СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку (авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) (М.: Просвещение, 2014).
Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык 6 класс». Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них 24 на развитие речи.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. ТЫРНЫАУЗ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ №3»
учителей русского _______ Ф.И.Уянаева __________ Л.Ш.Хутуева
языка и литературы « » ____ 2014 г. приказ № ___
Руководитель ШМО « » ____ 2014г.
________ Л.А.Блинова
Протокол №___
« » августа 2014 г.
Рабочая программа
Предмет русский язык
Класс 6 «Б»
Образовательная область филология
ШМО (кафедра) русский язык и литература
Учебный год 2014-2015
Учитель Жолаева Ж.Ш.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку (авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) (М.: Просвещение, 2014).
Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык 6 класс». Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них 24 на развитие речи.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая осведомленность школьников в системе русского языка, реализуется в процессе решения следующих задач:
1)формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
2)вооружения их основами знаний о родном языке (его устройство и функционирование);
Кроме этого решаются и практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка, и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:
- развитие логического мышления школьников; обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Изучение предмета «русский язык» в 6 классе направлено на расширение знаний по разным разделам, знакомство с новыми частями речи.
Предметное содержание и ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Уроки русского языка содействуют становлению личности обучающихся через использование текстов упражнений, которые отражают тесную связь с историей, культурой и менталитетом русского народа. Они отражают различные стороны жизни, несут полезную информацию, поэтому это способствует нравственному, трудовому воспитанию. В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, моделирование и др.). Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности. Сравнение, сопоставление, классификация, по одному или нескольким предложенным критериям.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Для эффективного достижения целей и задач по предмету «Русский язык» планируется использовать различные виды деятельности, которые направлены на развитие ключевых компетенций: индивидуальная, групповая, парная работа, рецептивная, продуктивная, творческая, исследовательская.
Основные цели и задачи учебного курса:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 6 классе в объёме 204 часов (из расчета 6 учебных часа в неделю).
Количество часов по предмету, на которое рассчитана рабочая программа на 2014- 2015 учебный год: 204 часов (6 часов в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Содержание курса (6 класс)
Раздел 1. Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р. Р.). Определение схемы ситуации общения.
Раздел 2. Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе».
Раздел 3. Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Раздел 4.Лексика и фразеология. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольное изложение .
Раздел 5. Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Раздел 6. Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизапия материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне -кас- - -кос-. Буквы а и о в корне -гар- - -гор-, Буквы а и о в корне -зар- - -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольное сочинение .
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 1)
Раздел 7. Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2)
Раздел 8. Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- - -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» Контрольное изложение. Сочинение-описание природы.
Раздел 9. Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».
Раздел 10. Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Контрольное сочинение
Раздел 11. Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.
Раздел 12. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Итоговый контрольный диктант
№ | Глава | Количество часов |
1 | Язык. Речь. Общение.. | 4 |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 13 |
3 | Текст. | 11 |
4 | Лексика. Культура речи. | 14 |
5 | Фразеология. Культура речи. | 3 |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 28 |
7 | Морфология и орфография. Имя существительное. | 25 |
8 | Имя прилагательное | 24 |
9 | Имя числительное | 16 |
10 | Местоимение | 24 |
11 | Глагол | 29 |
11 | Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | 13 |
12 | всего | 204 |
Перечень контрольно-проверочных работ
№ | Глава | Виды КПР | Сроки проведения |
1. | Повторение изученного в 5 классе | Сочинение. К.д. |
|
2. | Лексика. Фразеология | Изложение. Тест. К.д. Сочинение. |
|
3. | Словообразование и орфография. Культура речи. | Диктант. Сочинение. Тест. |
|
4. | Морфология и орфография. Имя существительное. | Диктант. Сочинение. |
|
5. | Имя прилагательное | Изложение. Диктант. Сочинение. Тест. |
|
6. | Имя числительное | Изложение. Диктант. |
|
7. | Местоимение | Сочинение. Диктант. |
|
8. | Глагол | Изложение. Тест. Диктант. |
|
9.
| Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | Диктант. |
|
По четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
54 часа | 42 часа | 60 часов | 48 часов |
Сочинений-2 Изложений-1 Диктантов-2
| Сочинений-2 Изложений- Диктантов-2 | Сочинений-2 Изложений-1 Диктантов-3
| Сочинений-3 Изложений-1 Диктантов-3
|
Формы контроля:
- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, предупредительный, терминологический);
- комплексный анализ текста;
- осложнённое списывание;
- тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определённого стиля и типа речи;
- сочинение (описание пейзажа, помещения);
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- работа с деформированным текстом.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:
Совершенствование навыков чтения
Совершенствование навыков слушания
Совершенствование навыков письменной речи.
Формы проведения учебных занятий:
урок контроля
урок развития речи
урок тестирования.
Перечень учебного оборудования, наглядных пособий:
интерактивная доска
таблицы.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
знать/ понимать:
- определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила.
уметь:
По речевой деятельности:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тесты лингвистического содержания;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание теста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текст:
- определять основную мысль теста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно- грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова.
Морфология:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарём.
Синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кч. | Тип урока | Подготовка к ЕГЭ | д/з | Дата | |||
план | факт | ||||||||
| Язык. Речь. Общение. 4часа. | ||||||||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира.
| 1 | Усвоение новых знаний |
| Повторить фонетику, подобрать 2 высказывания о русском языке. | 3.09 |
| ||
2 | Р.Р. Язык, речь, общение. | 1 | Усвоение новых знаний |
| §.2, упр 4 | 3.09 |
| ||
3,4 | Р.Р. Ситуация общения | 2 | Усвоение новых знаний |
| §.3, упр 8 | 4.09 4.09 |
| ||
| Повторение изученного в 5 классе 13ч. | ||||||||
5 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | Повторение |
| §.4 упр 15 | 5.09 |
| ||
6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | Повторение |
| §5.упр. 25 | 9.09 |
| ||
7 | Части речи | 1 | Повторение |
| §6,упр. 32 | 10.09 |
| ||
8 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | Повторение |
| §7,упр. 37 | 11.09 |
| ||
9 | Р.Р. Сочинение «Интересная встреча». ( упр.38) | 1 | Р.Р. |
|
| 11.09 |
| ||
10 | Словосочетание. | 1 | Повторение |
| §8,упр 43 | 12.09 |
| ||
11 | Простое предложение. Знаки препинания. | 1 | Повторение |
| §9,упр 46 | 13.09 |
| ||
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 | Закрепление |
| §10,упр.49 | 15.09 |
| ||
13 | Синтаксический разбор предложений | 1 | 1 |
| §11,упр 54 | 17.09 |
| ||
14 | Прямая речь. Диалог | 1 | Повтор. |
| §12,упр 57 | 18.09 |
| ||
15 | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Повторение |
| Повторить изученные правила. | 18.09 |
| ||
16 17 | Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта. | 2 | Контроль знаний |
| Подготовиться к анализу к.д. |
|
| ||
| Текст. 11ч. | ||||||||
18 | Текст, его особенности
| 1 | Изучение нового |
| §13,упр 62 |
|
| ||
19 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | Закрепление |
| §14,упр65 |
|
| ||
20 | Начальные и конечные предложения текста | 1 | Закрепление |
| §15,упр71 |
|
| ||
22 21 | Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. (упр. 72) | 2 | Р.Р. |
| §15,упр68 Написать сочинение на тему «Какой должна быть школьная перемена?» |
|
| ||
23 | Ключевые слова | 1 | У. н. з. |
| §16,упр78 |
|
| ||
24 | Основные признаки текста | 1 | У. н. з. |
| §17,упр81 |
|
| ||
25 | Текст и его стили | 1 | У. н. з. |
| §18,упр85 |
|
| ||
26 | Официально-деловой стиль | 1 | У. н. з. |
| §19,упр88 |
|
| ||
27 28 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 | Контрольный |
|
|
|
| ||
| Лексика. Культура речи. 14ч. | ||||||||
29 | Слово и его лексическое значение | 1 | Закреплен |
| §20,упр92 |
|
| ||
30 | Р.Р. Собирание материалов к сочинению. | 1 | РР |
| §21,упр.106 |
|
| ||
31 | Общеупотребительные слова | 1 | У. н. з. |
| §22,упр109 |
|
| ||
32 | Профессионализмы. | 1 | У. н. з. |
| §23,упр 112 |
|
| ||
33 | Диалектизмы | 1 | У. н. з. |
| §24,упр 118 |
|
| ||
34 35 | Р.Р. Изложение «Собиратель русских слов» | 2 | РР |
| Упр.119 подг. к изл. |
|
| ||
36 37 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | У. н. з. |
| §25,упр 123 Найти уст сл. |
|
| ||
38 | Новые слова (неологизмы). | 1 | У. н. з. |
| §26,упр 132 |
|
| ||
39 | Устаревшие слова | 1 | Усвоение новых знаний |
| §27,упр 133 |
|
| ||
40 | Словари | 1 | Усвоение новых знаний |
| §28,упр 138 Подготовить сообщение об одном из русских ученых-лингвистов |
|
| ||
41 | Повторение | 1 | Повторение |
| §20-28повт Упр 141 |
|
| ||
42 | Контрольная тестовая работа по лексике | 1 | Контрольный |
|
|
|
| ||
| Фразеология. Культура речи. 3ч. |
| |||||||
43 | Фразеологизмы
| 1 | Усвоение новых знаний |
| §29,упр 146 |
|
| ||
44 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 | Усвоение новых знаний |
| §30,упр 150 |
|
| ||
45 | Повторение изученного материала. Тест. | 1 | Контроль знаний |
| Упр 154 |
|
| ||
| Словообразование. Орфография. Культура речи. 28ч. | ||||||||
46 | Морфемика и словообразование | 1 | Закрепление. |
| §31,упр 157 |
|
| ||
47 | Морфемика словообразование | 1 | Закрепление |
| §31,упр 161 |
|
| ||
48 | Р.Р. Описание помещения | 1 | РР |
| §32,упр 167 |
|
| ||
49 | Основные способы образования слов в русском языке.
| 1 | Усвоение новых знаний |
| §33,упр 169 |
|
| ||
50 51 | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические
| 2 | Усвоение новых знаний |
| §33,упр 170 Подготовить устный рассказ о способах образования слов в русском языке |
|
| ||
52 | Этимология слов. | 1 | У. н. з |
| §34,упр 178 |
|
| ||
53 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | РР |
| §35,упр 181 списать текст, разделив на абзацы. (упр.183у) |
|
| ||
54 | Р.Р. Сочинение-описание помещения | 1 | РР |
|
|
|
| ||
55 | Буквы а и о в корне –кас---кос- | 1 | У. н. з |
| §36,упр 185 |
|
| ||
56 57 | Буквы о и а в корне –гар--гор- | 2 | У. н. з |
| §37,упр 188 |
|
| ||
58 | Буквы а - о в корне –зар--зор | 1 | У. н. з |
| §38,упр 193 |
|
| ||
59 | Буквы Ы-И после приставок. | 1 | У. н. з |
| §39,упр 199 |
|
| ||
60 | Гласные в приставках пре, при. | 1 | У. н. з. |
| §40,упр 202 |
|
| ||
61 62 | Значение приставки пре-и при- | 2 | Усвоение новых знаний |
| §40,упр 209, 210 |
|
| ||
63 | Трудные случаи правописания приставок пре- и -при | 1 | Закрепление |
| §40,упр 214 |
|
| ||
64 65 | Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта | 2 | Контроль знаний |
| Подг. к анализу к.д. |
|
| ||
66 | Соединительные О-Е в сложных словах | 1 | У. н. з. |
| §41,упр 216 |
|
| ||
67 | Сложносокращенные слова | 1 | У. н. з. |
| §42,упр 218 |
|
| ||
68 69 | Р.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 2 | РР |
|
|
|
| ||
70 | Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 | У. н. з. |
| §43,упр226 |
|
| ||
71 | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Закрепление. |
| Стр.126,упр233 |
|
| ||
72 73 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 | Контроль знаний |
| Упр.241. |
|
| ||
| Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.25ч. | ||||||||
74 75 | Повторение изученного об имени существительном. Имя существительное как часть речи | 2 | Повторение |
| §44,упр 243 §44,упр 245 |
|
| ||
76 | Р.Р. Как писать письма | 1 | РР |
| §44,упр 244 |
|
| ||
77 | Падежные окончания имени существительного | 1 | Закрепление |
| §44,упр253 |
|
| ||
78 79 | Разносклоняемые имена существительные | 2 | У. н. з. |
| §45,упр 255,257 |
|
| ||
80 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 | У. н. з. |
| §46,упр 260 |
|
| ||
81 | Р.Р. Как тебя зовут? Происхождение имен | 1 | РР |
| §46, упр263 |
|
| ||
82 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | У. н. з. |
| §47,упр 267 |
|
| ||
83 84 | Род несклоняемых имен существительных | 2 | У. н. з. |
| §48, упр 272 §48, упр 275 |
|
| ||
85 | Имена существительные общего рода | 1 | У. н. з. |
| §49,упр 277 |
|
| ||
86 | Морфологический разбор существительных. | 1 | У. н. з. |
| §50,упр 282 |
|
| ||
87 88 | Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям | 2 | РР |
| Упр.283. Упр.284. |
|
| ||
89 90 | НЕ с существительными. | 2 | У. н. з. |
| §51,упр 285 §51,упр 288 |
|
| ||
91 92 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик и -щик. | 2 | У. н. з. |
| §52,упр 292 |
|
| ||
93 | Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК | 1 | У. н. з. |
| §53,упр 299 |
|
| ||
94 | Гласные О-Е после шипящих.
| 1 | Усвоение новых знаний |
| §54,упр 303 графически обозначить орфограмму |
|
| ||
95 | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 | Закрепление. |
| §44-54 повт., упр 310 |
|
| ||
96 | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Закрепление |
| Стр.159,упр 314, подг. к к.д. |
|
| ||
97 98 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ контрольного диктанта. | 2 | Контроль знаний |
|
|
|
| ||
| Имя прилагательное. 24ч. | ||||||||
99 | Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном | 1 | Повторение |
| §55,упр 319 |
|
| ||
100 | Прилагательное как часть речи | 1 |
|
| §55,упр 320 |
|
| ||
101 | Р.Р. Описание природы | 1 | РР |
| §56,упр 326 |
|
| ||
102 103 | Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | У. н. з. |
| §57,упр 330 §57,упр 333 |
|
| ||
104 | Разряды имен прилаг-ых. Качественные прилагательн. | 1 | У. н. з. |
| §58,упр 341 |
|
| ||
105 | Относительные прилагательные | 1 | У. н. з. |
| §59,упр 345 |
|
| ||
106 107 | Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина | 2 | РР |
| Упр.347. |
|
| ||
108 | Притяжательные прилагательные | 1 | У. н. з. |
| §60,упр 349 |
|
| ||
109 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | У. н. з. |
| §61,упр 352 |
|
| ||
110 | Не с прилагательными. | 1 | У. н. з. |
| §62,упр 357 |
|
| ||
111 112 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 2 | Закрепление |
| §62,упр 359 §62,упр 361 |
|
| ||
113 | Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 1 | У. н. з. |
| §63,упр 362 |
|
| ||
114 | Р.Р. Устное сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | РР |
| Упр.364 |
|
| ||
115 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 | У. н. з. |
| §64,упр 365 |
|
| ||
116 117 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 2 | Закрепление |
| §64,упр 367 §64,упр 369 |
|
| ||
118 | Различение на письме суффиксов прилагательных-к- и -ск- | 1 | У. н. з. |
| §65,упр377 |
|
| ||
119 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | Усвоение новых знаний |
| §66,упр 380 Графически обозначить орфограммы |
|
| ||
120 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | Закрепление. |
| Стр.39,упр 387 |
|
| ||
121 122 | Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта | 2 | Контроль знаний |
|
|
|
| ||
| Имя числительное. 16ч. | ||||||||
123 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Усвоение новых знаний |
| §67,упр 396 Списать , определить части речи. |
|
| ||
124 | Простые и составные числительные | 1 | У. н. з. |
| §68,упр 399 |
|
| ||
125 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | У. н. з. |
| §69,упр 403 |
|
| ||
126 | Порядковые числительные | 1 | Усвоение новых знаний |
| §70,упр 406 дописать. 407 |
|
| ||
127 | Разряды количественных числительных | 1 | У. н. з. |
| §71,упр 409 |
|
| ||
128 129 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 | У. н. з. |
| §72,упр 412 §72,упр 414 |
|
| ||
130 131 | Дробные числительные Склонение дробных числительных | 2 | У. н. з. |
| §73,упр 418 §73,упр 420 |
|
| ||
132 | Собирательные числительные. | 1 | У. н. з. |
| §74,пр 423 |
|
| ||
133 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | У. н. з. |
| §75,упр 428 |
|
| ||
134 | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | 1 | Закрепление |
| Стр.62,упр 430 |
|
| ||
135 | Р.Р. Публичное выступление | 1 | РР |
| Упр.432. |
|
| ||
136 | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Закрепление |
| Упр 429 |
|
| ||
137 138 | Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта. | 2 | Контроль знаний |
|
|
|
| ||
| Местоимение. 24ч. | ||||||||
139 | Местоимение как часть речи. | 1 | У. н. з. |
| §76,упр 333 |
|
| ||
140 | Личные местоимения. | 1 | У. н. з. |
| §77,упр 338 |
|
| ||
141 | Особенности склонения личных местоимений | 1 | У. н. з. |
| §77,упр 340 |
|
| ||
142 | Возвратное местоимение | 1 | У. н. з. |
| §78,упр 347 |
|
| ||
143 | Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 | РР |
| Упр.448 |
|
| ||
144 | Вопросительные и относительные местоимения | 1 | У. н. з. |
| §79,упр 453 |
|
| ||
145 | Относительные местоимения | 1 | Закрепление |
| §79,упр 455. Ответить на вопрос: чем относительные местоимения отличаются от вопр-ых? |
|
| ||
146 | Неопределенные местоимения | 1 | У. н. з. |
| §80,упр 459 |
|
| ||
147 | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 | Закрепление |
| §80,упр 461 |
|
| ||
148 149 150 | Отрицательные местоимения | 3 | У. н. з. |
| §81,упр 463, 468,474 |
|
| ||
151 | Притяжательные местоимения. | 1 | У. н. з. |
| §82,упр 476, 478 |
|
| ||
152 153 | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 2 | Р.Р. |
| §83,упр 480 |
|
| ||
154 | Указательные местоимения | 1 | У. н. з. |
| §84,упр 482, 485 |
|
| ||
155 | Определительные местоимения | 1 | У. н. з. |
| §85,упр 489 |
|
| ||
156 157 | Р.Р. Сочинение - рассказ по воображению. | 2 | РР |
| Упр.494. |
|
| ||
158 | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 | У. н. з. |
| §86,87,упр 495 |
|
| ||
159 160 | Повторение изученного по теме «Местоимение». Подготовка к контрольному диктанту | 2 | Закрепление |
| Стр.97,упр 505
|
|
| ||
161 162 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» Анализ контрольного диктанта. | 2 | Контроль знаний |
|
|
|
| ||
| Глагол. 29ч. | ||||||||
163 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | Повторение |
| §88,упр 509 |
|
| ||
164 | Личные окончания глаголов | 1 | Закрепл |
| §89,упр 515 |
|
| ||
165 | Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением. | 1 | РР |
| Упр.517. |
|
| ||
166 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | У. н. з. |
| §89,упр 523 |
|
| ||
167 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | У. н. з. |
| §90,упр 530 |
|
| ||
168 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1 | У. н. з. |
| §91,упр 539 |
|
| ||
169 170 | Р.Р. Сжатое изложение. | 2 | РР |
| Упр.542 |
|
| ||
171 172 | Условное наклонение. | 2 | У. н. з. |
| §92,упр 543 §92,упр 545 |
|
| ||
173 | Повелительное наклонение | 1 | У. н. з. |
| §93,упр 548 |
|
| ||
174 | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 | Закрепление |
| §93,упр 551 |
|
| ||
175 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 | У. н. з. |
| §93,упр 558 |
|
| ||
176 | Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 | РР |
| Упр.461. |
|
| ||
177 178 | Употребление наклонений глагола
| 2 | У. н. з. |
| §94,упр 563 §94,упр 568 |
|
| ||
179 | Безличные глаголы | 1 | У. н. з. |
| §95,упр 569 |
|
| ||
180 | Безличные глаголы в текстах художественной литературы | 1 | Закрепление |
| §95,упр 575 |
|
| ||
181 | Морфологический разбор глагола | 1 | У. н. з. |
| §96,упр 576 |
|
| ||
182 183 | Р.Р Рассказ на основе услышанного | 2 | РР |
| §97,упр 578 |
|
| ||
184 185 186 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 3 | Усвоение новых знаний |
| §98,упр 579 §98,упр 584 §98,упр 580 |
|
| ||
187 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 | Повторение |
| Стр.138,упр 588 |
|
| ||
188 | Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол» | 1 | Повторение |
| Составить рассказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного наклонения (6-8 предложений) по данному началу: «Весна! Весна! И все ей рады...» |
|
| ||
189 | Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Повторение |
| Стр.140,упр 592 |
|
| ||
190 191 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | 2 | Контроль знаний |
|
|
|
| ||
| Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. 13ч. | ||||||||
192 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках
| 1 | Повторение |
| §99,упр 595 |
|
| ||
193 | Орфография. | 1 | Повтор |
| §100,упр 597 |
|
| ||
194 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 | Повторение |
| §100,упр 607 |
|
| ||
195 | Пунктуация. | 1 | Повторение |
| §101,упр 609 |
|
| ||
196 197 | Р.Р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. | 2 | РР |
| Упр.610 |
|
| ||
198 | Лексика и фразеология. | 1 | Повтор |
| §102,упр 611 |
|
| ||
199 200 | Итоговый контрольный диктант и его анализ. | 2 |
|
|
|
|
| ||
201 | Словообразование. | 1 | Повторение |
| §103,упр 617 |
|
| ||
202 | Морфология. | 1 | Повторение |
| §104,упр 619 |
|
| ||
203 | Синтаксис. | 1 | Повторение |
| §105упр 620 |
|
| ||
204 | Занимательный урок грамматики | 1 | Итоги года |
| Упр 621 |
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Книгопечатная продукция
1) Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
3) Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
4) Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
5) М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
6) Граник Г. Г. Секреты орфографии. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
7) А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
8) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс. Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
9) Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
10)Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: Книга для учителя. Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение,2004.
11) Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008.
12) Русский язык VI класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2013.
13) Обучение русскому языку в VI классе. Методические рекомендации к учебнику для VI класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2014.
14) Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.
15) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Планируемые результаты изучения курса русского языка
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
21