ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа Иннополис»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ________ / _________./ Протокол № 1 от ____ августа 2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР __________ /_____________./ «___» августа 2017г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГАОУ «Школа Иннополис ____________А.Р. Шигапов Приказ № ___ от «__» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГАОУ «Школа Иннополис»
по математике в 5 классе
учителя первой квалификационной категории
Семенова Сергея Михайловича
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «___» августа 2017 г. |
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12 .2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Образовательная программа общеобразовательного учреждения
Учебный план ОУ;
Календарный учебный график ОУ;
Примерная программа по учебному предмету:
по математике для 5 класса по учебнику авт. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. / Издательство «Ювента», 2014;
по математике для 6 класса по учебнику авт. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. / Издательство «Ювента», 2014;
по алгебре для 7-9 классов по учебнику авт. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. / Издательство «Просвещение», 2013
по геометрии для 7-9 классов по учебнику авт. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., 2016
Состав УМК:
учебник по математике для 5 класса в 2х частях, авт. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. / Издательство «Ювента», 2014;
учебник по математике для 6 класса в 3х частях, авт. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. / Издательство «Ювента», 2014;
учебник по алгебре для 7-9 классов, авт. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. / Издательство «Просвещение», 2013
учебник по геометрии для 7-9 классов, авт. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., 2016
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД:
Школы | Учителя |
«Формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования современных образовательных технологий» | «Профессиональная деятельность учителя математики в контексте требований ФГОС» |
Цель и задачи обучения математики в 5-9 классах соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программы.
Целью обучения предмета «Математика» в 5-9 классе является:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Основными задачами обучения предмету «Математика» в 5-9 классе являются:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивать познавательные способности;
Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика предмета
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Содержание курса учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
5 класс |
-
| Математический язык | 36 |
-
| Делимость натуральных чисел | 47 |
-
| Дроби | 49 |
-
| Десятичные дроби | 37 |
-
| Итоговое повторение | 6 |
| Итого за 5 класс | 175 |
6 класс |
-
| Повторение курса 5 класса. | 6 |
-
| Язык и логика. | 14 |
-
| Числа и действия с ними. | 16 |
-
| Проценты. | 19 |
-
| Отношения и пропорции пропорциональные величины. | 30 |
-
| Рациональные числа. | 28 |
-
| Решение уравнений. | 19 |
-
| Логическое следование. | 5 |
-
| Геометрическое конструирование. Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. | 32 |
-
| Повторение. | 6 |
| Итого за 6 класс | 175 |
7 класс |
Алгебра |
| Натуральные числа | 4 |
| Рациональные числа | 4 |
| Действительные числа | 8 |
| Одночлены | 12 |
| Многочлены | 20 |
| Формулы сокращенного умножения | 23 |
| Алгебраические дроби | 14 |
| Степень с целым показателем | 7 |
| Линейные уравнения с одним неизвестным | 6 |
| Системы линейных уравнений | 20 |
| Повторение | 8 |
| Итого по алгебре за 7 класс | 126 |
Геометрия |
| Начальные геометрические сведения | 7 |
| Треугольники | 12 |
| Параллельные прямые | 8 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
| Повторение. | 4 |
| Итого по геометрии за 7 класс | 49 |
| Итого за 7 класс | 175 |
8 класс |
Алгебра |
| Простейшие функции. Квадратные корни. | 25 |
| Квадратные и рациональные уравнения | 30 |
| Функции  | 22 |
| Системы рациональных уравнений. | 20 |
| Повторение | 10 |
| Итого по алгебре за 8 класс | 107 |
Геометрия |
| Уроки вводного повторения | 2 |
| Четырехугольники | 14 |
| Площадь | 14 |
| Подобные треугольники | 19 |
| Окружность | 17 |
| Повторение | 2 |
| Итого по геометрии за 8 класс | 68 |
| Итого за 8 класс | 175 |
9 класс |
Алгебра |
| Неравенства | 40 |
| Степень числа | 18 |
| Последовательности | 16 |
| Тригонометрические формулы | 26 |
| Приближенные вычисления | 5 |
| Теория вероятностей и статистика | 14 |
| Повторение | 17 |
| Итого по алгебре за 9 класс | 136 |
Геометрия |
| Треугольник | 10 |
| Многоугольники | 1 |
| Окружность и круг | 2 |
| Измерение геометрических величин | 12 |
| Векторы(30ч). | 30 |
| Геометрические преобразования(12ч) | 12 |
| Построения с помощью циркуля и линейки(1ч). | 1 |
| Итого по геометрии за 9 класс | 68 |
| Итого за 9 класс | 204 |
Итого за курс обучения 5-9 классов | 904 |
Место учебного предмета
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 904 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 класса по 7 классы, в 8 классе по 5 ч в неделю, в 9 классе по 6 часов в неделю, по программе в 8 классе 175 часов и в 9 классе 204 часа.
Результаты освоения учебного предмета
В ходе преподавания математики за курс, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР – Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Выпускник научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Выпускник научится:
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
• оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
• развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
• выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Выпускник научится:
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
• строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Описательная статистика
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Комбинаторика
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
• овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;
• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Векторы
Выпускник научится:
• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
• овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Учебно-методическое обеспечение:
ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
Учебник по математике для 5 класса в 2х частях, авт. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. / Издательство «Ювента», 2014;
Учебник по математике для 6 класса в 3х частях, авт. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. / Издательство «Ювента», 2014;
Учебник по алгебре для 7-9 классов, авт. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. / Издательство «Просвещение», 2013
Учебник по геометрии для 7-9 классов, авт. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., 2016
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Жохов В.И. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. – Экзамен, 2012.
Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / О.С.Кузнецова, Л.Н. Абознова и др. – Волгоград: Учитель, 2013
Календарно-тематическое планирование | |
№ | Тема урока | Количество часов | Сроки проведения | Примечание |
По плану | Факт. |
Математический язык (36 часов) |
-
| Запись, чтение и составление выражений. | 1 | | | |
-
| Запись, чтение и составление выражений | 1 | | | |
-
| Запись, чтение и составление выражений. СР № 1 | 1 | | | |
-
| Значение выражения. | 1 | | | |
-
| Значение выражения | 1 | | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | | | |
-
| Перевод условия задачи на математический язык | 1 | | | |
-
| Перевод условия задачи на математический язык | 1 | | | |
-
| Перевод условия задачи на математический язык | 1 | | | |
-
| Перевод условия задачи на математический язык. СР № 2 | 1 | | | |
-
| Перевод условия задачи на математический язык | 1 | | | |
-
| Перевод условия задачи на математический язык. СР № 3 | 1 | | | |
-
| Работа с математическими моделями | 1 | | | |
-
| Работа с математическими моделями | 1 | | | |
-
| Метод проб и ошибок | 1 | | | |
-
| Метод проб и ошибок. СР № 4 | | | | |
-
| Метод перебора | 1 | | | |
-
| Метод перебора. СР № 5 | 1 | | | |
-
| Метод перебора | 1 | | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | | | |
-
| Контрольная работа №1 | 1 | | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | | | |
-
| Высказывания | 1 | | | |
-
| Общие утверждения | 1 | | | |
-
| Общие утверждения | 1 | | | |
-
| «Хотя бы один» | 1 | | | |
-
| «Хотя бы один». СР № 6 | 1 | | | |
-
| О доказательстве общих утверждений | 1 | | | |
-
| О доказательстве общих утверждений | 1 | | | |
-
| Введение обозначений | 1 | | | |
-
| Введение обозначений | 1 | | | |
-
| Введение обозначений | 1 | | | |
-
| Введение обозначений. СР № 7 | 1 | | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | | | |
-
| Контрольная работа №2 | 1 | | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | | | |
Делимость натуральных числе (47 часов) |
-
| Делители и кратные | 1 | | | |
-
| Делители и кратные. СР № 8 | 1 | | | |
-
| Простые и составные числа | 1 | | | |
-
| Простые и составные числа. СР № 9 | 1 | | | |
-
| Административная контрольная работа | 1 | | | |
-
| Делимость произведения | 1 | | | |
-
| Делимость произведения | 1 | | | |
-
| Делимость суммы и разности | 1 | | | |
-
| Делимость суммы и разности | 1 | | | |
-
| Делимость суммы и разности | 1 | | | |
-
| Делимость суммы и разности | 1 | | | |
-
| Делимость суммы и разности. | 1 | | | |
-
| Делимость суммы и разности. СР № 10 | 1 | 07.11 | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 2 и на 5. | 1 | 08.11 | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 2 и на 5. СР № 11 | 1 | 09.11 | | |
-
| Признаки делимости на 3 и на 9. | 1 | 10.11 | | |
-
| Признаки делимости на 3 и на 9. СР № 12 | 1 | 13.11 | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | 14.11 | | |
-
| Контрольная работа №3 | 1 | 15.11 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 16.11 | | |
-
| Разложение на простые множители | 1 | 17.11 | | |
-
| Разложение на простые множители | 1 | 20.11 | | |
-
| Разложение на простые множители | 1 | 21.11 | | |
-
| Наибольший общий делитель | 1 | 22.11 | | |
-
| Наибольший общий делитель | 1 | 23.11 | | |
-
| Наибольший общий делитель. СР № 13 | 1 | 24.11 | | |
-
| Наименьшее общее кратное | 1 | 27.11 | | |
-
| Наименьшее общее кратное | 1 | 28.11 | | |
-
| Наименьшее общее кратное. СР № 14 | 1 | 29.11 | | |
-
| Степень числа | 1 | 30.11 | | |
-
| Степень числа | 1 | 01.12 | | |
-
| Степень числа. СР № 15 | 1 | 04.12 | | |
-
| Дополнительные свойства умножения и деления | 1 | 05.12 | | |
-
| Дополнительные свойства умножения и деления | 1 | 06.12 | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | 07.12 | | |
-
| Контрольная работа №4 | 1 | 07.12 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 08.12 | | |
-
| Равносильность предложений | 1 | 11.12 | | |
-
| Равносильность предложений | 1 | 12.12 | | |
-
| Определения | 1 | 13.12 | | |
-
| Определения | 1 | 14.12 | | |
-
| Определения | 1 | 15.12 | | |
-
| Натуральные числа и дроби | 1 | 18.12 | | |
-
| Свойства действий с натуральными числами | 1 | 19.12 | | |
-
| Дроби | 1 | 20.12 | | |
-
| Смешанные числа | 1 | 21.12 | | |
-
| Сложение и вычитание дробных чисел | 1 | 22.12 | | |
Дроби (49 часов) |
-
| Основное свойство дроби. | 1 | 09.01 | | |
-
| Сокращение дробей | 1 | 10.01 | | |
-
| Сокращение дробей | 1 | 11.01 | | |
-
| Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. СР № 16 | 1 | 12.01 | | |
-
| Основное свойство дроби | 1 | 15.01 | | |
-
| Сравнение дробей | 1 | 16.01 | | |
-
| Сравнение дробей СР № 17 | 1 | 17.01 | | |
-
| Сравнение дробей | 1 | 18.01 | | |
-
| Контрольная работа №5 | 1 | 19.01 | | |
-
| Сложение и вычитание дробей | 1 | 22.01 | | |
-
| Сложение и вычитание дробей | 1 | 22.01 | | |
-
| Сложение и вычитание дробей. СР № 18 | 1 | 24.01 | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 25.01 | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 26.01 | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. СР № 19 | 1 | 29.01 | | |
-
| Умножение дробей. | 1 | 30.01 | | |
-
| Умножение дробей. | 1 | 31.01 | | |
-
| Умножение смешанных чисел | 1 | 01.02 | | |
-
| Умножение смешанных чисел | 1 | 02.02 | | |
-
| Умножение смешанных чисел. СР № 20 | 1 | 05.02 | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | 06.02 | | |
-
| Контрольная работа №6 | 1 | 07.02 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 08.02 | | |
-
| Деление дробей. | 1 | 09.02 | | |
-
| Деление дробей. | 1 | 12.02 | | |
-
| Деление дроби на натуральное число | 1 | 13.02 | | |
-
| Деление смешанных чисел | 1 | 14.02 | | |
-
| Деление смешанных чисел на натуральное число | 1 | 15.02 | | |
-
| Деление смешанных чисел. СР № 21 | 1 | 16.02 | | |
-
| Совместные действия со смешанными числами | 1 | 19.02 | | |
-
| Примеры вычислений с дробями | 1 | 20.02 | | |
-
| Примеры вычислений с дробями | 1 | 21.02 | | |
-
| Примеры вычислений с дробями | 1 | 23.02 | | |
-
| Задачи на нахождение части от числа, выраженной дробью | 1 | 26.02 | | |
-
| Задачи на нахождение числа по его части, выраженной дробью | 1 | 27.02 | | |
-
| Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого | 1 | 28.02 | | |
-
| Задачи на дроби. СР № 22 | 1 | 01.03 | | |
-
| Задачи на дроби | 1 | 02.03 | | |
-
| Составные задачи на дроби | 1 | 05.03 | | |
-
| Составные задачи на дроби | 1 | 06.03 | | |
-
| Составные задачи на дроби. СР № 23 | 1 | 07.03 | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | 07.03 | | |
-
| Контрольная работа №7 | 1 | 09.03 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 12.03 | | |
-
| Задачи на совместную работу | 1 | 13.03 | | |
-
| Задачи на совместную работу | 1 | 14.03 | | |
-
| Задачи на совместную работу | 1 | 15.03 | | |
-
| Задачи на совместную работу. СР № 24 | 1 | 16.03 | | |
-
| Административная контрольная работа | 1 | 19.03 | | |
Десятичные дроби (37 часов) |
-
| Новая запись числа | 1 | 20.03 | | |
-
| Новая запись числа | 1 | 21.03 | | |
-
| Новая запись числа | 1 | 22.03 | | |
-
| Десятичные и обыкновенные дроби | 1 | 23.03 | | |
-
| Десятичные и обыкновенные дроби | 1 | 02.04 | | |
-
| Десятичные и обыкновенные дроби. СР № 25 | 1 | 03.04 | | |
-
| Приближенные равенства. Округление чисел | 1 | 04.04 | | |
-
| Приближенные равенства. Округление чисел | 1 | 05.04 | | |
-
| Приближенные равенства. Округление чисел. СР № 26 | 1 | 06.04 | | |
-
| Сравнение десятичных дробей | 1 | 09.04 | | |
-
| Сравнение десятичных дробей | 1 | 10.04 | | |
-
| Сравнение десятичных дробей. СР № 27 | 1 | 11.04 | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | 12.04 | | |
-
| Контрольная работа №8 | 1 | 13.04 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 23.04 | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 24.04 | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 25.04 | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 26.04 | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 27.04 | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей. СР № 28 | 1 | 30.04 | | |
-
| Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | 30.04 | | |
-
| Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | 02.05 | | |
-
| Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. СР № 29 | 1 | 03.05 | | |
-
| Умножение десятичных дробей | 1 | 04.05 | | |
-
| Умножение десятичных дробей | 1 | 07.05 | | |
-
| Умножение десятичных дробей | 1 | 08.05 | | |
-
| Умножение десятичных дробей | 1 | 08.05 | | |
-
| Умножение десятичных дробей. СР № 30 | 1 | 10.05 | | |
-
| Деление десятичных дробей | 1 | 11.05 | | |
-
| Деление десятичных дробей | 1 | 14.05 | | |
-
| Деление десятичных дробей | 1 | 15.05 | | |
-
| Деление десятичных дробей | 1 | 16.05 | | |
-
| Деление десятичных дробей. СР № 31 | 1 | 17.05 | | |
-
| Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 | 1 | 18.05 | | |
-
| Задачи для самопроверки | 1 | 21.05 | | |
-
| Контрольная работа №9 | 1 | 22.05 | | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 23.05 | | |
Итоговое повторение (6 часов) |
-
| Повторение. Действия с числами. | 1 | 24.05 | | |
-
| Повторение. Задачи на дроби. | 1 | 25.05 | | |
-
| Повторение. Задачи на проценты. | 1 | 28.05 | | |
-
| Повторение. Задачи на совместную работу. | 1 | 29.05 | | |
-
| Итоговое повторение | 1 | 30.05 | | |
-
| Итоговая контрольная работа | 1 | 31.05 | | |
Критерии оценивания
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка «4» выставляется, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка «3» выставляется, если ученик:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если ученик:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, которые не исправлены после наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
Оценка «4» выставляется, если:
Оценка «3» выставляется, если:
Оценка «2» выставляется, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере;
работа выполнена менее, чем на 50%.
Приложение
На уроках математики можно предложить детям выполнить проекты, по темам курса, а также по темам смежным с другими предметами, например, «Табличный редактор, как средство решения математических задач», «Шифрование информации».
Метод проектов можно использовать на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но идея метода должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Уроки-проекты и в целом проектная деятельность дают возможность снять перегрузки с школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. При организации мини-проекта на уроке рекомендуется использовать групповую форму работы.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:
1. Организационный момент (тема проекта, цель)
2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
3. Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание (обычно творческого характера)