Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №23 г. Волгодонска
Рабочая программа по окружающему миру
на 2016-2017 учебный год
Предмет: окружающий мир, 1 класс.
Учитель: Пархоменко Г.В.
Система обучения: традиционная.
Программа: Планета Знаний. Окружающий мир. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Учебники и учебные пособия: Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2016г.
Методические пособия для учителя: Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 66
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе обучения окружающему миру
Основные нормативные правовые документы, используемые при разработке рабочих программ
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
Письма:
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Учебный план школы на 2016-2017 уч. год.
- Примерная программа начального общего образования по «Окружающему миру». Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2014.
- Письма Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13
Учебно-методическое обеспечение
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.
И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова. Окружающий мир. 1 класс. Проверочные и диагностические работы
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ( 1 КЛАСС)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
о предметах личной гигиены и их назначении;
о профессиях родителей и работников школы;
о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
название страны, её столицу;
герб и флаг России;
виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
названия частей растений;
отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);
о значении домашних животных в жизни человека;
наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
названия месяцев в году и дней недели;
некоторые охраняемые растения и животные.
Учащиеся должны уметь:
различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
выполнять элементарные правила личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;
различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);
приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
ухаживать за комнатными растениями;
правильно вести себя в природе.
Учащиеся могут знать:
названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
о самонаблюдении и самоконтроле;
о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;
как развиваются растения;
о разнообразии способов движения и питания животных;
гимн России.
Учащиеся могут уметь:
различать объекты живой и неживой природы;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
рассказывать о разнообразии труда людей;
устанавливать родственные связи;
пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Окружающий мир» к концу 1 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Учащиеся могут научиться:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
Тема | Количество часов |
Пришла пора учиться | 13 |
Человек | 13 |
Природа в жизни человека | 21 |
Человек среди людей | 17 |
Резерв | 2 |
Итого | 66 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
66 часов (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Стр. | Задачи урока | Планируемые результаты | Н.Р.К. | Обратная связь | Прохождение материала План Факт |
| ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ (13 ЧАСОВ) | | |
1. | Что такое окружающий мир. Экскурсия. | Уч.с.3-7; Р.Т.с.3-5. | Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. | Умение рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации). Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки). Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени. Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Обсуждать значение правильной организации распорядка дня. Знакомиться с одноклассниками (работа в парах). Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе). Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их. Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность). Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы). Работать в малых группах (в парах). Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника. Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения). Выбирать форму участия в проектной деятельности. Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице. Рассказывать о значении школы в жизни детей. Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. | | Работа с рисунками. | 02.09 | |
2. | Ты и твоё имя. | Уч.с.8-9; Р.Т.с.6-7. | Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе. | | Рисунок. | 06.09 | |
3. | Экскурсия «Твоя школа». | | Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы. | «Твоя школа». | Экскурсия. | 09.09 | |
4. | Твоя школа. | Уч.с.10-11; Р.Т.с.8-9. | Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми. | | Задание в тетради на с.8. | 13.09 | |
5. | Экскурсия «Во дворе школы». | | Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора. | «Во дворе школы». | Экскурсия. | 16.09 | |
6. | Во дворе школы. | Уч.с.12-13; Р.Т.с.10-11. | Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы. | | Задания на развитие внимания. | 20.09 | |
7. | Экскурсия «Вот и лето прошло». | | Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность. Формировать умение работать в группах. | Изменения в природе ранней осенью на Урале. | Экскурсия. Наблюдение. | 23.09 | |
8. | Вот и лето прошло. | Уч.с.14-15; Р.Т.с.12-13. | Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать. | | Наблюдение. Составление рассказа «Что я видел на экскурсии». | 27.09 | |
9. | Экскурсия «Дорога в школу». | | Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентироваться в пространстве. | | Экскурсия. Наблюдение. | 30.09 | |
10. | Дорога в школу. | Уч.с.16-19; Р.Т.с.14-15. | Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей. | | Творческое задание. | 04.10 | |
11. | Твой распорядок дня. | Уч.с.20-21; Р.Т.с.16-17. | Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время. | | Составить распорядок дня. | 07.10 | |
12. | Экскурсия «Осень». | | Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах. | Красота осенней природы нашего края. | Экскурсия. Наблюдение. | 11.10 | |
13. | Осень. Экскурсия. | Уч.с.22-27; Р.Т.с.18-19. | Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей. | | Мозаика заданий. Проверочная работа №1. | 14.10 | |
| Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Школа» С.28-29 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | | Проект учащихся. | | |
| ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ) | | |
14. | Как ты рос. | Уч.с.30-33; Р.Т.с.20-21. | Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни. | Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме). Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах. Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике. Выполнять задания, требующие внимание и память в разнообразных видах деятельности. Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи). Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору). | | Подобрать фотографии членов семьи в разные годы жизни. | 18.10 | |
15. | Как ты воспринимаешь мир. | Уч.с.34-35; Р.Т.с.22-23. | Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике. | | Задание в Р.Т.с.22. Практическая работа. | 21.10 | |
16. | Как ты воспринимаешь мир. Практический урок. | Уч.с.36-37; Р.Т.с.22-23. | | Опыт и наблюдение. Задание в Р.Т.с.23. | 25.10 | |
17. | Твоё тело. | Уч.с.38-39; Р.Т.с.24-25. | Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. Развивать внимание, память и творческие способности. | | Наблюдение. | 28.10 | |
18. | Как ты питаешься. | Уч.с.40-41; Р.Т.с.26-27. | Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником. | | Практическая работа. | 08.11 | |
19. | Твоя одежда. Предметный урок. | Уч.с.42-43. | Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности. | | Практическая работа. | 11.11 | |
20. | Твоя одежда. | Р.Т.с.28-29. | | Творческое задание. | 15.11 | |
21. | Будь здоров! Предметный урок. | Уч.с.44-45. | Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении. | | Опыт и наблюдение. | 18.11 | |
22. | Будь здоров! | Р.Т.с.30-31. | | Практическая работа. | 22.11 | |
23. | Твоё настроение. | Уч.с.46-47; Р.Т.с.32-33. | Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение к миру в рисунках. | | Наблюдение. Рисунок. | 25.11 | |
24. | Твоё настроение. | Р.Т.с.34-35. | | Практическая работа. Творческие задания. | 29.11 | |
25. | Будь внимательным! | Уч.48-49; Р.Т.с.36-39. | Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность. | | Задания на развитие памяти и внимания. | 02.12 | |
26. | Будь внимательным! | Уч.с.50-53. | | Проверочная работа №2. | 06.12 | |
| Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Одежда» С.54-55 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | | Проект учащихся. | | |
| ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (21 ЧАС) | | |
27. | Полна природа удивленья. | Уч.с.56-59; Р.Т.с.3-4. | Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами. | Умение различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Выбирать форму участия в проектной деятельности. | | Наблюдение. Работа с рисунками. | 09.12 | |
28. | Вода и воздух. | Уч.с.60-61; Р.Т.с.5. | Познакомить с правилами постановки опытов; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней. | | Опыты и наблюдения. | 13.12 | |
29. | Вода и воздух. | Уч.с.62-63. | | Опыты и наблюдения. | 16.12 | |
30. | Экскурсия «Зима». | | Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами. Организовать наблюдение за животными; включить детей в природоохранительную деятельность. | Зимние изменения в природе нашего края. | Экскурсия. Наблюдение. | 20.12 | |
31. | Зима. | Уч.с.64-65; Р.Т.с.6-7. | Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать. Закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей. | | Практическая работа. Логические задания. | 23.12 | |
32. | Времена года. | Уч.с.66-67; Р.Т.с.8-9. | Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся. | | Работа с рисунками. | 10.01 | |
33. | Как устроено растение. Предметный урок. | Уч.с.68-69; Р.Т.с.10-11. | Выявить степень понимания детьми обобщённого представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения. | | Практическая работа. | 13.01 | |
34. | Как устроено растение. | Уч.с.70-71; Р.Т.с.10-11. | | Наблюдение. | 17.01 | |
35. | Деревья, кустарники, травы. | Уч.с.72-73; Р.Т.с.12-13. | Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах. | | Задание в Р.Т.с.12. | 20.01 | |
36. | Деревья, кустарники, травы. | Уч.с.74-75; Р.Т.с.12-13. | | Задание в Р.Т.с.13. | 24.01 | |
37. | Как развиваются растения. Предметный урок. | Уч.с.76-77; Р.Т.с.14-15. | Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени. | | Опыт и наблюдение. | 27.01 | |
38. | Как развиваются растения. | Р.Т.с.16-17. | | Творческое задание. Наблюдение. | 31.01 | |
39. | Растения в нашем классе. Предметный урок. | Уч.с.78-79; Р.Т.с.18-19. | Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями. | Растения в нашем классе. | Опыт и наблюдение. | 03.02 | |
40. | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | Уч.с.80-82; Р.Т.с.20-21. | Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание. | | Задания в Р.Т.с.21. | 14.02 | |
41. | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | Уч.с.83-85; Р.Т.с.22-23. | Животные нашего края. | Творческое задание. | 17.02 | |
42. | Жизнь животных. | Уч.с.86-87; Р.Т.с.24-25. | Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных – движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными. | | Рассказ по иллюстрациям. | 21.02 | |
43. | Жизнь животных. | Уч.с.88-89; Р.Т.с.24-25. | | Задания в Р.Т.с.25. Наблюдение. | 24.02 | |
44. | Домашние животные. | Уч.с.90-91; Р.Т.с.26-27. | Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности. | Домашние животные, разводимые в нашем крае. | Работа с рисунками. | 28.02 | |
45. | Домашние животные. | Уч.с.92-93; Р.Т.с.28-29. | | Наблюдение. Творческое задание. | 03.03 | |
46. | Береги природу, человек! | Уч.с.94-97; Р.Т.с.30-34. | Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников. | | Творческое задание. | 07.03 | |
47. | Береги природу, человек! | Уч.с.98-101 | | Проверочная работа №3. | 10.03 | |
| Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Растения» С.102-103 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | | Проект учащихся. | | |
| ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (17 ЧАСОВ) | | |
48. | Наша Родина. | Уч.с.104-106. | Дать первое представление о России, её населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России; сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма. Развивать пространственные представления. | Умение узнавать государственные символы России: гимн, герб, флаг. Обсуждать многонациональность нашей Родины. Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России. Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости. Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания. Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года. Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта). Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес). Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду). Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их. Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможности возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения. Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты). Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнёром. Находить информацию о городе своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края). Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение». Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору). | Наша малая Родина. | Разучивание гимна. | 14.03 | |
49. | Наша Родина. | Уч.с.107-109. | | Поисковое задание. | 17.03 | |
50. | Наш дом. | Уч.с.110-111; Р.Т.с.39-41. | Дать представление о разнообразии населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности. | | Рассказ о своём доме. | 28.03 | |
51. | Наш дом. | Уч.с.112-113; Р.Т.с.43. | | Творческое задание. | 31.03 | |
52. | Наши родственники. | Уч.с.114-115; Р.Т.с.44-45. | Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями. | | Задание в Р.Т.с.45. | 04.04 | |
53. | Наши родственники. | Уч.с.116-117; Р.Т.с.46-47. | | Придумать историю к рисунку. | 07.04 | |
54. | Хороший день. | Уч.с.118-119. | Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности детей на материале урока. | | Рассказ об отдыхе в семье. | 11.04 | |
55. | Хороший день. | Р.Т.с.48-49. | | Работа с рисунками. | 14.04 | |
56. | Экскурсия в природу «Весна». | | Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного. | Весенние изменения в природе нашего края. | Экскурсия. Наблюдение. | 18.04 | |
57. | Весна. | Уч.с.120-121; Р.Т.с.50-51. | Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности. | | Опыт и наблюдение. Рисунок. | 21.04 | |
58. | Наша безопасность. | Уч.с.122-123; Р.Т.с.52-53. | Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отработать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей. | | Задание в Р.Т.с.52. | 25.04 | |
59. | Наша безопасность. | Уч.с.124-125; Р.Т.с.52-53. | | Практическая работа. | 28.04 | |
60. | Будем вежливы. | Уч.с.126-127. | Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его. | | Придумать разные ситуации. Практическая работа. | | |
61. | Будем вежливы. | Р.Т.с.54-55. | | Придумать историю к рисунку. | | |
62. | Мы едем, едем, едем… | Уч.с.128-129; Р.Т.с.56-57. | Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся. | | Практическая работа. | | |
63. | Мы едем, едем, едем… | Уч.с.130-131; Р.Т.с.56-57. | | Творческое задание. | | |
64. | Скоро лето. | Уч.с.132-135; Р.Т.с.58-59. | Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности. | | Проверочная работа №4. | | |
65 | Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Растения» С.102-103 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | | Проект учащихся. | | |
| РЕЗЕРВ | | |
65 часов. Праздничный день 09.05.