СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. 2015 г.  на 204 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Некрасова





Утверждена.

Директор МБОУ СОШ

им. Н.А. Некрасова _________/ Е.Н. Ежова/

Приказ по школе № _______

от «___» ___________ 2016 г.







Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для учащихся 5 класса

на 2016-2017 уч.г.







Составлена

Ражевой Надеждой Евгеньевной,

учителем русского языка и

литературы I категории







д. Грешнево

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ сош им. Н.А.Некрасова, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2011).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


Цели обучения

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечи­вающих свободное владение русским литератур­ным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодейст­вию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуа­циях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расши­рение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информацион­ный поиск, извлекать и преобразовывать необхо­димую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собст­венной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процес­се формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингви­стической (языковедческой), культуроведческой.


Данные цели обусловливают решение следующих задач

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • формирование прочных орфографических и пунк­туационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словар­ного запаса и грамматического строя речи учащихся.


Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системно­сти, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным мате­риалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм ра­боты: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает усло­вия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Материал в программе расположен с учетом воз­растных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.

Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, раз­нообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов ре­шаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выде­лять главное, работать с книгой, планировать последо­вательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между граммати­ческим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный пред­мет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки само­стоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв­но связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные УУД

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навык сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • оценка своей речи с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.



Познавательные УУД включают общеучебные, логические,действия постановки и решения проблем:

  • формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • структурирование;

  • построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера



Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Формирование ИКТ-компетентности обучающихся


Обучающийся научится:

  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

  • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста;

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.



Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.



Формирование читательской компетентности,

стратегии смыслового чтения и работа с текстом


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • различать темы и подтемы специального текста.


Работа с текстом:


Обучающийся научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, оглавление;

  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок;

  • откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения.


Предметные результаты

  • учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически;

  • разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;

  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

  • правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания;

  • грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарям.


По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; группировать слова по видам орфограмм, самостоятельно подбирать слова на изученные правила, находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.


По фонетике и орфоэпии: выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы, использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука, находить в художественном тексте явление звукописи, работать с орфоэпическим словарем, формулировать важнейшие произносительные нормы русского литературного языка.


По графике: осознавать значение письма в истории человечества, понимать важность графики и каллиграфии, правильно произносить названия букв русского алфавита, свободно пользоваться алфавитом при работе со словарями.


По морфемике: выделять морфемы на основе смыслового анализа слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова, осознавать роль морфем в процессе формо- и словообразования, объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.


По лексикологии: объяснять лексическое значение слов разными способами, объяснять различия лексического и грамматического значений слова, распределять слова на тематические группы, употреблять слова в соответствии с их лексическими значением, различать прямое и переносное значение слов, находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении, владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикет.а


По морфологии: различать части речи (имя существительное, прилагательное, глагол), определять как самостоятельные части речи, правильно характеризовать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов, уметь склонять, спрягать и т.д., правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.


По синтаксису и пунктуации: выделять словосочетания в предложении, выделять грамматические основы предложений, конструировать предложения по заданным типам, давать характеристику предложению, составлять простые и сложные предложения изученных видов, находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью, с однородными членами, обращениями, находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.


По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.



Требования к уровню подготовки учащихся

к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, моно­лог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, языка художественной литературы;

  • особенности разго­ворной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы ре­чевого этикета.


Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части ис­ходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;

  • давать им фонетиче­скую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • опознавать звукопись как поэтическое средство;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и слово­образовательного анализа слова (в словах неслож­ной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в со­ответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять вид предложения по цели высказыва­ния, интонации, наличию или отсутствию второ­степенных членов предложения, количеству грам­матических основ;

  • составлять простые и сложные предложения из­ученных видов;

  • разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми соглас­ными, изученными в 5 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тек­сты (в том числе с элементами описания предме­тов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера;

  • совершенствовать содержание и языковое оформ­ление (в соответствии с изученным языковым ма­териалом).


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;





Используемый учебно-методический комплекс и средства обучения


1.Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: « Просвещение», 2011.

2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: « Просвещение», 2011.

3.Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2015.

4.Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 5 класса в 2-х частях.- М.: 2015.

5.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс / Г.А.Богданова. –М.: «Просвещение», 2008.

6.Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 6 классе. - М.: «Просвещение», 2002.

5.Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса.- М.: 2012.

6.И.П.Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобраз. организаций / И.П.Цыбулько, под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Л.Логиновой. – М.: «Просвещение», 2 014.

8.Рик Т. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – М.: ВАКО, 2016.

9. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи на уроках русского языка в основной школе: методические рекомендации/ сост. Н.В.Киселёва. - Ярославль, 2015.



Цифровые образовательные ресурсы


  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

  10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  11. Мир слова русского http://www.rusword.org

  12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/

  18. http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

  19. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

  20. http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

  21. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  22. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

  23. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  24. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

  25. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей


Учебные таблицы V – XI классы по русскому языку.

Лингвистические словари



Тематическое планирование



№ п/п



Наименование тем



Всего часов

Из них

контрольные работы

сочинения, изложения

1

Язык – важнейшее средство общения

2+1



2

Повторение изученного в 1-4 классах

19+5

1

3

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29+7

1

3

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

12+4

1

3

5

Лексика. Культура речи.

10+4


2

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23+5

1

4

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

55+17



7.1

Имя существительное.

19+4

1

4

7.2

Имя прилагательное.

11+5

1

2

7.3

Глагол

25+8

1

5

8

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

8+3

1

1

Итого 204

Содержание


п/п

Раздел\ тема

Краткое содержание учебной темы

I

Язык – важнейшее средство общения

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.



II

Повторение изученного в начальной школе

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Буквы и,а,у после шипящих. Разделительные ь и ъ. Раздельное написание предлогов с другими словами. Части речи: глагол, имена существительное и прилагательное, местоимение. –Ться и –тся в глаголах, личные окончания глаголов.

III

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделе­ния (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Пред­ложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

IV

Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и соглас­ные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонор­ные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозна­чения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

V

Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое зна­чение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

VI

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных сло­вах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правопи­сание чередующихся гласных о и о в корнях –лож--лаг-, -рос— -раст-. Буквы ё и о после ши­пящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

VII

Морфология. Орфография. Культура речи


1.Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собст­венные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и пло­щадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существитель­ных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Доказательства и объяснения в рассуждении.



2.Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в пред­ложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и чис­лам.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.


3.Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тись), -чь (-чься)). Право­писание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в без­ударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е пив корнях глаголов –бер --бир-, -дер --дир-, -мер-

-мир-, -пер--пир-, -тер--тир-, -стел--стил-. Правописание не с глаголами.

Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
Рассказы по сюжетным картинкам.


VIII

Повторение и систематизация изученного в 5 классе



























Календарно - тематическое планирование


Дата

урока

Раздел. Тема урока




Язык – важнейшее средство общения


1.

1. Язык и человек. Общение устное и письменное. §1, 2


2.

2. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. § 3, 4


3.

3. Р/р. Стили речи (научный, художественный, разговорный) §5



Повторение изученного в начальной школе


4.

  1. 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание. §6


5.

  1. 2. Орфограмма. Место орфограмм в словах. §7


6.

3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. §8


7.

4. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.§8


8.

5. Правописание проверяемых согласных в корне слова. §9


9.

6. Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова.

§10


10.

7. Правописание букв И, У,А после шипящих §11


11.

8. Разделительные Ъ и Ь.§12


12.

9. Раздельное написание предлогов с другими словами. §13


13.

10. Р/р. Текст. §14


14.

11. Р/р. Обучающее изложение (подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому, упр.70) §14


15.

12. Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа. §15-16


16.

13. Раздельное написание НЕ с глаголами.


17.

14. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. §17, 19


18.

15. Р/р. Тема текста. §18


19.

16. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. § 19


20.

19. Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях. . § 20


21.

18. Буква Ь на конце существительных после шипящих. . § 20


22.

19. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных

окончаниях прилагательных. §21


23.

20. Р/р. Обучающее сочинение по впечатлениям (по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста. §21, упр. 109.


24.

21. Местоимения 1,2,3 лица. §22 Наречие (ознакомление).


25.

22. Р/р. Основная мысль текста. §23 Написание сочинения.


26.

23. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».


27.

24. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи


28.

1.Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст. § 24, 25


29.

2. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. §26


30.

3. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании (продолжение). §26


31.

4. Разбор словосочетания. §27


32.

5. Предложение. Простое предложение. §28


33.

  1. 6. Р/р.Устное и письменное сжатое изложение. Упр.144


34.

7. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные,

побудительные, вопросительные. §29


35.

8. Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. §30


36-37.

  1. 9-10. Р/р.иОбучающее сочинение-повествование. Устный отзыв о сочинении товарища (упр.157 – 158)


38.

11. Практикум по теме «Словосочетание и предложение».


39.

12.Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.§31, 32


40.

13. Главные члены предложения. Сказуемое. §33


41.

14. Тире между подлежащим и сказуемым. §34


42.

15.Нераспространённые и распространённые предложения. §35


43.

16. Второстепенные члены предложения (с двумя главными членами). § 36

Дополнение.§37


44.

17. Определение. §38


45.

18. Обстоятельство. §39


46.

19. Закрепление темы «Второстепенные члены предложения».


47.

20. Предложения с однородными членами, связанными союзами.§40


48.

21.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И. §41


49.

22.Обобщающие слова при однородных членах предложения. §41


50.

23. Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».


51.

24.Обращение.Знаки препинания при обращении.§42


52.

25. Р/р.Письмо как одна из разновидностей текста. §43


53.

26. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. §44,45


54.

27. Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).§46


55.

28. Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении) (продолжение). §46


56.

29. Синтаксический разбор сложного предложения.§47


57.

30. Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.§48


58.

31. Р/р.Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога.§49


59-60.

32-33. Р/р. Контрольное изложение № 1.

Подготовка к сжатому изложению. Написание сжатого изложения (по Е. Мурашовой, упр.261)


61.

34.Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи».


62.

35. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация».


63.

36. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.



Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи


64.

1.Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки. §50-51


65.

2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. §52, 53


66.

3. Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.§54


67.

4. Р/р. Подготовка к подробному обучающее изложение повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).§55 Упр.282-283


68.

5. Р/р. Написание подробного обучающего изложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).§55 Упр.282-283


69.

6. Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.§56


70.

7. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит. §57-58


71.

8. Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Сочинение-описание.§59 Упр.302


72.

9. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. §60


73.

10. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. §61


74.

11. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.§62


75.

12. Фонетический разбор слова.§63


76.

13. Р/р. Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).Упр.323


77.

14. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».


78.

15. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».


79.

16. Работа над ошибками контрольного теста по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».



Лексика. Культура речи


80.

1. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.§64


81.

2. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение (продолжение).§64


82.

3. Однозначные и многозначные слова. §65


83.

4. Прямое и переносное значение слов. §66


84.

5. Омонимы. §67


85.

6. Синонимы. §68


86.

7. Синонимы. §68


87.

8. Р/р. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине. Упр. 368.


88.

9. Р/р. Контрольное сочинение №1.

Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Сочинение-описание изображённого на картине.Упр. 358.


89.

10.Р/р. Работа над ошибками сочинения.


90.

11.Антонимы. Толковые словари.§69


91.

12.Р/р. Подготовка к подробному изложению от 3 лица и его написание. (К. Паустовский «Первый снег»).Упр.375.


92.

13. Повторение темы «Лексика. Культура речи».


93.

14. Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».



Морфемика. Орфография. Культура речи


94.

1.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема.Изменение и образование слов. §70,71


95.

2. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. §72,73


96.

3. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. §72,73


97.

4.Р/р. Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования.Упр.390


98.

5. Корень слова, его назначение в слове. §74


99.

6. Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. §75, упр.402


100.

7. Суффикс, его назначение в слове. §76


101.

8. Суффикс, его назначение в слове (продолжение). §76


102.

9. Приставка, её назначение в слове. §77


103.

10. Р/р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица. Упр.420


104.

11. Закрепление по теме «Морфемика».


105.

12. Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. §78,79


106.

13. Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. §78,79


107.

14. Варианты морфем.§80


108.

15. Морфемный разбор слова. §81


109.

16. Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография».


110.

17. Р\р Комплексный анализ текста.


111.

18. Правописание гласных и согласных в приставках. §82


112.

19. Буквы З и С на конце приставок. §83


113.

20. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-. §84


114.

21. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-. §85


115.

22. Буквы Е-О после шипящих в корне. §86


116.

23. Буквы И-Ы после Ц. §87


117.

24. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».


118

25. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». Проверочная работа.


119.

26. Р/р. Обучающее сочинение-описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»). Упр.470.


120.

27. Контрольный диктант № 3 по теме «Морфемика. Орфография».


121.

28. Работа над ошибками контрольного диктанта.



Морфология. Орфография. Культура речи



Имя существительное


122.

1. Имя существительное как часть речи. §88


123.

2.Имя существительное как часть речи (продолжение). §88


124.

3. Р/р.Доказательство и объяснения в рассуждении. Обучающее сочинение-рассуждение. §89, упр.484


125.

4. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). §90


126.

5. Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. §91


127.

6. Род имён существительных. §92


128.

7. Имена существительные, которые имеют форму только множественного

числа. §93


129.

8. Р/р. Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»).Упр.513


130.

9. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. §94


131.

10.Три склонения имён существительных. §95


132.

11. Падеж имён существительных. §96


133.

12. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в

единственном числе. §97


134.

13.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в

единственном числе (продолжение).§97


135.

14.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в

единственном числе (продолжение). §97


136.

15. Р/р. Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Упр. 547


137.

16. Множественное число имён существительных. §98


138.

17. Множественное число имён существительных (продолжение). §98


139.

18. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. §99


140.

19. Повторение темы «Имя существительное»


141.

20. Морфологический разбор имени существительного. §100



142.

21. Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное».


143.

22. Работа над ошибками контрольного диктанта.


144.

23. Р/р. Обучающее сочинение по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»). Упр. 563.



Имя прилагательное


145.

1.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.§101


146.

2. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного (продолжение). §101


147.

3. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль

имени прилагательного (продолжение).§101


148.

4. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. §102


149.

5. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую (продолжение). §102


150-151.

6-7. Р/р. Подготовка к написанию изложения-описания животного. Написание изложения.(А. Куприн «Ю-ю») §104 упр.587.


152.

8. Р/р. Работа над ошибками сочинения.


153.

9. Прилагательные полные и краткие.§104


154.

10. Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. §104


155.

11. Р/р. Контрольное сочинение № 2. Описание животного на основе изображённого.Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»). Упр.598.


156.

12. Морфологический разбор имени прилагательного. §105


157.

13. Р/р. Обучающее сочинение «Как я испугался». Упр.600


158.

14. Повторение по теме «Имя прилагательное».


159.

15. Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное».


160.

16. Работа над ошибками контрольного диктанта.



Глагол


161.

1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. §106


162.

2. НЕ с глаголами. §107


163.

3. Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на юмористическую тему. Упр.619 §108


164.

4. Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ). §109


165.

5. Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ) (продолжение). §109


166.

6. Р/р. Обучающее изложение. Упр.630.


167.

7. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение).

§110


168.

8. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение).

§110


169.

9. Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. §111


170.

10. Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола (продолжение). §111


171.

11. Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил) §112


172.

12. Р/р. Невыдуманный рассказ о себе. Упр.652 §113


173.

13. Время глагола. Прошедшее время глагола. §114-115


174.

14. Настоящее время глагола. §116


175.

15. Будущее время глагола. §117


176.

16. Спряжение глаголов. §118


177.

17. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

§119


178.

18. Правописание безударных личных окончаний глаголов. §119


179.

19. Правописание безударных личных окончаний глаголов (продолжение). §119


180.

20. Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени.


181.

21. Морфологический разбор глагола.§120


182.

22. Р/р.Контрольное изложение № 2.

Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»). Упр.688.


183.

23. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

§121


184.

24. Употребление времён.§122


185.

25. Р/р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Упр.708


186-187.

26-27. Обобщение по теме «Глагол».


188.

28. Практикум по теме «Глагол».


189.

29. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Глагол».


190.

30. Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович

«Не взяли на рыбалку»). Упр.701.


191.

31. Контрольный диктант №6 по теме «Глагол».


192.

32. Работа над ошибками контрольного диктанта.


193.

33. Р\р Комплексный анализ текста.



Повторение и систематизация изученного в 5 классе


194.

1. Разделы науки о языке. §123.


195.

2. Р/р. Обучающее сочинение на одну из тем по выбору. Упр.717.


196-197.

3-4. Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях.§124, 125.



198.

5. Употребление букв Ь и Ъ. §126.


199-200.

6-7. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. §127


201.

8. Итоговый контрольный диктант №7 по теме «Повторение в конце года».


202

9. Работа над ошибками контрольного диктанта.


203-204.

10-12. Р\р Комплексный анализ текста.




13