МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласована на педагогическом совете МКОУ «Пихтовская оош» Протокол от 27.08.2015 № 7 | Утверждена приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 28.08.2015 №96 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
1 КЛАСС
Составитель:
Бриль Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Пихтовка 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; на основе примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06.2014 №108.
Изучение предмета «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Основными задачами реализации содержания являются:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия сцелыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика» обязательной части учебного плана муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Пихтовская основная общеобразовательная школа» на 2015 – 2016 учебный год. На его изучение отводится 4 ч в неделю – 132 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и тд.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Содержание учебного предмета
Подготовка к изучению чисел
Сравнение предметов по размеру: больше, меньше; выше, ниже; длиннее, короче и форме: круглый, квадратный, треугольный и др.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на ….
Практическая работа. Сравнение предметов по размеру: больше, меньше; выше, ниже; длиннее, короче и форме: круглый, квадратный, треугольный.
Числа от 1 до 10. Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки (больше),
Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Практическая работа. Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно – два действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое больше или меньше данного на несколько единиц.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
Практическая работа. Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в одно – два действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | 8ч | |
1 | Счёт предметов. Сравнение предметов и групп предметов. | 1 | Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов). |
2 | Сравнение группы предметов. | 1 | Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте;делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. |
3 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, (выше - ниже), слева, справа (левее – правее). | 1 | Моделировать разнообразные положения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. |
4 | Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. | 1 | Упорядочивать события, располагая их в порядке следования ( раньше, позже, ещё позднее). |
5 | Сравнение групп предметов: на сколько больше? На сколько меньше? | 1 | Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. |
6 | На сколько больше (меньше)? Счёт. Сравнение групп предметов. | 1 |
7 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
8 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
| Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | 28ч | |
9 | Анализ проверочной работы. Понятия «много», «один». Письмо цифры 1 | 1 | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10, как в прямом так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | 1 |
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «- «, «=». | 1 |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 |
16 | Числа от1 до 5: получение, запись, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 |
17 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
18 | Точка. Кривая линия. Отрезок. | 1 | Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Упорядочивать заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5. |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 |
20 | Числа от 1 до 5. Закрепление пройденного материала | 1 |
21 | Знаки «», « | 1 | Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения. Составлять числовые равенства и неравенства. |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | Составлять числовые равенства и неравенства. |
23 | Многоугольники. | 1 | Различать и называть многоугольники (треугольники, четырёхугольники и т.д.) Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10, как в прямом так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
25 | Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7. | 1 |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 |
27 | Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9. | 1 |
28 | Число 10. Запись числа 10. | 1 |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | 1 |
30 | Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» | 1 | Отбирать загадки, пословицы, поговорки содержащие числа. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. |
31 | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 | Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Использовать понятия «увеличить на…,уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. |
32 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки. | 1 |
33 | Число 0. Цифра 0. | 1 | Определять место числа 0 среди изученных чисел. |
34 | Сложение с 0. Вычитание 0. | 1 | Складывать и вычитать с нулём. |
35 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
36 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
| Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание . | 56ч | |
37 | Анализ проверочной работы. Прибавить и вычесть число 1. | 1 | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: +,-1, +,-2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок. Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». |
38 | Прибавить и вычесть число 1. | 1 |
39 | Прибавить и вычесть число 2. | 1 |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 |
41 | Задача (условие, вопрос) | 1 | Выделять задачи из предложенных текстов. |
42 | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку | 1 | Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
43 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 1 | Выполнять сложение и вычитание вида: +,-1, +,-2. |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | Присчитывать и отсчитывать по 2. |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с множеством предметов) | 1 | Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
46 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
47 | Что узнали. Чему научились. | 1 | Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. |
48 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
49 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления. | 1 | Выполнять сложение и вычитание вида: +,-3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным |
50 | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 |
51 | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 |
52 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 1 |
53 | Состав чисел. Закрепление. | 1 | |
54 | Решение задач изученных видов. | 1 | Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. |
55 | Решение задач изученных видов. | 1 |
56 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
57 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
58 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
59 | Анализ проверочной работы. Закрепление пройденного. | 1 |
60 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 1 | Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. |
61,62 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 2 |
63 | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений | 1 | Выполнять сложение и вычитание вида: +,- 4. |
64 | Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала | 1 |
65 | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 | Решать задачи на разностное сравнение чисел. |
66 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение | 1 | |
67 | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. | 1 | Выполнять сложение и вычитание вида: +,- 4. |
68 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3,4. Решение задач изученных видов | 1 |
69 | Перестановка слагаемых. | 1 | Применять переместительное свойство сложения для случаев вида +5, +6, +7, +8, +9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём прибавления по частям ( +5= +2+3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. |
70 | Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 |
71 | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | |
72 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. | 1 | |
73 | Состав числа десять. | 1 | |
74 | Решение задач. | 1 | |
75 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
76 | Закрепление изученного материала. | 1 | |
77 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
78 | Анализ проверочной работы. | 1 | |
79, 80 | Связь между суммой и слагаемыми. | 2 | Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. |
81 | Решение задач. | 1 |
82 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 |
83 | Вычитание чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7 | 1 | Выполнять вычисления вида:6- ,7- ,8- ,9- ,10- ,применяя знания состава чисел 6,7,8,9,10 и знания о связи суммы и слагаемых. |
84 | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов. | 1 |
85 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. | 1 |
86 | Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. | 1 |
87 | Вычитание из числа 10. | 1 |
88 | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания. | 1 |
89 | Килограмм. | 1 | Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения)массы. |
90 | Литр | 1 | Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. |
91 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
92 | Анализ проверочной работы. | 1 |
| Числа от 1 до 20. Нумерация. | 12 ч | |
93 | Устная нумерация чисел от 1 до 20 | 1 | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. |
94 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 |
95 | Дециметр. | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. |
96 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | 1 | Выполнять вычисления вида 15=1,16-1,10=5,14-4,18-10, основываясь на знаниях по нумерации. |
97 | Решение задач и выражений. | 1 |
98 | Странички для любознательных. | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
99 | Закрепление по теме «Числа от 11 до 20» | 1 | |
100 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу, её результат. |
101 | Анализ проверочной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 |
102 | Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | Составлять план решения задачи в два действия. |
103,104 | Ознакомление с задачей в два действия. | 2 | Решать задачи в два действия. |
| Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. | 22 ч | |
105 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
106 | Случаи сложения вида + 2, +3. | 1 |
107 | Случаи сложения вида +4 | 1 |
108 | Случаи сложения вида +5 | 1 |
109 | Случаи сложения вида +6 | 1 |
110 | Случаи сложения вида +7 | 1 |
111 | Случаи сложения вида +8, +9 | 1 |
112 | Таблица сложения | 1 |
113 | Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков. | 1 |
114 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. |
115 | Анализ проверочной работы. Закрепление пройденного. | 1 |
116 | Приём вычитания с переходом через десяток. | 1 | Моделировать приём выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
117 | Случаи вычитания 11 - | 1 |
118 | Случаи вычитания 12 - | 1 |
119 | Случаи вычитания 13 - | 1 |
120 | Случаи вычитания 14 - | 1 |
121 | Случаи вычитания 15 - | 1 |
122 | Случаи вычитания 16 - | 1 |
123 | Случаи вычитания17 - , 18 - | 1 |
124 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
125 | Проверочная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. |
126 | Анализ проверочных работ. | 1 |
| Итоговое повторение | 5 ч | |
127 | Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнамент». | 1 | Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. |
128 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. |
129 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 |
130 | Решение задач в два действия. | 1 | Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. |
131 | Решение задач в два действия. | 1 |
| Проверка знаний | 1 ч | |
132 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика» | 1 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Моро М.И. и др. Математика: Рабочие программы: 1- 4 классы.
Учебники
1.Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради
Моро М.И., Волкова С.И. Математика:Рабочая тетрадь:1 класс: В 2 ч. Ч.1.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика:Рабочая тетрадь:1 класс: В 2 ч. Ч.2.
Проверочные работы
Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1-4 класс.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике.
Методические пособия для учителя
Бахтина С.В.Поурочные разработки по математике: 1 класс.
Печатные пособия.
Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).
Комплект таблиц для начальной школы. 1 класс.
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс,( диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Экранно-звуковые пособия.
Презентации.
Технические средства:
1.Интерактивная доска.
2.Компьютер.
3.Принтер.
4.Сканер.
Учебно-практическое и учебно–лабораторное оборудование:
1.Наборы счётных палочек.
2.Набор предметных картинок.
3.Наборное полотно.
4.Демонстрационная оцифрованная линейка.
5.Демонстрационный чертёжный треугольник.
6.Демонстрационный циркуль.
7.Палетка.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечания |
| Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | 8ч | | |
1 | Счёт предметов. Сравнение предметов и групп предметов. | 1 | | |
2 | Сравнение группы предметов | 1 | | |
3 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, (выше - ниже), слева, справа (левее – правее) | 1 | | |
4 | Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. | 1 | | |
5 | Сравнение групп предметов: на сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | |
6 | На сколько больше (меньше)? Счёт. Сравнение групп предметов. | 1 | | |
7 | Странички для любознательных. | 1 | | |
8 | Проверочная работа. | 1 | | Тест №1 по теме: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». |
| Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | 28ч | | |
9 | Анализ проверочной работы. Понятия «много», «один». Письмо цифры 1 | 1 | | |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2 | 1 | | |
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 | | |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «- «, «=» | 1 | | |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 | | |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» | 1 | | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | | |
16 | Числа от1 до 5: получение, запись, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | | |
17 | Странички для любознательных. | 1 | | |
18 | Точка. Кривая линия. Отрезок. | 1 | | |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 | | |
20 | Числа от 1 до 5. Закрепление пройденного материала | 1 | | |
21 | Знаки «», « | 1 | | |
22 | Равенство.неравенство | 1 | | |
23 | Многоугольники. | 1 | | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6 | 1 | | |
25 | Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7. | 1 | | |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 | | |
27 | Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9. | 1 | | |
28 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | | |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | 1 | | |
30 | Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» | 1 | | |
31 | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 | | |
32 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки. | 1 | | |
33 | Число 0. Цифра 0. | 1 | | |
34 | Сложение с 0. Вычитание 0. | | | |
35 | Странички для любознательных. | 1 | | |
36 | Проверочная работа. | 1 | | Тест №2 по теме «Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация». |
| Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание . | 56ч | | |
37 | Анализ проверочной работы. Прибавить и вычесть число 1. | 1 | | |
38 | Прибавить и вычесть число 1. | 1 | | |
39 | Прибавить и вычесть число 2. | 1 | | |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 | | |
41 | Задача (условие, вопрос) | 1 | | |
42 | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку | 1 | | |
43 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 1 | | |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | | |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с множеством предметов) | 1 | | |
46 | Странички для любознательных. | 1 | | |
47 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
48 | Странички для любознательных. | 1 | | |
49 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления. | 1 | | |
50 | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 | | |
51 | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 | | |
52 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 1 | | |
53 | Состав чисел. Закрепление. | 1 | | |
54 | Решение задач изученных видов. | 1 | | |
55 | Решение задач изученных видов. | 1 | | |
56 | Странички для любознательных. | 1 | | |
57 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
58 | Проверочная работа. Не брала | 1 | | Тест №3 по теме «Задача и её составные части». |
59 | Анализ проверочной работы. Закрепление пройденного. | 1 | | |
60 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 1 | | |
61 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 1 | | |
62 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 1 | | |
63 | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений | 1 | | |
64 | Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала | 1 | | |
65 | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 | | |
66 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение | 1 | | |
67 | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. | 1 | | |
68 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3,4. Решение задач изученных видов | 1 | | |
69 | Перестановка слагаемых. | 1 | | |
70 | Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | | |
71 | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | | |
72 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. | 1 | | |
73 | Состав числа десять. | 1 | | |
74 | Решение задач. | 1 | | |
75 | Странички для любознательных. | 1 | | |
76 | Закрепление изученного материала. | 1 | | |
77 | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 10. Сложение». | 1 | | Контрольная |
78 | Анализ проверочной работы. | 1 | | |
79 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
80 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
81 | Решение задач. | 1 | | |
82 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | | |
83 | Вычитание чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7 | 1 | | |
84 | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов. | 1 | | |
85 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. | 1 | | |
86 | Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. | 1 | | |
87 | Вычитание из числа 10. | 1 | | |
88 | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания. | 1 | | |
89 | Килограмм. | 1 | | |
90 | Литр | 1 | | |
91 | Контрольная работа №2 по теме «Числа от 1 до 10. Вычитание». | 1 | | Контрольная работа |
92 | Анализ проверочной работы. | 1 | | |
| Числа от 1 до 20. Нумерация. | 12 ч | | |
93 | Устная нумерация чисел от 1 до 20 | 1 | | |
94 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | | |
95 | Дециметр. | 1 | | |
96 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | 1 | | |
97 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
98 | Странички для любознательных. | 1 | | |
99 | Закрепление по теме «Числа от 11 до 20» | 1 | | |
100 | Проверочная работа. Тест №4 по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация». | 1 | | Тест |
101 | Анализ проверочной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
102 | Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | | |
103 | Ознакомление с задачей в два действия. | 1 | | |
104 | Ознакомление с задачей в два действия. | 1 | | |
| Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. | 22 ч | | |
105 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | | |
106 | Случаи сложения вида + 2, +3. | 1 | | |
107 | Случаи сложения вида +4 | 1 | | |
108 | Случаи сложения вида +5 | 1 | | |
109 | Случаи сложения вида +6 | 1 | | |
110 | Случаи сложения вида +7 | 1 | | |
111 | Случаи сложения вида +8, +9 | 1 | | |
112 | Таблица сложения | 1 | | |
113 | Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков. | 1 | | |
114 | Контрольная работа №3 теме «Табличное сложение». | 1 | | Контрольная работа |
115 | Анализ проверочной работы. Закрепление пройденного. | 1 | | |
116 | Приём вычитания с переходом через десяток. | 1 | | |
117 | Случаи вычитания 11 - | 1 | | |
118 | Случаи вычитания 12 - | 1 | | |
119 | Случаи вычитания 13 - | 1 | | |
120 | Случаи вычитания 14 - | 1 | | |
121 | Случаи вычитания 15 - | 1 | | |
122 | Случаи вычитания 16 - | 1 | | |
123 | Случаи вычитания17 - , 18 - | 1 | | |
124 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
125 | Контрольная работа №4 по теме «Табличное вычитание» | 1 | | Контрольная работа |
126 | Анализ проверочных работ. | 1 | | |
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» | 5 ч | | |
127 | Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнамент». | 1 | | |
128 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | Контрольная работа |
129 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
130 | Решение задач в два действия. | 1 | | |
131 | Решение задач в два действия. | 1 | | |
| Проверка знаний | 1 ч | | |
132 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика» | | | Урок-игра |