Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 170 ч (34 учебные недели).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Повторение изученных тем за год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Характеристика учебной деятельности | Сроки выполнения |
план | факт |
I четверть- 36 часов Раздел I. Числа от 1 до 1000 - 14 часов (повторение) |
1 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 | УП | Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | УП | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | УП | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | УО | | |
5 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | УО | | |
6 | Умножение трёхзначного числа на однозначное число. | 1 | УО | | |
7 | Свойства умножения. | 1 | УП | | |
8 | Алгоритм письменного деления. | 1 | УП | | |
9 | Приёмы письменного деления. | 1 | УО | | |
10 | Приёмы письменного деления. | 1 | УО | | |
11 | Приёмы письменного деления. | 1 | УО | | |
12 | Диаграммы. | 1 | ОНЗ | | |
13 | Диаграммы. | 1 | | | |
14 | Что узнали. Чему научились. | 1 | УП | | |
15 | Входная контрольная работа № 1. | 1 | К/Р | | |
16 | Анализ работы. Проверочная работа № 1 по теме «Повторение» Странички для любознательных. | 1 | УП | | |
Раздел II Числа, которые больше 1000 - 112часов. 1. Нумерация - 12 часов |
17 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | ОНЗ | Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | | |
18 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | ОНЗ | | |
19 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | ОНЗ | | |
20 | Чтение многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | | |
21 | Запись многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | | |
22 | Чтение многозначных чисел. | | | | |
23 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | ОНЗ | | |
24 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | | |
25 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | | |
26 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | ОУ | | |
27 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | ОНЗ | | |
28 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | ОНЗ | | |
29 | Класс миллионов и класс миллиардов. Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» | 1 | КУ | | |
30 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». | 1 | КУ | | |
31 | Повторение пройденного материала. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1 | 1 | УО КР | | |
32 | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация» | 1 | КР | | |
33 | Анализ работ. Повторение. | 1 | ОУ | | |
2. Величины - 15 часов |
34 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины. | 1 | ОНЗ | Познавательные - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. | | |
35 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины. | 1 | ОНЗ | | |
36 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины. | 1 | ОНЗ | | |
37 | Соотношение между единицами длины. | 1 | УО | | |
38 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | ОНЗ | | |
39 | Таблица единиц площади. | 1 | УО | | |
40 | Таблица единиц площади. | 1 | УО | | |
41 | Таблица единиц площади. | 1 | УО | | |
42 | Определение площади с помощью палетки. | 1 | ОНЗ | | |
43 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | 1 | УО | | |
44 | Таблица единиц массы. | 1 | УО | | |
45 | Таблица единиц массы. | 1 | УО | | |
46 | Таблица единиц массы. | 1 | УО | | |
47 | Контрольная работа № 3 за I четверть. | 1 | КР | | |
48 | Анализ контрольной работы. Математический диктант № 2. Закрепление. | 1 | КУ | | |
49 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. Единица времени – сутки. | 1 | УП | | |
50 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. Единица времени – сутки. | | | | | |
II четверть - 28 часов. | | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Ориентироваться в своей системе знаний. | | |
51 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 1 | ОУ | | |
52 | Единица времени – секунда. | 1 | ОНЗ | Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | | |
53 | Единица времени – век. | 1 | ОНЗ | | |
54 | Таблица единиц времени. Проверочная работа № 3 по теме «Величины» | 1 | КУ | | |
55 | Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного материала. «Что узнали. Чему научились» | 1 | КУ | | |
3. Сложение и вычитание - 12 часов. | | |
56 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | УО | | |
57 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | УО | | |
58 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | УО | | |
59 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | 1 | ОНЗ | | |
60 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | УО | | |
61 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | УО | | |
62 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | УО | | |
62 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | УО | | |
63 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | УО | | | |
64 | Решение задач. Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | КУ | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Ориентироваться в своей системе знаний. | | |
65 | Сложение и вычитание величин. | 1 | ОНЗ | Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | |
66 | Сложение и вычитание величин. | 1 | УО | | | |
67 | Решение задач. | 1 | УО | Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. | | |
68 | Что узнали. Чему научились. Контрольная работа № 4. по теме "Сложение и вычитание" | 1 | КР | | | |
4. Умножение и деление - 73 часов. | | | |
69 | Анализ контрольной работы. Свойства умножения. | 1 | КУ | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты. Коммуникативные - 1.Читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план 2. Умение писать под диктовку, оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. | | |
70 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | ОНЗ | | |
71 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | ОНЗ | | |
72 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | ОНЗ | | |
73 | Умножение на 0 и 1. | 1 | УП | | |
74 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант № 3. | 1 | КУ | | |
75 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | УП | | |
76 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | УП | | |
77 | Деление с числами 0 и 1. | 1 | УО | | |
72 | Письменные приёмы деления. | 1 | ОНЗ | | |
73 | Письменные приёмы деления. | | | | |
74 | Письменные приёмы деления. | 1 | УО | | |
75 | Контрольная работа № 5 за 2 четверть. | 1 | КР | | |
76 | Анализ работ. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме. | 1 | КУ | | |
III четверть - 40 часов | | | |
77 | Умножение и деление на однозначное число. | 1 | ОНЗ | | |
78 | Умножение и деление на однозначное число. | 1 | ОНЗ | | |
79 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | УО | | |
80 | Решение задач на движение. | 1 | УО | | |
81 | Решение задач на движение. | 1 | УО | | |
82 | Решение задач на движение. | 1 | УО | | |
83 | Решение задач на движение. | 1 | УО | | |
84 | Решение задач на движение. | 1 | УО | | |
85 | Странички для любопытных. Проверочная работа № 5 "Решение задач на движение" | 1 | КУ | | |
86 | Умножение числа на произведение. | 1 | ОНЗ | | |
87 | Умножение числа на произведение. | 1 | ОНЗ | | |
88 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ОНЗ | | |
89 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ОНЗ | | |
90 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | ОНЗ | | |
91 | Решение задач. | 1 | УО | | |
92 | Решение задач. | 1 | УО | | |
93 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | ОНЗ | | | |
94 | Что узнали. Чему научились. Математический диктант №4 | 1 | КР | | |
95 | Контрольная работа № 6 "Письменное умножение и деление" | 1 | КР | | |
96 | Анализ работ. Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
97 | Деление числа на произведение. | 1 | УО | | |
98 | Деление числа на произведение. | 1 | УО | | |
99 | Деление числа на произведение. | 1 | УП | | |
100 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | ОНЗ | | |
101 | Решение задач. | 1 | УО | | |
102 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ОНЗ | | |
103 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | УО | | |
104 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | УП | | |
105 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | УО | | |
106 | Решение задач. | 1 | УО | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | | |
107 | Решение задач. | 1 | УО | | |
108 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
109 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
110 | Что узнали. Чему научились. | 1 | УО | | |
111 | Проверочная работа № 6 "Умножение и деления на числа, Оканчивающиеся нулями» | 1 | КР | | |
112 | Наши проекты. | 1 | УП | | |
113 | Наши проекты. | 1 | УП | | |
114 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму. | 1 | УО | | |
115 | Умножение числа на сумму. | 1 | ОНЗ | | |
116 | Умножение числа на сумму. | 1 | ОНР | | |
118 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ОНЗ | | |
119 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ОНЗ | | |
120 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ОНЗ | | |
121 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | УО | | |
122 | Решение задач. | 1 | УО | | |
123 | Решение задач. | 1 | УО | | |
124 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | ОНЗ | | |
125 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | УО | | |
126 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | УО | | |
127 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | УП | | |
128 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
129 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | | |
130 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | | |
131 | Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 5. | 1 | КР | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Корректировать свою работу. | | |
132 | Контрольная работа № 7 за 3 четверть. | 1 | КР | | | |
133 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. | 1 | УП | Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | | |
IY четверть - 32 часов | | | | |
134 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ОНЗ | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы. . | | |
135 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | УО | | |
136 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | ОНЗ | | |
137 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ОНЗ | | |
138 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | УО | | |
139 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | УО | | |
140 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
141 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | УП | | |
142 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
143 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | КУ | | |
144 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
145 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
146 | Проверочная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число» | 1 | КР | | |
147 | Анализ работ. Письменное деление на двузначное число. | 1 | КУ | | |
148 | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | ОНЗ | | |
149 | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | | | | |
150 | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | ОНЗ | | | |
151 | Закрепление изученного материала. | 1 | УО | Коммуникативные - Слышать и слушать, выделять главное из сказанного, задавать вопросы на понимание Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после обсуждения. | | |
152 | Деление с остатком. | 1 | УО | | |
155 | Письменное деление на трёхзначное число. Закрепление изученного материала. | 1 | КУ | | |
152 | Письменное деление на трёхзначное число. Закрепление изученного материала. | 1 | КУ | | |
152 | Закрепление изученного материала. | 1 | УП | | |
153 | Что мы узнали. Чему мы научились. Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | КР | | |
154 | Контрольная работа № 8 по теме «Деление на трёхзначное число» | 1 | КР | | |
155 | Анализ контрольных работ. Подготовка к олимпиаде. | 1 | УО | | |
Повторение изученного материала в 4 классе- 10 часов. | | | |
156 | Нумерация. | 1 | УП | Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | | |
157 | Нумерация. | 1 | | | |
158 | Выражения и уравнения. | 1 | УП | | |
159 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 | УП | | |
160 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 | УП | | |
161 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | УП | | |
162 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | УП | | |
163 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | УП | | |
164 | Величины. Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | КУ | | |
165 | Геометрические фигуры. | 1 | УП | | |
166 | Геометрические фигуры. | 1 | УП | | | |
167 | Анализ работ. Решение задач. | 1 | УП | | | |
168 | Закрепление пройденного. | 1 | Уро-игра | | |
169 | Закрепление пройденного. | 1 | Урок -игра | | | |
170 | Закрепление пройденного. | 1 | УИ | | | |