СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10 класса»

Районное управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа”






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По русскому языку


Учитель Зайцева Ираида Вениаминовна


Класс 10

Общее количество часов по плану 34 ч.

Количество часов в неделю 1 ч

Срок реализации ______1 год____________________________


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, федеральным компонентом государственного стандарта общего среднего образовании; программой среднего общего образования по русскому языку и литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения под редакцией Г.Н. Никольской. – Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2007














Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10  класса составлена на основе:

-Федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

-Программы средней (полной) школы по русскому языку и литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения под редакцией Г.Н. Никольской. – Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2007;


Обучение в 10 классе осуществляется

Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения/ Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова.- 14-е изд.— СПб.; филиал издательства «Просвещение», 2011.

Примерная программа включает пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки десятиклассников,учебно-тематический план, тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения

Место предмета в учебном плане МБОУ «Байгильдинская СОШ»

Данная программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне, рассчитана на 34 часа. Занятия 1 раз в неделю.

Из них на изучение нового материала отводится 27 часов, на контрольные работы – 2 ч., на развитие речи – 5 ч.

Изменения, внесенные в рабочую программу

В программе средней (полной) школы «Русский язык и литература» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения под редакцией Г.Н. Никольской на изучение русского языка отведено 70 часов, а рабочей программе - 34 ч., так как в учебном плане школы МБОУ «Байгильдинская СОШ» на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю , в год 34 ч. В связи с этим сокращено количество часов на изучение русского языка.

В программу включен национально-региональный компонент. Он реализуется через следующие уроки:

-Сочинение «Знатные люди деревни»;

-Перевод с чувашского языка на русский




Общая характеристика учебного предмета

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся.

Обучение русскому языку в V-IX классах должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для его последующего развития и совершенствования при наличии значимой для учащихся речевой практики.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку в основной школе являются принципы коммуникативности и сознательности.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку – формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность, выступая как способ обучения, предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком.

Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с нерусским языком обучения.

Второй подход, реализуемый в обучении русскому языку, – культуроведческий. В соответствии с этим подходом обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов обучение русскому языку предполагает:

  • взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы;

  • учет родного языка, предполагающий: с одной стороны, опору на знания, умения, навыки учащихся, полученные на уроках родного языка, с другой стороны – предупреждение его интерференции;

  • преемственность и перспективность обучения.






Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, которые определяют основные содержательные линии предмета.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Задачи предмета русский язык в школе с родным (нерусским) языком обучения:

  • усвоение основ знаний о русском языке, лексике, орфоэпии, словообразовании, морфологии;

  • овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

  • формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

  • формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения

В программе стремилась придерживаться современной коммуникативной тенденции обучения русскому языку в школе – «от текста е тексту», то есть от анализа текста к созданию собственного текста. Это обусловлено тем, что текст становится объектом исследования с первых уроков обучения. Проверка знаний осуществляется в виде контрольной работы, которая состоит, как правило, из теста и ряда заданий и проводится в форме контрольного диктанта. После контрольного диктанта проводится работа над ошибками, и в качестве закрепления выполняют аналогичные задания.




Основные умения и навыки связной речи

Учащиеся должны уметь:

В аудировании:

  • понимать объяснение и рассуждение учителя;

  • вычленять в воспринимаемом тексте главное и второстепенное;

В чтении:

  • анализировать текст: определять стиль, тип, жанр, выделять основные структурные части текста;

В говорении:

  • активно участвовать в беседе на темы, связанные с жизнью, трудом учащихся, прочитанными, изученными произведениями, просмотренными кинофильмами;

  • давать устный отзыв о книге, кинофильме, телепередаче;

В письменной речи:

  • строить высказывание логически последовательно, доказательно, с использованием различных средств связи предложений в тексте, с учетом темы и цели высказывания, стиля речи;

  • использовать в связном высказывании различные средства языка – лексические, фразеологические, грамматические (различные формы слов, словосочетания, простые и сложные предложения, обособленные второстепенные члены, прямую и косвенную речь, диалоги, цитаты);

  • строить сложные синтаксические целые с цепной и параллельной связью и выделять абзацы в тексте;

  • выделять и оформлять абзацы текста с учетом содержания высказывания;

  • пользоваться усвоенными фразеологическими оборотами, крылатыми выражениями;

  • использовать различные синонимы для выразительности речи и связи предложений в тексте;

  • составлять сочинение-рассуждение проблемного характера;

  • составлять план доклада, реферата на предложенную тему с использованием различных источников;

  • вести запись лекций и рассказа учителя в форме плана, тезисов, конспекта.








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • основные единицы языка и их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

  • основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;

уметь

  • опознавать основные единицы языка, определять их особенности;

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;

  • выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;

  • соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;

  • строить сложное синтаксическое целое, выделять и оформлять абзацы текста с учетом содержания высказывания;

  • понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);

  • читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);

  • пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

  • выделять морфемы в слове, определять значение слова по словообразовательным элементам, определять и подбирать однокоренные слова, правильно произносить и писать слова с чередующимися гласными в корне









Формы контроля:

-анализ текста;

-осложненное списывание;

-изложение с элементами сочинения;

-перевод с чувашского языка на русский;

-составление диалога на заданную тему;

-диктант;

-пересказ текста;

-сочинение;

-комментирование орфограмм;

-сообщение.














Содержание учебного курса

Общие сведения о языке - 1 час


  • Русский язык – национальный язык русского языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Язык и речь. Литературный язык. Речь устная и письменная.

  • Умения:

характеризовать роль русского языка в современном мире, осмысленно рассказывать о русском языке как государственном и языке межнационального общения, строить устную и письменную речь, делать устное сообщение по плану.

Культура речи - 5 часов

  • Общие сведения о культуре речи. Языковые нормы. Стили речи. Разговорный стиль. Научный стиль. Литературно-художественный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Текст. Повествование. Описание. Рассуждение. Сложное синтаксическое целое и абзац. Виды сложных синтаксических целых.

  • Умения:

оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы, делать сообщение о языковых нормах.



Лексика и фразеология - 3 часа

  • Понятие о лексике. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Слова исконно русские и заимствованные. Стилистические разряды слов русского языка. Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические обороты.

  • Умения:

определять лексическое значение слова; включать в речь многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, с учетом стиля и типа речи; пользоваться различными лингвистическими словарями; объяснять значение устойчивых оборотов речи, употреблять и заменять их синонимами, словосочетаниями с учетом цели высказывания.

Орфоэпия. Интонация - 1 час

  • Главные правила русской орфоэпии. Интонация русской речи.

  • Умения:

соблюдать основные правила русского литературного произношения, интонировать предложения и сложное синтаксическое целое.

Словообразование – 3 ч.

  • Понятие о морфемах. Слова с одинаковыми морфемами. Корень. Окончание. Основа. Суффикс. Нулевые аффиксы. Производные и производящие слова. Сложные слова. Словообразовательный тип.

  • Умения:

правильно произносить и писать слова с чередующимися гласными в корне, с сочетаниями согласных на стыке морфем, сложные

Морфология -16 ч.

Имя существительное - 1 час

  • Основные признаки существительных. Род существительных. Формы числа и падежа существительных.

  • Умения:

употреблять в речи существительные, обозначающие людей по профессии, занятию, должности, и согласовывать с ними различные части речи.

Имя прилагательное - 3 часа



  • Имя прилагательное как часть речи. Основные признаки прилагательных. Отличие прилагательных от других частей речи. Разряды прилагательных. Краткие и полные прилагательные. Степени сравнения прилагательных.

  • Умения:

строить словосочетания с прилагательными в роли главного и зависимого слова

пользоваться в речи полными и краткими прилагательными, простыми и сложными формами сравнительной и превосходной степени

Имя числительное - 2 часа

  • Имя числительное как часть речи. Основные признаки числительных. Склонение количественных и порядковых числительных. Сочетание количественных числительных с существительными. Собирательные числительные. Правописание числительных.

  • Умения:

произносить, писать и употреблять числительные в речи.

Местоимение - 1 час



  • Основные признаки местоимений. Разряды местоимений.

  • Умения:

правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов; заменять существительные, прилагательные, числительные соответствующими местоимениями.

Глагол - 4 часа



  • Глагол как часть речи. Значение, образование, изменение и употребление глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глаголов. Видовые пары глаголов. Неопределенная форма глагола. Наклонения глагола. Формы времени. Формы лица и числа глагола. Синонимия личных форм глагола. Безличные глаголы.

  • Умения:

-строить словосочетания с глаголами в роли главного и зависимого слова

-употреблять одни глагольные формы в значении других

- соотносить видо-временные формы глаголов-сказуемых в сложных синтаксических целых описательного и повествовательного типа.

Причастие - 2 ч.

Причастие как особая форма глагола. Действительные причастия. Семантические и грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия, Образование причастий. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия.

Умения:

-пользоваться действительными, страдательными, полными и краткими формами причастий в различных жанрах, типах и стилях речи

-использовать причастия и причастные обороты;

-заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями и наоборот.

Деепричастие – 1 ч.

Семантические и грамматические признаки деепричастий

Умения:

- использовать в речи деепричастные обороты, близкие по значению конструкции деепричастия с глаголами и с однородными членами – глаголами;

-заменять деепричастные обороты придаточными обстоятельственными предложениями и наоборот.

Наречие – 2 ч.

Значение, образование и употребление наречий в речи. Правописание наречий.

Умения:

-употреблять в речи наречия.

Служебные части речи – 3 ч.

Предлоги

Предлоги непроизводные и производные, простые, сложные и составные. Слитное и раздельное написание предлогов. Синонимия словосочетаний с предлогами.

Умения:

-употреблять в речи предлоги с косвенными падежами существительных и местоимений для выражения различных значений;

-пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Союзы

Союзы простые и составные, одиночные, повторяющиеся и двойные.

Умения:

-пользоваться в речи союзами-синонимами;

-употреблять сочинительные и подчинительные союзы как средство связи предложений в сложное синтаксическое целое.

Частицы

Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Употребление частиц для объединения предложений

Умения:

Употреблять в речи предложения с модальными частицами.

Междометие

Значение междометий и их роль в речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при

Междометиях.

Умения:

-выразительно читать тексты с междометиями употреблять их в речи/

Резерв – 2 ч.

















Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Развитие речи

Общие сведения о языке

1



Культура речи

3

1

1

Лексика и фразеология

3



Орфоэпия. Интонация

1



Словообразование

2


1

Морфология

13


3

Служебные части речи

2

1


Резерв

2




27

2

5

Всего: 34 ч.















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Отметка о выполнении


Общие сведения о языке






1

Слово о языке

Урок-беседа


Русский язык – национальный язык русского языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Язык и речь. Литературный язык. Речь устная и письменная.

Знать основные нормы литературного языка, Уметь характеризовать роль русского языка в современном мире, осмысленно рассказывать о русском языке как государственном и языке межнационального общения, строить устную и письменную речь, делать устное сообщение по плану

Устное сообщение



Культура речи






2

Культура речи

Комбинированный

Общие сведения о культуре речи. Языковые нормы

Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы, делать сообщение о языковых нормах

Сообщение учащихся на тему «Языковые нормы»


3

Входная контрольная работа

Урок контроля

Орфография и пунктуация

Знать орфографические и пунктуационные правила, изученные ранее, уметь применять их на практике

Тест


4

Анализ контрольной работы. Стили и типы речи.

Урок  применения знаний и умений

Стили и типы речи

Уметь исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе, определять стиль текста, его языковые особенности, аргументировать свое суждение, различать стили и типы речи

Анализ текстов


5

Сложное синтаксическое целое. Абзац

Урок  применения знаний и умений

Виды сложных синтаксических целых. Абзац

Уметь строить сложное синтаксическое целое, выделять и оформлять абзацы текста с учетом содержания высказывания, делать сообщение об абзацном членении текста

Устное сообщение «Абзацное членение текста»


6 РР

Составление рассказа «Знатные люди села»

Урок развития речи

Структурные элементы текста

Знать структурные элементы текста. Уметь составлять текст

Составление текста



Лексика и фразеология






7

Понятие о лексике

Комбинированный

Понятие о лексике. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы

Знать понятия «лексика», «многозначное слово». Уметь определять лексическое значение слова, включать в речь многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, с учетом стиля и типа речи, пользоваться различными лингвистическими словарями

Работа с книгой


8

Происхождение русской лексики и сферы ее употребления

Урок  изучение нового материала

Слова исконно русские и заимствованные. Стилистические разряды слов русского языка. Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова и неологизмы.

Знать происхождение слов, понятие об эмоциональных и стилистически окрашенных словах, устаревших словах и неологизмах. Уметь употреблять слова в соответствии с их значением

Составление предложений, работа со словарями


9

Фразеологические обороты

Урок  применения знаний и умений

Фразеологические обороты

Уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, употреблять и заменять их синонимами, словосочетаниями с учетом цели высказывания

Пересказ текста. Работа со словарем



Орфоэпия. Интонация






10

Орфоэпия. Интонация

Урок изучение нового материала

Главные правила русской орфоэпии. Интонация русской речи

Уметь соблюдать основные правила русского литературного произношения, интонировать предложения и сложное синтаксическое целое

Работа с текстом

Словарный диктант



Словообразование






11

Понятие о морфемах

Урок усвоения новых знаний .

Понятие о морфемах. Слова с одинаковыми морфемами. Корень. Окончание. Основа. Суффикс. Нулевые аффиксы.

Уметь выделять морфемы в слове, определять значение слова по словообразовательным элементам, определять и подбирать однокоренные слова, правильно произносить и писать слова с чередующимися гласными в корне; с сочетаниями согласных на стыке морфем

Комментирование орфограмм, морфемный разбор


12

Способы образования слов

Урок усвоения новых знаний

Производные и производящие слова. Сложные слова. Словообразовательный тип

Уметь различать производные и производящие слова, анализировать слова по составу, правильно писать и употреблять сложные слова в речи

Словообразовательный разбор


13 РР

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Урок развития речи

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль

Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение-описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы, однокоренные слова как средства выразительности

Сочинение



Морфология






14

Имя существительное

Комбинированный

Основные признаки существительных. Род существительных. Формы числа и падежа существительных

Уметь определять род имен существительных по значению, по формам именительного и винительного падежей, по суффиксам; правильно образовывать формы числа и падежа существительных; употреблять в речи существительные, обозначающие людей по профессии, занятию, должности, и согласовывать с ними различные части речи

Работа с текстом. Пересказ текста



Имя прилагательное






15

Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные признаки прилагательных. Отличие прилагательных от других частей речи. Разряды прилагательных

Уметь определять по значению и морфологическим признакам имя прилагательное как часть речи, разряды прилагательных, отличать прилагательные от других частей речи, строить словосочетания с прилагательными в роли главного и зависимого слова

Составление словосочетаний


16

Краткие и полные прилагательные. Степени сравнения прилагательных

Урок обобщения и систематизации знаний

Краткие и полные прилагательные. Степени сравнения прилагательных

Уметь правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных, пользоваться в речи полными и краткими прилагательными, простыми и сложными формами сравнительной и превосходной степени

Диктант


17 РР

Сочинение -рассуждение «Какие  качества я больше ценю в человеке»?

Урок развития речи

Тезис, доказательства, вывод

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы

Сочинение



Имя числительное






18

Имя числительное как часть речи.

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные признаки числительных. Склонение количественных и порядковых числительных. Сочетание количественных числительных с существительными

Знать основные признаки числительных, особенности склонения количественных и порядковых числительных. Уметь правильно согласовывать количественные числительные с существительными , произносить, писать и употреблять числительные в речи

Склонение количественных и порядковых числительных


19

Собирательные числительные. Правописание числительных

Урок обобщения и систематизации знаний

Собирательные числительные. Правописание числительных

Знать значение и образование собирательных числительных. Уметь правильно произносить и писать собирательные числительные, употреблять их в речи в разных падежных формах

Составление предложений с числительными



Местоимение






20

Местоимение

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные признаки местоимений. Разряды местоимений

Знать основные признаки местоимений, разряды местоимений. Уметь распознавать местоимения, определять их морфологические признаки, разряды местоимений, правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов, заменять существительные, прилагательные, числительные соответствующими местоимениями

Сообщение учащихся о местоимений



Глагол






21

Глагол как часть речи

Комбинированный

Значение, образование, изменение и употребление глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глаголов. Видовые пары глаголов

Знать основные признаки глаголов, способы образования видовых пар, определение переходных и непереходных, возвратных глаголов. Уметь строить словосочетания с глаголами в роли главного и зависимого слова

Работа с текстом


22

Неопределенная форма глагола. Наклонения и времена глагола

Урок-практикум

Неопределенная форма глагола. Наклонения глагола. Формы времени.

Знать понятие о неопределенной форме глагола. Уметь определять глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения, время глаголов, правильно употреблять их в речи.

Осложненное списывание


23

РР Изложение с элементами сочинения

Урок развития речи

Рассказ от своего имени на основе прочитанного

Уметь адекватно понимать содержание текста, определять его принадлежность к типу речи, составлять план, создавать собственное высказывание на основе текста, соблюдать нормы литературного языка

Изложение


24

Лицо и число глагола. Безличные глаголы

Комбинированный

Формы лица и числа глагола. Синонимия личных форм глагола. Безличные глаголы.

Знать понятие безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления безличных глаголов. Уметь образовывать формы лица и числа глаголов, определять и правильно употреблять их в речи, владеть глагольной синонимией

Морфологический разбор глагола



Причастие






25

Причастие как особая форма глагола. Действительные причастия

Комбинированный

Семантические и грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия, Образование причастий. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Знать семантические и грамматические признаки причастий, отличие действительных причастий от страдательных, способы образования действительных причастий, правильно читать и писать их, употреблять в связной речи, переводить с чувашского языка на русский

Перевод с чувашского языка на русский


26

Страдательные причастия. Краткие страдательные причастия

Комбинированный

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия

Знать способы образования страдательных причастий. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи

Морфологический разбор причастия



Деепричастие






27

Деепричастие

Комбинированный

Семантические и грамматические признаки деепричастий

Знать семантические и грамматические признаки деепричастий. Уметь находить деепричастия в тексте, употреблять в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно интонировать их

Работа с текстом



Наречие






28

Наречие

Комбинированный

Значение, образование и употребление наречий в речи. Правописание наречий.

Уметь образовывать наречия сравнительной и превосходной степени, правильно произносить и писать наречия, употреблять их в речи

Мини-сочинение «Лес весной»


29 РР

Реферат на лингвистическую тему

Урок развития речи

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, языковыми средствами; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи

Составление плана, отбор рабочего времени к реферату на тему «Толковый словарь – картина мира»



Служебные части речи






30

Предлоги. Союзы

Комбинированный

Предлоги

непроизводные и производные, простые, сложные и составные. Слитное и раздельное написание предлогов. Синонимия словосочетаний с предлогами.

Союзы простые и составные, одиночные, повторяющиеся и двойные

Знать о предлоге, союзе как служебной части речи. Уметь распознавать предлоги, союзы; правильно писать предлоги, союзы и употреблять их в речи

Словарный диктант


31

Частицы. Междометие

Комбинированный

Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Употребление частиц для объединения предложений. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях


Знать особенности частицы как служебной части речи, разряды частиц по значению. Уметь отличать частицы от других частей речи, распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять их в речи

Составление диалога


32

Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса. Анализ контрольного диктанта

Урок контроля

Правильное применение орфографических правил

Знать орфографические правила, уметь применять их на практике, исправлять ошибки, допущенные в контрольном диктанте

Контрольный диктант


33-34

Резервные уроки













Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя:

1. Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.- филиал издательства «Просвещение», 2011.

2.В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2012.


Для учащихся:

  • . Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.- филиал издательства «Просвещение», 2011.

  • В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2012.









Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  • Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  • OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  • Htpp//edu.1september.ru

  • WWWHYPERLINK "http://www.scool.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.scool.edu.ru/"scoolHYPERLINK "http://www.scool.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.scool.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.scool.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.scool.edu.ru/"ru

  • Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  • Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  • httpHYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"://HYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"wwwHYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php".HYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"inionHYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php".HYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"ruHYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"/HYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"indexHYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"6.HYPERLINK "http://www.inion.ru/index6.php"php База данных по языкознанию.

  • http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  • http://school-HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8"collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.