Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подсосновская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________Дернва Ю.А. Протокол № ___ от «__» __________________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________Демидова Е.А. «__»________________2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Подсосновская СОШ» ________________Е.С.Миленко Приказ № ___ от «__»____________2017г. |
Рабочая программа
основного общего образования
по русскому языку
5 класс
(ФГОС)
Составитель Юлия Андреевна Дернова
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Подсосново
2017 - 2018 год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе ФГОС по русскому языку, программы по русскому языку 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2011)
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка 5 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Количество часов:175 часов (5 часов в неделю)
Количество контрольных работ: 12
Количество часов развития речи: 36
2.Планируемые образовательные результаты
Результаты изучения учебного предмета |
1. Общие учебные умения | Ученик должен знать/понимать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; знать определения основных изучаемых в5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. |
2. Специальные предметные умения (предметные результаты) | Ученик должен уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов; разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их; пользоваться орфографическим и толковым словарями; соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе; находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами; определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); составлять простой план исходного и собственного текста; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания; грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи; пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями. Аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; Говорение и письмо воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. |
3. Метапредметные результаты | владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
4. Личностные результаты | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (на-, с- и т. д.), приставки на з (с) (раз//рас-; из/ /ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ъ после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, разделительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
3. Содержание курса
Тема | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе | В том числе |
рр | кр |
Язык и общение | 3 часа | 3 часа | 1 | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 20 часов | 20 часов | 3 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 30 часов | 30 часов | 7 | 2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография, культура речи. | 15 часов | 15 часов | 3 | 1 |
Лексика. Культура речи. | 8 часов | 8 часов | 2 | 1 (изложение) |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 часа | 22 часа | 4 | 1+ 1 (сочинение) |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 70часов | 70часов | 14 | 3+ 1 (изложение)+ 1 (сочинение) |
Повторение и систематизация изученного | 7 часов | 7часов | 2 | 1 |
ИТОГО | 175 часов | 175 часов | 36 часов | 8+2соч.+2излож. |
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы , основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля и жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью). Официально-делового ( расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. (В. Даль, Н.М. Шанский)
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий меду литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написании слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’]
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского язык с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного лексического запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетания и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Язык и общение (2ч. + 1ч.) |
1 | Язык и его роль в жизни человека. | 1 | | |
2 | Виды речевой деятельности. | 1 | | |
3 | РР Стили речи. | 1РР | | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч.+3ч.) |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | | |
5 | Орфограмма. | 1 | | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | | |
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | | |
12 | РР Что мы знаем о тексте. Обучающее подробное изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70) | 1 РР | | |
13 | Диктант по теме «Орфография». | 1 | | |
14 | Части речи. | 1 | | |
15 | Глагол. | 1 | | |
16 | –Тся и –ться в глаголах. | 1 | | |
17 | Личные окончания глаголов | 1 | | |
18 | РР Тема текста. | 1 РР | | |
19 | Имя существительное. | 1 | | |
20 | Имя прилагательное. | 1 | | |
21 | Местоимение. | 1 | | |
22 | РР Основная мысль текста. Устное сочинение по картине Пластова «Летом».(упр. 109) | 1РР | | |
23 | КР Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1КР | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч.+7ч.) |
24 | Синтаксис.Пунктуация. | 1 | | | |
25 | Словосочетание. | 1 | | | |
26 | Разбор словосочетания. | 1 | | | |
27 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | | |
28-29 | РР Обучающее сжатое изложение по В.Катаеву (упр. 144) | 2РР | | |
30 | Восклицательные предложения. | 1 | | |
31 | РР Устный анализ тем сочинений .Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении. (упр 156-158) | 1РР | | |
32 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | |
33 | Сказуемое. | 1 | | |
34 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
35 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
36 | Дополнение. | 1 | | |
37 | Определение. | 1 | | |
38 | Обстоятельство. | 1 | | |
39 | Предложения с однородными членами. | 1 | | |
40 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
41 | Предложения с обращениями. | 1 | | |
42 | РР Письмо. | 1РР | | |
43 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | | |
44 | РР Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» (упр.229) | 1РР | | |
45 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | | |
46 | Простые и сложные предложения. | 1 | | |
47 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | |
48 | КД Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1КР | | |
49 | Прямая речь. | 1 | | |
50 | Диалог. | 1 | | |
51 | Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация». | 2РР | | |
52-53 | РР Сжатое изложение по Е.Мурашовой (упр. 24,261) | 1КР | | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч.+3ч.) |
54 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | | |
55 | Согласные звуки. | 1 | | |
56 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | | |
57 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | | |
58 | РР Типы речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (п.55) | 2РР | | |
59 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | | |
60 | Графика. Алфавит. | 1 | | |
61 | РР Описание предмета. Сочинение – описание предмета. (п.59, упр.302). | 1РР | | |
62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | | |
63 | Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 | | |
64 | Орфоэпия. | 1 | | |
65 | Фонетический разбор слова. | 1 | | |
66 | РРПовторение изученного по теме. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | 1 | | |
67-68 | КР Диктант и проверочная работа. | 1КР | | |
Лексика. Культура речи. ( 6ч.+2ч.) |
69 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
70 | Прямое и переносное значение слов | 1 | | |
71 | Омонимы | 1 | | |
72 | Синонимы | 1 | | |
73 | РР Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368) | 1РР | | |
74 | Антонимы | 1 | | |
75 | Повторение и обобщение материала по теме «Лексика». | 1 | | |
76 | РР (КР) Подробное изложение по К.Паустовскому «Первый снег» (упр. 375) | 1РР(КР) | | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (18ч.+4ч.) |
77 | Морфема - наименьшая значимая часть . Изменение и образование слов. | 1 | | |
78 | Окончание | 1 | | |
79 | Основа слова | 1 | | |
80 | РРСочинение по личным впечатлениям в форме письма. (упр.390) | | | |
81 | Корень слова | 1 | | |
82 | РР Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 402). | 1РР | | |
83 | Суффикс | 1 | | |
84 | Приставка | 1 | | |
85 | РР Выборочное изложение текста с изменением лица (упр. 420) | 1РР | | |
86 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | | |
87 | Варианты морфем. | 1 | | |
88 | Морфемный разбор слова. | | | |
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | |
90 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | | |
91 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | | |
92 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 | | |
93 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | | |
94 | Буквы и-ы после ц | 1 | | |
95 | Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика». | 1 | | |
96 -97 | КР Контрольный диктант и его анализ. | 1КР | | |
97 | РР (КР) Сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине») (упр.470) | 2РР(КР) | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
Имя существительное ( 17ч. +4ч.) |
99 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
100 | РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | 1РР | | |
101 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | |
102 | Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 | | |
103 | Род имен существительных | 1 | | |
104 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | | |
105 | РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница» (упр. 513) | 1РР | | |
106 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | | |
107 | Три склонения имен существительных. | 1 | | |
108 | Падеж имен существительных | 1 | | |
109-110 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 | | |
111 | Диктант | 1 | | |
112 | РР Изложение с изменением лица (упр. 547) | 2РР | | |
113 | Множественное число имен существительных. | 1 | | |
114 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | | |
115 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
116 | Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» | 1 | | |
117-118 | КР Контрольный диктант и его анализ. | 1КР 1 | | |
119 | РР Устное сочинение по картине (Г. Нисский.Февраль. Подмосковье. упр. 563) | 1РР | | |
Имя прилагательное. (10ч.+ 4ч.) |
120 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
121 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
122 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | | |
123 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | | |
124 | РР Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю», п.103, упр. 585) | 1РР | | |
125 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | |
126 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | |
127 | РР Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение» (упр. 598) | 2РР | | |
128 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | | |
129 | РР Сочинение – повествование по заданному плану «Как я испугался»(упр. 600) | | | |
130 | Повторение и обобщение материала по теме «имя прилагательное». | 2 | | |
131- 132 | КР Контрольный диктант и его анализ. | 1КР | | |
133 | РР Сочинение «Мое любимое животное» (упр. 587) | 1РР | | |
Глагол. (29ч.+6ч.) |
134 | Глагол как часть речи | 1 | | |
135-136 | Не с глаголами. | 2 | | |
137 | РР Рассказ упр.618,619 | 1РР | | |
138 | Неопределенная форма глагола. | 1 | | |
139 | Неопределенная форма глагола. | 1 | | |
140-141 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 2 | | |
142 | Виды глагола | 1 | | |
143 | Виды глагола. | 1 | | |
144-145 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 2 | | |
146 -147 | РР Невыдуманный рассказ о себе | 2РР | | |
148 | Контрольный диктант | 1 | | |
149 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте | 1 | | |
150 | Время глагола | 1 | | |
151 | Прошедшее время | 1 | | |
152 | Настоящее время | 1 | | |
153 | Будущее время | 1 | | |
154 | Спряжение глаголов | 1 | | |
155-156-157 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием. | 2 | | |
158 | Морфологический разбор глагола | 2 | | |
159 | РР (КР)Сжатое изложение с изменением лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») упр. 688 | 1РР(КР) | | |
160-161 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 | | |
162 | Употребление времен | 2 | | |
163 | РР Создание репортажа по данному началу. ( упр. 697). | | | |
164 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол». | 2 | | |
165 | РР Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку») | 1РР | | |
166 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол». Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
167-168 | КР Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
Повторение и систематизация изученного (5ч.+2ч.) |
169 | Разделы науки о языке | 1 | | |
170-171 | РР Сочинение на одну из тем по выбору. | 2РР | | |
172 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | | |
173 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | | |
174 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | | |
175 | КР Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1КР | | |