Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом Председатель МС _____________ Л.А. Пониткова Протокол № 1 от 29.08.2015 | Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» __________ А.Ю. Самохвалов Приказ № 128 от 30.08.2015 |
Рабочая программа
по русскому языку для 10 «З» класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Воробьева О.И.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку для 10 «З» класса
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение, 2013) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Учебник: А А.И.Власенков, Л.М,Рыбченкова. «Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М: Просвещение, 2014».
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематический план программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с методическими указаниями авторов учебника (Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы: пособие для учителя. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2009г). В связи с этим в программу добавлена тема «Синтаксис и пунктуация» (представленная в учебнике), добавлены часы на изучение темы «Лексика и фразеология», «Морфология и орфография», «Речь и функциональные стили речи», добавлены уроки развития речи, направленные на формирование культуры письменной речи учащихся и подготовку к ЕГЭ.
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании»
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждениях»
Федеральный компонент государственного стандарта основного (общего) образования по русскому языку
Приказ Минобрнауки России 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебный план МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся 10 класса. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в 10 классе.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании рабочей программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Специфика преподавания русского языка в старших классах заключается в том, что ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, базой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязью с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
В 10 классе изучаются следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Виды его преобразования», «Функциональные разновидности русского языка», «Научный стиль речи». Материал по культуре речи и стилистике распределяется равномерно по всем разделам курса.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в Х классе – 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год для достижения стандарта образования, удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов учащихся, их родителей (законных представителей) увеличено количество часов на учебный предмет инвариантной части «Русский язык» – добавлен 1 час в неделю. Таким образом, рабочая программа предмета «Русский язык» в 10 классе рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Основная форма организации образовательного процесса – урок.
Организация образовательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Виды контроля – промежуточный и итоговый.
Формы контроля – различные виды диктантов (словарный, объяснительный, распределительный, выборочный, свободный, контрольный), анализ текста, сочинения, изложение, тестирование и др.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание
рабочей программы по русскому языку для 10 «З» класса
№ п/п | Наименование раздела/темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Перечень контрольных мероприятий |
Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (7 часов) |
| Русский язык в РФ и в современном мире | Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. | Знать: основные функции языка в современном мире; истоки русского языка; почему литературный язык является высшей формой языка. Уметь: рассказать об основных функциях языка в современном мире; доказать, почему литературный язык является высшей формой языка; аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка | |
| Взаимосвязь языка и культуры. Язык и история народа | Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. | Знать: о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь: работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе- устное сообщение. | |
| Взаимообогащение языков. Активные процессы в современном русском языке | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | |
| Активные процессы в современном русском языке | Активные процессы, происходившие в лексике, морфологии, орфоэпии, закрепление навыков лексического анализа | |
| Язык и речь. Словари русского языка | Язык и речь. Словари русского языка. Представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа | Знать: значение терминов язык, речь, слово; виды речевой деятельности; виды чтения; особенности монологической и диалогической деятельности. Уметь: составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать письменное сообщение на лингвистическую тему; выполнять орфографический разбор слов, синтаксический разбор сложных предложений | |
| Обобщающее повторение изученного в основной школе | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | |
| Контрольное тестирование | Входной контроль. Контрольное тестирование | Знать: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Уметь: проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | Контрольное тестирование |
Фонетика и графика. Орфография. Орфоэпия (5 часов) |
| Обобщающее повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Анализ контрольного тестирования. Обобщающее повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами | |
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения | Знакомство с основными нормами современного литературного произношения и ударения | |
| Принципы русской орфографии | Знакомство с основными принципами русской орфографии, отработка навыков правописания | |
| Фонетический разбор | Закрепление навыков фонетического разбора, навыков правописания | |
| Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом | Закрепление навыков фонетического разбора, навыков правописания | Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами | |
Лексика и фразеология (6 часов) |
| Повторение по теме «Лексика» | Системные отношения в лексике русского языка. | Знать: лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь: видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи | |
| Прямое и переносное значение слова. Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. | Прямое и переносное значение слова. Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. | |
| Синонимы. Антонимы | Синонимы. Антонимы | |
| Лексика с точки зрения сферы ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас | Лексика с точки зрения сферы ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас | |
| Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари. | Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари. | Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами | |
| Комплексное повторение по теме "Лексика и фразеология". Тестирование | Комплексное повторение по теме "Лексика и фразеология". Тестирование | |
Морфемика и словообразование (5 часов) |
| Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» | Основные понятия морфемики и словообразования. Морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы | Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению. | |
| Морфемы. Способы словообразования | Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования | Знать: основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне | |
| Выразительные словообразовательные средства | Изобразительно-выразительные средства словообразования | Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | |
| Контрольное изложение «Хранитель Мелихова» | Контрольное изложение «Хранитель Мелихова» | Знать: структуру написания изложения по прослушанному тексту. Уметь: последовательно излагать мысли. | Контрольное изложение «Хранитель Мелихова» |
| Анализ контрольного изложения | Анализ контрольного изложения | |
Морфология и орфография (17 часов) |
| Обобщающее повторение по теме «Морфология». | Морфология. Классификация частей речи. Критерии выделения частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Переходные явления в области частей речи | Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи. Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор | |
| Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи | Грамматические категории. Грамматические формы. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Грамматические признаки служебных частей речи | Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения. Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание | |
| Имя существительное. Правописание окончаний. Грамматические нормы употребления имен существительных | Имя существительное. Правописание окончаний. Грамматические нормы употребления имен существительных | Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных; род, число, падеж и склонение имен существительных. Уметь: делать морфологический разбор имен существительных | |
| Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | Знать: определение имени прилагательного; лексико-грамматические разряды имен прилагательных; склонение качественных и относительных имен прилагательных. Уметь: делать морфологический разбор имени прилагательного; правильно писать суффиксы и окончания имен прилагательных | |
| Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи | Отработка навыков правописания Н и НН в разных частях речи | Знать: правописание суффиксов имен прилагательных; правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных. Уметь: мотивировать свой выбор при написании –н- и –нн- в именах имен прилагательных | |
| Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи | Отработка навыков правописания Н и НН в разных частях речи | Знать: правописание суффиксов имен прилагательных; правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных. Уметь: мотивировать свой выбор при написании –н- и –нн- в именах имен прилагательных | |
| Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» |
| Анализ контрольного диктанта | Анализ контрольного диктанта | |
| Имя числительное. Грамматическая норма. | Имя числительное. Грамматическая норма. | Знать: определение имени числительного; разряды и виды имен числительных. Уметь: делать морфологический разбор имени числительного | |
| Местоимения. Разряды местоимений. Морфологические особенности и синтаксическая роль | Местоимения. Разряды местоимений. Морфологические особенности и синтаксическая роль | Знать: лексико-грамматические разряды местоимений; особенности изменения местоимений. Уметь: делать морфологический разбор местоимения; правильно употреблять местоимения в речи | |
| Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола. | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола. | Знать: определение глагола; грамматические категории глагола; образование глагола; правописание окончаний глагола. Уметь: правильно писать личные окончания глагола | |
| Образование и правописание причастий и деепричастий | Нормы правописания причастий и деепричастий | Знать: определение причастия; разряды по значению; признаки глагола и прилагательного; образование причастий; определение деепричастия; разряды по значению; признаки глагола и наречия; способы образования. Уметь: различать причастия и отглагольные прилагательные; находить деепричастия в тексте; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок; правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах | |
| Образование и правописание причастий и деепричастий | Нормы правописания причастий и деепричастий | |
| Правописание наречий | Нормы правописания наречий | Знать: определение наречия; разряды по значению; степени сравнения. Уметь: определять разряд по значению; образовывать степени сравнения | |
| Правописание НЕ и НИ с разными частями речи | Отработка навыков правописания НЕ и НИ с разными частями речи | Знать: правописание частиц не и ни с различными частями речи. Уметь: находить орфограмму; безошибочно определять части речи; сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни | |
| Различение частиц НЕ и НИ | Отработка навыков различения частиц НЕ и НИ | |
| Обобщающее повторение. Слитные, раздельные и дефисные написания | Нормы правописания слитных, дефисных и раздельных написаний | |
Синтаксис и пунктуация (11 часов) |
| Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации | Знать: синтаксис простого предложения; виды односоставных предложений; определение однородных и обособленных членов предложения; определение и признаки ССП, СПП и БСП; отличие прямой речи от косвенной и способы оформления. Уметь: применять в практике письма пунктуационных норм современного литературного языка; отличать простое предложение от сложного; находить в тексте ССП, СПП, БСП, ставить в них знаки препинания; выделять предложения с авторской пунктуацией | |
| Словосочетание | Разделение словосочетаний на именные, глагольные и наречные; виды связи между словами в словосочетаниях | |
| Простое предложение | Применение в практике письма пунктуационных норм современного русского литературного языка | |
| Осложненное предложение | Применение в практике письма пунктуационных норм при выделении однородных и обособленных членов простом предложении | |
| Осложненное предложение | Применение в практике письма пунктуационных норм при выделении однородных и обособленных членов простом предложении | |
| Сложное предложение | Конструирование ССП Строение СПП, пунктуационные нормы в СПП Значения сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них Применение на практике орфографических и пунктуационных норм | |
| Сложное предложение | Конструирование ССП Строение СПП, пунктуационные нормы в СПП Значения сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них Применение на практике орфографических и пунктуационных норм | |
| Прямая и косвенная речь. | Строение предложений с прямой речью. Применение на практике пунктуационных норм | Знать: строение предложений с прямой речью. Уметь: применять на практике пунктуационные нормы. | |
| Авторская пунктуация | Понятие об авторской пунктуации | |
| Контрольное сочинение публицистического стиля | Развитие письменной речи, соблюдение норм русского языка | Знать: структуру написания сочинения публицистического стиля. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы. | Контрольное сочинение публицистического стиля |
| Контрольное сочинение публицистического стиля | Развитие письменной речи, соблюдение норм русского языка | Контрольное сочинение публицистического стиля |
Речь. Функциональные стили речи (12 часов) |
| Текст. Основные признаки текста | Текст. Признаки текста. Строение текста. Виды преобразования текста. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста | Знать: признаки текста, способы и средства связи между частями текста, основные типы речи, и признаки. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, оценивать свою речь с точки зрения её правильности | |
| Текст. Способы и средства связи между частями текста | Текст. Способы и средства связи между частями текста | |
| Абзац | Абзац и его роль в построении текста | |
| Сокращение текста. План. Тезисы | Сокращение текста. План. Тезисы | Знать об основных видах преобразования текста, отличительных чертах тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать тексты | |
| Выписки | Выписки | |
| Конспект. Тематический конспект | Конспект. Тематический конспект | |
| Реферат | Отличительные признаки реферата | |
| Аннотация | Отличительные признаки аннотации | |
| Оценка текста. Рецензия | Отличительные признаки рецензии | |
| Функциональные стили речи, их общая характеристика | Стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Уметь определять стиль текста | |
| Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | Знать: структуру написания сочинения- рассуждения по проблеме исходного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы. | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста |
| Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста |
Научный стиль речи (7 часов) |
| Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. | Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры; особенности научного стиля речи. Уметь: определять жанр текста научного стиля. | |
| Особенности научного стиля речи | Лексика научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Термин и терминология. Этимология слов-терминов | |
| Итоговое контрольное тестирование | Промежуточная аттестация. Итоговое контрольное тестирование | Знать: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Уметь: проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | Итоговое контрольное тестирование |
| Анализ итогового контрольного тестирования | Анализ итогового контрольного тестирования | |
| Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | Знать: лексические особенности научного стиля речи. Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию. | |
| Термин и терминология. Профессионализмы. Нормы употребления | Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов | Знать: названия основных терминологических словарей, справочников, Уметь: работать со справочными источниками | |
| Обобщение изученного материала о текстах | Обобщение изученного материала о текстах, отработка навыков правописания | Знать: основные признаки текста; способы выражения темы; принципы построения текста. Уметь: выявлять закономерности построения текста; составлять текст; делать анализ текста; делать лингвистический анализ текста. | |
КОНТРОЛЬ
уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ п./п. | Тема | Вид контроля | № урока | Дата проведения |
по плану/фактич. |
| Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке | Тестирование | 7 | 22.09. | |
| Морфемика и словообразование | Изложение | 22 | 19.11. | |
| Морфология и орфография | Диктант | 30 | 17.12 | |
| Синтаксис и пунктуация | Сочинение | 50-51 | 15.03 17.03 | |
| Речь. Функциональные стили речи | Сочинение | 62-63 | 03.05 05.05 | |
| Научный стиль речи | Тестирование | 66 | 17.05 | |
№№ | | Вид контроля | № урока | Дата проведения |
по плану | фактич. |
| Входной контроль | Тестирование | 7 | 22.09 | |
| Промежуточный контроль | Диктант | 30 | 17.12 | |
| Промежуточная аттестация | Тестирование | 66 | 17.05 | |
Учебно-тематический план
рабочей программы по русскому языку в 10 «З» классе
№ п/п | Наименование раздела/темы | Всего часов | Контрольные работы |
Д | И | С | Т |
| Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке | 7 | | | | 1 |
| Фонетика и графика. Орфография. Орфоэпия | 5 | | | | |
| Лексика и фразеология | 6 | | | | |
| Морфемика и словообразование | 5 | | 1 | | |
| Морфология и орфография | 17 | 1 | | | |
| Синтаксис и пунктуация | 11 | | | 2 | |
| Речь. Функциональные стили речи | 12 | | | 2 | |
| Научный стиль речи | 7 | | | | 1 |
| Всего уроков/ контрольных работ | 70 | 1 | 1 | 4 | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
Создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Литература и средства обучения
Для учащихся
Русский язык 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2014 г.
Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2010 г.
Справочная литература:
Ушаков Д. Н. Орфографический словарь/Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т. Баранов.— 11-е изд.— М., 2007.
Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка/Б.Т.Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.
Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— 2-е изд., дораб.— М., 1998.
Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка/А. А. Семенюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М., 2006.
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/ М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М., 2006.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / 3. А. Потиха.— 2-е изд.— М., 1998.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н. Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 1991.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/В.П.Жуков, А. В. Жуков.— 5-е изд., перераб. и доп.— М., 2005.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.—8-е изд., испр. и доп.— М., 2006.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка /Н. М. Шанский, Т.А. Боброва.— М., 1997.
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В. В. Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.
Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.)/Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская.— М., 1996.
Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А. В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского.— 10-е изд.,— М., 2007.
Для учителя:
Потемкина Т.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.». 10-11 классы. Программы 34 и 68 часов. – М.: Материк-Альфа, 2004. – с. 288.
Русский язык. 10-11классы. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – М.: Просвещение, 2014 г.
Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы: пособие для учителя. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2009г.
Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2010г.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2014 - М.: Просвещение
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2014-2015 - М.: Просвещение, Национальное образование.
«Русский язык. Анализ художественного текста 5-11 кл. – Волгоград., 2011г.
«Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10-11 кл.» Г.В. Цветкова. Волгоград 2013г.
«Анализ текста и написание рецензии. Подготовка к написанию сочинения» - М., 2007г. Айрис-Пресс
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
CD «Большая Советская энциклопедия»
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
1С Репетитор. Русский язык.
1С Репетитор. Тесты по пунктуации
СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.
СD Конструктор тестов. Тренажёр.
СD «Энциклопедия русского языка»
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ - «Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ - школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://pedsovet.alledu.ru/ - Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо http://character.webzone.ru
Редактор.ru http://www.redactor.ru/
Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm
Словесник http://www.slovesnik.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
| | Приложение к рабочей программе по русскому языку для 10 «З» класса |
Календарно-тематический план
по русскому языку для 10 «З» класса
на 2015- 2016 уч. г.
№ темы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | Дом. задание | Дата проведения |
по плану | фактически |
I полугодие |
Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (7 часов) |
1.1 | | Русский язык в РФ и в современном мире | 1 | Комбинированный урок | Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. | Устное сообщение | Упр. 2 | 01.09 | |
1.2 | | Взаимосвязь языка и культуры. Язык и история народа | 1 | Комбинированный урок | Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. | Конспект учебной статьи | Упр. 5 | 03.09 | |
1.3 | | Взаимообогащение языков. Активные процессы в современном русском языке | 1 | Урок усвоения нового материала | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | Сообщения учащихся | Упр. 8 | 08.09 | |
1.4 | | Активные процессы в современном русском языке | 1 | Урок усвоения нового материала | Активные процессы, происходившие в лексике, морфологии, орфоэпии, закрепление навыков лексического анализа | Сообщения учащихся | Упр. 9 | 10.09 | |
1.5 | | Язык и речь. Словари русского языка | 1 | Урок развития речи | Язык и речь. Словари русского языка. Представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа | Анализ текста | Упр. 13 | 15.09 | |
1.6 | | Обобщающее повторение изученного в основной школе | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | Объяснительный диктант | Упр.20 | 17.09 | |
1.7 | | Контрольное тестирование | 1 | Урок контроля | Входной контроль. Контрольное тестирование | Контрольное тестирование | Повторение изученного | 22.09 | |
Фонетика и графика. Орфография. Орфоэпия (5 часов) |
2.1 | | Обобщающее повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Анализ контрольного тестирования. Обобщающее повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Словарный диктант | Упр. 22 | 24.09 | |
2.2 | | Основные нормы современного литературного произношения и ударения | 1 | Урок усвоения нового материала | Знакомство с основными нормами современного литературного произношения и ударения | Объяснительный диктант | Упр. 39 | 29.09 | |
2.3 | | Принципы русской орфографии | 1 | Урок усвоения нового материала | Знакомство с основными принципами русской орфографии, отработка навыков правописания | Осложненное списывание | Упр. 43 | 01.10 | |
2.4 | | Фонетический разбор | 1 | Урок усвоения нового материала | Закрепление навыков фонетического разбора, навыков правописания | Тестирование | Упр. 47 | 06.10 | |
2.5 | | Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Закрепление навыков фонетического разбора, навыков правописания | Тестирование | Упр. 49 | 08.10 | |
Лексика и фразеология (6 часов) |
3.1 | | Повторение по теме «Лексика» | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Системные отношения в лексике русского языка. | Осложненное списывание | Упр. 50 | 13.10 | |
3.2 | | Прямое и переносное значение слова. Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. | 1 | Урок усвоения нового материала | Прямое и переносное значение слова. Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. | Словарный диктант | Упр. 58 | 15.10 | |
3.3 | | Синонимы. Антонимы | 1 | Урок усвоения нового материала | Синонимы. Антонимы | Объяснительный диктант | Упр.62 | 20.10 | |
3.4 | | Лексика с точки зрения сферы ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас | 1 | Урок усвоения нового материала | Лексика с точки зрения сферы ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас | Осложненное списывание | Упр. 67 | 22.10 | |
3.5 | | Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари. | 1 | Урок усвоения нового материала | Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари. | Тестирование | Упр. 72 | 27.10 | |
3.6 | | Комплексное повторение по теме "Лексика и фразеология". Тестирование | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Комплексное повторение по теме "Лексика и фразеология". Тестирование | Словарный диктант | Повторение изученного | 29.10 | |
Морфемика и словообразование (5 часов) |
4.1 | | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Основные понятия морфемики и словообразования. Морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы | Тестирование | Упр. 77 | 10.11 | |
4.2 | | Морфемы. Способы словообразования | 1 | Урок усвоения нового материала | Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования | Осложненное списывание | Упр. 80 | 12.11 | |
4.3 | | Выразительные словообразовательные средства | 1 | Урок усвоения нового материала | Изобразительно-выразительные средства словообразования | Анализ текста | Упр. 83 | 17.11 | |
4.4 | | Контрольное изложение «Хранитель Мелихова» | 1 | Урок контроля | Контрольное изложение «Хранитель Мелихова» | Контрольное изложение | Повторение изученного | 19.11 | |
4.5 | | Анализ контрольного изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ контрольного изложения | Работа над ошибками | Работа над ошибками | 24.11 | |
Морфология и орфография (17 часов) |
5.1 | | Обобщающее повторение по теме «Морфология». | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Морфология. Классификация частей речи. Критерии выделения частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Переходные явления в области частей речи | Осложненное списывание | Упр. 84 | 26.11 | |
5.2 | | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи | 1 | Урок усвоения нового материала | Грамматические категории. Грамматические формы. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Грамматические признаки служебных частей речи | Объяснительный диктант | Упр. 86 | 01.12 | |
5.3 | | Имя существительное. Правописание окончаний. Грамматические нормы употребления имен существительных | 1 | Урок усвоения нового материала | Имя существительное. Правописание окончаний. Грамматические нормы употребления имен существительных | Словарный диктант | Упр. 87 | 03.12 | |
5.4 | | Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | 1 | Урок усвоения нового материала | Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | Осложненное списывание | Упр.89 | 08.12 | |
5.5 | | Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи | 1 | Урок усвоения нового материала | Отработка навыков правописания Н и НН в разных частях речи | Словарный диктант | Упр. 90 | 10.12 | |
5.6 | | Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи | 1 | Урок усвоения нового материала | Отработка навыков правописания Н и НН в разных частях речи | Объяснительный диктант | Упр. 91 | 15.12 | |
5.7 | | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | 1 | Урок контроля | Контрольный диктант | Контрольный диктант | Повторение изученного | 17.12 | |
5.8 | | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками | Работа над ошибками | 22.12 | |
5.9 | | Имя числительное. Грамматическая норма | 1 | Урок усвоения нового материала | Имя числительное. Грамматическая норма. | Осложненное списывание | Упр. 94 | 24.12 | |
5.10 | | Местоимения. Разряды местоимений. Морфологические особенности и синтаксическая роль | 1 | Урок усвоения нового материала | Местоимения. Разряды местоимений. Морфологические особенности и синтаксическая роль | Словарный диктант | Упр. 98 | 29.12 | |
5.11 | | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола | 1 | Урок усвоения нового материала | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола. | Осложненное списывание | Упр. 101 | 12.01 | |
5.12 | | Образование и правописание причастий и деепричастий | 1 | Урок усвоения нового материала | Нормы правописания причастий и деепричастий | Словарный диктант | Упр. 104 | 14.01 | |
5.13 | | Образование и правописание причастий и деепричастий | 1 | Урок усвоения нового материала | Нормы правописания причастий и деепричастий | Тестирование | Упр. 105 | 19.01 | |
5.14 | | Правописание наречий | 1 | Урок усвоения нового материала | Нормы правописания наречий | Осложненное списывание | Упр. 107 | 21.01 | |
5.15 | | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи | 1 | Урок усвоения нового материала | Отработка навыков правописания НЕ и НИ с разными частями речи | Словарный диктант | Упр. 109 | 26.01 | |
5.16 | | Различение частиц НЕ и НИ | 1 | Урок усвоения нового материала | Отработка навыков различения частиц НЕ и НИ | Объяснительный диктант | Упр. 110 (I) | 28.01 | |
5.17 | | Обобщающее повторение. Слитные, раздельные и дефисные написания | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Нормы правописания слитных, дефисных и раздельных написаний | Тестирование | Упр. 110 (II) | 2.02 | |
Синтаксис и пунктуация (11 часов) |
6.1 | | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации | 1 | Урок усвоения нового материала | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации | Словарный диктант | Упр. 111 | 4.02 | |
6.2 | | Словосочетание | 1 | Урок усвоения нового материала | Разделение словосочетаний на именные, глагольные и наречные; виды связи между словами в словосочетаниях | Объяснительный диктант | Упр. 112 | 9.02 | |
6.3 | | Простое предложение | 1 | Урок усвоения нового материала | Применение в практике письма пунктуационных норм современного русского литературного языка | Осложненное списывание | Упр. 114 | 11.02 | |
6.4 | | Осложненное предложение | 1 | Урок усвоения нового материала | Применение в практике письма пунктуационных норм при выделении однородных и обособленных членов простом предложении | Тестирование | Упр. 117 | 16.02 | |
6.5 | | Осложненное предложение | 1 | Урок усвоения нового материала | Применение в практике письма пунктуационных норм при выделении однородных и обособленных членов простом предложении | Словарный диктант | Упр. 119 | 18.02 | |
6.6 | | Сложное предложение | 1 | Урок усвоения нового материала | Конструирование ССП Строение СПП, пунктуационные нормы в СПП Значения сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них Применение на практике орфографических и пунктуационных норм | Объяснительный диктант | Упр. 121 | 25.02 | |
6.7 | | Сложное предложение | 1 | Урок усвоения нового материала | Конструирование ССП Строение СПП, пунктуационные нормы в СПП Значения сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них Применение на практике орфографических и пунктуационных норм | Объяснительный диктант | Упр. 122 (II) | 1.03 | |
6.8 | | Прямая и косвенная речь. | 1 | Урок усвоения нового материала | Строение предложений с прямой речью. Применение на практике пунктуационных норм | Анализ текста | Упр. 125 | 3.03 | |
6.9 | | Авторская пунктуация | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие об авторской пунктуации | Анализ текста | Упр. 127 | 10.03 | |
6.10 | | Контрольное сочинение публицистического стиля | 1 | Урок контроля | Развитие письменной речи, соблюдение норм русского языка | Контрольное сочинение | Повторение изученного | 15.03 | |
6.11 | | Контрольное сочинение публицистического стиля | 1 | Урок контроля | Развитие письменной речи, соблюдение норм русского языка | Контрольное сочинение | Повторение изученного | 17.03 | |
Речь. Функциональные стили речи (12 часов) |
7.1 | | Текст. Основные признаки текста | 1 | Урок усвоения нового материала | Текст. Признаки текста. Строение текста. Виды преобразования текста. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста | Анализ текста | Упр. 128 | 22.03 | |
7.2 | | Текст. Способы и средства связи между частями текста | 1 | Урок усвоения нового материала | Текст. Способы и средства связи между частями текста | Анализ текста | Упр. 129 | 24.03 | |
7.3 | | Абзац | 1 | Урок усвоения нового материала | Абзац и его роль в построении текста | Словарный диктант | Упр. 130 | 5.04 | |
7.4 | | Сокращение текста. План. Тезисы | 1 | Урок усвоения нового материала | Сокращение текста. План. Тезисы | Анализ текста | Упр. 133 | 7.04 | |
7.5 | | Выписки | 1 | Урок усвоения нового материала | Выписки | Сообщения учащихся | Упр. 136 | 12.04 | |
7.6 | | Конспект. Тематический конспект | 1 | Урок усвоения нового материала | Конспект. Тематический конспект | Сообщения учащихся | Упр. 139 | 14.04 | |
7.7 | | Реферат | 1 | Урок усвоения нового материала | Отличительные признаки реферата | Сообщения учащихся | Упр. 141 | 19.04 | |
7.8 | | Аннотация | 1 | Урок усвоения нового материала | Отличительные признаки аннотации | Словарный диктант | Упр. 143 | 21.04 | |
7.9 | | Оценка текста. Рецензия | 1 | Урок усвоения нового материала | Отличительные признаки рецензии | Объяснительный диктант | Упр. 145 | 26.04 | |
7.10 | | Функциональные стили речи, их общая характеристика | 1 | Урок усвоения нового материала | Стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) | Анализ текста | Упр. 148 | 28.04 | |
7.11 | | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | 1 | Урок контроля | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | Контрольное сочинение | Повторение изученного | 3.05 | |
7.12 | | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | 1 | Урок контроля | Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста | Контрольное сочинение | Повторение изученного | 5.05 | |
Научный стиль речи (7 часов) |
8.1 | | Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. | 1 | Урок усвоения нового материала | Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | Анализ текста | Упр. 157 (I) | 10.05 | |
8.2 | | Особенности научного стиля речи | 1 | Урок усвоения нового материала | Лексика научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Термин и терминология. Этимология слов-терминов | Анализ текста | Упр. 157 (II) | 12.05 | |
8.3 | | Итоговое контрольное тестирование | 1 | Урок контроля | Промежуточная аттестация. Итоговое контрольное тестирование | Контрольное тестирование | Повторение изученного | 17.05 | |
8.4 | | Анализ итогового контрольного тестирования | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ итогового контрольного тестирования | Работа над ошибками | Работа над ошибками | 19.05 | |
8.5 | | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | 1 | Урок усвоения нового материала | Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | Объяснительный диктант | Упр. 160 | 24.05 | |
8.6 | | Термин и терминология. Профессионализмы. Нормы употребления | 1 | Урок усвоения нового материала | Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов | Объяснительный диктант | Упр. 162 | 26.05 | |
8.7 | | Обобщение изученного материала о текстах | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Обобщение изученного материала о текстах, отработка навыков правописания | Словарный диктант | | 31.05 | |