МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом № 72
ШМО МКОУ педагогического совета от «31» августа 2016 г.
«Ржавская ООШ» протокол №1 директор МКОУ
протокол №1 от «31» августа 2016 г. «Ржавская ООШ»
от «30» августа 2016 г. __________Бабкина Н.В.
Рабочая программа
по
русскому языку
для 6 класса
(общеобразовательный уровень)
Учитель - Серженко Анна Михайловна
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности
2016-2017
учебный год.
1.Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ржавская основная общеобразовательная школа», Положением о рабочей программе, рабочей программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва: Просвещение, 2016 г.).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МКОУ «Ржавская ООШ», реализующего стандарт второго поколения на второй ступени образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения.
Цели и задачи учебного курса.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Межпредметные связи.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм и т.д. связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.д.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (контраст, изобразительное слово); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Общая характеристика предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в базисном учебном плане.
В учебном плане Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ржавская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области на 2016 /2017 учебный год, разработанном на основе «Методических рекомендаций по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего о основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО (2016 – 2017 учебный год)» учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология».
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю из обязательной части, 34 (не 35) учебных недели, итого 136 часов за учебный год, что отличается от количества часов, предлагаемых авторским коллективом, разработавшим программу «Русский язык. Рабочие программы». Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.). – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013.
Формы организации учебного процесса по предмету.
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.
Виды контроля:
- промежуточный: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, фронтальный опрос, зачёт по теме, обучающее сочинение, обучающее изложение, индивидуальная работа по карточкам;
-итоговый: диагностическая работа, контрольный словарный диктант, контрольное сочинение, контрольное изложение, контрольный диктант, тестирование по разделам.
УМК.
«Русский язык», 6 класс, авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, 2013 год, Москва «Просвещение»;
Рабочая программа «Русский язык» 5-9 классы предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Москва «Просвещение», 2016 год.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование.
Изменения в рабочую программу внесены, т. к. на изучение предмета отводится 136 часов за учебный год, что отличается от количества часов, предлагаемых авторским коллективом. Считаю целесообразным следующее распределение учебных часов в связи с тем, что некоторые темы в разделе «Морфология» дублируются во время повторения в начале года. К тому же именно в начале года пятиклассники адаптируются к новым условиям, поэтому повторению изученного в начальной школе следует уделить большее количество часов. Особое внимание нужно обратить на такие темы как «Орфоэпия», «Лексика», «Орфография», которые из-за недостаточного количества часов слабо усваиваются учащимися.
Распределение учебных часов по разделам программы
Содержание | к Кол-во часов часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | 0 | 0 |
Повторение изученного в 5 классе. | 9 | 1 | 1 |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 20 | 2 | 2 |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 16 | 1 | 7 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 83 16 19 11 17 20 | 1 1 1 1 1 | 10 2 3 1 1 3 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 7 | 1 | 1 |
ИТОГО | 136 | 10 | 21 |
2.Содержание учебного предмета.
Введение (1 час).
Русский язык – один из развитых языков мира.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфография. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Словосочетание. Простои и сложное предложение. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор слова. Прямая речь. Диалог.
Лексика. Культура речи
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова. Новые слова. Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Словообразование и Орфография).
Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Буквы о-а в корне –кос-, -кас-. Буквы о-а в корне –гор-, -гар-, буквы и,ы после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о-е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Морфология и орфография.
Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Не с именами существительными. Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных –чик-, -щик-. Гласные в суффиксах имён существительных –ек-, -ик-. Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Имя прилагательное. Степени сравнения имени прилагательного. Разряды имён существительных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Не с именами прилагательными. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Имя числительное как масть речи. Простые и составные числительные. Числительные, обозначающие общие числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного. Местоимение. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения. Глагол. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Повторение изученного в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Синтаксис.
3.Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса.
Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учащиеся должны знать:
· основные сведения о языке, изученные в 5-6 классах;
· изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
· основные единицы языка, их признаки;
· смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
· признаки текста; средства связи предложений в тексте;
· основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
· функционально-смысловые типы речи, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-6 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
· различать изученные стили речи;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
· адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
· владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
· создавать текст заданного стиля и типа речи
· свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явления окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные пра вила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных, и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
· получения знаний по другим учебным предметам.
4.Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение.
«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2016.
«Обучение русскому языку в 6 классе», методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Коммисарова, Москва, «Просвещение», 2013.
«Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6класс», Т.В.Раман, рекомендовано Российской Академией Образования, Москва, «Экзамен», 2007.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс», авторы: Л.И.Новикова, Е.Э.Грибанская, учебно-практическое пособие, Москва, «Экзамен, 2013.
«Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
Библиотека «Первое сентября»
Журналы «Русский язык в школе» и «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»)
2.Электронные носители:
* Шедевры русской живописи (33 интерактивных урока) Используется на уроках развития речи.
* Иллюстративный энциклопедический словарь, Толковый словарь Даля
* Репетитор «Русский язык» Весь школьный курс
* Репетитор «Тесты по пунктуации». Весь школьный курс
3. Справочные пособия (словари, справочники)
Бабичев Н.Т. Словарь латинских крылатых слов. - М: РУССКИЙ ЯЗЫК, 1988
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М: Просвещение, 1994
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка.-М:Просвещение,1981
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М : А-ТЕМП,2004
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. Пособие для учащихся. –М: Просвещение,1987
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся.-М: Просвещение,1991
Розенталь Д.Э Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей.- М: Просвещение,1976
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь для учащихся средней школы. –М.: Просвещение, 1982
5. Раздаточный материал, карточки, тесты
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Домашнее задание |
1 | | | Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. ситуация общения | |
| | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (9 Ч) | |
2 | | | Фонетика. Орфоэпия | |
3 | | | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов | |
4 | | | Части речи. Морфологический разбор слова | |
5 | | | Орфограммы в окончаниях слов | |
6 | | | Словосочетание | |
7 | | | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | |
8 | | | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | |
9 | | | Прямая речь и диалог | |
10 | | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» | |
| | | ТЕКСТ (6Ч) | |
11 | | | Текст, его особенности | |
12 | | | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | |
13 | | | Начальные и конечные предложения текста | |
14 | | | Ключевые слова | |
15 | | | Основные признаки текста | |
16 | | | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи | |
| | | ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч) | |
17 | | | Слово и его лексическое значение | |
18 | | | Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины A.M. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») | |
19 | | | Общеупотребительные слова | |
20 | | | Профессионализмы | |
21 | | | Диалектизмы | |
22 | | | Сжатое изложение | |
23 | | | Исконно русские и заимствованные слова | |
24 | | | Новые слова (неологизмы) | |
25 | | | Устаревшие слова. Словари | |
26 | | | Обобщающий урок по теме «Лексика» | |
27 | | | Контрольная работа по теме «Лексика» | |
| | | ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3 ч) | |
28 | | | Фразеологизмы | |
29 | | | Источники фразеологизмов | |
30 | | | Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи» | |
| | | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (16 ч) | |
31 | | | Морфемика и словообразование | |
32 | | | Описание помещения | |
33 | | | Основные способы образования слов в русском языке | |
34 | | | Этимология слов | |
35 | | | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | |
36 | | | Буквы а и о в корне -кас кос- | |
37 | | | Буквы а и о в корне -гар гор- | |
38 | | | Буквы а и о в корне -зар зор- | |
39 | | | Буквы ы и и после приставок | |
40 | | | Гласные в приставках пре- и при- | |
41 | | | Правописание гласных в приставках пре- и при- | |
42 | | | Соединительные о и е в сложных словах | |
43 | | | Сложносокращённые слова | |
44 | | | Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | |
45 | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) | |
46 | | | Контрольный урок по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | |
| | | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (83 ч) | |
| | | Имя существительное (16 ч) | |
47 | | | Повторение изученного в 5 классе | |
48 | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | |
49 | | | Разносклоняемые имена существительные | |
50 | | | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | |
51 | | | Русские имена | |
52 | | | Несклоняемые имена существительные | |
53 | | | Род несклоняемых имён существительных | |
54 | | | Имена существительные общего рода | |
55 | | | Морфологический разбор имени существительного | |
56 | | | Сочинение — описание впечатлений | |
57 | | | Не с существительными | |
58 | | | Буквы чищв суффиксе существительных -чик (-щик) | |
59 | | | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | |
60 | | | Гласные oиe после шипящих в суффиксах существительных | |
61 | | | Обобщающий урок по теме «Имя существительное» | |
62 | | | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | |
| | | Имя прилагательное (19 ч) | |
63 | | | Повторение изученного в 5 классе | |
64 | | | Описание природы | |
65 | | | Степени сравнения имён прилагательных | |
66 | | | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | |
67 | | | Сочинение — описание местности | |
68 | | | Относительные прилагательные | |
69 | | | Выборочное изложение | |
70 | | | Притяжательные прилагательные | |
71 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | |
72 | | | Не с прилагательными | |
73 | | | Правописание не с прилагательными. | |
74 | | | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | |
75 | | | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | |
76 | | | Правописание н и нн в суффиксах прилагательных | |
77 | | | Описание игрушки | |
78 | | | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | |
79 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | |
80 | | | Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное» | |
81 | | | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | |
| | | Имя числительное (11 ч) | |
82 | | | Имя числительное как часть речи | |
83 | | | Простые и составные числительные | |
84 | | | Мягкий знак на конце и в середине числительных | |
85 | | | Порядковые числительные | |
86 | | | Разряды количественных числительных | |
87 | | | Числительные, обозначающие целые числа | |
88 | | | Дробные числительные | |
89 | | | Собирательные числительные | |
90 | | | Употребление числительных в речи | |
91 | | | Морфологический разбор имени числительного | |
92 | | | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | |
| | | Местоимение (17 ч) | |
93 | | | Местоимение как часть речи | |
94 | | | Личные местоимения | |
95 | | | Возвратное местоимение себя | |
96 | | | Сочинение по рисункам | |
97 | | | Вопросительные и относительные местоимения | |
98 | | | Неопределённые местоимения | |
99 | | | Отрицательные местоимения | |
100 | | | Отрицательные местоимения | |
101 | | | Притяжательные местоимения | |
102 | | | Рассуждение | |
103 | | | Указательные местоимения | |
104 | | | Текст и план текста | |
105 | | | Определительные местоимения | |
106 | | | Местоимения и другие части речи | |
107 | | | Морфологический разбор местоимения | |
108 | | | Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | |
109 | | | Контрольная работа по теме «Местоимение» | |
| | | Глагол (20 ч) | |
110 | | | Повторение изученного в 5 классе | |
111 | | | Сочинение по рисункам и данному началу | |
112 | | | Повторение: способы образования глаголов | |
113 | | | Разноспрягаемые глаголы | |
114 | | | Глаголы переходные и непереходные | |
115 | | | Переходные и непереходные глаголы | |
116 | | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | |
117 | | | Изложение | |
118 | | | Условное наклонение | |
119 | | | Повелительное наклонение | |
120 | | | Повелительное наклонение глаголов | |
121 | | | Сочинение по рисункам | |
122 | | | Употребление наклонений | |
123 | | | Безличные глаголы | |
124 | | | Употребление безличных глаголов | |
125 | | | Морфологический разбор глагола | |
126 | | | Рассказ на основе услышанного | |
127 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов | |
128 | | | Обобщающий урок по теме «Глагол» | |
129 | | | Контрольная работа по теме «Глагол» | |
| | | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (7 ч) | |
130 | | | Разделы науки о языке. Орфография | |
131 | | | Пунктуация | |
132 | | | Лексика и фразеология | |
133 | | | Словообразование | |
134 | | | Морфология. Синтаксис | |
135 | | | Итоговая контрольная работа | |
136 | | | Подведение итогов года | |