СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике для общеобразовательных учреждений составлена по учебнику Никольского для 5 класса по ФГОС из расчёта 6 часов в неделю.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей № 2» города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании городского МО Руководитель городского методического объединения ________ И.В.Лысенко Протокол № 1 от «19» августа 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Т.Н.Мархаин «_____»___________2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор
________ Е.И.Рожко Приказ №_____ от «_____»________2015 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО математике
5 КЛАСС
2015-2016 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
рабочая группа учителей математики общеобразовательных учреждений города Армянска
г. Армянск – 2015 г.
пояснительная записка
Адресность программы: тип (общеобразовательное, специальное и др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
Рабочая программа курса «Математика. 5 класс» для общеобразовательных школ составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (ФГОС).
объём программы;
Согласно базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится 6 учебных часов в неделю, всего за год 204 урока.
нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа;
Федеральный уровень
Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 08.04.2015 г. № 1/15.
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 N HT 136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.
Региональный уровень
Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.
Решение коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 22.04.2015 г № 2/2 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым на 2015/2016 учебный год от 11.06.2015 года № 555;
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.
Решение Коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 г. «О введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 1 сентября 2015 года в 5-х классах общеобразовательных учреждений Республики Крым»;
Инструктивно-методические рекомендации «Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2015/2016 учебном году», разработанные методистами КРИППО;
Муниципальный уровень
Приказ Отдела образования администрации города Армянска от 10.06.2015 г. № 429 «О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ учебных предметов и курсов вариативной части рабочего плана образовательных учреждениях города Армянска»;
Школьный уровень
Основная образовательная программа основного общего образования (НАЗВАНИЕ ОУ), утвержденная педагогическим советом № _от «___»____2015 г;
цели,
Главная цель: формирование у школьников основ научного (математического) мышления, позволяющих продолжать обучение в основной и старшей школе.
задачи учебного предмета, дисциплин (модуля), курса, решаемые при реализации рабочей программы;
Задачи изучения математики :
развитие логического и критического мышления, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и старшей школе (6-11 классы), изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни.
развитие представления о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
характеристика учебного курса, его место в учебном плане;
Учебное время увеличено до 6 уроков в неделю за счёт вариативной части Базисного плана, с целью качественной математической подготовки учащихся. Объем всего курса рассчитан на 204 часа в год. Часы на курс отводятся за счет компонента общеобразовательного учреждения.
новизна программы (внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование);
Учебное время увеличено до 6 уроков в неделю за счёт вариативной части Базисного плана, с целью с целью качественной математической подготовки учащихся.
Изменения в количестве часов произведены с учетом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходных (праздничных дней), утвержденных Правительством Российской Федерации.
УМК
Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2009.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014;
Математика. Дидактические материалы. 5 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2009–2012;
технологии,
Для реализации данной программы используются педагогические технологии:
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
технология проблемного обучения.
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (опорно-логических конспектов).
Компьютерные технологии.
Технологии дифференцированного обучения.
Технология уровневой дифференциации.
Технология развивающего обучения. Решение творческих задач.
Технологии индивидуализации обучения.
Информационная технология обучения.
Технология коллективного способа обучения.
Виды контроля:
текущий, который проводится в форме:
входного – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
проверочного – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итогового – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
контрольная работа;
Общая характеристика учебного предмета, курса
Указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания);
Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы/ Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.
конкретизируются общие цели;
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивать познавательные способности;
Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения;
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана
Математическое образование играет важную роль как в практической, так ив духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
К какой образовательной области относится учебный предмет, курс;
Математика относится к предметной области «Математика и информатика».
в течение какого времени изучается;
Для обучения математики в 5-6 классах выбрана содержательная линия С.М.Никольского, рассчитанная на 2 года.
за счет каких часов реализуется (инвариантная или вариативная часть);
Реализуется за счёт часов инвариантной части базисного учебного плана - 5 часов в неделю, добавлен 1 час за счёт компонента общеобразовательного учреждения с целью качественной математической подготовки учащихся
недельное и годовое кол-во часов, отведённых на изучение учебного предмета, курса
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах отводит 5 учебных часов в неделю в течение года 170 часов, но в связи с добавлением 1 часа получается 6 часов в неделю, а в течение года 204 часа.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником дни
' нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных,
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Содержание учебного курса
Перечень и название разделов и тем курса
5 класс
В курсе математики 5 класса могут быть условно выделены четыре раздела: натуральные числа и нуль, измерение величин, делимость натуральных чисел, обыкновенные дроби.
1. Натуральные числа и нуль – 50 часов
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение, законы умножения. Решение задач с помощью умножения и деления. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Цели изучения раздела:
• научить осознанному выполнению арифметических действий над натуральными числами и применению законов для упрощения вычислений;
• развить язык и логическое мышление при помощи решения текстовых задач арифметическими методами.
Этот раздел — фундамент всего изучения математики. Поэтому не надо жалеть времени на его изучение, надо добиться действительно осмысленного и уверенного владения четырьмя арифметическими действиями над натуральными числами.
Раздел 2. Измерение величин – 29 часов
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами (задачи на движение).
Цели изучения раздела:
• систематизировать сведения о геометрических фигурах;
• сформировать первые представления о числе как о длине отрезка и об изображении чисел на координатном луче;
• продолжить развитие языка и логического мышления учащихся при помощи решения текстовых задач арифметическими методами
Раздел 3. Делимость натуральных чисел – 19 часов
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Цели изучения раздела:
• сформировать у учащихся умение проводить простые доказательные рассуждения и подготовить их к изучению обыкновенных дробей;
• продолжить развитие языка и логического мышления учащихся в процессе доказательства несложных утверждений.
Раздел 4. Обыкновенные дроби – 64 часа
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Цели изучения раздела:
• сформировать у учащихся осознанные умения выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями;
• продолжить развитие языка и логического мышления учащихся при изучении теоретического материала и при решении текстовых задач арифметическими методами.
содержание учебной темы:
Содержание материала | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Натуральные числа и нуль 50 часов | |
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение, законы умножения. Решение задач с помощью умножения и деления. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.
| Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, применять их для рационализации вычислений. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Уметь решать задачи на понимание отношений «больше на…», «меньше на …», «больше в…», «меньше в…», а также понимание стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т.п. ;типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности. |
Измерение величин 32 часа | |
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.
| Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур(плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры, их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения углов через другие. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующие формулы. Выражать одни единицы измерения площади, объёма, массы, времени через другие. Решать задачи на движение, на движение по реке. |
Делимость натуральных чисел 26 часов | |
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
| Формулировать определение делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (чётные и нечётные, по остаткам от деления на 3 и т.п.) [Решать задачи, связанные с использованием чётности и с делимостью чисел.] |
Обыкновенные дроби 71 час | |
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Решение текстовых задач арифметическими методами.
| Преобразовывать обыкновенные дроби с помощью основного свойства дроби. Приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с обыкновенными дробями. Знать законы арифметических действий, уметь записывать их формульно и применять их для рационализации вычислений. [Проводить несложные доказательные рассуждения с опорой на законы арифметических действий для дробей.] Решать задачи на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу. Выражать с помощью дробей сантиметры в метрах, граммы в килограммах, килограммы в тоннах и т.п. Выполнять вычисления со смешанными дробями. Вычислять площадь прямоугольника, объём прямоугольного параллелепипеда. Выполнять вычисления с применением дробей. Представлять дроби на координатном луче. |
Тематический план
№ | Название темы | Учебные часы | Контрольные работы |
1 | Повторение | 8 | 1 |
2 | Натуральные числа и нуль | 50 | 2 |
3 | Измерение величин | 32 | 2 |
4 | Делимость натуральных чисел | 26 | 1 |
5 | Обыкновенные дроби | 71 | 3 |
6 | Повторение | 16 | 1 |
| Итого | 204 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
( 6 часов в неделю, всего 204 часа)
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы урока | Приложение | |
план | факт | |||
Повторение – 8 часов | ||||
1 | | | Действия с многозначными числами. | |
2 | | | Числовые и буквенные выражения. | |
3 | | | Действия с величинами. | |
4 | | | Решение уравнений. | |
5 | | | Решение уравнений. | |
6 | | | Решение задач. | |
7 | | | Решение задач. | |
8 | | | Входная диагностическая контрольная работа | |
Натуральные числа и нуль – 50 часов | ||||
9 | | | Ряд натуральных чисел. | |
10 | | | Десятичная система записи натуральных чисел. | |
11 | | | Решение упражнений. | |
12 | | | Сравнение натуральных чисел. | |
13 | | | Сравнение натуральных чисел. Самостоятельная работа. | |
14 | | | Сложение. Законы сложения. | |
15 | | | Решение упражнений. | |
16 | | | Сложение. Переместительный и сочетательный законы сложения. | |
17 | | | Вычитание. Свойства вычитания. | |
18 | | | Вычитание. Свойства вычитания. | |
19 | | | Решение упражнений. | |
20 | | | Решений упражнений. Самостоятельная работа. | |
21 | | | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. | |
22 | | | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. | |
23 | | | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Самостоятельная работа. | |
24 | | | Умножение. Переместительный закон умножения. Сочетательный закон умножения. | |
25 | | | Умножение. Переместительный закон умножения. Сочетательный закон умножения. | |
26 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
27 | | | Распределительный закон умножения. | |
28 | | | Решение упражнений. | |
29 | | | Сложение чисел столбиком. | |
30 | | | Вычитание чисел столбиком. | |
31 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
32 | | | Урок систематизации и коррекции знаний, умений и навыков. | |
33 | | | Контрольная работа №1 «Запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел» | |
34 | | | Анализ контрольной работы | |
35 | | | Умножение чисел столбиком. | |
36 | | | Решение упражнений. | |
37 | | | Умножение чисел столбиком. | |
38 | | | Степень с натуральным показателем. | |
39 | | | Степень с натуральным показателем. | |
40 | | | Деление нацело. | |
41 | | | Деление в столбик. | |
42 | | | Деление в столбик. Самостоятельная работа | |
43 | | | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. | |
44 | | | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. | |
45 | | | Задачи на части. | |
46 | | | Задачи на части. | |
47 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
48 | | | Деление с остатком. | |
49 | | | Деление с остатком. | |
50 | | | Деление с остатком. | |
51 | | | Числовые выражения. | |
52 | | | Числовые выражения. Самостоятельная работа. | |
53 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений. | |
54 | | | Контрольная работа №2. «Умножение и деление натуральных чисел» | |
55 | | | Анализ контрольной работы | |
56 | | | Нахождение двух чисел по их сумме и разности. | |
57 | | | Нахождение двух чисел по их сумме и разности. | |
58 | | | Занимательные задачи. | |
Измерение величин – 32 часа | ||||
59 | | | Прямая. Луч. Отрезок. | |
60 | | | Прямая. Луч. Отрезок. | |
61 | | | Измерение отрезков. | |
62 | | | Решение упражнений. | |
63 | | | Метрические единицы длины. | |
64 | | | Представление натуральных чисел на координатном луче. | |
65 | | | Представление натуральных чисел на координатном луче. Самостоятельная работа. | |
66 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений. | |
67 | | | Контрольная работа №3 «Прямая. Луч. Отрезок» | |
68 | | | Анализ контрольной работы. Окружность и круг. Сфера и шар. | |
69 | | | Решение упражнений. | |
70 | | | Углы. Измерение углов. Построение углов. | |
71 | | | Углы. Измерение углов. Построение углов. Самостоятельная работа. | |
72 | | | Треугольники. | |
73 | | | Треугольники. | |
74 | | | Четырёхугольники. | |
75 | | | Четырёхугольники. Самостоятельная работа. | |
76 | | | Площадь прямоугольника. Единицы площади. | |
77 | | | Площадь прямоугольника. Единицы площади. | |
78 | | | Прямоугольный параллелепипед. | |
79 | | | Решение упражнений. | |
80 | | | Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма. | |
81 | | | Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма. Самостоятельная работа. | |
82 | | | Единицы массы и времени. | |
83 | | | Задачи на движение. | |
84 | | | Задачи на движение. | |
85 | | | Задачи на движение. | |
86 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений. | |
87 | | | Контрольная работа №4 «Треугольник, четырёхугольник, прямоугольный параллелепипед» | |
88 | | | Анализ контрольной работы. | |
89 | | | Многоугольники. | |
90 | | | Занимательные задачи. | |
Делимость натуральных чисел 26 часов | ||||
91 | | | Делимость натуральных чисел. Свойства делимости. | |
92 | | | Признаки делимости на 2,5,10. | |
93 | | | Решение упражнений. | |
94 | | | Признаки делимости на 3, 9. | |
95 | | | Решение упражнений. | |
96 | | | Простые и составные числа. | |
97 | | | Решение упражнений. | |
98 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
99 | | | Делители натурального числа. Разложение числа на простые множители. | |
100 | | | Решение упражнений. | |
101 | | | Наибольший общий делитель. | |
102 | | | Решение упражнений. | |
103 | | | Решение упражнений. | |
104 | | | Решение упражнений. | |
105 | | | Наименьшее общее кратное. | |
106 | | | Решение упражнений. | |
107 | | | Решение упражнений. | |
108 | | | Решение текстовых задач. | |
109 | | | Решение текстовых задач. | |
110 | | | Решение упражнений. | |
111 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
112 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений | |
113 | | | Контрольная работа №5 « Делимость натуральных чисел» | |
114 | | | Анализ контрольной работы. | |
115 | | | Занимательные задачи. | |
116 | | | Занимательные задачи. | |
Обыкновенные дроби – 71 час | ||||
117 | | | Понятие дроби. | |
118 | | | Равенство дробей. | |
119 | | | Решение упражнений. | |
120 | | | Задачи на дроби. | |
121 | | | Решение задач. | |
123 | | | Нахождение дроби от числа. | |
124 | | | Решение упражнений. | |
125 | | | Нахождение числа по его части, выраженной дробью. | |
126 | | | Решение упражнений. | |
127 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
128 | | | Приведение дробей к общему знаменателю. | |
129 | | | Приведение дробей к общему знаменателю. | |
130 | | | Решение упражнений. | |
131 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
132 | | | Сравнение дробей. | |
133 | | | Сравнение дробей. | |
134 | | | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | |
135 | | | Сложение дробей с разными знаменателями. | |
136 | | | Решение упражнений. | |
137 | | | Решение упражнений на сложение дробей. | |
138 | | | Переместительный и сочетательный закон сложения. | |
139 | | | Применение законов сложения. | |
140 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
141 | | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | |
142 | | | Вычитание дробей с разными знаменателями. | |
143 | | | Решение уравнений и текстовых задач. | |
144 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
145 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений. | |
146 | | | Контрольная работа №6 «Сравнение, сложение и вычитание дробей» | |
147 | | | Анализ контрольной работы. Умножение дробей. | |
148 | | | Умножение дробей. | |
149 | | | Умножение дробей. | |
150 | | | Переместительный и сочетательный законы умножения. | |
151 | | | Распределительный закон умножения. | |
152 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
153 | | | Деление дробей. | |
154 | | | Деление дробей. | |
155 | | | Деление дробей. | |
156 | | | Нахождение части целого. | |
157 | | | Нахождение целого по его части. | |
158 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
159 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений. | |
160 | | | Контрольная работа №7 «Умножение и деление дробей» | |
161 | | | Задачи на совместную работу. | |
162 | | | Задачи на совместную работу. | |
163 | | | Задачи на совместную работу. Самостоятельная работа. | |
164 | | | Понятие смешанной дроби. | |
165 | | | Сравнение смешанных дробей. | |
166 | | | Сложение смешанных дробей. | |
167 | | | Сложение смешанных дробей. | |
168 | | | Вычитание смешанных дробей. | |
169 | | | Вычитание смешанных дробей. | |
170 | | | Решение упражнений. | |
171 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
172 | | | Умножение смешанных дробей. | |
173 | | | Умножение смешанных дробей. | |
174 | | | Решение упражнений. | |
175 | | | Деление смешанных дробей. | |
176 | | | Деление смешанных дробей. | |
177 | | | Решение упражнений. | |
178 | | | Решение упражнений. Самостоятельная работа. | |
179 | | | Урок систематизации и коррекции знаний и умений. | |
180 | | | Контрольная работа №8 «Все действия со смешанными дробями» | |
181 | | | Анализ контрольной работы. Представление дробей на координатном луче. | |
182 | | | Представление дробей на координатном луче. | |
183 | | | Решение упражнений. | |
184 | | | Площадь прямоугольника. | |
185 | | | Объём прямоугольного параллелепипеда. | |
186 | | | Сложные задачи на движение по реке. | |
187 | | | Занимательные задачи. | |
188 | | | Занимательные задачи. | |
Повторение – 16 часов | ||||
189 | | | Решение упражнений на все действия | |
190 | | | Решение упражнений на все действия | |
191 | | | Решение упражнений на все действия | |
192 | | | Решение текстовых задач | |
193 | | | Решение текстовых задач | |
194 | | | Решение текстовых задач | |
195 | | | Решение упражнений на дроби | |
196 | | | Решение упражнений на дроби | |
197 | | | Решение задач на дроби | |
198 | | | Решение задач на дроби | |
199 | | | Итоговая контрольная работа | |
200 | | | Решение задач | |
201 | | | Решение задач | |
202 | | | Решение занимательных задач | |
203 | | | Решение занимательных задач | |
204 | | | Итоговый урок за год | |
Критерии оценивания
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;
соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
знания всего изученного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
наличие незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;
соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;
умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;
незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы;
отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;
значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в том числе, домашнего) задания.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике:Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Тестирование
При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий:
оценка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на 91-100%;
оценка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 76-90%;
оценка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 61-75%;
оценка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 60%.
оценка «1» ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста.
Тестовые задания:
Из 6 заданий:
«удовлетворительно» 3,4 балла
«хорошо» 5 баллов
«отлично» 6 баллов
Из 12 заданий:
«удовлетворительно» 7-8 баллов
«хорошо» 9-10 баллов
«отлично» 11-12 баллов
Итоговый тест 18 заданий:
«удовлетворительно» 10,11,12 баллов
«хорошо» 13-15 баллов
«отлично» 16-18 баллов
Математические диктанты
Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью записи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Его продолжительность 10-15 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.
Типы диктантов:
репродуктивные задания (выполняются на основе известных формул и теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов)
реконструктивные задания указывают только на общий принцип решений (построение графиков, задачи на составление уравнений и т.д.)
задания вариативного характера (задачи на сообразительность, задачи с «изюминкой», на доказательство)
Виды диктантов:
проверочные диктанты (для контроля отдельного фрагмента курса)
обзорные диктанты (повторение, систематизация и усвоение)
итоговые диктанты
Шкала оценок:
Число вопросов | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||
Число верных ответов | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 4,5 | 6 | 7 | 5,6 | 7 | 8 | 5,6 | 7,8 | 9 | 6,7 | 8,9 | 10 |
отметка | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная и методическая литература (основная и дополнительная);
Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2009.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014;
Математика. Дидактические материалы. 5 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2009–2012;
Математика. Методические рекомендации. 5 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин.— М.: Просвещение, 2012;
Приложение к учебнику на электронном носителе.
перечень учебно-практического оборудования;
Комплект инструментов классных (линейка, транспортир, треугольники(30º;60º), циркуль, угольник (45º; 45º));
дидактический материал, который используется для реализации целей, указанных в программе;
Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях / М. К. Потапов, А. В. Шевкин.— М.: Просвещение, 2012;
Математика. Тематические тесты. 5 класс / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009–2012;
Задачи на смекалку. 5–6 классы / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2005–2012;
цифровые образовательные ресурсы;
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
www.mccme.ru (сайт Московского центра непрерывного математического образования).
www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).
www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».
www.math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).
www.uic.ssu.samara.ru (путеводитель «В мире науки» для школьников).
http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).
http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru (сайты «Энциклопедий»).
информационно-коммуникационные и технические средства обучения.
Технические средства персональный компьютер и мультимедийный проектор
26