СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса поУМК ""Начальная школа XXI век"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 2 класса»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Каран-Кункас

муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/РахимкуловаИ.Ф./

Протокол № __

от __ августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______/Гилязева Г.Т./

____августа 2016г.


«Утверждено»

Директор МОБУ СОШ с.Каран-Кункас

_____________/Гайсина Э.А./

Приказ № __от __ августа 2016г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Шаймардановой Минзили Забировны

первая категория

по предмету русский язык , 2 класс

2016-2017 учебный год






1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по учебному курсу «Русский язык» » (автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова«УМК «Начальная школа 21 века»). для 1-4 классов разработана на основе: основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с. Каран-Кункас.

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета ,курса (ФГОС) »

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормахрусского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты изучения учебного предмета ,курса

1)1классе:

Ученик научится:

различать, сравнивать:

• звуки и буквы;

• ударные и безударные гласные звуки;

• твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

• звук, слог, слово;

• слово и предложение;

кратко характеризовать:

• звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

• условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

• выделять предложение и слово из речевого потока;

• проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

• выделять в словах слоги ;

• правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

• правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;

• переносить слова ;

• писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

• правильно писать словарные слова, определенные программой;

• ставить точку в конце предложения;

• грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов ;

• осознавать цели и ситуации устного общения;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

• использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

• различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

• выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

• участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.


2. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

• парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

• изменяемые и неизменяемые слова;

• формы слова и однокоренные слова;

• однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

• предложения по цели высказывания;

• предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

• в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

• лексическое значение слова в толковом словаре;

• основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

• делить слова на слоги ;

• использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

• подбирать однокоренные слова;

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов

• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

• исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

• перенос слов;

• проверяемые безударные гласные в корнях слов;

• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

• разделительные твердый и мягкий знаки;

• правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

• раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);


Ученик получит возможность научиться:

• устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

• определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

• различать однозначные и многозначные слова;

• наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

• применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

• применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

• определять по предложенным заголовкам содержание текста;

• составлять план текста;

• определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).


3. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе.


Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

• виды предложений по цели высказывания и интонации;

• главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

• собственные имена существительные;

• личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

• грамматическую основу простого двусоставного предложения;

• в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

• определять род изменяемых имен существительных;

• устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

• задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

• определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

• устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

• находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

• использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов ;

• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• составлять план собственного и предложенного текста;

• определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

• корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

• составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

• приставки, оканчивающиеся на з, с;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

• буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

• буквы и, ы после ц в различных частях слов;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

• буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

• проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

• устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

• склонять личные местоимения;

• различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

• находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

• самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

• разбирать по членам простое двусоставное предложение;

• применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

• применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

• применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

• писать подробные изложения;

• создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

4. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

• слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

• начальную форму глагола;

• глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

• глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

• определять спряжение глагола;

• устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• разбирать по членам простое двусоставное предложение;

• использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов ;

• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

• не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

• мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

• безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

• проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

• проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

• определять вид глагола;

• находить наречие и имя числительное в тексте;

• применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

• применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

• применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

• применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

• применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

• применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

• применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

• письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

3.Содержание программы

1 класс (2ч в неделю; 66 часов)

Фонетика и орфоэпия. -26 часов. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография. - 14 ч.Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

1) показатель мягкости предшествующего согласного;

2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши );

• сочетания чк,чн;

• перенос слов;

• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)

• знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. -10ч.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.-10ч. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Повторение- 6 ч.

2 класс (4 часа в неделю, 140 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

1.1. Фонетика и графика (10ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2. Орфоэпия (10ч.). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Слово и предложение (10 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.4. Состав слова (морфемика) (25 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.5. Лексика (25 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) ( 40 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• перенос слов;

• проверяемые безударные гласные в корнях слов;

• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой) ;

• разделительные твердый и мягкий знаки;

• правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

• правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

• правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

• раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (10 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (10ч)

3 класс (4 ч в неделю; 140 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (45 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)

1.2. Орфоэпия . Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)

1.4. Синтаксис (15 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1.5. Морфология (25 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.


II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (30 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• приставки, оканчивающиеся на з, с;

• соединительные гласные о, е в сложных словах;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой) ;

• буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

• буквы и, ы после ц в различных частях слов;

• суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

• буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.


III. «Развитие речи» (15 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.


IV. Повторение(10 ч)


4 класс (4ч в неделю; 140часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (35ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

1.2. Орфоэпия . Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.

Имя числительное: общее значение.

1.5. Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

Различение простых и сложных предложений.


II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (35 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)

• не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

• мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

• гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

• буквы а, о на конце наречий;

• мягкий знак на конце наречий;

• слитное и раздельное написание числительных;

• мягкий знак в именах числительных;

• запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (31 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Повторение (15 ч)






4.Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса


п/п

Тема урока

Сроки проведения урока

Примечание


Плановые

Скорректированные

Как устроен наш язык.Фонетика -6ч.








1


Звуки речи и буквы.

Гласные и согласные



2.

Обозначение звуков речи на письме.




3

Ударные и безударные гласные звуки.



4

Согласные звуки


Согласные звуки Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие




5

Звонкие согласные звуки в конце слова.



6

Развитие речи.Работа по картине «Осень»

Контрольное списывание.




Правописание-5ч.




7

Учимся писать сочетания жи – ши



8

Правописание сочетаний ча-ща




9

Правописание сочетаний чу-щу




10.

Входная диагностика.




11

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак.





Как устроен наш язык-10 ч.



12.

Слог. Перенос слова.

Правила переноса слова





13

Правила переноса слов.





14.

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.






15.

Слово.

Слова, называющие предмет






16

Слова, называющие признаки и действия предметов.






17

Слово и предложение.






18.

Восклицатель-

ное и невоск-

лицательное предложения.







19

Развитие речи.Мини-сочинение «Моя любимая игрушка детства»Слова в предложении.






20

Окончание как часть слова.


Изменение формы слова с помщью окончания






21

Неизменяемые слова.





Правописание-21 ч.



22.

Вспоминаем правило написания прописной буквы.





23

Диктант по теме «Слово и предложе­ние».






24.

Работа над ошибками.

Корень как часть слова.






25

Учимся пи­сать буквы безударных гласных в корне слова.






26.

Учимся пи­сать буквы безударных гласных в корне слова.





27.

Учимся пи­сать буквы безударных гласных в корне слова.





28

Корень как общая часть родственных слов.






29

Учимся пи­сать буквы безударных гласных в корне слова.






30

Учимся пи­сать буквы безударных гласных в корне слова.






31

Учимся пи­сать буквы безударных гласных в корне слова.





32.

Итоговый диктант по теме «Правописание корня слов»





33.

Работа над ошибками. Однокорен­ные слова.





34

Учимся пи­сать буквы согласных в корне слова.





35.

Учимся пи­сать буквы согласных в корне слова.





36.

Развитие речи.Изложение «Птицы-наши друзья»Корень слова с чередованием согласных.






37.

Учимся пи­сать буквы гласных и согласных в корне слова.






38

Учимся пи­сать буквы гласных и согласных в корне слова.






39

Учимся пи­сать буквы гласных и согласных в корне слова.






40.

Диктант

по теме «Правопи­сание глас­ных и со­гласных в корне»






41

Работа над ошибками. Правописа­ние слов с непроизно-

симыми согласными.






Как устроен наш язык – 2 ч.




42.


Развитие речи «Мой друг»Суффикс как часть слова.





43

Значения суффиксов.






Правописание – 17 ч.



44.

Учимся пи­сать слова с непроизно­симыми согласными в корне.





45.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.






46.

Значения суффиксов.






47

Учимся писать суффиксы

- онок-,

-ёнок-.






48.

Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-.






49.

Значения суффиксов.






50.

Учимся писать суффикс -ость-.

Образование слов с помощью суффиксов






51.

Учимся писать суффиксы имён прилагательных








52.


Образование слов с помощью суффиксов.

Учимся писать корни и суффиксы






53.

Развитие речи.Работа по картине «Зимой»

Приставка как часть слова.






54.

Значение приставок.





55.

Учимся писать приставки.




Презентация

56.

Различаем приставки с буквами «о», «а».






57

Образование слов с помощью приставок.






58.

Учимся писать разделительный твёрдый знак.






59.

Различаем разделительные Ъ и Ь.






60

Итоговый диктант по теме «Правописание»







Как устроен наш язык - 18ч .Правописание -23 ч.Развитие.речи-26 ч.





61.


Как образуются слова.






62

Различаем Ъ и Ь.






63

Основа слова.






64

Учимся различать предлоги и приставки.






65

Учимся различать предлоги и приставки.






66

Повторяем состав слова.






67

Повторяем правописание частей слова.







68

Слово и его значение.






69

Повторяем правописание частей слова.






70

Диктант по теме «Правописание»






71

Текст.






72.

Заголовок текста.






73.

Как сочетаются слова.






74.

Значение слова в словаре и тексте.






75.

Повторяем правописание частей слова.






76

Один текст – разные заголовки.

Учимся озаглавить текст






77

Слово в толковом словаре и тексте.






78

Слова однозначные и многозначные.






79

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.






80.

Учимся озаглавливать текст.






81.

Как строится тект. Окончание текста.






82.

Как появляются многозначные слова.






83.

Как определить значение многозначного слова.






84.

Диктант по теме «Правописание»






85.

Работа над ошибками. Учимся на­ходить и проверять орфограммы в слове.






86.

Учимся заканчивать текст.






87.

Слова - синонимы.

Сочетание синонимов сдругими словами.






88.

Сочетание синонимов с другими словами.







89.

Учимся применять орфографические правила.





90.

Как строится текст. Начало текста.

Сочиняем начало текста






92.

Как используются синонимы.







93.

Синонимы в тексте.







94.

Диктант по теме «Правописание»







95

Учимся составлять текст.

Последователность предложений в тексте







96

Слова - антонимы.







97.

Сочетание антонимов с другими словами.







99.

Учимся применять орфографические правила.







100.

Связь предложений в тексте.







101.

Слова – омонимы.







102

Слова исконные и заимствованные.







103

Котрольный диктант.







104.

Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила.







105.

Абзац

. Учимся выделять абзацы








106.

Значения заимствованных слов.

Учимся применять правила







107

Последовательность абзацев.

Учимся составлять текст из абзацев







108.

Учимся составлять текст из абзацев.







109.

Устаревшие слова.







110

Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова. Учимся применять орфографические правила







111.

Учимся составлять текст.

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам








112

Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова.







.Диктант по теме «Правописание»







114

Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила.







115.

План текста.

Учимся составлять план текста.








116

Фразеологизмы.







117.

Учимся применять орфографические правила.







118

Составляем текст по плану.

Учимся писать письма по плану.








119.

Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила







120.

Составляем текст по плану.







121.

Текст - описание.







123

Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант.







124

Особенности текста – описания. Учимся со­чинять текст - описание.







125.

Учимся применять орфографические правила.







126.

Учимся сочинять яркий текст – описание.







127

Текст - повествование.







128.

Особенности текста - повествования.







129.

Итоговый тест за 2 класс.







130

Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила.







131

Учимся сочинять текст - повествование.

Описание и повествование в тексте








132

Текст - рассуждение.






133

Особенности текста - рассуждения.

Описание.Повествование.Рассуждение.







Повторение- 7 ч.





134.

Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок




Иллюстрации

135

Повторение. Правописание слов





136

Повторение. Определение типа текста





137

Повторение. Антонимы и синонимы





138.

Повторение. Правописание слов





139.

Повторение: развитие речи, лексика, правописание, состав слова.





140.

Повторение.