СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне, 2 часа в неделю. В программе усилена речевая направленность курса, теория приближена к потребностям практики, чтобы сформировать навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов, рассчитанная на изучение русского языка на базовом уровне, составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ (2004г.), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года), Программы по русскому языку к учебному комплексу для 10 – 11 классов (авторы учебника для общеобразовательных школ – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе, из них на развитие речи – 18 часов (10 класс) и 12 часов (11 класс).
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, системно-деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Общая характеристика программы
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Теоретический материал курса охватывает все разделы науки о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты преподносятся подробно и развёрнуто.
В содержание курса включены самостоятельные разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в ознакомительном объёме даны теоретические сведения, а также необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам поможет старшеклассникам научиться чётко, ясно, логично, выразительно формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать грамотные устные и письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления личности человека.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность со средней школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 10 - 11 классах на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метода проектов, игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, диктанта «Проверяю себя», предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных и других диктантов, диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения играют способы освоения учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков структурирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, создают базу успешного обучения в высшем учебном заведении.
Содержание программы
Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Общие сведения о языке
1. Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Место предмета
Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю. За счет часов вариативной части учебного плана выделено в учебном плане общеобразовательного учреждения дополнительные часы в 10 - 11 классах на развитие содержания образования по русскому языку с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативных компетенций, развитие навыков речеведческого, стилистического и лингвистического анализа текстов.
Добавленные часы используются для обучения написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, тестирования, комплексного анализа текста, а также для организации и проведения уроков-практикумов с целью систематизировать, закрепить и расширить сведения по русскому языку, полученные при изучении курса в 5 – 9 классах, помочь сформировать навык грамотного письма, навыки работы с разным тестовым материалом, повысить речевую культуру, ориентировать учащихся на использование разных видов мыслительной деятельности: аналитической и синтетической.
Также представляется целесообразным выделение дополнительных часов на повторение сведений по орфографии и пунктуации, морфологии и синтаксису, на отработку соответствующих умений и навыков. Современные требования к подготовке учащихся по русскому языку, что находит отражение в форме и содержании итоговой аттестации учащихся, диктуют необходимость вводить такие виды работ, как комплексный анализ текста, тесты, которые также требуют дополнительного времени. Таким видам работы, как обучение написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения, в т. ч. на лингвистическую тему, также необходимо уделить время.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в 10 – 11 классах ученик должен знать: определения основных изученных в 9 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Умения и навыки:
• синтаксис:
различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям;
заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами;
различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;
заменять сложные предложения простыми осложнёнными;
видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);
различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;
производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;
разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;
заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот;
уметь правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
• морфемика и словообразование:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования глаголов, прилагательных, наречий;
составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов;
• орфография:
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическими словарями;
владеть приёмом поморфемного письма;
• синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
определять синтаксическую роль изученных частей речи;
правильно применять изученные пунктуационные правила;
устно объясняя пунктуацию предложений, использовать на письме графические обозначения;
строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать / понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
определять основную мысль аудируемого текста;вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
соблюдать последовательность и связность изложения;
подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
строить письменное высказывание на заданную тему;
соблюдать последовательность и связность изложения;
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст;
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
исправлять неоправданный речевой повтор различными способами:
чтение:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
текст:
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
определять вид связи предложений в тексте;
устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Используемый учебно-методический комплекс
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: «Русское слово – учебник», 2012. – 448 с.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 10 класс
№ п/п | Тема, Содержание урока | Кол-во часов | Формирование понятий | Практические и правописные навыки | Домашнее задание |
1. | Слово о русском языке. | 1 | Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, нормы литературного языка, русский язык среди языков мира. Знакомство с выдающимися отечественными лингвистами. | Составление плана текста, развитие навыков составления связного монологического высказывания на лингвистическую тему. | Конспект статьи учебника (стр.5-8). Тестовые задания. |
2. | Комплексный анализ текста. |
1 |
|
| Анализ текста. |
3. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Анализ текста. |
4. | Лексика. Фразеология. Лексикография. |
1 | Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, антонимы, синонимы. Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей. Культура речи. Лексические нормы. | Изобразительно-выразительные возможности языка. Анализ лексических средств организации текста. Работа с Толковым словарём. Словари синонимов, антонимов, паронимов. | §1-3, упр.9. Тестовые задания. |
5. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 1 | Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, антонимы, синонимы. Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей. | Изобразительно-выразительные возможности языка. Анализ лексических средств организации текста. Работа с Толковым словарём. Словари синонимов, антонимов, паронимов. | §4-5, тестовые задания. Тестовые задания. |
6. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 1 | Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, антонимы, синонимы. Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей. Культура речи. Лексические нормы. | Изобразительно-выразительные возможности языка. Анализ лексических средств организации текста. Работа с Толковым словарём. Словари синонимов, антонимов, паронимов.
| §6, упр.19. Тестовые задания. |
Р 7. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. |
1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
Р 8. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
9. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 1 | Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, антонимы, синонимы. Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей. Культура речи. Лексические нормы. | Изобразительно-выразительные возможности языка. Анализ лексических средств организации текста. Работа с Толковым словарём. Словари синонимов, антонимов, паронимов. | §7, выписать из русской классической литературы 5 примеров использования антитезы. Тестовые задания. |
10. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 1 | Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, антонимы, синонимы. Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей. Культура речи. Лексические нормы. | Изобразительно-выразительные возможности языка. Анализ лексических средств организации текста. Работа с Толковым словарём. Словари синонимов, антонимов, паронимов. | §8-10. Конспекты статей §§; упр. 34, упр.37; §11-12,упр. 44, упр.45. |
11. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. |
1 | Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные, согласные звуки. Характеристика гласных, согласных звуков. Чередование звуков. Культура речи. Орфоэпические нормы. | Фонетический разбор слова. Формирование орфографических навыков. | §13, тесты. |
12. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 1 | Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные, согласные звуки. Характеристика гласных, согласных звуков. Чередование звуков. Культура речи. Орфоэпические нормы. | Фонетический разбор слова. Формирование орфографических навыков. | §14, упр.49. Тестовые задания. |
Р 13. | Контрольное сочинение №1 (сочинение-рассуждение по исходному тексту). |
1 |
|
| Тестовые задания. |
Р 14. | Контрольное сочинение №1 (сочинение-рассуждение по исходному тексту). | 1 |
|
| Тестовые задания. |
Р 15. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
16. | Морфемика и словообразование. |
1 | Основные единицы морфемики и их особенности. Морфема, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словообразовательным словарём, словарём морфем. Основные словообразовательные модели русского языка. | §15, упр.66, упр.69, упр.70, упр.77. |
17. | Морфемика и словообразование. | 1 | Основные единицы морфемики и их особенности. Морфема, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словообразовательным словарём, словарём морфем. Основные словообразовательные модели русского языка. | §17, упр.84. Тестовые задания. |
18. | Практикум по теме «Фонетика. Лексика. Морфемика и словообразование». | 1 |
|
| Тестовые задания. |
19. | Морфология и орфография. |
1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. Развитие навыков связной логической речи. | §18-19, упр.95. §20, упр.102,упр.107. |
20. | Морфология и орфография. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. Развитие навыков связной логической речи. | §21, упр.113,упр.114. §22, упр.118. |
Р 21. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. |
1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
Р 22. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
23. | Морфология и орфография. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. Развитие навыков связной логической речи. | §23, упр.121. §24-25, упр.128,упр.129. |
24. | Морфология и орфография. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. Развитие навыков связной логической речи. | §26, упр.137, упр.140. Тестовые задания. |
25. | Морфология и орфография. | 1 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографический анализ слова; орфографический словарь. Развитие навыков связной логической речи. | §27-30,упр.149, упр.150, упр.154,упр.157, упр.161 (устно), упр.166. |
26. | Комплексный анализ текста. |
1 |
|
| §31-32, упр.170. |
27. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Анализ текста. |
28. | Контрольная работа №1. |
1 |
|
|
|
29. | Контрольная работа №1. | 1 |
|
|
|
30. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
31. | Имя существительное как часть речи. |
1 | Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Правописание сложных имён существительных. Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён существительных. | Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных; правописание суффиксов имён существительных. | §33, упр.179, упр.180. Тестовые задания. |
32. | Имя существительное как часть речи. | 1 | Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Правописание сложных имён существительных. Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён существительных. | Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных; правописание суффиксов имён существительных. | §34, упр.191, упр.192, упр.193, упр.194. |
Р 33. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. |
1 |
|
| Сочинение-рассуждение. Упр.198, упр.200,упр.204, упр.206. |
Р 34. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| §35-36, упр.216. |
35. | Имя прилагательное как часть речи. |
1 | Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных. Стилистика. Стилистические особенности употребления полных и кратких имён прилагательных. | Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных, правописание суффиксов имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных. | §37, тестовые задания. |
36. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных. Стилистика. Стилистические особенности употребления полных и кратких имён прилагательных. | Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных, правописание суффиксов имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных. | §38-41, упр.218, упр.226,упр.232 (II); Упр.235, 243. |
37. | Имя числительное как часть речи. |
1 | Морфологические признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные. Культура речи: образование и употребление числительных в речи. | Морфологический разбор числительных. Правописание имён числительных. | §42-44, упр.249. Тестовые задания. |
38. | Имя числительное как часть речи. | 1 | Морфологические признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные. Культура речи: образование и употребление числительных в речи. | Морфологический разбор числительных. Правописание имён числительных. | §45, упр.253. Тестовые задания. |
39. | Комплексный анализ текста. |
1 |
|
| Анализ текста. |
40. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Анализ текста. |
41. | Местоимение как часть речи. | 1 | Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений. Культура речи. Стилистика: употреблений местоимений в речи. | Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. | §46-47, упр.259, упр.260. Тестовые задания. |
42. | Глагол как часть речи. | 1 | Морфологические признаки глагола как части речи. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола. Категория наклонения глагола. Время глагола. Категория вида глагола. Культура речи. Стилистика: особенности употребления в речи различных форм глаголов. Синонимия глагольных форм. | Морфологический разбор глагола. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глагола. Правописание ь в глагольных формах. | §48-49, упр.264, упр.280. Тестовые задания. |
Р 43. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. |
1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
Р 44. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
45. | Причастие как глагольная форма. | 1 | Морфологические признаки причастия. Причастия действительные и страдательные. Время причастий. Изменение причастий. Стилистика, культура речи: особенности употребления причастий в речи. Синтаксис и пунктуация: правописание обособленных определений, выраженных причастными оборотами. | Морфологический разбор причастий. Образование разных форм причастий. Правописание окончаний причастий; правописание гласных в суффиксах причастий; правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | §50-52, упр.288, упр.292, упр.296. |
46. | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | Морфологические признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия. Стилистика, культура речи: особенности употребления деепричастий в речи. Синонимические возможности употребления глагольных форм. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. | Морфологический разбор деепричастия; образование деепричастий. Правописание деепричастий. | §53, упр.303. Тестовые задания. |
47. | Практикум по теме «Глагол и глагольные формы». |
|
|
| Тестовые задания. |
48. | Наречие как часть речи. | 1 | Морфологические признаки наречия. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий. Стилистика, культура речи. Особенности употребления наречий в речи. | Морфологический разбор наречия; образование наречий. Правописание гласных о - а на конце наречий; написание ь после шипящих на конце наречий; написание отрицательных наречий; слитное, раздельное, дефисное написание наречий. | §54-55, упр.306,упр.317. Тестовые задания. |
49. | Слова категории состояния. | 1 | Морфологические особенности слов категории состояния. Лексико-семантические группы слов категории состояния. Стилистика, культура речи: употребление в речи слов категории состояния. | Морфологический разбор слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных. | §56, упр.322. Тестовые задания. |
50. | Комплексный анализ текста. |
1 |
|
| Анализ текста. |
51. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Анализ текста. |
Р 52. | Контрольное сочинение №2 (сочинение-рассуждение по исходному тексту). |
1 |
|
|
|
Р 53. | Контрольное сочинение №2 (сочинение-рассуждение по исходному тексту). | 1 |
|
|
|
Р 54. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
55. | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. |
1 | Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению. Стилистика, культура речи: уместное употребление предлогов в речи. Синонимия предлогов. | Морфологический разбор предлогов. Слитное, дефисное, раздельное написание предлогов. | §57-58, упр.332. Тестовые задания. |
56. | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. | 1 | Союзы, союзные слова, союзы сочинительные, союзы подчинительные, союзы простые, составные; производные и непроизводные. Стилистика, культура речи: синонимия и антонимия союзов. Синтаксис и пунктуация: знаки препинания при однородных членах и частях сложного предложения. | Морфологический разбор союзов; союзы и союзные слова. Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им слов | §59-60, упр.337. Тестовые задания. |
Р 57. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. |
1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
Р 58. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
59. | Частицы. |
1 | Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие. Стилистика, культура речи: особенности употребления частиц в речи. | Морфологический разбор частиц. Раздельное и дефисное написание частиц, правописание частиц не и ни. | §61-63, упр.343, упр.348, упр.349. |
60. | Частицы. | 1 | Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие. Стилистика, культура речи: особенности употребления частиц в речи. | Морфологический разбор частиц. Раздельное и дефисное написание частиц, правописание частиц не и ни. | §64, тестовые задания. |
61. | Практикум по теме «Служебные части речи». | 1 |
|
| Тестовые задания. |
62. | Междометия как особый разряд слов. | 1 | Междометия как особый разряд слов. Типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова. Морфология: переход междометий из звукоподражательных слов в знаменательные части речи. | Морфологический разбор междометий. Знаки препинания при междометиях и звукоподражательных словах; правописание междометий и звукоподражательных слов. | §65, упр.352. |
Р 63. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. |
1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
Р 64. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Сочинение-рассуждение. |
65. | Итоговая работа за курс 10 класса. |
1 |
|
|
|
66. | Итоговая работа за курс 10 класса. | 1 |
|
|
|
67. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
68. | Комплексный анализ текста. |
1 |
|
| Упр.353 (письменно), упр.356 (устно). |
69. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Упр.354 (письменно), упр.357 (устно). |
70. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
|
|
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 11 класс
№ п/п | Тема, содержание урока | Кол-во часов | Формирование понятий | Повторение и межпредметные связи | Виды деятельности учащихся (практические и правописные навыки) | Домашнее задание |
1. | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. | 1 | Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания. | Части речи и члены предложения, единицы морфологии и единицы синтаксиса. | Пунктуационный анализ предложения. Обобщённый алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания. | § 65, тестовые задания. |
2. | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания, виды подчинительной связи в словосочетании. | Синонимия словосочетаний разного грамматического строения. | Порядок синтаксического разбора словосочетаний. | § 66, 67 упр. 328, упр. 330 (устно), упр. 331, упр. 334. |
3. | Практикум по теме «Словосочетание». | 1 | Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания, виды подчинительной связи в словосочетании. | Синонимия словосочетаний разного грамматического строения. | Порядок синтаксического разбора словосочетаний. | Тестовые задания. |
4. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
5. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
Р 6. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | Сочинение-рассуждение. |
7. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения. | Морфология: морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Интонирование предложений разных типов. | Порядок синтаксического разбора предложений. Знаки препинания в конце предложения. | § 68 – 72, 74 – 76, анализ текста, упр. 341 (устно). |
8. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения. | Морфология: морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Интонирование предложений разных типов. | Порядок синтаксического разбора предложений. Знаки препинания в конце предложения. | § 68 – 72, 74 – 76, тестовые задания. |
9. | Постановка тире в простом предложении. | 1 | Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация. | Пунктуационный анализ; изобразительно-выразительные средства языка, интонационный рисунок простого предложения. | Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения. Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире. | § 73, упр. 346; § 76 – 77, упр. 351, упр. 357. |
10. | Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 1 | Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения. | Синтаксис: словосочетание, строение словосочетания. Стилистика, культура речи: употребление предложений с однородными членами. | Синтаксический разбор простого предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения; знаки препинания при однородных и неоднородных определениях; знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | § 78 – 81, тестовые задания. |
11. | Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 1 | Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения. | Синтаксис: словосочетание, строение словосочетания. Стилистика, культура речи: употребление предложений с однородными членами. | Синтаксический разбор простого предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения; знаки препинания при однородных и неоднородных определениях; знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | § 78 – 81, тестовые задания. |
12. | Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. | 1 | Однородные члены предложения. | Морфология: союзы, типы союзов. | Синтаксический разбор простого предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых: - неповторяющимися союзами; - повторяющимися союзами; - двойными союзами. | § 82 – 83, тестовые задания. |
13. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
| Синтаксический разбор простого предложения. Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах. | § 84, упр. 380. |
14. | Практикум по теме «Простое осложнённое предложение». | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
15. | Контрольная работа №1 (тестирование в формате ЕГЭ). | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
16. | Контрольная работа №1 (тестирование в формате ЕГЭ). | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
17. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
18. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
19. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
Р 20. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | Сочинение-рассуждение. |
21. | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | 1 | Обособленные члены предложения; обособленные определения. | Морфология: имена прилагательные, причастия, имена существительные (морфологическая форма выражения определения). | Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях. Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений. | § 85, упр. 385, тестовые задания. |
22. | Обособленные приложения. | 1 | Приложения, обособление приложения. | Синтаксис: приложение как второстепенный член предложения. Морфология: морфологическая форма выражения приложения. | Анализ структуры простого предложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. | § 86, упр. 392, упр. 396, тестовые задания. |
23. | Обособленные обстоятельства и дополнения. | 1 | Обстоятельства, дополнения, обособление. | Стилистика, культура речи: изобразительные возможности обособленных членов предложения. | Анализ структуры простого предложения. Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространённых обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях. | § 87, 88, упр. 400, тестовые задания. |
24. | Обособленные обстоятельства и дополнения. | 1 | Обстоятельства, дополнения, обособление. | Стилистика, культура речи: изобразительные возможности обособленных членов предложения. | Анализ структуры простого предложения. Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространённых обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях. | § 87, 88, упр. 398, упр. 401, тестовые задания. |
25. | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. | 1 | Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения. | Стилистика, культуры речи: синонимия обособленных членов предложения. | Анализ структуры простого предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения. | § 89, упр. 406, тестовые задания. |
26. | Практикум по теме «Обособленные члены предложения». | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
27. | Комплексный анализ текста. |
|
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
28. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
Р 29. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | Сочинение-рассуждения. |
30. | Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 | Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов. | Морфология: сравнительные союзы, повторение орфографии. | Условия выделения запятыми сравнительных оборотов. Знаки препинания при сравнительном обороте. | § 90, упр. 412, тестовые задания. |
31. | Контрольная работа №2 (тестирование в формате ЕГЭ). | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
32. | Контрольная работа №2 (тестирование в формате ЕГЭ). | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
33. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
Р 34. | Контрольное сочинение-рассуждение №1. | 1 |
|
|
| Тестовые задания. |
Р 35. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
36. | Знаки препинания при обращениях. | 1 | Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения. Обращения. | Стилистика, культура речи: обращения в текстах разных стилей. | Анализ структуры простого предложения. Знаки препинания при обращениях. | § 91, упр. 415. |
37. | Вводные слова и вставные конструкции. |
1 | Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению. | Смысловые оттенки, которые придают предложению вводные слова и вставные конструкции. | Различение вводных слов и омонимичных им конструкций. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. | § 92, упр. 422, тестовые задания. |
38. | Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению. | Смысловые оттенки, которые придают предложению вводные слова и вставные конструкции. | Различение вводных слов и омонимичных им конструкций. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. | § 92, упр. 226, тестовые задания. |
39. | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 1 | Междометия, утвердительные, отрицательные слова, вопросительно-восклицательные слова. | Морфология: междометия, частицы и междометия. | Анализ структуры простого предложения. Знаки препинания при словах указанной группы. | § 93, упр. 430, упр. 433. |
40. | Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | Сложные предложения, типы сложных предложений. | Морфология, типы сочинительных союзов, типы подчинительных союзов. | Синтаксический разбор сложного предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | § 94, 95, упр. 440, 443, тестовые задания. |
41. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. | 1 | Сложноподчинённые предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных. | Синонимия простых осложнённых предложений и сложных предложений. | Синтаксический разбор сложного предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. | § 96, упр. 450, тестовые задания. |
42. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | 1 | Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение. | Синонимия синтаксических конструкций. | Анализ структуры простого и сложного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | § 97, упр. 453, тестовые задания. |
43. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения. | Синонимия разных типов синтаксических конструкций. | Анализ структуры сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | § 98, упр. 460 (устно), упр. 466, упр. 468, тестовые задания. |
44. | Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац. |
1 | Период. Сложное синтаксическое целое. Абзац. | Изобразительно-выразительные возможности предложений с разными видами связи. | Анализ структуры сложного предложения. Создание текста, отвечающего требованиям сложного синтаксического целого. Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. | § 99 - 100, упр. 470 (устно), упр. 473. |
45. | Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац. | 1 | Период. Сложное синтаксическое целое. Абзац. | Изобразительно-выразительные возможности предложений с разными видами связи. | Анализ структуры сложного предложения. Создание текста, отвечающего требованиям сложного синтаксического целого. Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. | § 99 – 100, тестовые задания. |
46. | Практикум по теме «Сложное предложение». | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
47. | Комплексный анализ текста. |
1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
48. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | Анализ текста. |
Р 49. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | Сочинение-рассуждение. |
50. | Способы передачи чужой речи. | 1 | Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. | Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи. | Прямая речь, диалог, единицы прямой речи. Знаки препинания при передаче чужой речи. | § 101 – 103, упр. 477, упр. 480. |
51. | Знаки препинания при цитатах. | 1 | Цитата, способы оформления цитат. | Эпиграф, способы его оформления. Стилистика: цитаты разных стилей. | Анализ структуры сложного предложения. Знаки препинания при цитатах. | § 104, упр. 484. |
52. | Сочетание знаков препинания. | 1 | Знаки препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. | Стилистические возможности знаков препинания. | Анализ структуры простого и сложного предложения. Сочетание знаков препинания. | § 105 - 106, тестовые задания. |
53. | Авторская пунктуация. | 1 | Авторские знаки препинания. | Экспрессивно-стилистические функции авторских знаков препинания. | Анализ текста. Постановка авторских знаков препинания. | § 107, упр. 495. |
54. | Культура речи. | 1 | Нормы речи. | Орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. | Анализ текста. | § 108 – 110, анализ текста. |
55. | Контрольная работа №3 (тестирование в формате ЕГЭ). |
1 |
|
|
| Анализ текста. |
56. | Контрольная работа №3 (тестирование в формате ЕГЭ). | 1 |
|
|
| Анализ текста. |
57. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
Р 58. | Культура речи. Ораторское мастерство. | 1 | Качества хорошей речи. | Риторика. | Анализ текста. | § 111, анализ текста, тестовые задания. |
Р 59. | Стилистика. | 1 | Функциональные стили и их особенности. Типы речи. | Лексика. | Анализ текста. | § 112 – 116, анализ текста. |
Р 60. | Практикум по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка. Стиль речи, тип речи. | Риторика. Стилистика. | Анализ текста. | Тестовые задания. |
61. | Комплексный анализ текста. | 1 |
|
| Комплексный анализ текста. | § 117, анализ текста. |
Р 62. | Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | Сочинение-рассуждение. |
63. | Повторение и обобщение изученного. | 1 |
|
|
| Тест. |
64. | Контрольная работа №4 (тестирование в формате ЕГЭ). |
1 |
|
| Тестирование. | Анализ текста. |
65. | Контрольная работа №4 (тестирование в формате ЕГЭ). | 1 |
|
| Тестирование. | Анализ текста. |
66. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |
Р 67. | Контрольное сочинение-рассуждение №2 по исходному тексту. | 1 |
|
| Пишут сочинение-рассуждение по исходному тексту. | Тест. |
Р 68. | Анализ письменных работ. | 1 |
|
|
| Индивидуальная работа над ошибками. |