Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
4 КЛАСС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Класс – 4 а
Год разработки – 2016 г.
Срок реализации - 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа составлена Васильевой Татьяной Михайловной, учителем начальных классов первой квалификационной категории
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Выпускник научится:
использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Выпускник научится:
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.
должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
иметь представление о решении задач на части;
понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
находить вероятности простейших случайных событий;
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Выпускник научится:
Личностные
— применять навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
— организовывать своё рабочее место на уроке;
— воспринимать адекватно требования учителя;
— проявлять интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и
поисковой деятельности в области математики;
– понимать практическую ценность математических знаний;
— использовать навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
— понимать ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;
— осознавать навыки этики поведения;
— применять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Выпускник получит возможность:
— адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
— понимать значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
— использовать эстетические потребности в изучении математики;
— уважать мысли собеседника, принятия ценностей других людей;
— применять этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, работать в коллективе на уроках математики;
— понимать друг друга, понимать позицию другого;
— отстаивать собственную точку зрения;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, делать свой выбор в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Выпускник научится:
— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её достижения;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и лич-
ностной рефлексии;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на
основе образцов;
— находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— различать способы и результат действия.
Выпускник получит возможность :
— самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
— ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
— самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
— корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
— давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
— оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
— адекватно оценивать результаты своей учёбы;
— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
— определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Выпускник научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе используя возможности Интернета;
— использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе
сравнения;
— осуществлять разносторонний анализ объекта;
— проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
— самостоятельно проводить сериацию объектов;
— проводить несложные обобщения;
— устанавливать аналогии;
— использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
— проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные по-
нятия: число, величина, геометрическая фигура;
— под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания;
— совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и
т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения не-
стандартной задачи.
Выпускник получит возможность:
— планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
– самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
– передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Выпускник научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и
других предметов;
— участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Выпускник получит возможность:
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при
организации коллективной работы;
— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода
или решения;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч;
— выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч как прямой, так и обратный;
— выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
— образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
— сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
— читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
— упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
— моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета; называть и обозначать дробью доли предмета,
разделённого на равные части;
— устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
— активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
— применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг;
— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность:
— классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
— читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
— сравнивать доли предмета.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
— использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
— выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложениятических действий (в том числе деления с остатком);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);
— вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
Выпускник получит возможность:
– выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
– использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
– прогнозировать результаты вычислений;
– оценивать результаты арифметических действий разными способами.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Выпускник научится:
— анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом зада-
чи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);
— решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом (в одно-два действия);
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— выполнять проверку решения задачи разными способами.
Выпускник получит возможность:
— составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
— преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, данного в условии задачи, дополнения
условия и т. д.;
— решать задачи в 4 —5 действий;
— решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
— находить разные способы решения одной задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Выпускник научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;
— классифицировать углы на острые, прямые и тупые;
— использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;
— выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью
линейки, угольника;
— использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
— распознавать шар, цилиндр, конус;
— конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;
— находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.
Выпускник получит возможность:
– копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
– располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве согласно заданному описанию;
– конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;
– исследовать свойства цилиндра, конуса.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм = 1 км;
— применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм 22), квадратный километр (км ), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см = 100 мм , 100 м = 1 а, 10 000 м = 1 га, 1 км = 100 га;
— оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность :
— находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;
— решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Выпускник научится:
— читать и заполнять несложные готовые таблицы;
— читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
— понимать и использовать в речи простейшие выражения,
содержащие логические связки и слова («...и...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
Выпускник получит возможность:
— сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;
— понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы ..., нужно...», «когда…, то…»);
— правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»);
— составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);
— собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
— объяснять, сравнивать и обобщать данные практикоэкспериментальной работы, высказывать предположения и делать выводы).
Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000 000(8 ч.)
Дробные числа.(16 ч.)
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1000000.(13 ч.)
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.(8 ч.)
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел.(75 ч.)
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины и их измерение.(12 ч.)
Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.(4 ч.)
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКИ
Программа «Математика» составляет 136 часов (4 часа в неделю).
Учебник по математике Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., 2013
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды и формы контроля | Дата проведения |
Необходимый уровень | Повышенный уровень |
план | факт |
| Числа от 1 до 1000 (Повторение изученного в 3-м классе) | 8 | | - Повторить вопросы нумерации; - вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами; - рассмотреть текстовые задачи изученных ранее видов; - вспомнить названия известных геометрических фигур и свойства прямоугольника (квадрата). | - Вспомнить изученные ранее алгоритмы решения простейших комбинаторных задач; - продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей; - продолжать учиться находить истинные и ложные высказывания с помощью вспомогательных моделей (диаграмм Эйлера-Венна). | | | |
1 | Повторение материала 3-го класса. Турнир 1. Самый последний день каникул | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный Тест | | |
2 | Числа от 1 до 1 000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
3-8 | Арифметические действия над числами | 6 | Урок открытия новых знаний. Урок общеметодологической направленности | Текущий Групповой Фронтальный Самостоятельная работа. | | |
9 | | | | | | | | |
| Дроби. | 16 | | - расширить представления о дробных числах (перейти от понятия доли к понятию дроби); - познакомиться с алгоритмами определения части от числа, числа по его части, с алгоритмом определения, какую часть одно число составляет от другого; - учиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями одинаковыми знаменателями; - вспомнить изученные ранее алгоритмы определения периметра и площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда; - вспомнить названия известных геометрических фигур и свойства прямоугольника (квадрата). | - учиться сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями с помощью схем, отрезков и других вспомогательных моделей; - учиться складывать и вычитать правильные дроби; - учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями; - продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей. | | | |
9 | Дроби. Нахождение части числа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
10 | Нахождение части от числа | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
11 | Нахождение числа по его части | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный Устный опрос | | |
12-13 | Нахождение части числа. Нахождение числа по его части | 2 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный Самостоятельная работа | | |
14-16 | Сравнение дробей | 3 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный Устный опрос | | |
17 | Решение задач | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
18 | Контрольная работа (входящая) | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальный | | |
19 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
20 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
21 | Решение задач | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный Самостоятельная работа | | |
22 | Деление меньшего числа на большее | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Групповой | | |
23-24 | Какую часть одно число составляет от другого. Решение задач. | 2 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
25-26 | Не только математика… | 2 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
| Нумерация многозначных чисел. | 13 | | Учить: - названию и последовательности чисел в пределах 1 000 000; - продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений. | Иметь представление: - как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000; - учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями; - продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей. | | | |
27 | Турнир 2. Тест-контроль | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
28 | Многозначные числа. Разряды и классы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
29 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
30 | Сравнение чисел. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
31 | Разрядные слагаемые. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
32 | Умножение числа 1 000. Умножение и деление на 1 000, 10 000, 100 000. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
33 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный | | |
34 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
35 | Миллион. Класс миллионов. Миллиард. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
36 | Контрольная работа за 1четверть. | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
37 | Чтение и запись многозначных чисел. Нарисуем что угодно | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
38 | Не только математика... | 1 | Урок рефлексии | | | Текущий Групповой | | |
| Величины. | 12 | | Продолжать учиться читать и называть многозначные числа; - познакомиться с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна; - продолжать учиться переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие; - познакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника; - вычислять объем параллелепипеда (куба). | Познакомиться с приближенными вычислениями площадей и палеткой; - познакомиться с понятием приближенного значения величины; - учиться находить приближенные значения величин; - вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур; - находить объем составленных фигур. | | | |
39 | Турнир 3. Тест-контроль. «Многозначные числа» | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
40 | Единицы длины. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальный | | |
41 | Единицы массы. Грамм, тонна. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
42 | Единицы измерения величин. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
43 | Единицы площади. Как рисунок будет выглядеть на бумаге? | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
44 | Площадь прямоугольного треугольника. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
45 | Приближённое вычисление площадей. Палетка. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
46 | Единицы объёма. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
47 | Решение задач. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
48-49 | Точные и приближённые значения величин. Решение задач. | 2 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
| Сложение и вычитание чисел. | 8 | | Продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление); - ввести понятие «производительность» на основе понятия «скорость работы». | Познакомиться с понятием округления числа: - учиться получать приближенные значения величин; - выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач. | | | |
50 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
51-54 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Программа для создания текста | 4 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
55 | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
56-57 | Решение задач. | 2 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
| Умножение и деление чисел. | 75 | | Сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин; - продолжать учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величин; - обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел; - сравнивать, упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему. | | | | |
58 | Умножение чисел. Группировка множителей. | 1 | Урок рефлексии | | Текущий Парный | | |
59 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | Текущий Парный | | |
60 | Умножение многозначных чисел на однозначные. | 1 | Урок рефлексии | | Текущий Парный | | |
61 | Контрольная работа за 2 четверть по теме «Умножение и деление чисел».. | 1 | Урок развивающего контроля | | Итоговый Индивидуальный | | |
62 | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | | Текущий Индивидуальный | | |
63 64 | Умножение чисел. | 2 | Урок рефлексии | | Текущий Фронтальный | | |
65 66 | Решение задач (Не только математика…) | 2 | Урок рефлексии | | Текущий Парный | | |
67 | Турнир 4. Тест-контроль. | 1 | Урок развивающего контроля | | Итоговый Индивидуальный | | |
68 | Деление круглых чисел. Как писать большие буквы | 1 | Урок рефлексии | Осознанно следовать алгоритмам устных и письменных вычислений при умножении и делении многозначных чисел; -осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений; - находить значения выражений в 2-4 действия; - устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли - продажи (количество товара, его цена и стоимость); - учиться решать задачи на одновременное движение двух объектов (навстречу и в противоположенных направлениях). | Читать и строить вспомогательные модели к составным задачам; - использовать заданные уравнения при решении текстовых задач; - решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ±b = c; (х ± b: с = d; а ± х ± b = с и др. | Текущий Индивидуальный | | |
69 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Текущий контроль. Групповой | | |
70 | Деление числа на произведение. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
71 | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
72 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
73 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
74 | Деление круглых чисел с остатком. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
75 | Уравнения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
76 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
77 | Уравнения. Слова и предложения можно выделять | 1 | Урок открытия новых знаний | | Текущий Парный | | |
78 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок рефлексии | Текущий контроль. Индивидуальный | | |
79 | Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
80 | Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
81 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
82 | Письменное деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | Урок открытия новых знаний | Прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное, когда один из компонентов действия остается постоянным и когда оба компонента являются переменными; - осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных, - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b; - уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одного из компонентов. | Находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого; - иметь представление о решении задач на части; - понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставание. | Текущий Фронтальный | | |
83 | Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
84 | Арифметические действия над числами. Форматирование текста | 1 | Урок рефлексии | Текущий Групповой | | |
85 | Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
86 | Письменное деление многозначных чисел на круглые. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
87 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
88 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел». | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
89 | Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на круглые. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
90-91 | Решение задач. | 2 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
92 | Умножение на двузначное число. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
93-94 | Умножение многозначных чисел на двузначное число. | 2 | Урок открытия новых знаний | | Текущий Фронтальный | | |
95 | Решение задач. Программа для создания презентаций | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
96-98 | Умножение многозначных чисел на трёхзначное число. | 3 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
99-100 | Решение задач. | 2 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
101 | Контрольная работа за 3 четверть по теме «Умножение и деление чисел».. | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
102 | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
103 104 | Решение задач | 2 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
105 106 | Решение задач (Не только математика…) | 2 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
107 | Турнир 5. Тест-контроль. | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь: - использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; - использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления; - выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; - использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа); - решать задачи в 2 – 3 действия все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Уметь: - находить среднее арифметическое нескольких чисел; - осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий; - находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого; - иметь представление о решении задач на части; - понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием. | Итоговый Индивидуальный | | |
108 | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
109-113 | Арифметические действия над числами. Волшебство с картинками | 5 | Урок открытия новых знаний | Текущий Индивидуальный | | |
114 | Среднее арифметическое. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Групповой | | |
115 | Письменное деление многозначных чисел на трёхзначное число. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
116 | Деление многозначных чисел на трёхзначное число. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
117-119 | Арифметические действия над числами. | 3 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
120 | Круговая диаграмма. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
121 | Арифметические действия над числами. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
122 | Числовой луч, координаты точки на числовом луче. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный | | |
123 | Адрес в таблице. Пара чисел. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Фронтальный . | | |
124 | Координаты точек на плоскости. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий Парный | | |
125-126 | Арифметические действия над числами. | 2 | Урок рефлексии | Текущий Парный | | |
127 | Не только математика … | 1 | Урок рефлексии | Текущий Парный. | | |
128 | Контрольная работа за 4 четверть по теме «Арифметические действия над числами» | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
129 | Работа над ошибками по теме «Арифметические действия над числами» | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
130 | Итоговая работа промежуточной аттестации. Контрольная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый Индивидуальный | | |
131-132 | Работа над ошибками. | 2 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальный | | |
133-136 | Повторение изученного в 4-м классе. | 4 | Урок общеметодологической направленности | Текущий Парный Индивидуальный | | |
| Итого:136 | | | | | | | |