Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Каран-Кункас
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/РахимкуловаИ.Ф./ Протокол № __ от __ августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______/Гилязева Г.Т./ ____августа 2016г. | «Утверждено» Директор МОБУ СОШ с.Каран-Кункас _____________/Гайсина Э.А./ Приказ № __от __ августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Шаймардановой Минзили Забировны
первая категория
по предмету русский язык , 2 класс
2016-2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по учебному курсу «Русский язык» » (автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова«УМК «Начальная школа 21 века»). для 1-4 классов разработана на основе: основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с. Каран-Кункас.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета ,курса (ФГОС) »
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормахрусского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты изучения учебного предмета ,курса
1)1классе:
Ученик научится:
различать, сравнивать:
• звуки и буквы;
• ударные и безударные гласные звуки;
• твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
• звук, слог, слово;
• слово и предложение;
кратко характеризовать:
• звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
• условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
• выделять предложение и слово из речевого потока;
• проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
• выделять в словах слоги ;
• правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
• правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
• переносить слова ;
• писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
• правильно писать словарные слова, определенные программой;
• ставить точку в конце предложения;
• грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов ;
• осознавать цели и ситуации устного общения;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
• использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
• различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
• выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
• участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
2. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
• парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
• изменяемые и неизменяемые слова;
• формы слова и однокоренные слова;
• однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
• предложения по цели высказывания;
• предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
• в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
• лексическое значение слова в толковом словаре;
• основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
• делить слова на слоги ;
• использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
• подбирать однокоренные слова;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
• исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корнях слов;
• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
• разделительные твердый и мягкий знаки;
• правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
• раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
• устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
• определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
• различать однозначные и многозначные слова;
• наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
• применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
• применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
• определять по предложенным заголовкам содержание текста;
• составлять план текста;
• определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
• виды предложений по цели высказывания и интонации;
• главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
• собственные имена существительные;
• личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
• грамматическую основу простого двусоставного предложения;
• в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
• определять род изменяемых имен существительных;
• устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
• задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
• определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
• устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
• находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
• использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов ;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• составлять план собственного и предложенного текста;
• определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
• корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
• составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
• приставки, оканчивающиеся на з, с;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
• буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
• буквы и, ы после ц в различных частях слов;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
• буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
• безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
• устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
• склонять личные местоимения;
• различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
• находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
• самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
• разбирать по членам простое двусоставное предложение;
• применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
• применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
• применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
• писать подробные изложения;
• создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
4. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
• слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
• начальную форму глагола;
• глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
• глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
• определять спряжение глагола;
• устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• разбирать по членам простое двусоставное предложение;
• использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
• подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов ;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
• мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
• безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
• определять вид глагола;
• находить наречие и имя числительное в тексте;
• применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
• применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
• применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
• применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
• применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
• применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
• применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
• письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3.Содержание программы
1 класс (2ч в неделю; 66 часов)
Фонетика и орфоэпия. -26 часов. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. - 14 ч.Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши );
• сочетания чк,чн;
• перенос слов;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)
• знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. -10ч.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.-10ч. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Повторение- 6 ч.
2 класс (4 часа в неделю, 140 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
1.1. Фонетика и графика (10ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия (10ч.). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Слово и предложение (10 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (25 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика (25 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) ( 40 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корнях слов;
• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой) ;
• разделительные твердый и мягкий знаки;
• правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
• правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
• правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
• раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (10 ч)
3.1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (10ч)
3 класс (4 ч в неделю; 140 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (45 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)
1.2. Орфоэпия . Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
1.4. Синтаксис (15 ч)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
1.5. Морфология (25 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (30 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• приставки, оканчивающиеся на з, с;
• соединительные гласные о, е в сложных словах;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой) ;
• буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
• буквы и, ы после ц в различных частях слов;
• суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
• буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
• безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (15 ч)
3.1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.
IV. Повторение(10 ч)
4 класс (4ч в неделю; 140часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (35ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
1.2. Орфоэпия . Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: общее значение.
1.5. Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (35 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
• мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
• гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
• буквы а, о на конце наречий;
• мягкий знак на конце наречий;
• слитное и раздельное написание числительных;
• мягкий знак в именах числительных;
• запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (31 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Повторение (15 ч)
4.Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
№ п/п | Тема урока | Сроки проведения урока | Примечание |
| Плановые | Скорректированные | |
Как устроен наш язык.Фонетика -6ч. | | |
1 | Звуки речи и буквы. Гласные и согласные | | |
2. | Обозначение звуков речи на письме. | | | |
3 | Ударные и безударные гласные звуки. | | |
4 | Согласные звуки Согласные звуки Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие | | | |
5 | Звонкие согласные звуки в конце слова. | | |
6 | Развитие речи.Работа по картине «Осень» Контрольное списывание. | | | |
Правописание-5ч. | | |
7 | Учимся писать сочетания жи – ши | | |
8 | Правописание сочетаний ча-ща | | | |
9 | Правописание сочетаний чу-щу | | | |
10. | Входная диагностика. | | | |
11 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. | | | |
Как устроен наш язык-10 ч. | | |
12. | Слог. Перенос слова. Правила переноса слова | | | | | |
13 | Правила переноса слов. | | | | | |
14. | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | | | | | |
15. | Слово. Слова, называющие предмет | | | | | |
16 | Слова, называющие признаки и действия предметов. | | | | | |
17 | Слово и предложение. | | | | | |
18. | Восклицатель- ное и невоск- лицательное предложения. | | | | | |
19 | Развитие речи.Мини-сочинение «Моя любимая игрушка детства»Слова в предложении. | | | | | |
20 | Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помщью окончания | | | | | |
21 | Неизменяемые слова. | | | | | |
Правописание-21 ч. | | |
22. | Вспоминаем правило написания прописной буквы. | | | | | |
23 | Диктант по теме «Слово и предложение». | | | | | |
24. | Работа над ошибками. Корень как часть слова. | | | | | |
25 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | | | |
26. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | | | |
27. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | | | |
28 | Корень как общая часть родственных слов. | | | | | |
29 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | | | |
30 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | | | |
31 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | | | |
32. | Итоговый диктант по теме «Правописание корня слов» | | | | | |
33. | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | | | | | |
34 | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | | | | | |
35. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | | | | | |
36. | Развитие речи.Изложение «Птицы-наши друзья»Корень слова с чередованием согласных. | | | | | |
37. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | | | | |
38 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | | | | |
39 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | | | | |
40. | Диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне» | | | | | |
41 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизно- симыми согласными. | | | | | |
Как устроен наш язык – 2 ч. | | |
42. | Развитие речи «Мой друг»Суффикс как часть слова. | | | | | |
43 | Значения суффиксов. | | | | | |
Правописание – 17 ч. | | |
44. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | | | | | |
45. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | | | | | |
46. | Значения суффиксов. | | | | | |
47 | Учимся писать суффиксы - онок-, -ёнок-. | | | | | |
48. | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. | | | | | |
49. | Значения суффиксов. | | | | | |
50. | Учимся писать суффикс -ость-. Образование слов с помощью суффиксов | | | | | |
51. | Учимся писать суффиксы имён прилагательных | | | | | |
52. | Образование слов с помощью суффиксов. Учимся писать корни и суффиксы | | | | | |
53. | Развитие речи.Работа по картине «Зимой» Приставка как часть слова. | | | | | |
54. | Значение приставок. | | | | | |
55. | Учимся писать приставки. | | | | | Презентация |
56. | Различаем приставки с буквами «о», «а». | | | | | |
57 | Образование слов с помощью приставок. | | | | | |
58. | Учимся писать разделительный твёрдый знак. | | | | | |
59. | Различаем разделительные Ъ и Ь. | | | | | |
60 | Итоговый диктант по теме «Правописание» | | | | | |
Как устроен наш язык - 18ч .Правописание -23 ч.Развитие.речи-26 ч. | | |
61. | Как образуются слова. | | | | | |
62 | Различаем Ъ и Ь. | | | | | |
63 | Основа слова. | | | | | |
64 | Учимся различать предлоги и приставки. | | | | | |
65 | Учимся различать предлоги и приставки. | | | | | |
66 | Повторяем состав слова. | | | | | |
67 | Повторяем правописание частей слова. | | | | | |
|
68 | Слово и его значение. | | | | | |
69 | Повторяем правописание частей слова. | | | | | |
70 | Диктант по теме «Правописание» | | | | | |
71 | Текст. | | | | | |
72. | Заголовок текста. | | | | | |
73. | Как сочетаются слова. | | | | | |
74. | Значение слова в словаре и тексте. | | | | | |
75. | Повторяем правописание частей слова. | | | | | |
76 | Один текст – разные заголовки. Учимся озаглавить текст | | | | | |
77 | Слово в толковом словаре и тексте. | | | | | |
78 | Слова однозначные и многозначные. | | | | | |
79 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | | | | | |
80. | Учимся озаглавливать текст. | | | | | |
81. | Как строится тект. Окончание текста. | | | | | |
82. | Как появляются многозначные слова. | | | | | |
83. | Как определить значение многозначного слова. | | | | | |
84. | Диктант по теме «Правописание» | | | | | |
85. | Работа над ошибками. Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | | | | | |
86. | Учимся заканчивать текст. | | | | | |
87. | Слова - синонимы. Сочетание синонимов сдругими словами. | | | | | |
88. | Сочетание синонимов с другими словами. | | | | | |
|
89. | Учимся применять орфографические правила. | | | | |
90. | Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста | | | | | |
92. | Как используются синонимы. | | | | | | |
93. | Синонимы в тексте. | | | | | | |
94. | Диктант по теме «Правописание» | | | | | | |
95 | Учимся составлять текст. Последователность предложений в тексте | | | | | | |
96 | Слова - антонимы. | | | | | | |
97. | Сочетание антонимов с другими словами. | | | | | | |
99. | Учимся применять орфографические правила. | | | | | | |
100. | Связь предложений в тексте. | | | | | | |
101. | Слова – омонимы. | | | | | | |
102 | Слова исконные и заимствованные. | | | | | | |
103 | Котрольный диктант. | | | | | | |
104. | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | | | | | | |
105. | Абзац . Учимся выделять абзацы | | | | | | |
106. | Значения заимствованных слов. Учимся применять правила | | | | | | |
107 | Последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев | | | | | | |
108. | Учимся составлять текст из абзацев. | | | | | | |
109. | Устаревшие слова. | | | | | | |
110 | Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова. Учимся применять орфографические правила | | | | | | |
111. | Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам | | | | | | |
112 | Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова. | | | | | | |
| .Диктант по теме «Правописание» | | | | | | |
114 | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | | | | | | |
115. | План текста. Учимся составлять план текста. | | | | | | |
116 | Фразеологизмы. | | | | | | |
117. | Учимся применять орфографические правила. | | | | | | |
118 | Составляем текст по плану. Учимся писать письма по плану. | | | | | | |
119. | Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила | | | | | | |
120. | Составляем текст по плану. | | | | | | |
121. | Текст - описание. | | | | | | |
123 | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант. | | | | | | |
124 | Особенности текста – описания. Учимся сочинять текст - описание. | | | | | | |
125. | Учимся применять орфографические правила. | | | | | | |
126. | Учимся сочинять яркий текст – описание. | | | | | | |
127 | Текст - повествование. | | | | | | |
128. | Особенности текста - повествования. | | | | | | |
129. | Итоговый тест за 2 класс. | | | | | | |
130 | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | | | | | | |
131 | Учимся сочинять текст - повествование. Описание и повествование в тексте | | | | | | |
132 | Текст - рассуждение. | | | | | | |
133 | Особенности текста - рассуждения. Описание.Повествование.Рассуждение. | | | | | | |
Повторение- 7 ч. | | |
134. | Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок | | | | | Иллюстрации |
135 | Повторение. Правописание слов | | | | |
136 | Повторение. Определение типа текста | | | | |
137 | Повторение. Антонимы и синонимы | | | | |
138. | Повторение. Правописание слов | | | | |
139. | Повторение: развитие речи, лексика, правописание, состав слова. | | | | |
140. | Повторение. | | | | |