СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы, темы урока | Всего часов | Из них на выполнение практической части программы | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Домашнее задание | Дата проведения | ||
Р/р | К/Р | План | Факт | |||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
|
| Коллективная, самостоятельная | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем). |
|
|
| Повторение | 10 | 2 | 1 |
|
|
|
|
|
|
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы. |
|
|
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова) |
|
|
4 | Лексика и фразеология. | 1 |
|
| Практическая, творческая | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 (списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы, объяснить лексическое значение). Из художественных произведений привести примеры употребления диалектных, профессиональных, устаревших слов, жаргонизмов. Тест №1, с.4 |
|
|
5 | Фонетика и орфография. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 18 (списать, расставить знаки препинания, выполнить фонетический раз бор, найти слова в переносном значении). Упр. 21 (определить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) |
|
|
6 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» | Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора, умение составлять слова по заданным схемам | Упр. 26 (списать, обозначить орфограммы в корне, выполнить синтаксический разбор). С.14,вопросы. Упр. 30 (сгруппировать слова по видам орфограмм). Индивидуальное задание: упр. 28 (составить план доклада о М. В. Ломоносове) |
|
|
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слов. | 1 |
|
| Практическая | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 34 (сгруппировать слова по видам орфограмм, выполнить морфологический разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языковые средства, списать) |
|
|
8 | Р/р Текст. Стили русского литературного языка. | 1 | 1 |
| Практическая | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 45 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) |
|
|
9 | Р /р Сочинение по картине. | 1 | 1 |
| Практическая, творческая | Написание сочинения по картине И. Бродского «Летний сад осенью» | Совершенствование умения описывать картину |
|
|
|
10 | Контрольный диктант. | 1 |
| 1 | Практическая, самостоятельная | Диктант с грамматическим заданием |
| Тест №2, с. 5 |
|
|
11 | Анализ контрольного диктанта.
| 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Работа по карточкам, Индивидуальная работа ИКТ |
| Тест №3,4, с.6-7 |
|
|
| Морфология. Орфография. Культура речи Причастие
|
38 |
7 |
2 |
|
|
|
|
|
|
12 | Повторение изученного о глаголе. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Выборочный диктант, изложение-миниатюра | Умение применять полученные ранее знания на практике | Упр. 43 (графически объяснить написание окончаний глаголов) |
|
|
13 14 | Причастие как часть речи. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями. | § 9. Упр. 56 Упр. 57
|
|
|
15 | Р/р Публицистический стиль. | 1 | 1 |
| Практическая, творческая | Работа с текстами | Уметь определять текст публицистического стиля | Упр. 62 (составить выступление-обращение), упр. 63 |
|
|
16 | Склонение причастий. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. Тестирование на компьютере. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их |
|
|
17
| Р/р Публичное выступление. | 1 | 1 |
| Самостоятельная творческая | Устное сочинение | Совершенствоватьумение составлять текст определённого стиля |
|
|
|
18 | Склонение причастий. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, | Склонение причастий, определение падежа. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 69 (списать, причастия поставить в нужном падеже) |
|
|
19 20 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §12. Упр. 70 (выписать предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания). Подготовить связный рассказ о роли причастия в словосочетании Тест №1, с.9 |
|
|
21 | Р/р Описание внешности человека. | 1 | 1 |
|
| Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Сочинение-описание «Литературный портрет друга» |
|
|
22-23
| Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) |
|
|
24-25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16. Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы к причастиям |
|
|
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §17. Упр. 99 (заменить глаголы действительными причастиями, составить предложения с причастными оборотами). Стр. 26-44, выучить словарные слова; индивидуальное задание: упр. 100 (прочитать, составить вопросный план текста, найти в тексте причастия, ключевые слова текста) |
|
|
27 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 18. Упр. 101 |
|
|
28 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §18. Упр.104 (заменить сложное предложение простым с причастным оборотом, расставить знаки препинания, определить разряд причастий, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения) |
|
|
29 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Словарный, распределительный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §19. Упр. 108 (образуйте причастия, составьте предложения с однородными членами) Тест № 2, вариант №2,3; с.14-15 |
|
|
30 | Краткие страдательные причастия. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная | Тест. Выборочный . диктант | Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте, определять их синтаксическую роль | §15. Упр. 89 (подчеркнуть причастия и причастные обороты как члены предложения) |
|
|
31 | Морфологический разбор причастия. | 1 |
|
| Практическая | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) |
|
|
32 | Контрольный диктант. | 1 |
| 1 | Практическая, самостоятельная |
|
|
|
|
|
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
|
| Практическая |
| Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях | С.54-55, Тест №3 вариант №2,3,4; С.18-21 |
|
|
34-35 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Тест на компьютере. Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §24. Упр. 136 (озаглавить, определить стиль, основную мысль, разделить на абзацы, списать, обозначить орфограммы, подготовить связный ответ по таблице Составить диктовку на изученную орфограмму из 20-25 слов |
|
|
36-37 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Тест на компьютере. Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §21. Упр. 118 (обозначить условия выбора орфограммы) |
|
|
38 | Н и НН в кратких причастиях. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §22. Упр. 124 (при списывании заменить неопределенную форму глагола полными или краткими страдательными причастиями, графически объяснить орфограмму). Индивидуальное задание: написать продолжение текста в публицистическом стиле |
|
|
39-40 | Р/р Выборочное изложение | 2 | 2 |
|
|
|
| |
|
|
41-42 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Составление таблицы «НЕ с причастием», тест на компьютере. | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | Тест №6, вариант 2,3,4 на с.30-33 Упр.137 |
|
|
43 44 | Р/р Сочинение «Мой знакомый» | 2 | 2 |
|
| Сочинение |
| §21-24, повторить |
|
|
45 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант, Тестирование на компьютере | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §25. Упр. 142 (классифицировать слова по орфограммам). Тест №7, вариант 2,3 на с.35-37 |
|
|
46- 47
| Повторение изученного о причастии | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа с текстами разных стилей и жанров. Тестирование на компьютере | Систематизация знаний о причастии | Упр. 158 (привести примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. С. Пушкина). |
|
|
48 | Контрольный диктант | 1 |
| 1 | Практическая, самостоятельная, | Диктант с грамм. заданием |
| Повторить изученные орфограммы и словарные слова |
|
|
49 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
|
| Работа над ошибками |
| Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 (прочитать, сформулировать основную мысль текста) Тест № 8, вариант 2,3,4 на с. 40-43 |
|
|
| Деепричастие | 9 | 2 | 1 |
|
|
|
|
|
|
50 | Понятие о деепричастии | 1 |
|
| Практическая | Объяснительный диктант | Умение находить деепричастия в тексте | §26.Упр. 161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий) |
|
|
51
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, исследовательская | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте | §27.Упр. 166 (заменить глаголы деепричастиями, причастиями, расставить знаки препинания). Найти в повести Н. В. Гоголя предложения с деепричастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи |
|
|
52 | НЕ с деепричастиями | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере | Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §28. Упр. 173 (списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связный рассказ о деепричасти. Тест №1 вариант 2,3,4 на с.43-46 |
|
|
53 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 |
|
| Практическая самостоятельная | Диктант «Проверь себя» | Формирование орфографических навыков | §29. Упр. 175, списать, заменить глаголы деепричастиями несовершенного вида. По упр. 175 составить текст. Тест 32, вариант 2,3 на с.46-48 |
|
|
54-55 | Р/р Сочинение по картине «Вратарь» | 2 | 2 |
| Практическая, творческая | Написание сочинения | Совершенствование умения описывать картину, употреблять деепричастия | |
|
|
56 | Морфологический разбор деепричастия | 1 |
|
| Практическая, работа на компьютере | Редактирование текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | Сочинение-миниатюра «Зимние забавы» с использованием деепричастий. Тест №3, вариант 3,4 на с.53-54 |
|
|
57 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 |
|
| Самостоятельная, практическая, творческая | Работа на компьютере, работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | Тест №4, вариант 2,3,4 на с. 57-60 |
|
|
58 | Контрольный диктант | 1 |
| 1 | Самостоятельная, практическая | |
| § 26-31, повторить |
|
|
| Наречие | 25 | 6 | 1 |
|
|
|
|
|
|
59 | Наречие как часть речи | 1 |
|
|
| Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | Списать, подчеркнуть наречия как члены предложения, подобрать к ним синонимы, составить предложения, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов |
|
|
60 | Смысловые группы наречий. | 1 |
|
| Практическая, творческая, самостоятельная | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. | Составить связный рассказ о группах наречий по значению. Тест №2 вариант 2,3 на с. 66-67 |
|
|
61, 62 | P/р Сочинение в форме дневниковых записей | 2 | 2 |
| Творческая | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | Формирование умения писать сочинения в жанре дневниковых записей | Повторить материал о степенях сравнения имён прилагательных. |
|
|
63 64 | Степени сравнения наречий | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, исследовательская | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. | Разделить текст на абзацы, записать один из них, поставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. Найти в словаре наречия, от которых можно образовать формы степеней сравнения |
|
|
65 | Морфологический разбор наречия. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Формирование навыка морфологического разбора наречия | Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи. Упр. 218 |
|
|
66, 67 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Не с наречиями. | Графически объяснить правописание НЕ с наречием. Упр. 226, 224 (устно) |
|
|
68 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? Тест на компьютере | Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- | Составить 9 словосочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфограмму, упр. 231, тест №3, вариант 2,3,4 на с. 70-73 |
|
|
69, 70 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Н-НН в наречиях | Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму. Упр. 236. Тест №4, вариант 2,3,4 на с.74-77 |
|
|
71, 72 | Р/р Сочинение-описание | 2 | 2 |
| Творческая | Сочинение о труде «Учимся работать». Заметка в газету | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | Сочинение |
|
|
73 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. Тест на компьютере | Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | Распределить слова по группам, составить диктовку из 30 слов на изученную орфограмму. |
|
|
74 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | Формирование навыка написания букв О-А на конце наречий | Из толкового словаря выписать по 3 слова с разными приставками, придумать с ними предложения |
|
|
75-76 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Тест на компьютере. Словарная диктовка | Формирование навыка написания наречий через дефис | Составить связный рассказ о правописании наречий с дефисом. Тест №5, вариант 3,4 на с.79-80. Упр. 255 |
|
|
77-78
| Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере, словарная | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». Тест на компьютере | Формирование навыка слитного и раздельного написания наречий, обогащение словарного запаса. | Заполнить таблицу своими примерами, запомнить написание слов в рамках на с. 119-120. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 262 |
|
|
79 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Выборочный диктант, работа по перфокартам, тест на компьютере | Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях | Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими примерами, составить связный рассказ на основе таблицы |
|
|
80-81 | Р/р Подробное изложение | 1 | 2 |
| Творческая | Изложение текста (упр.248) | Формирование умения писать изложение | |
|
|
82 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие» | 1 |
|
|
| Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | Написать сочинение-этюд по первой строчке из миниатюр М. М. -Пришвина («Опять блистательное утро», «Сирень цветет», «Никогда не поздно посадить деревце»), употребить наречия. Тест №6, вариант 2,3,4 на с. 82-84 |
|
|
83 | Контрольный диктант | 1 |
| 1 |
| Диктант с грамматическим заданием |
|
|
|
|
84-85 | Категория состояния | 2 |
|
| Коллективная, самостоятельная |
| Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | Упр. 278, 279, тест на с. 85-88. |
|
|
| Служебные части речи. Культура речи |
|
|
|
| . |
| . |
|
|
86 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
|
| Самостоятельная практическая работа | Работа с текстом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | § 47, написать миниатюру «Утро в селе», подчеркнуть служебные части речи |
|
|
| Предлог | 8 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
87 | Предлог как часть речи. | 1 |
|
| Самостоятельная, практическая работа | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | §48. Упр. 288 (прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, составить план; списать, выделить предлоги) |
|
|
88 | Употребление предлогов. | 1 |
|
|
| Предупредительный диктант. Редактирование текста | Знания о многозначности предлогов. Формирование орфографических умений и навыков | § 49. Упр. 294 (составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги) |
|
|
89 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 |
|
| Практическая работа | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 50. Упр. 302 (исправить ошибки, указать их вид) |
|
|
90 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 |
|
| Самостоятельная, практическая | Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов) Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически | Умение отличать простые и составные предлоги | §51. Упр. 304 (выписать предложные словосочетания с зависимыми словами; сделать анализ текста по вопросам) § 47-53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием (не) смотря и производным предлогом (не) смотря на Тест №1, вариант 2,3 на с.91-92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
91, 92 | Р/р Сочинение на лингвистическую тему | 2 | 2 |
|
|
| Умение писать сочинение на лингвистическую тему. Совершенствование навыка доказывать, аргументировать делать выводы |
|
|
|
93, 94 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 |
|
| Практическая и самостоятельная работа. Работа на компьютере | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 (выписать словосочетания с производи, предлогами, затем остальные). Составить таблицу «Различайте написания деепричастий и предлогов» Тест №2, вариант 3,4 на с.96-97 |
|
|
| Союз | 12 | 2 | 1 |
|
|
|
|
|
|
95 | Союз как част речи. Простые и составные союзы. | 1 |
|
|
| Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 54. Упр. 315 (определить тип речи, стиль текста, разделить на абзацы, списать, определить роль союзов) § 55. Упр. 318 (списать, расставить знаки препинания, определить роль союзов). Упр. 319 (составить 10 предложений с составными союзами) |
|
|
96 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §56. Упр. 323 (списать, расставить пропущенные запятые, подчеркнуть однородные члены и основы сложных предложений, построить схемы предложений) |
|
|
97 | Запятая перед союзами в сложном предложении | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | § 57. Упр. 326 (составить предложения по схемам) |
|
|
98 | Сочинительные союзы | 1 |
|
| Практическая, творческая | Предупредительный диктант | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | §58. Упр. 331 (составить предложения по схемам, выписать из стихотворений А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер» четверостишия с повторяющимися союзами, определить, какую роль они выполняют) |
|
|
99 | Подчинительные союзы | 1 |
|
| Практическая, творческая | Конструирование предложений | Умение находить подчинительныесоюзы в предложении и определять их роль | §59. Упр. 337 (списать, расставить знаки препинания, определить значения союзов) Тест №1, вариант 2,4 на с. 99-102 |
|
|
100 | Морфологический разбор союза. | 1 |
|
| Практическая | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Формировать навыки морфологического разбора союза | Упр. 340, используя схемы, составить текст «Мои любимые книги», подготовить устный ответ на тему Тест 3 2, вариант 3,4 на с. 105-107 |
|
|
101, 102, | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». Тест на компьютере | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 61. Упр. 345 (списать, расставить знаки препинания, сгруппировать слова по видам орфограмм) |
|
|
103, 104,
| Р/р Сочинение публицистического стиля о пользе чтения | 2 | 2 |
| Творческая |
|
|
|
|
|
105 | Обобщение сведений о предлогах союзах. | 1 |
|
|
| Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле | Систематизация знаний | §54-61. Упр. 355 (прочитать миниатюру вслух, списать, расставить знаки препинания, указать предлоги и союзы) Тест № 3, вариант 2,3,4 на с. 109-112 |
|
|
106 | Контрольный диктант | 1 |
| 1 |
| Диктант с грамматическим заданием |
| § 54-61 |
|
|
| Частица | 21 | 4 | 1 |
|
|
|
|
|
|
107 | Частица как часть речи.
| 1 |
|
| Практическая | Определить значение частиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §62. Упр. 359 (переписать, расставить знаки препинания, определить значение частиц). Упр. 358 (на основе данного текста составить собственный, используя в тексте частицы)
|
|
|
108, 109,
| Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | § 62. Сочинение-миниатюра «Если бы я был...» |
|
|
110, 111
| Модальные частицы. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §64. Упр. 367 (списать, выделить частицы, выразительно прочитать предложения) |
|
|
112, 113,
| Раздельное и слитное написание частиц. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Свободный диктант. Работа с текстом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §65. Упр. 378 (списать, определить, где то является частицей, место-имением, суффиксом, союзом) |
|
|
114 | Морфологический разбор частиц. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §66. Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи») |
|
|
115 | Отрицательные частицы. | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §67. Упр. 387 (списать, объяснить написание частицы НЕ; составить предложения, которые имели бы утвердительный смысл) Тест №1, вариант 2,3,4 на с. 113-115 |
|
|
116, 117,
| Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Диктант «Проверяю себя», тестирование на компьютере, работа по перфокартам. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §67. Упр. 389 (составить и записать предложения, используя слова для справок). Составить предложения или текст, употребив следующие выражения: как н... торопились; как н... старались; н... один человек; н... раз говорил; н... разу н... удалось; н... днём н... ночью; во что бы то н... стало |
|
|
118, 119,
| Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | 2 |
|
|
| Умение выстраивать схему текста-повествования. |
|
|
|
120 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки, работа на компьютере | Умение различать частицу и приставку НЕ | §68. Упр. 394 (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку НЕ графически обозначить). Составить связный рассказ о правописании частицы НЕ |
|
|
121 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | Умение различать частицу и приставку НИ | §69. Упр. 406 (списать, расставить знаки препинания, обозначить условия выбора НЕ и НИ). Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 (подготовьтесь с словарному диктанту). Используя таблицу, подготовить материал о том, как различать НЕ-НИ |
|
|
122, 123 | Р/р Контрольное сочинение | 2 | 2 | 2 |
| Сочинение |
| Повторить правила правописания НЕ и НИ. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ |
|
|
124 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 |
|
| Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к зачёту |
|
|
125 | Контрольный диктант | 1 |
| 1 |
| Диктант с грамматическим заданием |
| С. 183-184 (повторить) |
|
|
126 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
|
| Работа над ошибками |
| Составить словарный диктант «Мои ошибки» |
|
|
127-128 | Междометие | 2 |
|
| Практическая, творческая | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §70. Упр. 416 (списать, подчеркнуть междометия, употреблённые в значении других частей речи). Подготовить устное высказывание о группах междометий на основе таблицы |
|
|
| Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах | 5 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
129 | Р/р Текст. Стили речи | 1 | 1 |
| Практическая | Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Тест на с. 126, вариант 2 |
|
|
130 | Морфология и орфография | 1 |
|
| Практическая | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 444 (списать графически выделить орфограммы, выполнить морфологический разбор одной из частей речи). |
|
|
131 | Синтаксис и пунктуация | 1 |
|
| Практическая | Работа с текстом | Отработка навыков синтаксического и пунктуационного разбора | Упр. 423 (доказать, что это текст-рассуждение, сгруппировать орфограммы и пунктограммы) |
|
|
132 | Контрольная работа | 1 |
| 1 |
| | Контрольная работа в формате ОГЭ | |
|
|
133 | Анализ работ |
|
|
|
| |
|
|
|
|
134 | Резервный урок (на развитие речи) |
|
|
|
| |
| |
|
|
135 | Резервный урок (на развитие речи) |
|
|
|
| |
| |
|
|
136 | Резервный урок |
|
|
|
| |
| |
|
|
ИТОГО 136 28 10
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения и календарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения русскому языку в 7 классе
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи организации учебной деятельности:
- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
- развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
- совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане для изучения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю). Программа рассчитана на 34 учебных недели.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии реализации метапредметных связей.
- Технологии дифференцированного обучения.
- Технология проблемно-диалогического обучения.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Обучение в сотрудничестве.
- Исследовательские технологии обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
Типы уроков
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- анализ текстов разных функциональных стилей
- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности обучающихся на уроке
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
-аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;
- составление опорных схем и таблиц;
-работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей.
Приоритетные виды и формы контроля
Итоговая проверка и оценка уровня языкового развития обучающихся проводится в конце каждой четверти и учебного года.
На изучение материала – 136 часов.
На развитие речи – 28 часов.
Контрольные диктанты – 8 часов, контрольное сочинение-2 ч.
1.Входящий контроль: диктант.
2. Промежуточный контроль: контрольная работа по итогам полугодия в форме диктанта с языковым анализом текста.
3. Текущий контроль:
Контрольные работы по разделам:
«Повторение изученного в 6 классе», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи» в форме диктанта с языковым анализом текста;
творческие работы: сочинение по картине, изложение текста с использованием разных типов речи.
4. Итоговый контроль: контрольная работа в форме ОГЭ.
Формы контроля:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-проверка знаний при помощи тестов;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм;
-контрольное списывание;
- зрительные диктанты
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
В состав УМК курса русского языка в 7 классе входят:
- Учебники русского языка для 7 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба /под редакцией Н.М. Шанского, 2011г.)
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО,2011.
- Методические рекомендации к учебнику русского языка 7 класса: пособие для учителей/Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2012.
- Раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
- Тексты по русской культуре.
- Репродукции картин русских художников для работы по развитию речи.
- Использование технических средств, СМИ и Интернета.
- Учебные словари: Орфографический, Орфоэпический, Толковый, Иностранных слов, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Фразеологический, Словарь пословиц и поговорок.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. диктантов | Развитие речи |
Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | - | - |
Повторение изученного в5- 6 классах. | 10 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | 38 | 2 | 7 |
Деепричастие. | 9 | 1 | 2 |
Наречие. | 25
| 1
| 6
|
Категория состояния. | 2 | - | - |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. Союз. Частица. |
8 12 21 |
- 1 1 |
2 2 4 |
Междометие. | 2 | - | - |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | 5 | 1 | 1 |
Резервные уроки | 3 | - | 2 |
ИТОГО | 136 | 8 | 28 |
Содержание программы
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение пройденного в V-VI классах (8 ч+2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие (31 ч + 7 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесенá, принесенó, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (7 ч+2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного виды и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (19 ч+6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог (6 ч+2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (10ч+2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и разделительные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (17 ч+4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в VII классе (4 ч+1 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс VII класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Список литературы для учащихся
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО,2013.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского - М.: Русский язык, 2005.
3.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- М.: Русский язык, 2005.
4.Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- М.: Русский язык, 2006.
5.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/М.: Русский язык, 2005.
6.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- М.: Русский язык, 2005.
7.Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- М.: Русское слово, 2006.
8.Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- М.: Русский язык, 2006.
9.Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов /М.: Русский язык, 2005.
10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина - М.: Русский язык, 2006.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов - М.: Русский язык, 2006.
Список литературы для учителя
1. Методические рекомендации к учебнику русского языка 7 класса: пособие для учителей/Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2012.
2.Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9кл.: Кн. для учителя. – М.:1999.4. Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: 2001.
3. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д.: 2009.
4. Долбилова Ю.В. Нестандартные и игровые уроки по русскому языку 5-8 классы. – Ростов н/Д.: 2011.
5.Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания в помощь учителю. - М.: 2009.
6.Казбек-Казиева М.М. Подготовка к Олимпиадам по русскому языку.5-11 классы.- М.: 2008.
7.Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.
8. Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты 5 – 9 классы – М.: ЮВЕНТА, 2007.
9.Львов В.В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5-9 классы. – М.: 2011.
10. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка 7 класс.- М.:2002 .
11.Розенталь Д.Э. Русский язык в упражнениях для поступающих в вузы. – М.: 2010.
12. Сенина Н. А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс. – М.: 2009.
13.Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку – М.: Экзамен, 2010.
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» - программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
2. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Интернет-ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
3. Мир слова русского http://www.rusword.org
4. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
5. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
6. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
7. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной http://www.saharina.ru