Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачакасинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.П. Петрова” Канашского района Чувашской Республики
«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
Протокол № от _________О.М. Давыдова «Ачакасинская ООШ»
«__»_________2017 г. «___»_________2017 г. ___________Э.Л. Кротова
Руководитель ШМО Приказ № «__» от _______2017 г.
________О.М. Давыдова
Рабочая программа
по русскому языку
основного общего образования
для 7 класса
Срок реализации – 2017-2018 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку к учебнику для образовательных организаций: Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева «Русский язык 7 класс »-М.: ООО « Русское слово», 2017 г.
Составила: И.В.Зайцева
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Обучающийся научится:
- формы речи, основные их признаки;
- признаки стилей речи (в рамках изученного); типы речи
- признаки текста (целостность, связность, законченность, членимость, заглавие или его возможность, тема и основная мысль);
- строение текста;
- самостоятельные части речи ( причастие, деепричастие), их грамматические признаки
- служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова, их отличие от самостоятельных частей речи
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать изученные в 7 классе самостоятельные части речи (причастие, деепричастие) и служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова;
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки изученных частей речи и проводить их морфологический разбор;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте
- производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
- осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
- совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
- уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
- анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
- подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
- самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных стилей и типов..
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные), пользоваться всеми видами словарей.
Содержание учебного предмета
Введение. Русский язык в современном мире
РЕЧЬ
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ
Фонетика. Орфоэпия.
Морфемика. Словообразование.
Лексика и фразеология.
Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.
Синтаксис и пунктуация.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
ПРИЧАСТИЕ
Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий.
Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.
Употребление деепричастий в речи.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
ПРЕДЛОГ
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
СОЮЗ
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Правописание союзов.
Употребление союзов в речи.
ЧАСТИЦА
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание частиц.
Употребление частиц в речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
4. Тематическое планирование по русскому языку
№ урока | Наименование тем уроков | Количество часов |
1 | Введение. Русский язык в современном мире. | 1 |
| Речь | |
2 | Текст. Тема широкая и узкая. | 1 |
3 | Простой и сложный план. | 1 |
4 | РР. Чтение – основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать? | 1 |
5 | Типы и стили речи. | 1 |
6 | Научно-учебный и научно-популярный стили речи. | 1 |
7 | РР. Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге по выбору учащихся. (стр.45 или 47) | 1 |
8 | Обобщение и систематизация материала по теме «Речь». | 1 |
9 | Проверочная работа по теме «Речь» | 1 |
| Повторение изученного в 5 – 6 классах | |
10 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 |
11 | РР. Обучающее изложение «Советы о ведении диалога» (стр.61) | 1 |
12 | Морфемика. Словообразование. | 1 |
13 | Лексика. Фразеология. | 1 |
14 | РР. Комплексный анализ стихотворения Н.Рубцова. | 1 |
15 | Морфология. Части речи. | 1 |
16 | Имя существительное | 1 |
17 | Имя прилагательное | 1 |
18 | Глагол как часть речи | 1 |
19 | Спряжение глагола | 1 |
20 | Местоимение | 1 |
21 | Имя числительное | 1 |
22 | Наречие как часть речи | 1 |
23 | Правописание наречий | 1 |
24 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
25 | РР. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина | 1 |
26 | РР Написание контрольного изложения | 1 |
27 | Обобщение по теме « Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 |
28 | Контрольный диктант по теме «« Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 |
29 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Причастие | |
30 | Причастие как часть речи | 1 |
31 | Причастие как часть речи. | 1 |
32 | Признаки прилагательного и глагола у причастия. | 1 |
33 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 |
34 | Причастный оборот. | 1 |
35 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 1 |
36 | Действительные и страдательные причастия. | 1 |
37 | Образование действительных причастий настоящего времени. | 1 |
38 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 |
39 | РР. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1 |
40 | РР. Написание контрольного сочинения. | 1 |
41 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
42 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
43 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | 1 |
44 | Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях прошедшего времени. | 1 |
45 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. Тест. | 1 |
46 | Гласные перед –НН- в страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 |
47 | Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
48 | РР Сочинение-рассуждение по исходному тексу (из воспоминаний Н.Толстого) (стр. 138) | 1 |
49 | Полные и краткие причастия. | 1 |
50 | Морфологический разбор причастия. | 1 |
51 | Причастия и отглагольные прилагательные. Письмо по памяти (стр.191) | 1 |
52 | Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 |
53 | Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных частей речи. Тест | 1 |
54 | Написание НЕ- с причастиями. | 1 |
55 | Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Тест | 1 |
56 | Употребление причастий в речи. | 1 |
57 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие» | 1 |
58 | Контрольный диктант по теме «Причастие» с языковым анализом текста. | 1 |
59 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
60 | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» (стр. 164) | 1 |
| Деепричастие | |
61 | Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия | 1 |
62 | Написание НЕ- с деепричастиями. | 1 |
63 | Деепричастный оборот. | 1 |
64 | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | 1 |
65 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 1 |
66 | Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида | 1 |
67 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 |
68 | Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие» | 1 |
69 | Употребление деепричастий в речи. | 1 |
70 | РР. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» (стр.183-184) | 1 |
71 | РР. Написание сжатого изложения. | 1 |
72 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». | 1 |
73 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 |
74 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Служебные части речи. Междометия. | |
75 | Служебные части речи. Междометия. | 1 |
| Предлог | |
76 | Предлог как служебная часть речи. | 1 |
77 | Значения предлогов. | 1 |
78 | Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. | 1 |
79 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 |
80 | Основные различия производных и непроизводных предлогов. | 1 |
81 | Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. | 1 |
82 | Морфологический разбор предлога. | 1 |
83 | РР. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» (стр. 201) | 1 |
84 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. | 1 |
85 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 |
86 | Употребление предлогов в речи | 1 |
87 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». | 1 |
88 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 |
89 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Союз | |
90 | Союз как служебная часть речи. | 1 |
91 | Простые и составные союзы. | 1 |
92 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 |
93 | Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов. | 1 |
94 | Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами. | 1 |
95 | Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами. | 1 |
96 | Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов. | 1 |
97 | Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами. | 1 |
98 | Морфологический разбор союза. | 1 |
99 | Слитное и раздельное написание союзов. | 1 |
100 | Слитное и раздельное написание союзов | 1 |
101 | Союзы и омонимичные слова других частей речи. | 1 |
102 | Союзы и союзные слова. | 1 |
103 | Употребление союзов в речи. | 1 |
104 | РР. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова (стр229-230) | 1 |
105 | РР Написание контрольного сжатого изложения. | 1 |
106 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». | 1 |
107 | Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 |
108 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Частица | |
109 | Частица как служебная часть речи. | 1 |
110 | Разряды частиц. | 1 |
111 | Формообразующие частицы. | 1 |
112 | Смысловые частицы | 1 |
113 | Раздельное написание частиц. | 1 |
114 | Дефисное написание частиц. | 1 |
115 | Значение частиц НЕ и НИ. | 1 |
116 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ- | 1 |
117 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 |
118 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 |
119 | Морфологический разбор частицы. | 1 |
120 | Употребление частиц в речи | 1 |
121 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». | 1 |
122 | Контрольный диктант по теме «Частицы» | 1 |
123 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
124 | РР Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. (стр.256) | 1 |
| Междометия и звукоподражательные слова | |
125 | Междометие как особый разряд слов. | 1 |
126 | Знаки препинания при междометиях. | 1 |
127 | Звукоподражательные слова. | 1 |
128 | РР Лингвистическая сказка, герои которой – междометия. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
| Повторение изученного в 7 классе | |
129 | Причастие. Образование и правописание причастий. | 1 |
130 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 |
131 | Деепричастие. Образование и правописание деепричастий. | 1 |
132 | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | 1 |
133 | Правописание предлогов, союзов, частиц | 1 |
134 | Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе | 1 |
135 | Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». | 1 |
136 | Анализ контрольной работы. | 1 |
12