СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программы по русскому языку. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (5 класс)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подсосновская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________Дернва Ю.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________2017г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________Демидова Е.А.

«__»________________2017г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Подсосновская СОШ» ________________Е.С.Миленко

Приказ № ___

от «__»____________2017г.




Рабочая программа

основного общего образования

по русскому языку

5 класс

(ФГОС)



Составитель Юлия Андреевна Дернова

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории







с. Подсосново


2017 - 2018 год



1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе ФГОС по русскому языку, программы по русскому языку 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2011)

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка 5 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

Количество часов:175 часов (5 часов в неделю)

Количество контрольных работ: 12

Количество часов развития речи: 36



2.Планируемые образовательные результаты

Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения

Ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • знать определения основных изучаемых в5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. Специальные предметные умения (предметные результаты)













































Ученик должен уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;

  • пользоваться орфографическим и толковым словарями;

  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;

  • находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;

  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • составлять простой план исходного и собственного текста;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

  • правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

  • грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

3. Метапредметные результаты


  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в

повседневной жизни;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


4. Личностные результаты

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать удар­ные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, сво­бодно пользоваться алфавитом, в частности в рабо­те со словарями;

по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изу­ченных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике и фразеологии: упот­реблять слова в соответствии с их лексическим зна­чением; толковать лексическое значение извест­ных учащимся слов и подбирать к словам синони­мы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

по морфемике и словообразова­нию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах не­сложной структуры); подбирать однокоренные сло­ва с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые пристав­ками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного стро­ения слов;

по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфоло­гические признаки глаголов, имен существитель­ных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; вла­деть правилами обозначения на письме проверяе­мых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в кор­не, чередующихся а—о, е—и в корнях типа раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (на-, с- и т. д.), приставки на з (с) (раз//рас-; из/ /ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верно­го написания; безошибочно писать буквенные соче­тания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, бук­ву ъ после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказы­вания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; состав­лять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить пред­ложения изученных синтаксических конструкций;

по пунктуации: правильно ставить зна­ки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными чле­нами, разделительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородны­ми членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежа­щим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

3. Содержание курса

Тема

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

В том числе

рр

кр

Язык и общение

3 часа

3 часа

1


Вспоминаем, повторяем, изучаем

20 часов

20 часов

3

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

30 часов

30 часов

7

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография, культура речи.

15 часов

15 часов

3

1

Лексика. Культура речи.

8 часов

8 часов

2

1 (изложение)

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22 часа

22 часа

4

1+ 1 (сочинение)

Морфология. Орфография. Культура речи.

70часов

70часов

14

3+

1 (изложение)+

1 (сочинение)

Повторение и систематизация изученного

7 часов

7часов

2

1

ИТОГО

175 часов

175 часов

36 часов

8+2соч.+2излож.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.


Раздел 3. Текст

    1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы , основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля и жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

    1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью). Официально-делового ( расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

    2. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции


Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. (В. Даль, Н.М. Шанский)

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий меду литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

      1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

      2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написании слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’]

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.


Раздел 8. Морфемика и словообразование

    1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.

    1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.


Раздел 9. Лексикология и фразеология

    1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского язык с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного лексического запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.


Раздел 10. Морфология

    1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

    2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетания и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.Сочетание знаков препинания.

  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Раздел 13. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


4. Календарно – тематическое планирование


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

Язык и общение (2ч. + 1ч.)

1

Язык и его роль в жизни человека.

1



2

Виды речевой деятельности.

1



3

РР Стили речи.

1РР



Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч.+3ч.)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1



5

Орфограмма.

1



6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1



7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1



8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1



9

Буквы и, у, а после шипящих.

1



10

Разделительные ъ и ь.

1



11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1



12

РР Что мы знаем о тексте. Обучающее подробное изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70)

1 РР



13

Диктант по теме «Орфография».

1



14

Части речи.

1



15

Глагол.

1



16

Тся и –ться в глаголах.

1



17

Личные окончания глаголов

1



18

РР Тема текста.

1 РР



19

Имя существительное.

1



20

Имя прилагательное.

1



21

Местоимение.

1



22

РР Основная мысль текста. Устное сочинение по картине Пластова «Летом».(упр. 109)

1РР



23

КР Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1КР



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч.+7ч.)

24

Синтаксис.Пунктуация.

1




25

Словосочетание.

1




26

Разбор словосочетания.

1




27

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1




28-29

РР Обучающее сжатое изложение по В.Катаеву (упр. 144)

2РР



30

Восклицательные предложения.

1



31

РР Устный анализ тем сочинений .Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении. (упр 156-158)

1РР



32

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1



33

Сказуемое.

1



34

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



35

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1



36

Дополнение.

1



37

Определение.

1



38

Обстоятельство.

1



39

Предложения с однородными членами.

1



40

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



41

Предложения с обращениями.

1



42

РР Письмо.

1РР



43

Синтаксический разбор простого предложения.

1



44

РР Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» (упр.229)

1РР



45

Пунктуационный разбор простого предложения.

1



46

Простые и сложные предложения.

1



47

Синтаксический разбор сложного предложения.

1



48

КД Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1КР



49

Прямая речь.

1



50

Диалог.

1



51

Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

2РР



52-53

РР Сжатое изложение по Е.Мурашовой (упр. 24,261)

1КР



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч.+3ч.)

54

Фонетика. Гласные звуки.

1



55

Согласные звуки.

1



56

Изменение звуков в потоке речи.

1



57

Согласные твердые и мягкие.

1



58

РР Типы речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (п.55)

2РР



59

Согласные звонкие и глухие.

1



60

Графика. Алфавит.

1



61

РР Описание предмета. Сочинение – описание предмета. (п.59, упр.302).

1РР



62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1



63

Двойная роль букв е, ё, ю,я.

1



64

Орфоэпия.

1



65

Фонетический разбор слова.

1



66

РРПовторение изученного по теме. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)

1



67-68

КР Диктант и проверочная работа.

1КР



Лексика. Культура речи. ( 6ч.+2ч.)

69

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

1



70

Прямое и переносное значение слов

1



71

Омонимы

1



72

Синонимы

1



73

РР Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368)

1РР



74

Антонимы

1



75

Повторение и обобщение материала по теме «Лексика».

1



76

РР (КР) Подробное изложение по К.Паустовскому «Первый снег» (упр. 375)

1РР(КР)



Морфемика. Орфография. Культура речи. (18ч.+4ч.)

77

Морфема - наименьшая значимая часть . Изменение и образование слов.

1



78

Окончание

1



79

Основа слова

1



80

РРСочинение по личным впечатлениям в форме письма. (упр.390)




81

Корень слова

1



82

РР Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 402).

1РР



83

Суффикс

1



84

Приставка

1



85

РР Выборочное изложение текста с изменением лица (упр. 420)

1РР



86

Чередование звуков. Беглые гласные.

1



87

Варианты морфем.

1



88

Морфемный разбор слова.




89

Правописание гласных и согласных в приставках

1



90

Буквы з и с на конце приставок.

1



91

Буквы а-о в корне –лаг-лож

1



92

Буквы а-о в корне -раст-рос-

1



93

Буквы ё-о после шипящих в корне

1



94

Буквы и-ы после ц

1



95

Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика».

1



96 -97

КР Контрольный диктант и его анализ.

1КР



97

РР (КР) Сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине») (упр.470)

2РР(КР)



Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное ( 17ч. +4ч.)

99

Имя существительное как часть речи

1



100

РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение

1РР



101

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1



102

Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

1



103

Род имен существительных

1



104

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1



105

РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница» (упр. 513)

1РР



106

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1



107

Три склонения имен существительных.

1



108

Падеж имен существительных

1



109-110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2



111

Диктант

1



112

РР Изложение с изменением лица (упр. 547)

2РР



113

Множественное число имен существительных.

1



114

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1



115

Морфологический разбор имени существительного.

1



116

Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное»

1



117-118

КР Контрольный диктант и его анализ.

1КР

1



119

РР Устное сочинение по картине (Г. Нисский.Февраль. Подмосковье. упр. 563)

1РР



Имя прилагательное. (10ч.+ 4ч.)

120

Имя прилагательное как часть речи.

1



121

Имя прилагательное как часть речи.

1



122

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1



123

Правописание окончаний имен прилагательных.

1



124

РР Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю», п.103, упр. 585)

1РР



125

Прилагательные полные и краткие

1



126

Прилагательные полные и краткие

1



127

РР Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение» (упр. 598)

2РР



128

Морфологический разбор имени прилагательного

2



129

РР Сочинение – повествование по заданному плану «Как я испугался»(упр. 600)




130

Повторение и обобщение материала по теме «имя прилагательное».

2



131- 132

КР Контрольный диктант и его анализ.

1КР



133

РР Сочинение «Мое любимое животное» (упр. 587)

1РР



Глагол. (29ч.+6ч.)

134

Глагол как часть речи

1



135-136

Не с глаголами.

2



137

РР Рассказ упр.618,619

1РР



138

Неопределенная форма глагола.

1



139

Неопределенная форма глагола.

1



140-141

Правописание –тся и –ться в глаголах.

2



142

Виды глагола

1



143

Виды глагола.

1



144-145

Буквы е-и в корнях с чередованием

2



146 -147

РР Невыдуманный рассказ о себе

2РР



148

Контрольный диктант

1



149

Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте

1



150

Время глагола

1



151

Прошедшее время

1



152

Настоящее время

1



153

Будущее время

1



154

Спряжение глаголов

1



155-156-157

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

2



158

Морфологический разбор глагола

2



159

РР (КР)Сжатое изложение с изменением лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») упр. 688

1РР(КР)



160-161

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2



162

Употребление времен

2



163

РР Создание репортажа по данному началу. ( упр. 697).




164

Повторение и обобщение материала по теме «Глагол».

2



165

РР Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку»)

1РР



166

Повторение и обобщение материала по теме «Глагол». Подготовка к контрольной работе.

1



167-168

КР Контрольный диктант и его анализ

2



Повторение и систематизация изученного (5ч.+2ч.)

169

Разделы науки о языке

1



170-171

РР Сочинение на одну из тем по выбору.

2РР



172

Орфограммы в приставках и корнях слов.

1



173

Орфограммы в окончаниях слов.

1



174

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1



175

КР Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1КР









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!