Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «нижегородский автомеханический техникум»
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ производственного подразделения
Специальность 13.02.11
«Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования»
Нижний Новгород - 2013 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией «ОГСЭ Протокол №_______________ От «__1__» август 2013 г. | Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» |
Председатель:__________ Балашов Н.С. | Заместитель директора по учебной работе_______________Малкина Г.Н |
| |
Автор:____________________ Дорогова М.К. – преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ» |
Рецензенты: _______________ Краева Т.М. – преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 21 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 25 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям ) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Организация деятельности коллектива исполнителей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения;
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей;
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессии слесарь-электрик по ремонту транспортного электрооборудования, при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. Уровень образования: среднее (полное) общее.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования и организации работы структурного подразделения;
- участия в анализе работы структурного подразделения;
уметь:
- составлять планы размещения оборудования и осуществлять организацию рабочих мест;
- осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, качества работ, эффективного использования технологического
оборудования;
- принимать и реализовывать управленческие решения;
- рассчитывать показатели, характеризующие эффективность работы производственного подразделения, использования основного и
вспомогательного производств;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
знать:
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- принципы делового общения в коллективе;
- психологические аспекты профессиональной деятельности;
- аспекты правого обеспечения профессиональной деятельности;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- нормирование труда;
- производственно-хозяйственную деятельность;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации-
- методы расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации ;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования.
1.3 Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 288 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 216 час,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 144 час;
самостоятельной работы обучающегося – 72 часа;
учебной практики – 72 час.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация деятельности коллектива исполнителей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения |
ПК 3.2. | Организовывать работу коллектива исполнителей |
ПК 3.3. | Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ.03
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. | Раздел 1. Управ-ление коллективом исполнителей производственных работ | 33 | 18 | 6 | 20 | 9 | 10 | 72 | - |
ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. | Раздел 2. Организация производственных работ | 74 | 36 | 14 | 18 | - |
ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. | Раздел 3. Планирование и оценка экономичес- кой эффективности производственных работ | 181 | 90 | 44 | 45 | - |
| Производственная практика (по про-филю специаль-ности), часов | | | |
| Всего: | 288 | 144 | 64 | 20 | 72 | 10 | 72 | - |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Управление коллективом исполнителей производственных работ МДК. 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения. | | 18 | |
Введение | Сферы и отрасли экономики. Назначение и сфера деятельности предприятия , организации (фирмы). Основные аспекты развития отрасли, организации как хозяйствующих субъектов. | 1 |
Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента | Содержание | 5 |
1. | Цели, задачи и сущность управленческой деятельности. Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, система управления. Основные формы и специфические особенности управленческого труда (эвристический, административный, операторный). Менеджмент, как составная часть управления. Функции, виды и психология менеджмента. | 1 | 2 |
2. | Производственный менеджмент. Цели управления производством. Основные принципы организации производства. Основы организации работы коллектива исполнителей. Особенности менеджмента на производстве. | 1 | 2 |
3. | Организационная структура управления. Понятие и принципы построения организационных структур управления. Требования, предъявляемые к организационным структурам управления. Структурные подразделения, звенья и ступени управления. Типы структур управления: линейная, функциональная, комбинированная. | 1 | 2 |
5. | Производственная структура предприятия. Производственная структура организации (предприятия), участка, поста и факторы ее определяющие. Элементы производственной структуры. Функциональные определяющие. Функциональные подразделения организации (предприятия). | 2 | 2 |
Практические работы: | 2 | |
1. | Построение различных типов структур управления. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Подготовка сообщений: -национальные особенности менеджмента; - использование мирового опыта менеджмента в условиях России; -основные принципы организации производства; -типы структур управления. Графическое изображение структуры текста: -производственная структура предприятия, подразделения. | |
Тема1.2. Функции управления и управленческий цикл | Содержание | 2 |
1. | Функции управления. Понятие и классификация функций управления. Общие функции: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Цикл менеджмента: понятие, содержание. Характеристика общих функций цикла. Специальные функции: производственные, заготовительные, сбытовые, маркетинга, инноваций и др. | 1 | 2 |
2. | Контроль работы исполнителей работ. Сущность и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Внутренний и внешний контроль. Этапы контроля. Организация и проведение контроля. Психологические аспекты проведения контроля. Уровень оценки качества работы исполнителей работ. | 1 | 2 |
Практические работы: | 2 | |
1. | Делегированию полномочий в подразделении организации. Решение ситуационных задач. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Ответы на контрольные вопросы: -функции управления; -организация и проведение контроля. Графическое изображение структуры текста: - цикл менеджмента; - виды контроля; -этапы контроля . | |
Тема 1.3 Управление качеством | Содержание | 2 |
1. | Законодательные и нормативные акты, регулирующие качество выполняемых работ. Понятие качества. Стандарты, сертификаты, положения, Закон «О защите прав потребителей», Международные стандарты качества ИСО 9000. Система сертификации продукции, услуг. Показатели качества продукции и работ. Классификация показателей качества. Расчет потерь от брака. Нормы качества выполняемых работ. | 1 | |
2. | Методы контроля и управления качеством. Классификация видов контроля качества продукции, работ, услуг. Экономические , материального стимулирования, организационно-распорядительные методы контроля качества. Одноступенчатый, двухступенчатый и последовательный методы контроля. Контроль соблюдения технологических процессов. Проверка качества выполненных работ. | 1 | 2 |
Практические работы: | 2 | |
1. | Методы проверки качества выполненных работ. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Ознакомление с нормативными документами: - Закон «О защите прав потребителей»; - международные стандарты качества; - нормативные документы по сертификации продукции и услуг. Ответы на контрольные вопросы: - методы контроля и управления качеством. Решение задач по образцу: - анализ показателей качества; - анализ потерь от брака. | |
Тема 1.4. Управление охраной труда на предприятии | Содержание | 2 |
1. | Основы менеджмента охраны труда. Методологические основы менеджмента охраны труда. Система категорий; функции трудоохранного менеджмента; управление производственной санитарией и гигиеной труда; управление промышленной безопасностью; система информационной технологии менеджмента охраны труда; Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Нормативные документы , регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности. Система управления охраной труда (СУОТ) как часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. | 1 | 2 |
2. | Комплексная оценка состояния охраны труда и стимулирование работы по его безопасности. Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности. Правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности. Виды, периодичность и правила оформления инструктажа. Разработка инструкций по охране труда для работников. Порядок проверки, пересмотра правил и инструкций по охране труда. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Ознакомление с нормативными документами: - Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». - Российского государственного стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002. Общие требования к управлению охраной труда в организации. Ответы на контрольные вопросы: - основы менеджмента охраны труда; -система управлений охраной труда; -разработка инструкции по охране труда. | |
Раздел 2. Организация производственных работ ПМ. 03 Организация деятельности коллектива исполнителей МДК. 03.01. Планирование и организация работы структурного подразделении. | | 36 |
Тема 2.1 Организация производственного и технологического процессов | Содержание | 14 |
1. | Характеристика производственного процесса. Производственный процесс: понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса. Отраслевые особенности организации производственных процессов. Технологический процесс, его элементы. | 2 | 2 |
2. | Производственный цикл, его структура и организация во времени. Производственный цикл, его длительность. Организация производственного и технологического процессов. Виды движения предметов труда в процессе производства. | 4 | 2 |
3. | Поточное производство как эффективная форма организации производственного процесса. Поточное производство: сущность, принципы, признаки организации, расчет основных параметров. Классификация поточных линий. Эффективность поточного метода организации производства. Выбор оптимальных решений в нестандартных ситуациях. | 2 | 2 |
4. | Техническая подготовка производства. Виды технической подготовки (конструкторская, технологическая, организационно-материальная. Выбор наиболее эффективного варианта технологического процесса. Расчет экономической эффективности отдельных мероприятий и новой техники. | 4 | 2 |
5. | Организация вспомогательного производственного процесса. Организация ремонтного хозяйства. Виды ремонтных работ. Организация проведения ремонтных работ. Система планово-предупредительного ремонта оборудования и ее нормативы.. Организация энергетического хозяйств, состав и структура. Задачи энергоцеха. Расчет потребности в энергетических ресурсах. Технико-экономические показатели энергетического хозяйства. | 2 | 2 |
Практические работы: | 10 | |
1. | Расчет длительности производственного цикла. | 2 | |
2. | Расчет основных параметров поточных линий. | 2 |
3. | Расчет оптимального варианта технологического процесса. | 2 |
4. | Расчет длительности ремонтного цикла. | 2 |
5. | Расчет технико-экономических показателей энергетического хозяйства. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Графическое изображение структуры текста: - структура производственного процесса; - классификация поточных линий; - внедрение новой техники; - система планово-предупредительного ремонта; - структура ремонтного хозяйства; - структура энергетического хозяйства. Решение задач по образцу: - расчет длительности производственного цикла; - расчет основных параметров поточных линий; - выбор оптимального варианта техпроцесса; - расчет технико – экономических показателей ремонтного хозяйства; - расчет технико – экономических показателей энергетического хозяйства. Составление таблиц для систематизации учебного материала: - типы производств и их технико-экономическая характеристика. | |
Тема 2.2 Организация нормирования труда | Содержание | 6 |
1. | Классификация затрат рабочего времени. | 1 | 2 |
2. | Структура норм и нормативов. | 1 | 2 |
3. | Понятие, функции , задачи и методы нормирования. | 1 | 2 |
4. | Изучение затрат рабочего времени наблюдением: хронометраж, фотография рабочего дня, метод моментных наблюдений. | 2 | 2 |
5. | Состав и расчет технически обоснованной нормы времени. | 1 | 2 |
Практические работы: | 6 | |
1. | Изучение затрат рабочего времени с помощью хронометраж. | 2 | |
2. | Изучение затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня. | 2 |
3. | Состав и расчет технически обоснованной нормы времени. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Графическое изображение структуры текста: -классификация затрат рабочего времени Решение задач по образцу: - обработка результатов хронометража выполнения отдельной операции; | |
Раздел 3. Планирование и оценка экономической эффективности производственных работ МДК. 03.01. | | 90 |
Тема 3.1 Планирование – необходимость современного хозяйствования | Содержание | 2 |
1. | Сущность и необходимость планирования на уровне предприятия, участка.. Задачи, цели и функции планирования. Особенности, правила и принципы планирования . Методы планирования и их сущность: балансовый, метод технико-экономических расчетов (нормативный), программно-целевой метод, методы системного анализа, экономико-математические методы. Планирование – как инструмент принятия управленческих решений. Планирование – средство стратегического управления. | 1 | 2 |
2. | Система планирования на предприятиях Классификация планов предприятия. Стратегическое планирование работы предприятия, участка: цели, задачи, направления. Текущее (годовое) планирование: сущность, роль и содержание планов. Контроль выполнения планов и его типы. Внутрифирменное планирование и регулирование производства. Ранжирование задач и функций внутрифирменного планирования. Интервалы планирования. Координация планов. Оперативно-календарное планирование. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Составление таблиц для систематизации учебного материала: -классификация планов . Выписка из текста: - функции внутрифирменного планирования; -особенности оперативно-календарного планирования. | |
Тема 3.2 Планирование производственной мощности | Содержание | 4 |
1. | Понятие и методика расчета производственной мощности предприятия. Виды производственной мощности и факторы, определяющие ее. | 1 | 2 |
2. | Расчеты производственной мощности оборудования различных типов и показатели ее использования. | 2 | 2 |
3. | Пути улучшения использования производственной мощности. | 1 | 2 |
Практические работы: | 6 | |
1. | Расчеты производственной мощности оборудования различных типов и показателей ее использования. | 2 | |
2. | Определение годовой программы энергетического обслуживания цехов, участков, рабочих мест и иных объектов обслуживания. | 2 |
3. | Расчет сменной программы по видам энергообслуживания. | 1 |
4. | Определение общей годовой трудоемкости энергообслуживания. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Составление таблиц для систематизации учебного материала: -виды производственной мощности. Выписка из текста: - факторы, определяющие производственную мощность; - пути улучшения использования производственной мощности. | |
Тема 3.3 Бизнес-планирование | Содержание | 2 |
1. | Значение, функции и типы бизнес-планов. Этапы разработки производственного бизнес-плана. Разделы производственного бизнес-плана. | 1 | 2 |
2. | Маркетинговое исследование рынка услуг. Производственная программа участка и ее составляющие. Маркетинговое обоснование производственной программы и структуры услуг. Ассортиментная и сбытовая политика предприятия, участка. | 1 | 2 |
Практические работы: | | |
1. | Разработка основных разделов бизнес-плана с использованием современных информационных технологий. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Исследовательская работа: - маркетинговое исследование рынка услуг. | |
Тема 3.4 План материально-технического обеспечения производства | Содержание | 4 |
1. | Основные фонды . Сущность, значение и виды основных фондов предприятия, участка, поста. Виды оценки основных фондов. Амортизация основных фондов. Методика начисления амортизации. Воспроизводство основных фондов. Система показателей обеспеченности и эффективности использования основных фондов и методика их расчета. Пути повышения эффективности использования основных фондов. | 2 | 2 |
2. | Оборотные средства . Экономическая сущность и состав оборотных средств предприятия, участка. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Оборотные средства предприятия, участка, поста и методика их расчета. Планирование потребности в оборотных средствах. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции. | 2 | 2 |
Практические работы: | 8 | |
1. | Расчет амортизации основных фондов. | 2 | |
2. | Планирование потребности в основных фондах. | 2 |
3. | Расчет показателей эффективности использования основных фондов. | 2 |
4. | Планирование потребности и эффективности использования оборотных средств. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Графическое изображение структуры текста: -классификация основных фондов; -классификация оборотных средств; Решение задач по образцу: -расчет амортизации и показателей использования основных фондов; - планирование потребности в оборотных средствах. | |
Тема 3.5 План по труду и кадрам | Содержание | 6 |
1. | Трудовые ресурсы Сущность трудовых ресурсов предприятия, участка, их состав. Производительность и эффективность труда на предприятии, участке. Система показателей по труду и методика их определения. Пути эффективного использования трудовых ресурсов. Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда; классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. | 2 | 2 |
2. | Материальное стимулирование труда Сущность заработной платы, принципы и методы ее начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование в коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты. Формы оплаты труда в современных условиях. Учет выработки и заработной платы в ценах. Анализ фонда оплаты труда. | 4 | 2 |
Практические работы: | 12 | |
1. | Расчет численности работающих и рациональная расстановка рабочих. | 2 | |
2. | Расчет показателей производительности труда. | 2 |
3. | Расчет сдельной оплаты труда работников. | 4 |
4. | Расчет повременной оплаты труда. | 2 |
5. | Расчет надбавок и доплат. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Ознакомление с нормативными документами: -Трудовой Кодекс; -Налоговый Кодекс. Графическое изображение структуры текста: - формы и системы заработной платы; - налог на доходы физических лиц, страховые взносы. Решение задач по образцу: -расчет основных показателей по труду; -расчет начисленной заработной платы и суммы к выдаче. | |
Тема 3.6Финансовое планирование | Содержание | 8 |
1. | Издержки производства и себестоимость продукции, работ , услуг. Понятие о себестоимости работ и услуг. Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды издержек: общие, средние, предельные. Виды себестоимости продукции: цеховая, производственная, полная. Смета затрат на производство. Группировка по экономическим элементам. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Система управленческого учета. Концепции учета затрат. Формирование системы управления затратами. Методы калькулирования себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Факторы и пути снижения себестоимости. | 4 | 2 |
2. | Формирование цен на продукцию, работы и услуги предприятия, участка, поста. Экономическое содержание, функций цен. Виды цен, их структура . Задачи и механизм ценовой политики. Ценовая стратегия предприятия. Механизм рыночного ценообразования на продукцию (услуги). Тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика, методика расчёта. Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Расчёт тарифов на техническое обслуживание, текущей ремонт и другие услуги. | 2 | 2 |
3. | Финансы предприятия. Финансовые ресурсы предприятия. Понятие финансовых ресурсов предприятия. Источники финансовых ресурсов. Направления использования денежных средств. Доходы и расходы предприятия. Прибыль предприятия. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Налогообложение предприятия. Распределение и использование прибыли на предприятии. Расчет безубыточности производства и оказания услуг. | 2 | 2 |
Практические работы: | 12 | |
1. | Классификация затрат. | 2 | |
2. | Расчет издержек производства. | 2 |
3. | Калькуляция себестоимости единицы продукции. | 2 |
4. | Калькуляция полной себестоимости одного обслуживания. | 2 |
5. | Расчет прибыли. | 2 |
6. | Анализ финансового состояния предприятия. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Ознакомление с нормативными документами: -Налоговый Кодекс. Графическое изображение структуры текста: - классификация затрат; -виды цен и их структура; -распределение прибыли; -основные виды налогов , уплачиваемых предприятием.. Решение задач по образцу: - калькулирование себестоимости; -составление сметы затрат; - определение количества технических обслуживаний и текущих ремонтов; - определение трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту; - расчёт тарифов на техническое обслуживание, текущей ремонт и другие услуги; - определение финансовых результатов деятельности предприятия, участка. - -определение налога на имущество организации; - определение НДС; -определение налога на прибыль; - расчет налогов при упрощенной системе налогообложения. | |
Тема 3.7 Оценка экономической эффективности эксплуатационной деятельности . | Содержание | 2 |
1. | Показатели, характеризующие качество эксплуатационной деятельности; величина экономии эксплуатационных расходов на рубль единовременных затрат, связанных с разработкой и внедрением системы и др. Проблемы оценки эффективности. | 2 | 2 |
Практические работы: | 2 | |
1. | Оценка экономической эффективности эксплуатационной деятельности | 1 | |
2. | Выбор оптимальных решений в нестандартных ситуациях | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы: Решение задач по образцу: - оценка экономической эффективности эксплуатационной деятельности | |
Учебная практика Виды работ: - применение приемов делового и управленческого общения в профессиональной деятельности. - использование различных приемов, направленных на организацию работы коллектива исполнителей; - выбор метода управленческого воздействия. Решение проблемно-ситуационных задач; - изучение различных должностных инструкций; - изучение документов по управлению персоналом; - оформление документов по управлению персоналом; - порядок составления документов по защите своих прав в соответствии с трудовым законодательством; - порядок заключения трудового договора при приеме на работу; - планирование показателей условий и охраны труда и контроль этих показателей; - документация СУОТ и порядок ее составления. - организация основного производства; - организация вспомогательного производства; - оценка эффективности организации производства; - организация технического нормирования; - основные расчеты по организации производственных работ. -планирование производственной мощности предприятия, подразделения; -планирование потребности в основных средствах; -планирование потребности в материалах и запасных частях; -планирование кадрового потенциала; -планирование фонда оплаты труда; -планирование основных финансовых показателей деятельности предприятия, участка; -бизнес планирование; -выбор оптимальных решений в нестандартных ситуациях; -экономическая оценка эффективности принимаемых решений. | 72 |
Раздел 4. Курсовая работа. МДК. 03.01. Примерная тематика курсовых работ: Расчет технико-экономических показателей электроснабжения станкостроительного завода Расчет технико-экономических показателей электроснабжения прессового цеха Расчет технико-экономических показателей электроснабжения ремонтно-механического завода Расчет технико-экономических показателей электроснабжения арматурного цеха. Расчет технико-экономических показателей электроснабжения цеха запчастей Расчет технико-экономических показателей электроснабжения приборостроительного завода. Расчет технико-экономических показателей модернизации электрооборудования автоматической линии Расчет технико-экономических показателей электроснабжения завода грузовых автомобилей Расчет технико-экономических показателей электроснабжения электротехнического завода. Расчет технико-экономических показателей модернизации электрооборудования участка заливки в кокиль Расчет технико-экономических показателей модернизации сварочного оборудования на автоматической линии | 20 |
Всего | 216 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Экономика и организация производства».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Экономика и организация производства»:
- рабочие столы и стулья для обучающихся;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- доска классная;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект бланков первичной документации
- компьютеры,
- мультимедиа-система для показа презентаций;
- калькуляторы для расчетов.
4.2 Информационное обеспечение обучения Учебно-методическая документация:
1. Учебно-методические комплексы по разделам и темам профессионального модуля.
2. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.
3. Раздаточный материал по разделам модуля.
4. Раздаточный материал с заданиями для выполнения расчетно-практических работ по разделам модуля.
4. Сборник ситуационных задач по разделам модуля.
5. Учебно-методические пособия управляющего типа (рабочие тетради для практических заданий, методические рекомендации для выполнения практических работ, рефератов, курсовых работ и др.).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Ильченко, А.Н. Организация и планирование производства : учеб. пособие. - 2е изд. - М. : Академия, 2008. -208 с.
Кнышова, Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет. - М. : ИНФРА-М, 2008. – 717 с.
Астафьев В.Е. «Экономика электрического хозяйства» - М. «Высшая школа», 2009. – 486с.
Сергеев, И.В.Экономика организации (предприятия). - М.: Финансы и статистика, 2008. – 576 с.
Багиев Г.Д. «Организация, планирование и управление промышленной энергетикой» М, «Высшая школа» 2008. – 351с.
ПимиковО.К. Справочник ППР энергетического оборудования. М, «Металлургия» 2009. – 658с.
Филатов, О.К. Экономика предприятий (организаций): учебник / О.К. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева. - М. : Финансы и статистика, 2006. – 512 с.
Филимонова Е.В. 1:С: Предприятие 8.0: учебно-практическое пособие для бухгалтеров: Дашков и К, 2006. – 400 с.
Чуев, И.Н. Экономика предприятия : учебник. - М. : Дашков и К, 2008. – 416 с.
Дополнительные источники:
Васильева И.Н., Желнинский Г.С. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Вузовский учебник, 2004.
Грибов, В.Д. Экономика предприятия.. - М. : Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. - М. : Новое знание, 2004. – 336 с.
Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. - М : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005.
5. Менеджмент: Учебник/ под ред. Проф. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2004
6. Сергеев, И.В. Экономика предприятия : учебное пособие. - М. : Финансы и статистика, 2003
7. Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия. - Ростов-на –Дону : Феникс, 2005. – 384 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru/
http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp
http://allmedia.ru/
http://www.opec.ru/
http://www.amtv.ru/
http://www.ecsocman.edu.ru/
http://www.nlr.ru/
Информационно-методический уголок:
- график проведения промежуточного и контрольного тестирования;
- график отработок пропущенных занятий;
- виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
- перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
- график консультаций;
- инструкция по технике безопасности;
- инструкция по пожарной безопасности;
- список обязательной и дополнительной литературы и др.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация деятельности коллектива исполнителей» является изучение полного курса общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин.
Данный модуль «Организация деятельности производственного подразделения» является завершающим модулем ОПОП по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Изучению модуля предшествуют следующие дисциплины и модули:
ОП.01. Инженерная графика
ОП.02. Электротехника и электроника
ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация
ОП.04. Техническая механика
ОП.05. Материаловедение
ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности
ОП.07.Оновы экономики
ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности
ОП.09. Охрана труда
ОП.10,Безопасность жизнедеятельности
ПМ.01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
ПМ.02. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по модулю: «Организация деятельности производственного подразделения»: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и наличие опыта деятельности в организациях профессиональной сферы.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
5.1 Контроль и оценка результатов освоения профессиональных компетенций
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения | Планирование основных показателей деятельности подразделения организации предусматривает: - определение производственной мощности подразделения организации; - определение расчетной периодичности технического обслуживания и текущего ремонта; - определение количества технических обслуживаний и текущих ремонтов; - определение трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту; - определение объема вспомогательных работ и работ по самообслуживанию участка; - определение режима работы участков; -определение содержания плана по ТО и ТР; - определение количества постов и линий технического обслуживания; - составление основных разделов бизнес-плана. - применение в практической ситуации экономических методов планирования и расчета основных показателей деятельности организации; - разработка мероприятий по устранению выявленных рисков, недостатков. | Оценка ответов на устные вопросы. Оценка ответов на письменные вопросы. Оценка результатов тестирования. Оценка выполнения практических работ. Оценка результатов учебной практики. Оценка выполнения самостоятельной работы (подготовки конспекта, доклада, реферата, презентации). Дифференцированный зачет. |
Организация работ производственного, участка включает в себя: - выбор организационно-правовой формы ; - выбор типа производства; - выбор вида движения предметов труда в процессе производства; - выбор необходимого оборудования; - определение количества необходимого оборудования; - определение фонда рабочего времени; - определение длительности производственного цикла; - организацию поточного производства; -определение необходимого количества исполнителей. |
Подготовка производства включает: -выделение элементов технологического процесса; -организацию инструментального хозяйства (производства, службы): - организацию транспортного хозяйства; - организацию складского хозяйства; - организацию энергетического хозяйства. |
Определение и расчет основных технико-экономических показателей участка включает в себя определение: - объема работ; - потребности в основных средствах; - потребности в оборотных средствах; - потребности в рабочей силе; - фонда оплаты труда; - издержек производства; - себестоимости продукции, работ, услуг; - финансовых результатов деятельности; - динамики основных технико-экономических показателей работы участка; - факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности участка, предприятия |
Оформление первичных документов: - накладных на получение материалов со склада; - требований; - заявок; - доверенностей на получение товарно-материальных ценностей; - авансовых отчетов; - табеля учета отработанного времени; - наряда на выполненные работы; -организационно-распорядительных документов; - договоров. |
Знания: - действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность; - положений действующей системы менеджмента качества; - методов нормирования и форм оплаты труда; - основ управленческого учета; - основных технико-экономических показателей производственной деятельности; - порядка разработки и оформления технической документации; |
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей. | Осуществление руководства работой производственного участка включает: - разработку организационной структуры управления участком (постом); - разработку штатного расписания участка (поста); - разработку должностных инструкций; - разработку системы мотивации труда работников; - разработку системы оценки деятельности персонала; - установление рациональных форм оплаты труда; - формирование имиджа предприятия; -обеспечение рациональной расстановки рабочих. | Оценка ответов на устные вопросы. Оценка ответов на письменные вопросы. Оценка результатов тестирования. Оценка выполнения практических работ. Оценка результатов учебной практики. Оценка выполнения самостоятельной работы (подготовки конспекта, доклада, реферата, презентации). Дифференцированный зачет. |
Определение факторов внешней и внутренней среды предприятия; |
Предупреждение и решение конфликтных ситуаций включает: - определение причины возникновения стрессовых ситуаций; - использование различных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов; - формирование взаимоотношений с подчиненными, коллегами с учетом стиля работы руководства; -определение формальных и неформальных лидеров; |
Защита своих прав в соответствии с трудовым законодательством. |
Знание: - функций управления и психологии менеджмента; -основ организации работы коллектива исполнителей; -принципов делового общения в коллективе; -особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности; -прав и обязанностей работников в сфере профессиональной деятельности |
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей | Организация и анализ деятельности коллектива исполнителей в соответствии с установленными целями и задачами: - оформление планов работы по установленной форме; - контролирование соответствия планов требованиям конкретности, достижимости, проверяемости. | Оценка ответов на устные вопросы. Оценка ответов на письменные вопросы. Оценка результатов тестирования. Оценка выполнения практических работ. Оценка результатов учебной практики. Оценка выполнения самостоятельной работы (подготовки конспекта, доклада, реферата, презентации). Дифференцированный зачет. |
Использование различных методов оценки деятельности коллектива исполнителей: - дифференциального; - комплексного; - смешанного. |
Организация работы по повышению квалификации коллектива |
5.2 Контроль и оценка результатов освоения общих компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | объяснение социальной значимости профессии ; проявление точности, аккуратности, внимательности при выполнении работ; стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений (участие в предметных конкурсах, олимпиадах и др.); | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; активное участие в учебных, образователь-ных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии. достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |
ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | определение и выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями; проведение анализа ситуации по заданным критериям и определение рисков; оценивание последствий принятых решений; |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | корректное использование информационных источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных, необходимых для решения профессиональных задач; владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом, активное применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством; - положительные отзывы с производственной практики. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий | - ответственное отношение к результатам выполнения профессиональных обязанностей членами команды; - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы; |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | владение механизмом целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности; владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - участие во внеаудиторных мероприятиях патриотической направленности; - применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. |
4