СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования 2004г, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку (авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тро­стенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)   (М.: Просвещение, 2014).

   Учебник  для общеобразовательных школ: «Русский язык 6 класс». Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана  на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них    24     на развитие речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. ТЫРНЫАУЗ





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ №3»

учителей русского _______ Ф.И.Уянаева __________ Л.Ш.Хутуева

языка и литературы « » ____ 2014 г. приказ № ___

Руководитель ШМО « » ____ 2014г.


________ Л.А.Блинова

Протокол №___

« » августа 2014 г.




Рабочая программа





Предмет русский язык

Класс 6 «Б»

Образовательная область филология

ШМО (кафедра) русский язык и литература

Учебный год 2014-2015

Учитель Жолаева Ж.Ш.



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования 2004г, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку (авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тро­стенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) (М.: Просвещение, 2014).


Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык 6 класс». Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них 24 на развитие речи.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая осведомленность школьников в системе русского языка, реализуется в процессе решения следующих задач:

1)формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

2)вооружения их основами знаний о родном языке (его устройство и функционирование);

Кроме этого решаются и практические задачи:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка, и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

- развитие логического мышления школьников; обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Изучение предмета «русский язык» в 6 классе направлено на расширение знаний по разным разделам, знакомство с новыми частями речи.

Предметное содержание и ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Уроки русского языка содействуют становлению личности обучающихся через использование текстов упражнений, которые отражают тесную связь с историей, культурой и менталитетом русского народа. Они отражают различные стороны жизни, несут полезную информацию, поэтому это способствует нравственному, трудовому воспитанию. В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными эле­ментами культуры является необходимым условием развития и социа­лизации школьников.


Познавательная деятельность.

Использование для познания окружающего мира различных мето­дов (наблюдение, моделирование и др.). Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характер­ных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на ос­нове заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности. Сравнение, сопоставление, классификация, по одному или нескольким предложенным крите­риям.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать со­держание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в со­ответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использова­ние различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поис­ковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение всту­пать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письмен­ных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочи­танную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выбо­рочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых сис­тем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность.

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятель­ности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Оценивание сво­их учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего фи­зического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оце­нивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет осо­бенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Для эффективного достижения целей и задач по предмету «Русский язык» планируется использовать различные виды деятельности, которые направлены на развитие ключевых компетенций: индивидуальная, групповая, парная работа, рецептивная, продуктивная, творческая, исследовательская.



Основные цели и задачи учебного курса:


- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.



Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 6 классе в объёме 204 часов (из расчета 6 учебных часа в неделю).

Количество часов по предмету, на которое рассчитана рабочая программа на 2014- 2015 учебный год: 204 часов (6 часов в неделю).


Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы


Содержание курса (6 класс)


Раздел 1. Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р. Р.). Определение схемы ситуации общения.

Раздел 2. Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфо­граммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфо­граммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложе­ние. Запятые в сложном предложении. Синтаксиче­ский разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе».

Раздел 3. Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные пред­ложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Раздел 4.Лексика и фразеология. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание ма­териалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие сло­ва. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжа­тия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольное изложение .

Раздел 5. Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Раздел 6. Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизапия материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не -кас- - -кос-. Буквы а и о в корне -гар- - -гор-, Буквы а и о в корне -зар- - -зор-. Буквы ы и и после приста­вок. Гласные в приставках пре- и при. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план со­чинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольное сочинение .

Морфология. Орфография. Культура речи (часть 1)

Раздел 7. Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разно­склоняемые имена существительные. Буква е в суф­фиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные обще­го рода. Морфологический разбор имени сущест­вительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-опи­сания. Анализ стихотворного текста: определение ос­новной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2)

Раздел 8. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прила­гательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилага­тельных. Различение на письме суффиксов прилага­тельных -к- - -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структу­ра описания, языковые средства, используемые в опи­сании. Составление плана описания природы. Выбо­рочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» Контрольное изложение. Сочинение-описание природы.

Раздел 9. Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и со­ставные числительные. Мягкий знак на конце и в се­редине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический раз­бор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по про­изведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Бе­регите природу!»

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».

Раздел 10. Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоиме­ния. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Место­имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Контрольное сочинение

Раздел 11. Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное на­клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Пра­вописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составле­ние текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.

Раздел 12. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфоло­гия. Синтаксис.

Р.Р. Сочинение-описание (рассуждение).

К.Р. Итоговый контрольный диктант



Глава

Количество часов

1

Язык. Речь. Общение..

4

2

Повторение изученного в 5 классе

13

3

Текст.

11

4

Лексика. Культура речи.

14

5

Фразеология. Культура речи.

3

6

Словообразование. Орфография. Культура речи.

28

7

Морфология и орфография. Имя существительное.

25

8

Имя прилагательное

24

9

Имя числительное

16

10

Местоимение

24

11

Глагол

29

11

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

13

12

всего

204



Перечень контрольно-проверочных работ


Глава

Виды КПР

Сроки проведения

1.

Повторение изученного в 5 классе

Сочинение. К.д.


2.

Лексика. Фразеология

Изложение. Тест. К.д. Сочинение.


3.

Словообразование и орфография. Культура речи.

Диктант. Сочинение. Тест.


4.

Морфология и орфография. Имя существительное.

Диктант. Сочинение.


5.

Имя прилагательное

Изложение. Диктант. Сочинение. Тест.


6.

Имя числительное

Изложение. Диктант.


7.

Местоимение

Сочинение. Диктант.


8.

Глагол

Изложение. Тест. Диктант.


9.


Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

Диктант.




По четвертям


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

54 часа

42 часа

60 часов

48 часов

Сочинений-2

Изложений-1

Диктантов-2


Сочинений-2

Изложений-

Диктантов-2

Сочинений-2

Изложений-1

Диктантов-3


Сочинений-3

Изложений-1

Диктантов-3




Формы контроля:

- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложнённое списывание;

- тест;

- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определённого стиля и типа речи;

- сочинение (описание пейзажа, помещения);

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.



Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:

  1. Совершенствование навыков чтения

  2. Совершенствование навыков слушания

  3. Совершенствование навыков письменной речи.



Формы проведения учебных занятий:

  1. урок контроля

  2. урок развития речи

  3. урок тестирования.

Перечень учебного оборудования, наглядных пособий:

  1. интерактивная доска

  2. таблицы.



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.


В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:

знать/ понимать:


- определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий;

- орфографические, пунктуационные правила.

уметь:


По речевой деятельности:

аудирование:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение:

- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тесты лингвистического содержания;

- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

- прогнозировать содержание теста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение:

- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо:

- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить письменные высказывания на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

- собирать материал к сочинению и систематизировать его;

- составлять сложный план и на его основе создавать текст;

- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текст:

- определять основную мысль теста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;

- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;

- устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

- использовать транскрипцию;

- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

- пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование:

- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

- давать структурно- грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- давать комментарии к словообразовательному гнезду;

- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология:

- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;

- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);

- анализировать примеры использования слов в переносном значении;

- проводить лексический разбор слова.

Морфология:

- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография:

- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

- свободно пользоваться орфографическим словарём.

Синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

- определять синтаксическую роль изученных частей речи;

- правильно применять изученные пунктуационные правила;

- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Календарно - тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кч.

Тип урока

Подготовка к ЕГЭ

д/з

Дата

план

факт


Язык. Речь. Общение. 4часа.

1

Русский язык - один из развитых языков мира.


1

Усвоение новых знаний


Повторить фонетику, подобрать 2 высказывания о русском языке.

3.09


2

Р.Р. Язык, речь, общение.

1

Усвоение новых знаний


§.2, упр 4

3.09


3,4

Р.Р. Ситуация общения

2

Усвоение новых знаний


§.3, упр 8

4.09

4.09



Повторение изученного в 5 классе 13ч.

5

Фонетика. Орфоэпия.

1

Повторение


§.4 упр 15

5.09


6

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

Повторение


§5.упр. 25

9.09


7

Части речи

1

Повторение


§6,упр. 32

10.09


8

Орфограммы в окончаниях слов

1

Повторение


§7,упр. 37

11.09


9

Р.Р. Сочинение «Интересная встреча».

( упр.38)

1

Р.Р.



11.09


10

Словосочетание.

1

Повторение


§8,упр 43

12.09


11

Простое предложение. Знаки препинания.

1

Повторение


§9,упр 46

13.09


12

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

Закрепление


§10,упр.49

15.09


13

Синтаксический разбор предложений

1

1


§11,упр 54

17.09


14

Прямая речь. Диалог

1

Повтор.


§12,упр 57

18.09


15

Подготовка к контрольному диктанту

1

Повторение


Повторить изученные правила.

18.09


16 17

Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта.

2

Контроль знаний


Подготовиться к анализу к.д.




Текст. 11ч.

18

Текст, его особенности




1

Изучение нового


§13,упр 62





19

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

Закрепление


§14,упр65



20

Начальные и конечные предложения текста

1

Закрепление


§15,упр71



22 21

Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. (упр. 72)

2

Р.Р.


§15,упр68 Написать сочине­ние на тему «Ка­кой должна быть школьная пере­мена?»



23

Ключевые слова

1

У. н. з.


§16,упр78



24

Основные признаки текста

1

У. н. з.


§17,упр81



25

Текст и его стили

1

У. н. з.


§18,упр85



26

Официально-деловой стиль

1

У. н. з.


§19,упр88



27 28

Контрольный диктант и его анализ.

2

Контрольный






Лексика. Культура речи. 14ч.

29

Слово и его лексическое значение

1

Закреплен


§20,упр92



30

Р.Р. Собирание материалов к сочинению.

1

РР


§21,упр.106



31

Общеупотребительные слова

1

У. н. з.


§22,упр109



32

Профессионализмы.

1

У. н. з.


§23,упр 112



33

Диалектизмы

1

У. н. з.


§24,упр 118



34 35

Р.Р. Изложение «Собиратель русских слов»

2

РР


Упр.119 подг. к изл.



36 37

Исконно русские и заимствованные слова

2

У. н. з.


§25,упр 123 Найти уст сл.



38

Новые слова (неологизмы).

1

У. н. з.


§26,упр 132



39

Устаревшие слова

1

Усвоение новых знаний


§27,упр 133



40

Словари

1

Усвоение новых знаний


§28,упр 138 Подготовить со­общение об одном из русских ученых-лингвистов



41

Повторение

1

Повторение


§20-28повт

Упр 141



42

Контрольная тестовая работа по лексике

1

Контрольный






Фразеология. Культура речи. 3ч.


43

Фразеологизмы


1

Усвоение новых знаний


§29,упр 146



44

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

Усвоение новых знаний


§30,упр 150



45

Повторение изученного материала. Тест.

1

Контроль знаний


Упр 154




Словообразование. Орфография. Культура речи. 28ч.

46

Морфемика и словообразование

1

Закрепление.


§31,упр 157



47

Морфемика словообразование

1

Закрепление


§31,упр 161



48

Р.Р. Описание помещения

1

РР


§32,упр 167



49

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Усвоение новых знаний


§33,упр 169



50 51

Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические


2

Усвоение новых знаний


§33,упр 170 Подготовить уст­ный рассказ о спо­собах образова­ния слов в рус­ском языке



52

Этимология слов.

1

У. н. з


§34,упр 178



53

Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

РР


§35,упр 181 списать текст, разделив на абзацы. (упр.183у)



54

Р.Р. Сочинение-описание помещения

1

РР





55

Буквы а и о в корне –кас---кос-

1

У. н. з


§36,упр 185



56 57

Буквы о и а в корне –гар--гор-

2

У. н. з


§37,упр 188



58

Буквы а - о в корне –зар--зор

1

У. н. з


§38,упр 193



59

Буквы Ы-И после приставок.

1

У. н. з


§39,упр 199



60

Гласные в приставках пре, при.

1

У. н. з.


§40,упр 202



61 62

Значение приставки пре-и при-

2

Усвоение новых знаний


§40,упр 209, 210



63

Трудные случаи правописания приставок пре- и -при

1

Закрепление


§40,упр 214



64 65

Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта

2

Контроль знаний


Подг. к анализу к.д.



66

Соединительные О-Е в сложных словах

1

У. н. з.


§41,упр 216



67

Сложносокращенные слова

1

У. н. з.


§42,упр 218



68 69

Р.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

2

РР





70

Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

У. н. з.


§43,упр226



71

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление.


Стр.126,упр233



72 73

Контрольный диктант и его анализ.

2

Контроль знаний


Упр.241.




Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.25ч.

74 75

Повторение изученного об имени существительном. Имя существительное как часть речи

2

Повторение


§44,упр 243

§44,упр 245



76

Р.Р. Как писать письма

1

РР


§44,упр 244



77

Падежные окончания имени существительного

1

Закрепление


§44,упр253



78 79

Разносклоняемые имена существительные

2

У. н. з.


§45,упр 255,257



80

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

У. н. з.


§46,упр 260



81

Р.Р. Как тебя зовут? Происхождение имен

1

РР


§46, упр263



82

Несклоняемые имена существительные.

1

У. н. з.


§47,упр 267



83 84

Род несклоняемых имен существительных

2

У. н. з.


§48, упр 272 §48, упр 275



85

Имена существительные общего рода

1

У. н. з.


§49,упр 277



86

Морфологический разбор существительных.

1

У. н. з.


§50,упр 282



87 88

Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям

2

РР


Упр.283.

Упр.284.



89 90

НЕ с существительными.

2

У. н. з.


§51,упр 285 §51,упр 288



91 92

Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик и -щик.

2

У. н. з.


§52,упр 292



93

Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

1

У. н. з.


§53,упр 299



94

Гласные О-Е после шипящих.

1

Усвоение новых знаний


§54,упр 303 графи­чески обозначить орфограмму



95

Повторение изученного материала по теме «Имя существительное»

1

Закрепление.


§44-54 повт., упр 310



96

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление


Стр.159,упр 314, подг. к к.д.



97 98

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Анализ контрольного диктанта.

2

Контроль знаний






Имя прилагательное. 24ч.

99

Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном

1

Повторение


§55,упр 319



100

Прилагательное как часть речи

1



§55,упр 320



101

Р.Р. Описание природы

1

РР


§56,упр 326



102 103

Степени сравнения имен прилагательных.

2

У. н. з.


§57,упр 330 §57,упр 333



104

Разряды имен прилаг-ых. Качественные прилагательн.

1

У. н. з.


§58,упр 341



105

Относительные прилагательные

1

У. н. з.


§59,упр 345



106 107

Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

2

РР


Упр.347.



108

Притяжательные прилагательные

1

У. н. з.


§60,упр 349



109

Морфологический разбор имени прилагательного

1

У. н. з.


§61,упр 352



110

Не с прилагательными.

1

У. н. з.


§62,упр 357



111 112

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

2

Закрепление


§62,упр 359 §62,упр 361



113

Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

У. н. з.


§63,упр 362



114

Р.Р. Устное сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

1

РР


Упр.364



115

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

У. н. з.


§64,упр 365



116 117

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

2

Закрепление


§64,упр 367 §64,упр 369



118

Различение на письме суффиксов прилагательных-к- и -ск-

1

У. н. з.


§65,упр377



119

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

Усвоение новых знаний


§66,упр 380 Гра­фически обозна­чить орфограммы



120

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Закрепление.


Стр.39,упр 387



121

122

Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта

2

Контроль знаний






Имя числительное. 16ч.

123

Имя числительное как часть речи.

1

Усвоение новых знаний


§67,упр 396 Списать , определить час­ти речи.



124

Простые и составные числительные

1

У. н. з.


§68,упр 399



125

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

У. н. з.


§69,упр 403



126

Порядковые числительные

1

Усвоение новых знаний


§70,упр 406 дописать. 407



127

Разряды количественных числительных

1

У. н. з.


§71,упр 409



128

129

Числительные, обозначающие целые числа

2

У. н. з.


§72,упр 412 §72,упр 414



130

131

Дробные числительные Склонение дробных числительных

2

У. н. з.


§73,упр 418 §73,упр 420



132

Собирательные числительные.

1

У. н. з.


§74,пр 423



133

Морфологический разбор имени числительного

1

У. н. з.


§75,упр 428



134

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

1

Закрепление


Стр.62,упр 430



135

Р.Р. Публичное выступление

1

РР


Упр.432.



136

Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление


Упр 429



137

138

Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта.

2

Контроль знаний






Местоимение. 24ч.

139

Местоимение как часть речи.

1

У. н. з.


§76,упр 333



140

Личные местоимения.

1

У. н. з.


§77,упр 338



141

Особенности склонения личных местоимений

1

У. н. з.


§77,упр 340



142

Возвратное местоимение

1

У. н. з.


§78,упр 347



143

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам

1

РР


Упр.448



144

Вопросительные и относительные местоимения

1

У. н. з.


§79,упр 453



145

Относительные местоимения

1

Закрепление


§79,упр 455. Отве­тить на вопрос: чем относитель­ные местоимения отличаются от вопр-ых?



146

Неопределенные местоимения

1

У. н. з.


§80,упр 459



147

Дефис в неопределенных местоимениях

1

Закрепление


§80,упр 461



148 149 150

Отрицательные местоимения

3

У. н. з.


§81,упр 463, 468,474



151

Притяжательные местоимения.

1

У. н. з.


§82,упр 476, 478



152 153

Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2

Р.Р.


§83,упр 480



154

Указательные местоимения

1

У. н. з.


§84,упр 482, 485



155

Определительные местоимения

1

У. н. з.


§85,упр 489



156 157

Р.Р. Сочинение - рассказ по воображению.

2

РР


Упр.494.



158

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

У. н. з.


§86,87,упр 495



159

160

Повторение изученного по теме «Местоимение». Подготовка к контрольному диктанту

2

Закрепление


Стр.97,упр 505




161

162

Контрольный диктант по теме «Местоимение» Анализ контрольного диктанта.

2

Контроль знаний






Глагол. 29ч.

163

Повторение изученного о глаголе.

1

Повторение


§88,упр 509



164

Личные окончания глаголов

1

Закрепл


§89,упр 515



165

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением.

1

РР


Упр.517.



166

Разноспрягаемые глаголы.

1

У. н. з.


§89,упр 523



167

Глаголы переходные и непереходные.

1

У. н. з.


§90,упр 530



168

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1

У. н. з.


§91,упр 539



169

170

Р.Р. Сжатое изложение.

2

РР


Упр.542



171

172

Условное наклонение.

2

У. н. з.


§92,упр 543 §92,упр 545



173

Повелительное наклонение

1

У. н. з.


§93,упр 548



174

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

Закрепление


§93,упр 551



175

Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

У. н. з.


§93,упр 558



176

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам

1

РР


Упр.461.



177

178

Употребление наклонений глагола

2

У. н. з.


§94,упр 563 §94,упр 568



179

Безличные глаголы

1

У. н. з.


§95,упр 569



180

Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

Закрепление


§95,упр 575



181

Морфологический разбор глагола

1

У. н. з.


§96,упр 576



182

183

Р.Р Рассказ на основе услышанного

2

РР


§97,упр 578



184

185

186

Правописание гласных в суффиксах глаголов

3

Усвоение новых знаний


§98,упр 579 §98,упр 584 §98,упр 580



187

Повторение изученного по теме «Глагол»

1

Повторение


Стр.138,упр 588



188

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол»

1

Повторение


Составить рас­сказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного накло­нения (6-8 пред­ложений) по дан­ному началу: «Весна! Весна! И все ей рады...»



189

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

Повторение


Стр.140,упр 592



190

191

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта.

2

Контроль знаний






Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. 13ч.

192

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках


1

Повторение


§99,упр 595



193

Орфография.

1

Повтор


§100,упр 597



194

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

Повторение


§100,упр 607



195

Пунктуация.

1

Повторение


§101,упр 609



196

197

Р.Р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему.

2

РР


Упр.610



198

Лексика и фразеология.

1

Повтор


§102,упр 611



199

200

Итоговый контрольный диктант и его анализ.

2






201

Словообразование.

1

Повторение


§103,упр 617



202

Морфология.

1

Повторение


§104,упр 619



203

Синтаксис.

1

Повторение


§105упр 620



204

Занимательный урок грамматики

1

Итоги года


Упр 621







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Книгопечатная продукция

1) Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.

2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

3) Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

4) Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

5) М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

6) Граник Г. Г. Секреты орфографии. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

7) А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

8) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс. Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

9) Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

10)Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: Книга для учителя. Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение,2004.

11) Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008.

12) Русский язык VI класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2013.

13) Обучение русскому языку в VI классе. Методические рекомендации к учебнику для VI класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2014.

14) Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.

15) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.


  1. Цифровые образовательные ресурсы:

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

Мир слова русского http://www.rusword.org

Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

http://rusolimp.kopeisk.ru/


Планируемые результаты изучения курса русского языка


Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса



I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана выска­зывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.



21