Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе следующих документов:
1. Примерная программа по математике основного общего образования;
3. Учебник: Зубарева И. И. Математика 5 класс /И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Для обучения математике в5 классе выбрана содержательная линия И. И. Зубаревой, рассчитанная на 2 года обучения. В пятом классе реализуется первый год обучения по 5 часов в неделю, всего 170 часов за один учебный год. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе. Планируется 9 тематических контрольных работ и одна итоговая. Почти в каждой теме предусмотрены резервные уроки, которые могут быть использованы для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов, дискуссий.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
При изучении математики в 5 классе продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
Основой построения курса математики 5 и 6 классов являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения - принципа ведущей роли теоретических знаний, - состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.
Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5-6-м классах. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.
Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.
Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-6-го классов начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.
И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера.
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания урока с указанием контрольно-оценочной деятельности | Планируемые результаты или характеристика деятельности |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Глава I. Натуральные числа (46 ч) |
1 | | Десятичная система счисления | Арабские и римские цифры. История их появления | 1. Уметь правильно читать, записывать, сравнивать многозначные числа, расширив число классов до миллиарда | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового |
2 | | Десятичная система счисления | Чтение и запись натуральных чисел с помощью арабских и римских цифр |
3 | | Десятичная система счисления | Сравнение натуральных чисел Запись наибольшего и наименьшего n-значного числа |
4 | | Числовые и буквенные выражения | Нахождение значений числовых и буквенных выражений | 1. Различать числовые и буквенные выражения, находить их значения 2. Решать задачи с помощью числовых и буквенных выражений | Коммуникативные: формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения |
5 | | Числовые и буквенные выражения | Нахождение значений числовых и буквенных выражений |
6 | | Числовые и буквенные выражения | Составление числовых и буквенных выражений при решении задач |
7 | | Язык геометрических рисунков | Обозначение точек, отрезков и прямых на чертежах | 1. Уметь правильно обозначать и называть геометрические фигуры 2. Выполнять геометрические рисунки по их описанию | Коммуникативные: уметь принимать совместные решения Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения | Формирование познавательного интереса к изучению нового |
8 | | Язык геометрических рисунков | Взаимное расположение геометрических фигур |
9 | | Язык геометрических рисунков | Описание взаимного расположения геометрических фигур |
10 | | Прямая. Отрезок. Луч | Изображение и обозначение отрезка, прямой и луча, их отличие друг от друга | 1. Находить точки пересечения отрезков, прямых и лучей 2. Делать рисунки по их описанию | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи | Формирование навыков анализа |
11 | | Прямая. Отрезок. Луч | Взаимное расположение отрезков, лучей и прямых |
12 | | Сравнение отрезков, длина отрезка | Длина отрезка, единицы измерения, сравнение отрезков | 1. Уметь измерять и сравнивать отрезки 2. Находить длину всего отрезка, если известны длины его частей |
13 | | Сравнение отрезков, длина отрезка | Нахождение длины всего отрезка, если известны длины его частей |
14 | | Ломаная | Понятие ломаной, ее виды | 1. Уметь правильно обозначать и называть ломаную, находить ее длину |
15 | | Ломаная | Длина ломаной |
16 | | Координатный луч | Что такое координатный луч? | 1. Уметь строить точки на координатном луче |
17 | | Координатный луч | Нахождение координат точек и построение точек |
18 | | Контрольная работа № 1 | Числовые и буквенные выражения, координатный луч | 1. Уметь решать практические задачи | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
19 | | Округление натуральных чисел | Правило округления натуральных чисел | 1. Уметь округлять числа до указанного разряда | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями задачи Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста учебника | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи |
20 | | Округление натуральных чисел | Применение округления чисел |
21 | | Прикидка результата действия | Определение старшего разряда суммы, разности, произведения, частного двух чисел | 1. Уметь выполнять прикидку результата действия и применять ее для проверки правильности вычислений |
22 | | Прикидка результата действия | Применение прикидки результата действия для проверки правильности вычислений |
23 | | Прикидка результата действия | Применение прикидки результата действия для проверки правильности вычислений |
24 | | Вычисления с многозначными числами | Сложение и вычитание многозначных чисел | 1. Уметь выполнять все арифметические действия с многозначными числами 2. Правильно определять порядок действий при вычислении значений числовых выражений | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
25 | | Вычисления с многозначными числами | Умножение многозначных чисел |
26 | | Вычисления с многозначными числами | Деление многозначных чисел |
27 | | Вычисления с многозначными числами | Вычисления с многозначными числами |
28 | | Контрольная работа № 2 | Вычисления с многозначными числами | 1. Уметь решать практические задачи | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
29 | | Прямоугольник | Нахождение периметра и площади прямоугольника | 1. Уметь находить площади фигур, составленных из нескольких прямоугольников | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей |
30 | | Прямоугольник | Равные и равновеликие фигуры |
31 | | Формулы | Формула пути | 1. Уметь составлять формулы по тексту задачи и находить неизвестные компоненты |
32 | | Формулы | Формулы периметра и площади прямоугольника |
33 | | Законы арифметических действий | Запись законов арифметических действий с помощью формул | 1. Знать законы арифметических действий 2. Уметь применять их |
34 | | Законы арифметических действий | Применение законов арифметических действий для упрощения вычислений |
35 | | Уравнения | Решение уравнений по правилам нахождения компонентов действий | 1. Уметь решать уравнения, используя правила нахождения компонентов действий | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения |
36 | | Уравнения | Решение уравнений по правилам нахождения компонентов действий |
37 | | Упрощение выражений | Понятие коэффициента. Упрощение буквенных выражений с применением распределительного закона | 1. Уметь применять законы арифметических действий при упрощении выражений 2. Упрощать буквенные выражения при нахождении их значений и решении уравнений |
38 | | Упрощение выражений | Вынесение общего множителя за скобки |
39 | | Упрощение выражений | Упрощение буквенных выражений при нахождении их значений |
40 | | Упрощение выражений | Упрощение буквенных выражений при решении уравнений |
41 | | Математический язык | Составление выражений по их словесной формулировке и наоборот | 1. Уметь составлять выражения по их словесной формулировке | Коммуникативные: слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
42 | | Математический язык | Составление выражений по их словесной формулировке и наоборот |
43 | | Математическая модель | Составление математической модели по тексту задачи | 1. Понимать и грамотно читать математические записи |
44 45 46 | | Контрольная работа №3 Резерв | Уравнения. Упрощение выражений | |
Глава II. Обыкновенные дроби (35 ч) |
47 | | Деление с остатком | Выполнение деления с остатком | 1. Уметь выполнять деление с остатком 2. Находить компоненты при делении с остатком | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | Формирование устойчивой мотивации к обучению |
48 | | Деление с остатком | Нахождение компонентов при делении с остатком |
49 | | Деление с остатком | Применение деления с остатком при решении задач |
50 | | Обыкновенные дроби | Дробь как результат деления | 1. Уметь правильно читать, записывать, сравнивать обыкновенные дроби |
51 | | Обыкновенные дроби | Сравнение дробей |
52 | | Отыскание части от целого и целого по его части | Нахождение части от целого | 1. Знать алгоритмы отыскание части от целого и целого по его части 2. Уметь решать задачи с их применением | Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
53 | | Отыскание части от целого и целого по его части | Нахождение целого по его части |
54 | | Отыскание части от целого и целого по его части | Решение задач на части |
| | | |
55 | | Основное свойство дроби | Основное свойство дроби | 1. Знать основное свойство дроби 2. Использовать приведение дробей к общему знаменателю при их сравнении |
56 | | Основное свойство дроби | Сокращение дробей |
57 | | Основное свойство дроби | Приведение дробей к общему знаменателю |
58 | | Основное свойство дроби | Приведение дробей к общему знаменателю |
| | | |
59 | | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | Понятие правильной и неправильной дроби, их сравнение с единицей | 1. Уметь выделять целую часть из неправильной дроби 2. Записывать смешанное число в виде неправильной дроби 3. Сравнивать дроби с единицей | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Познавательные: классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
60 | | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | Выделение целой части из неправильной дроби, понятие смешанного числа |
61 | | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби, решение задач |
| | | |
62 | | Окружность и круг | Понятие окружности и круга, их отличие | 1. Различать окружность и круг 2. Уметь находить их элементы на рисунке |
63 | | Окружность и круг | Построение окружности и круга, нахождение их элементов |
64 | | Окружность и круг | Решение задач, связанных с окружностью и кругом |
65 | | Контрольная работа №4 | Деление и дроби | | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
66 | | Резервный урок. Решение задач | Решение практико-ориентированных задач | 1. Уметь решать практические задачи |
67 | 08.12 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1. Уметь выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 3. Решать уравнения и задачи с обыкновенными дробями | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения |
68 | 08.12 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
69 | 09.12 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
70 | 10.12 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | Решение уравнений и текстовых задач с обыкновенными дробями |
71 | 11.12 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | Решение уравнений и текстовых задач с обыкновенными дробями |
| | | |
72 | | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение смешанных чисел | 1. Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел 2. Записывать именованные числа в виде дробей и выполнять действия с ними 3. Решать примеры в несколько действий | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
73 | | Сложение и вычитание смешанных чисел | Вычитание дроби из целого числа |
74 | | Сложение и вычитание смешанных чисел | Вычитание смешанных чисел |
75 | | Сложение и вычитание смешанных чисел | Запись именованных чисел в виде дробей и действия с ними |
76 | | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел |
| | | |
77 | | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | Умножение обыкновенной дроби на натуральное число | 1. Уметь выполнять умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число 2. Решать задачи на умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации | Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
78 | | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | Деление обыкновенной дроби на натуральное число |
79 | | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | Решение задач на умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число |
| | | |
80 | | Контрольная работа №5 | Действия с обыкновенными дробями | | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
81 | | Резервный урок. Решение задач | Решение практико-ориентированных задач | 1. Уметь решать практические задачи |
Глава III. Геометрические фигуры (20 ч) |
82 | | Определение угла. Развернутый угол | Определение и обозначение угла, его элементы | 1. Уметь строить, правильно называть и обозначать углы 2. Знать виды углов 3. Сравнивать углы | Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану |
83 | | Определение угла. Развернутый угол | Виды углов |
84 | | Сравнение углов наложением | Сравнение углов |
| | | |
85 | | Измерение углов | Измерение углов с помощью транспортира | 1. Уметь измерять и строить углы |
86 | | Измерение углов | Построение углов по их градусной мере |
87 | | Биссектриса угла | Понятие биссектрисы угла, вычисление углов при построении | 1. Знать определение биссектрисы угла, уметь строить ее |
| | | |
88 | 8 | Треугольник | Определение и виды треугольников | 1. Знать определение и виды треугольников 2. Уметь находить периметр | Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности |
| | | Периметр и неравенство треугольника |
89 | | Площадь треугольника | Площадь прямоугольного треугольника | 1. Уметь находить площадь любого треугольника |
90 | | Площадь треугольника | Понятие высоты, площадь произвольного треугольника |
| | | |
91 | | Свойство углов треугольника | Сумма углов треугольника | 1. Знать свойство углов треугольника 2. Применять его при решении задач на вычисление углов |
92 | | Свойство углов треугольника | Решение задач на вычисление углов треугольника с использованием их свойства |
| | | |
93 | | Расстояние между двумя точками. Масштаб | Понятие масштаба, расстояния между двумя точками Длина маршрута | 1. Уметь решать задачи на нахождение расстояний | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану |
| | | |
94 | | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | Понятие перпендикуляра, расстояние от точки до прямой | 1. Уметь строить перпендикулярные прямые 2. Находить расстояние от точки до прямой |
95 | | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | Перпендикулярные прямые, их построение |
96 | | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | Решение задач на построение и нахождение расстояний |
97 | | Серединный перпендикуляр | Определение и построение серединного перпендикуляра | 1. Знать свойство серединного перпендикуляра 2. Уметь применять его при решении задач | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения Познавательные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования |
98 | | Серединный перпендикуляр | Свойство серединного перпендикуляра |
| | | |
99 | | Свойство биссектрисы угла | Свойство биссектрисы угла | 1. Знать свойство биссектрисы угла 2. Уметь применять его при решении задач |
100 | | Свойство биссектрисы угла | Свойство биссектрисы угла и его применение при решении задач |
| | | |
101 | | Контрольная работа №6 | Геометрические фигуры | |
Глава IV. Десятичные дроби (30 ч) |
102 | 12.02 | Понятие десятичной дроби, чтение и запись десятичных дробей | Чтение и запись десятичных дробей. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной и наоборот | 1. Уметь правильно читать и записывать десятичные дроби 2.Уметь записывать десятичные дроби в виде обыкновенной и наоборот | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Формирование целостного восприятия окружающего мира |
| | | |
103 | | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. | Правила умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. | 1. Знать правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. 2. Уметь применять их при решении задач и уравнений |
104 | | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. | Правила деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. |
| | | |
105 | | Перевод величин из одних единиц измерения в другие | Перевод линейных величин из одних единиц измерения в другие | 1. Уметь переводить величины из одних единиц измерения в другие |
106 | | Перевод величин из одних единиц измерения в другие | Перевод величин площади из одних единиц измерения в другие |
| | | |
107 | | Сравнение десятичных дробей | Правило сравнения десятичных дробей | 1. Знать правила сравнения и округления десятичных дробей | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
108 | | Сравнение десятичных дробей | Правило округления десятичных дробей |
109 | | Сравнение десятичных дробей | Сравнение именованных величин |
110 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей | 1. Знать правила сложения и вычитания десятичных дробей 2. Уметь применять их при решении примеров, уравнений и задач |
111 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение и вычитание десятичных дробей |
112 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение и вычитание десятичных дробей |
113 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | Решение уравнений и задач с использованием рассмотренных правил |
114 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | Решение уравнений и задач с использованием рассмотренных правил |
115 | | Контрольная работа №7 | Сложение и вычитание десятичных дробей | | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
| | | | |
116 | | Умножение десятичных дробей | Алгоритм умножения десятичных дробей | 1. Знать правило умножения десятичных дробей 2. Уметь применять его при решении примеров, уравнений и задач | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
117 | | Умножение десятичных дробей | Умножение десятичных дробей |
118 | | Умножение десятичных дробей | Рациональные способы вычислений с десятичными дробями |
119 | | Умножение десятичных дробей | Решение уравнений и текстовых задач |
120 | | Умножение десятичных дробей | Решение уравнений и текстовых задач |
121 | | Степень числа | Понятие степени числа, ее основание и показатель | 1. Уметь вычислять степень данного числа, значения выражений, содержащих степени |
122 | | Степень числа | Вычисление значений выражений, содержащих степени |
| | | |
123 | | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | Алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число | 1. Знать правило деления десятичной дроби на натуральное число 2. Уметь применять его при решении примеров, уравнений и задач | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,проявления креативных способностей |
124 | | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | Понятие среднего арифметического |
125 | | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | Решение задач на нахождение среднего арифметического, средней скорости |
126 | | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | Алгоритм деления десятичных дробей и его применение | 1. Знать правило деления десятичных дробей 2. Уметь применять его при решении примеров, уравнений и задач 3. Вычислять значения выражений, содержащих все действия с дробями | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями задачи Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
127 | | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | Деление десятичной дроби на десятичную дробь |
128 | | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | Решение уравнений и текстовых задач, содержащих деление десятичных дробей |
129 | | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | Вычисление значений выражений, содержащих все действия с дробями |
130 | | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | Вычисление значений выражений, содержащих все действия с дробями |
131 | | Контрольная работа №8 | Умножение и деление десятичных дробей | | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
132 | | Резервный урок. Решение задач | Решение практико-ориентированных задач | |
133 | | Понятие процента | Понятие процента | 1. Уметь переводить проценты в дробь и наоборот, определять какая величина принимается за 100 | Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания |
134 | | Понятие процента | Перевод процентов в дробь и наоборот |
135 | | Понятие процента | Решение простейших задач |
136 | | Задачи на проценты | Решение задач на нахождение процентов от числа | Уметь решать задачи: 1. на нахождение процентов от числа ; 2. на нахождение числа по его процентам; 3.комбинированные задачи на проценты |
137 | | Задачи на проценты | Решение задач на нахождение процентов от числа |
138 | | Задачи на проценты | Решение задач на нахождение числа по его процентам |
139 | | Задачи на проценты | Решение задач на нахождение числа по его процентам |
140 | | Задачи на проценты | Решение комбинированных задач на проценты |
141 | 14.04 | Микрокалькулятор | Выполнение арифметических действий с помощью калькулятора | 1. Уметь выполнять вычисления с использованием калькулятора | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов | Формирование устойчивой мотивации к обучению |
142 | 15.04 | Микрокалькулятор | Нахождение значений степени с помощью калькулятора |
143 | 16.04 | Микрокалькулятор | Выполнение сложных математических вычислений с использованием памяти калькулятора |
144 | 17.04 | Микрокалькулятор | Выполнение вычислений с использованием калькулятора |
Глава V. Геометрические тела (10 ч) |
145 | | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед, его элементы. Куб | Уметь: 1. распознавать прямоугольный параллелепипед среди других предметов; 2.находить его развертку; 3. вычислять площадь поверхности; 4. сравнивать длины пространственных ломаных | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания |
146 | | Развертка прямоугольного параллелепипеда | Нахождение расстояния между 2 точками на поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба |
147 | | Развертка прямоугольного параллелепипеда | Соотнесение прямоугольного параллелепипеда с его разверткой |
148 | | Развертка прямоугольного параллелепипеда | Соотнесение прямоугольного параллелепипеда с его разверткой |
149 | | Развертка прямоугольного параллелепипеда | Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда |
| | | |
| | | |
150 | | Объем прямоугольного параллелепипеда | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | 1. Знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда 2. Уметь применять ее при решении задач | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности |
151 | | Объем прямоугольного параллелепипеда | Соотношения между единицами объемов |
152 | | Объем прямоугольного параллелепипеда | Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда |
153 | | Объем прямоугольного параллелепипеда | Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда |
| | | |
154 | | Контрольная работа №9 | Геометрические тела | |
Глава VI. Введение в вероятность (4 ч) |
155 | | Достоверные, невозможные и случайные события | Классификация событий | 1. Уметь различать достоверные, невозможные и случайные события | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
156 | | Достоверные, невозможные и случайные события | Решение задач на определение вида событий |
157 | | Комбинаторные задачи | Решение комбинаторных задач способом перебора вариантов | 1. Уметь решать простейшие комбинаторные задачи |
158 | | Комбинаторные задачи | Построение дерева возможных вариантов |
Повторение (12ч) |
159 | | Повторение. Действия с натуральными числами | Решение примеров на все действия с натуральными числами | 1. Систематизировать изученный материал 2. Закрепить навыки решения задач по курсу математики 5 класса | Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения |
160 | | Повторение. Действия с обыкновенными дробями | Решение примеров на все действия с обыкновенными дробями |
161 | | Повторение. Действия с десятичными дробями | Решение примеров на все действия с десятичными дробями |
162 | | Повторение. Упрощение выражений | Упрощение выражений с использованием свойств арифметических действий |
163 | | Повторение. Решение уравнений | Решение уравнений по правилам нахождения компонентов действий |
164 | | Повторение. Решение текстовых задач | Решение арифметических задач основных типов |
165 | | Повторение. Решение текстовых задач | Решение арифметических задач основных типов |
166 | | Повторение. Решение задач на проценты | Решение всех типов задач на проценты |
167 | | Повторение. Решение задач на проценты | Решение всех типов задач на проценты |
168 | | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа |
169 | | Повторение. Работа над ошибками | Работа над ошибками |
170 | | Повторение. Геометрические фигуры | Решение геометрических задач | Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: корректировать деятельность Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
| | | |
| | | |
| | | |
В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценок. Осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике 1. Оценка письменных работ обучающихся по математике
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
(грубые и негрубые) и недочёты.
1. Примерная программа по математике основного общего образования
2. . Программа по математике И. И. Зубаревой, А. Г. Мордкович. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2011
3. ФГОС Рабочая программа Математика. 5-6 классы./ И. И. Зубаревой, Л.К. Борткевич -
4. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013
6. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). – Волгоград: Учитель, 2008
7. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцева. – М.: Мнемозина, 2013
8. Сборник задач и упражнений по математике, 5 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. Г. Гамбарин, И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2013
9. Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича « Математика. 5 класс» / В. Н. Рудницкая – М.: Издательство «Экзамен», 2014
10. Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2014
11. Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2013
13. Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел
14. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль