление многозначных чисел на однозначные.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



84

Арифметические действия над числами.

Форматирование текста

1

Урок рефлексии

Текущий Групповой



85

Деление многозначных чисел на однозначные.

1

Урок рефлексии

Текущий

Парный



86

Письменное деление многозначных чисел на круглые.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



87

Арифметические действия над числами.

1

Урок рефлексии

Текущий Парный



88

Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел».

1

Урок развивающего контроля

Итоговый Индивидуальный




89

Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на круглые.

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



90-91

Решение задач.

2

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



92

Умножение на двузначное число.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



93-94

Умножение многозначных чисел на двузначное число.

2

Урок открытия новых знаний


Текущий Фронтальный



95

Решение задач.

Программа для создания презентаций

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



96-98

Умножение многозначных чисел на трёхзначное число.

3

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



99-100

Решение задач.

2

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



101

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Умножение и деление чисел»..

1

Урок развивающего контроля

Итоговый Индивидуальный




102

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



103

104

Решение задач

2

Урок рефлексии

Текущий Парный



105

106

Решение задач (Не только математика…)

2

Урок рефлексии

Текущий Парный



107

Турнир 5. Тест-контроль.

1

Урок развивающего контроля

Уметь:

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

- выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000;

- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

- решать задачи в 2 – 3 действия все арифметические действия арифметическим способом

(с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Уметь:

- находить среднее арифметическое нескольких чисел;

- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

- находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

- иметь представление о решении задач на части;

- понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием.

Итоговый Индивидуальный




108

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



109-113

Арифметические действия над числами.

Волшебство с картинками

5

Урок открытия новых знаний

Текущий Индивидуальный



114

Среднее арифметическое.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Групповой



115

Письменное деление многозначных чисел на трёхзначное число.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



116

Деление многозначных чисел на трёхзначное число.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



117-119

Арифметические действия над числами.

3

Урок рефлексии

Текущий

Индивидуальный



120

Круговая диаграмма.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Парный



121

Арифметические действия над числами.

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



122

Числовой луч, координаты точки на числовом луче.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный



123

Адрес в таблице. Пара чисел.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Фронтальный .



124

Координаты точек на плоскости.

1

Урок открытия новых знаний

Текущий Парный



125-126

Арифметические действия над числами.

2

Урок рефлексии

Текущий Парный



127

Не только математика …

1

Урок рефлексии

Текущий Парный.



128

Контрольная работа за 4 четверть по теме «Арифметические действия над числами»

1

Урок развивающего контроля

Итоговый

Индивидуальный



129

Работа над ошибками по теме «Арифметические действия над числами»

1

Урок рефлексии

Текущий Индивидуальный



130

Итоговая работа промежуточной аттестации. Контрольная работа

1

Урок развивающего контроля

Итоговый Индивидуальный




131-132

Работа над ошибками.

2

Урок рефлексии

Текущий

Индивидуальный



133-136

Повторение изученного в 4-м классе.

4

Урок общеметодологической направленности

Текущий

Парный Индивидуальный




Итого:136