СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5 класс (И.А. Сасова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Технологии для учебника - И.А.Сасова -  Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасова, М.Б. Павлова и др. / под ред. И.А.Сасовой. УМК «Метод проектов». 4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-240с.:ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс (И.А. Сасова)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая (авторская) программа по учебному предмету «Технология» составлена для учащихся общеобразовательных учреждений

смешанных 5 классов на основе следующих документов:

Нормативная база:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  • Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)

  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  • Программа основного общего образования «Технология. 5-8 класс»/ Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.

  • Образовательный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №41» на 2016-2017 учебный год.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.


Цели:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Базовыми для программы являются разделы «Технология проектной и исследовательской деятельности», «Черчение и графика», «Кулинария», «Технологии ведения дома», «Создание изделий из текстильных и конструкционных материалов».

В рабочую(авторскую) программу по предмету «Технология» 5 класс внесены следующие изменения:

Процесс изучения курса « Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам технологической грамотности, техники безопасности и охраны труда. Это связанно с особенностями: перехода из начальной школы в основную, знакомством с новой средой обучения (новым учителем, новым кабинетом – мастерской). Наибольшее количество часов отводится на “Технологию проектной и исследовательской деятельности ”, творческие работы - проекты выполняются, как мини-проекты по основным разделам, темам, так и итоговый(аттестационный) исследовательский проект по окончанию изучения курса Технологии за 5 класс. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы с рекомендуемыми объектами труда. Основной формой обучения является индивидуальная учебно-практическая деятельность учащихся и метод проектов. Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение материала на данные темы в объеме учебных часов, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:

  • возможностями ОУ и имеющейся материально-технической базы,

  • наличия методического и дидактического обеспечения,

  • интересов обучающихся,

  • особенностей местных краеведческих и социально-экономических условий.


Исходя из вышеизложенного раздел «Технология ведения дома» перенесен для удобства усвоения материала и соблюдения принципа системности и доступности после раздела «Кулинария», так как указанный раздел логически разбивал блок тем «Создание изделий из текстильных и конструкционных материалов». При этом изучение последнего раздела предполагается использование дифференцированного подхода ориентированного на личностное самосовершенствование учащегося, формированию у него практических навыков по одному из предложенных направлений. В разделы рабочей программы включен национально-региональный компонент. Итоговая проектная аттестационная работа выполняется индивидуально за счет внеаудиторной работы учащегося и консультаций учителя-тьютера. Итоговая творческая исследовательская проектная работа влияет на итоговый результат годовой аттестации учащегося.


Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий. Учебно-методический комплект:

Для учащихся:

1. И.А.Сасова - Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасова, М.Б. Павлова и др. / под ред. И.А.Сасовой. УМК «Метод проектов». 4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-240с.:ил.

Для учителя:

  1. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  2. Программа основного общего образования «Технология. 5-8 класс»/ Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.

  3. И.А.Сасова - Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасова, М.Б. Павлова и др. / под ред. И.А.Сасовой. УМК «Метод проектов». 4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-240с.:ил.

  4. И.А.Сасова – Технология. Метод проектов -М.:Вентана-Граф, 2014.


Место предмета «Технология» в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Технология изучается в 5 классе и соответствует УМК «Метод проектов». Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 68 учебных часов, при этом 34 часа(1 час в неделю) проводится на базе школы, 34 часа рассчитано на индивидуальную внеаудиторную творческую итоговую проектную работу учащегося, защита которой влияет на итоговую аттестацию. Таким образом:

Количество учебных часов: 68(34) часов

на практические работы: 12 часов

на самостоятельные работы и мини-проекты: 9 часов

на контрольные, обобщающе-проверочные работы: 3 часа

итоговый(аттестационный) проект: 34 часа(внеаудиторные)


Формы организации образовательного процесса: урок


Типы уроков:

  • Урок изучения нового материала

  • Урок комплексного применения ЗУН

  • Урок обобщения и систематизации ЗУН

  • Урок контроля умений и навыков

  • Урок развивающего контроля

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование и мотивация интереса к учению, стимулирование ответственности.

Педагогические технологии:

  • Дифференцированное обучение

  • Операционно-предметная система обучения

  • Моторно-тренировочная система

  • Операционно-комплексная система

  • Практические методы

  • Решение технических и технологических задач

  • Обучение учащихся работе с технологическими картами

  • Технология коммуникативного общения

  • Коллективная работа

  • Проектные работы

Формы контроля:

Устный контроль и самоконтроль

Письменный контроль и самоконтроль

Лабораторно-практический контроль

Итоговый творческий исследовательский проект, защита итогового проекта

Содержание учебного предмета «Технология»


Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономимических условий и усвоения обязательного минимума образовательной программы по предмету Технология рабочая(авторская) программа изучается в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома».

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»:

В результате изучения технологии ученик получает возможность:

познакомиться:

-с основными технологическими понятиями и характеристиками;

-с назначением и технологическими свойствами материалов;

-с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

-со знанием здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормам следующие трудовые операции и работы:

-рационально организовывать рабочее место;

-находить необходимую информацию в различных источниках;

-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

-конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

-соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами и электрооборудованием;

-находить и устранять допущенные дефекты;

-распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • Формирования эстетической среды обитания;

  • Развития творческих способностей;

  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • Изготовления или ремонта изделий;

  • Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.


Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (оценки его потребительской стоимости). Основным дидактическим средством обучения технологии в 5 классе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетным методом - является метод проектов. Где, метод проектов – рассматривается, как гибкая модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.


Содержание учебного предмета:

Вводное занятие(1час.) Основные теоретические сведения

Содержание курса « Технология» 5 класс. Технологическая грамотность. Понимание общих основ технологии. Умение использовать технологию. Оценка технологической деятельности человека. Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Правила поведения в кабинете «Технология».


Практические работы

Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами. Инструктажи

Объекты труда. Рабочее место.

Технологии в жизни человека и общества(1час.) Основные теоретические сведения

Понятие технология. Потребности человека. Коммуникации. Информация. Информационные технологии

Практические работы

Работа с учебником

Объекты труда. Рабочее место. Тетрадь

Технология проектной и исследовательской деятельности (7 час.)

Основные теоретические сведения

Основные компоненты проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Набор первоначальных идей. Проработка одной или нескольких идей. Планирование и изготовление изделия. Оценка изделия(качества проектирования). Создание презентации.

Практические работы

Определение потребностей. Анализ изделия пользователем. Дизайн - анализ. Краткая формулировка задачи(1,2). Определение перечня критериев. Диаграмма «Паучок». Мозговой штурм. Представление идей приготовления блюд. Выбор лучшей идеи. Проработка выбранной идеи. Окончательная оценка проекта. Презентация проекта

Объекты труда. Рабочее место. Тетрадь. Альбом, цветные карандаши. Компьютер.

Чертеж, эскиз, технический рисунок (2 час.)

Основные теоретические сведения

Графическая информация. История развития графической информации. Понятия чертеж, масштаб, технический рисунок, эскиз, типы размерных линий.

Практические работы

Эскиз или технический рисунок детали. Оформление основной надписи.

Объекты труда. Рабочее место. Тетрадь. Альбом. Карандаш, ластик, линейка.

Кулинария (11 часов).

Технология обработки пищевых продуктов. Общие сведения о пище (2 час.) Основные теоретические сведения

Кухня. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Посуда и оборудование на кухне. Требования к современной кухне.

Общие сведения о пище. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Инструктажи.

Объекты труда.

Таблицы, справочные материалы. Инструктажи.

Технология приготовления пищи: Бутерброды, горячие напитки (2 час.) Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. Мини-проект «Воскресный завтрак» («Блюда из черствого хлеба»)

Объекты труда.

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Блюда из яиц (2 час.) Основные теоретические сведения

Строение и полезность яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Требования к качеству блюд из яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Мини -проект «Пасхальное яйцо»(«Блюдо из яиц»).

Объекты труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.


Блюда из овощей(2 час.) Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей (определение их готовности). Мини-проект «Овощи-лекари» («Веселые витамины»)

Объекты труда.

Фигурная нарезка овощей Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Сервировка стола к завтраку. Обычаи, традиции, правила поведения (3 час.) Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Национальные традиции приема гостей народов республики Бурятия.

Практические работы

Выполнение эскизов украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Мини-проект «В гостях у бурятской семьи(семейских, казаков, казах и т.д.)»

Объекты труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.



Технологии ведения дома Оформление интерьера. (2 час.)



Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы:Выполнение эскиза интерьера кухни. Мини - проект «Кухня моей мечты». Объект труда. Интерьер кухни.


Создание изделий из текстильных материалов и конструкционных материалов (10 час. – аудиторных, 34 час. - внеаудиторных)



Изготовление изделия из текстильных и конструкционных материалов.

Творческий исследовательский проект.(34 внеаудиторных час.)

Элементы материаловедения. Элементы машиноведения. Назначение и устройство швейной машины. (3 час.)



Основные теоретические сведения

Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Назначение основных узлов. Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Устройство машинной иглы. Виды машинных швов. Терминология машинных работ. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Терминология влажно-тепловой обработки швейных изделий. Символы по уходу за текстильными изделиями. Мода. Элементы национального костюма в современной одежде.


Практические работы

Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.


Объекты труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения. Нитки, кусочки ткани, ножницы.


Технология обработки ткани. Ручные работы. (2 час.) Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Стежок. Строчка. Шов.

Прямые стежки. Терминология ручных работ. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Практические работы

Зарисовка традиционных видов ДПИ, определение колорита и материалов. Национальные традиции в декоративно-прикладном творчестве народов проживающих на территории республики Бурятия. Организация рабочего места для ДПИ. Подготовка рабочего места для ручных работ. Выполнение образца с ручными строчками.

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Объекты труда.

Образцы ДПИ, цветные карандаши. Ткани. Нитки. Ножницы, игольница с иглой, наперсток.


Технология обработки древесины, металла (3 час.)


Технология обработки древесины(1 час.) Основные теоретические сведения

Древесина. Породы деревьев. Текстура древесины. Пиломатериалы. Шпон. ДСП, ДВП. Оборудование мастерской по обработке древесины. Рабочее место(верстак). Инструменты и приспособления. Способы обработки древесины. Профессии связанные с обработкой древесины.

Практические работы

Правила безопасной работы при ручной обработке древесины. Творческий проект

Варианты объектов труда.

Образец изделия из древесины. Фанера. Выжигательный аппарат.


Технология обработки металла(2 час.) Основные теоретические сведения

Общие сведения о металлах. Рабочее место(верстак). Инструменты и приспособления. Устройство сверлильного станка. Способы обработки тонколистового металла. Разметка металлических заготовок. Резание тонколистового металла. Опиливание.

Практические работы

Правила безопасной работы с тонколистовым металлом, проволокой. Творческий проект

Варианты объектов труда.

Образец изделия из металла. Проволока. Кусачки, плоскогубцы.


Обобщение пройденного, итоговый контроль, защита итоговой творческой исследовательской работы. (2 час.)



Результаты изучения предмета «Технология»:


Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

-в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

-в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

Изучение технологии призвано обеспечить:

-становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности- природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толлерантных отношений и экологически целессообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

-формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

-приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования.


Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы:

-овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

-овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

- овладеть навыками изготовления и художественного оформления изделий из текстиля и конструкционных материалов,

- овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства,

- познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Универсальные учебные действия при изучении предмета «Технология»

УУД являются обязательным компонентом содержания учебного предмета. В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные:

Универсальные учебные действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Личностные УУД:


Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

- проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Календарно-тематический план реализации рабочей программы- 5 класс

Календарно-тематический план рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год), из них 34 аудиторных(34 внеаудиторных) часа, определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля знаний, а также на реализацию национально-регионального компонента.

п/п

Тема урока

Кол-во часов/

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые УУД

Компетентности

Контроль

Домашнее задание

1

Вводное занятие

1/01-10.09

Урок изучения нового материала

Содержание курса Технология. Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Правила поведения в кабинете «Технология». Организация рабочего места. Инструктажи

Личностные, регулятивные

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная

Устный контроль и самоконтроль

стр. 3-6

2

Технологии в жизни человека и общества

1/12-17.09

Урок общеметодологической направленности

Понятие технология. Потребности человека. Коммуникации. Информация. Информационные технологии

Личностные, регулятивные, познавательные

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§1, задание на поиск информации

РАЗДЕЛ 1. Технология проектной и исследовательской деятельности(7 часов)

3

Основные компоненты проекта

1/19-24.09

Урок изучения нового материала

Основные компоненты проекта. Моделирование. Самоосмысление. Оценка

Личностные, регулятивные, познавательные

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, личностного самосовершенствования

Письменный контроль и самоконтроль рефлексия

§2 (стр. 12-16), вопросы устно, лист бумаги, цв.карандаши

4

Проекты - это здорово! Определение потребностей

1/26-30.09

Урок отработки умений и рефлексии

Требования к проекту. Упражнение 1 Потребность. Виды потребностей. Способы представления результатов.

Упражнение 3 Анализ изделия. Этапы работы

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования

Письменный контроль и самоконтроль рефлексия

§2 (стр. 17-22), лист бумаги, цв.карандаши, игрушки на группу

5

Дизайн-анализ

1/03-08.10

Урок отработки умений и рефлексии

Упражнение 4 Дизайн-анализ. Этапы работы дизайнера.

Упражнение 5 Разработка изделия. Постановка задачи. Игра «Юный дизайнер»

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум

§2 (стр. 23-25), лист бумаги

6

Определение перечня критериев

1/10-15.10

Урок исследования

Упражнение 6-7 Постановка задачи. Критерий. Определение критериев. Диаграмма «Паучок».

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, рефлексия

§2 (стр. 26- 30)

7

Мозговой штурм

1/17-22.10

Урок развивающего контроля

Упражнение 8 Мозговой штурм. Этапы работы. Способы представления результатов

Упражнение 9-10 Представление идей. Выбор лучшей идеи

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, рефлексия

§2 (стр. 31- 35)

8

Окончательная оценка проекта

1/24-29.10

Урок отработки умений и рефлексии

Упражнение 13

Оценка изделия. Оценка качества проекта

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования

Письменный контроль и самоконтроль рефлексия

§2 (стр. 38- 39)

9

Презентация проекта

1/07-11.11

Урок отработки умений и рефлексии

Презентация. Компьютерная презентация. Этапы разработки презентации

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, рефлексия

§2 (стр. 40-43), альбомный лист, линейка, карандаш, ластик

РАЗДЕЛ 2. Чертеж, эскиз, технический рисунок(2 часа)

10

Чертеж, эскиз, технический рисунок

2/14-26.11

Урок изучения нового материала

Понятия чертеж, масштаб, технический рисунок, эскиз, типы размерных линий.

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль

§3, выполнить эскиз(технический рисунок)

РАЗДЕЛ 3. Кулинария (11 часов)

11

Технология обработки пищевых продуктов

1/28-03.12

Урок изучения нового материала

Кухня. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Посуда и оборудование на кухне. Требования к современной кухне.

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§4,4.1 до стр. 58, устно вопрос 1, задание любопытно

письменно вопросы 2-5

12

Общие сведения о пище

1/05-10.12

Урок изучения нового материала

Общие сведения о пище. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§4,4.1 устно вопросы и задание любопытно.

Подготовиться к практической работе.

13

Технология приготовления пищи:

Бутерброды, горячие напитки

2/12-24.12

Урок комплексного применения ЗУН

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль

§4.2 до стр.77

Подготовиться к практической работе.

14

Блюда из яиц

2/26-14.01

Урок комплексного применения ЗУН

Строение и полезность яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Требования к качеству блюд из яиц.

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль

§4.2 стр.77- 87

Подготовиться к практической работе.

15

Блюда из овощей

2/16-28.01

Урок комплексного применения ЗУН

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль


§4.2 стр.87-97

Подготовиться к практической работе.

16

Сервировка стола к завтраку

2/30-11.02

Урок комплексного применения ЗУН

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола.

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль рефлексия

§4.2 стр.97- 102

Повторить материал

17

Обычаи, традиции, правила поведения

1/13-18.02

Урок обобщения и систематизации знаний

Правила поведения за столом. Национальные традиции народов республики Бурятия.


Личностные, познавательные, коммуникативные

Ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная

Письменный и устный контроль и самоконтроль рефлексия

§4.2 стр.102-106, повторить материал

РАЗДЕЛ 4. Технологии ведения дома(2 часа)

18

Оформление интерьера

1/20-25.02

Урок изучения нового материала

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву.

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§7,

альбомный лист, цветные карандаши, журналы, вырезки, идеи оформления интерьера кухни

19

Оформление интерьера кухни

1/27-04.03

Урок комплексного применения ЗУН

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль рефлексия

§7

РАЗДЕЛ 5. Создание изделий из текстильных материалов и конструкционных материалов (10 часов аудиторная работа, 34 часа – внеаудиторная работа – итоговый творческий исследовательский проект)

Для организации внеаудиторной работы используется материал учебника § 5,6,8

19

Элементы машиноведения

2/06-18.03

Урок изучения нового материала

Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Назначение основных узлов. Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Устройство машинной иглы. Виды машинных швов. Терминология машинных работ. Терминология влажно-тепловой обработки швейных изделий. Используются ЭОР или презентация к уроку

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль рефлексия

§5 (стр.116-131)

Ножницы, нитки, кусочки ткани

Начать выполнять итоговую творческую работу(идея)


20

Элементы материаловедения

1/20-25.03

Урок исследования

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Символы по уходу за текстильными изделиями. Мода. Национальные элементы в современной одежде. Используются ЭОР или презентация к уроку

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль

§5 (стр.108-114)

Цветные карандаши, кусочки ткани, ножницы, клей

Творческая итоговая работа

21

Общие сведения о технологиях обработки ткани

1/27-31.03

Урок изучения нового материала

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Мода. Дизайн. Используются ЭОР или презентация к уроку

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§5 (стр.131-141)

§6 Кусочки ткани, игла, нитки, ножницы, футляр (игольница)

Творческая итоговая работа

22

Ручные работы

1/10-15.04

Уроки комплексного применения ЗУН

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Стежок. Строчка. Шов. Прямые стежки. Терминология ручных работ. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Используются ЭОР или презентация к уроку

Познавательные и коммуникативные

Учебно-познавательная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования

Лабораторно-практический практикум, самоконтроль

§5 (стр.114-116)

Творческая итоговая работа

23

Общие сведения о древесине и ее обработке

1/17-22.04

Урок изучения нового материала

Древесина. Породы деревьев. Текстура древесины. Пиломатериалы. Шпон. ДСП, ДВП. Оборудование мастерской по обработке древесины. Рабочее место(верстак). Инструменты и приспособления. Способы обработки древесины. Профессии связанные с обработкой древесины.

Используются ЭОР или презентация к уроку

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§8.1

Творческая итоговая работа

24

Общие сведения о металлах

1/24-29.04

Урок изучения нового материала

Общие сведения о металлах. Рабочее место(верстак). Инструменты и приспособления. Используются ЭОР или презентация к уроку

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Устный контроль и самоконтроль

§8.2

Творческая итоговая работа

26

Оборудование и инструменты по обработке металла

1/01-06.05

Урок изучения нового материала

Устройство сверлильного станка. Способы обработки тонколистового металла. Разметка металлических заготовок. Резание тонколистового металла. Опиливание. Изделия из проволоки

Используются ЭОР или презентация к уроку

Личностные, познавательные

Учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования

Письменный контроль и самоконтроль

§8.2

Подготовиться к защите творческой работы

27

Обобщение пройденного, итоговая творческая работа

2/08-26.05

Урок развивающего контроля

Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действия.

Используются мультимедийные средства и ПК

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Ценностно-смысловые, информационные, личностного самосовершенствования

Итоговый контроль, мониторинг


ИТОГО: 34 аудиторных(34 внеаудиторных) часа – ВСЕГО – 68 часов


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями. В гигиенических целях в кабинете имеется умывальник и емкость для сбора мусора. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме. Для обеспечения проветривания все окна легко открываются. Кабинет условно разделен на две рабочие зоны: учебная и кухня. На кухне установлено все необходимое оборудование для проведения практических работ по «Кулинарии».

Электрическая проводка к рабочим места проведена в стене стационарно. Включение и выключение всей электросети кабинета осуществляется одним рубильником, расположенным в шаговой доступности.

В учебно-методический комплект для образовательной области « Технология» входят учебники, приобретенные на класс, которые выдаются для работы на занятиях. Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в интернет в кабинете отсутствует, но имеется доступ к компьютерам, находящимся в кабинете информатики. В кабинете имеется комплекс таблиц и плакатов, а так же оборудование для практических работ: 5 швейных машинок, утюг, наборы для выжигания по дереву.

Учебно-методический комплект:

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Книгопечатная продукция

УМК:

  • И.А.Сасова - Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасова, М.Б. Павлова и др. / под ред. И.А.Сасовой.4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-240с.:ил.

  • учебник «Технология» 5-9 кл. универсальной линии (для мальчиков и девочек) под ред. В.Д. Симоненко. [В.Н. Правдюк, П.С. Самородский и др.] – М.: Вентана-Граф, 2010;

  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);


2

Печатные пособия

Таблицы, раздаточный материал, памятки:

– Правила по технике безопасности при работе на кухне

– Сервировка стола

– Первичная обработка овощей

– Техника безопасности при работе ручными инструментами

– Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами

– Ручные стежки и строчки

- Правила поведения за столом


3

Компьютерные и коммуникативные средства

Интернет-рессурсы:

  1. http://center.fio.ru/som

  2. http://www.eor-np

  3. http://www.eor.it.ru

  4. http://www.openclass.ru/user

  5. http://www/it-n.ru

  6. http://eidos.ru

  7. http://www.botic.ru

  8. http://www.cnso.ru/tehn

  9. http://files.school-collection.edu.ru

  10. http://trud.rkc-74.ru

  11. http://tehnologia.59442

  12. http://www.domovodstvo.fatal.ru

  13. http://tehnologiya.narod.ru

  14. http://new.teacher.fio.ru

4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор ручных инструментов и приспособлений

Виды ручных швов

Комплект оборудования и приспособлений для ВТО

5

Натуральные объекты

Коллекции текстильных волокон

Аптечка первой мед. помощи

6

Оборудование кабинета (мастерской)

Парты ученические

Стулья ученические

Стол учительский

Стол демонстрационный

Стенды с выставкой ученических работ

Аудиторная доска


  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)

  2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.

  3. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6

  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

  1. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.

  2. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

  3. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  4. Программа основного общего образования «Технология. 5-8 класс»/ Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.

  5. И.А.Сасова - Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / И.А.Сасова, М.Б. Павлова и др. / под ред. И.А.Сасовой. УМК «Метод проектов». 4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014.-240с.:ил.

  6. И.А.Сасова – Технология. Метод проектов -М.:Вентана-Граф, 2014.

  7. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»; Федеральный государственный образовательный стандарт.







Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся

Требования

Вид контроля

Форма контроля

Личностные

предварительный

участие в выставках, конкурсах в начальной школе

текущий

устный опрос, наблюдение, практические работы

периодическая проверка ЗУ по разделу

самостоятельные работы

итоговый

выставка работ, презентации проектов, участие в конкурсах

Метапредметные

предварительный

входная диагностика

текущий

наблюдение, тестирование, творческие работы

итоговый

Защита проектов, мониторинг

Предметные в сфере:

а) познавательной

текущий

тест с многозначным выбором ответа, наблюдение

итоговый

Проект, мониторинг

б) мотивационной

текущий

устный опрос

итоговый

Презентация проектов, письменный опрос

в) трудовой деятельности

текущий

самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты, самооценочная карта контроля, творческий проект

итоговый

тестирование, готовое изделие, защита творческого проекта

г)физиолого-психологической деятельности

текущий

наблюдение, устный опрос, рефлексия

д) эстетической

текущий

наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям

е) коммуникативной

текущий

наблюдение

итоговый

защита проекта, мониторинг


























В заключении изучения разделов программы 5 класса проводится диагностика с целью выявления уровня знаний обучающихся. При составлении диаграммы полученных ранее результатов диагностик можно выявить результативность качества обучения. Итоговая творческая проектная работа влияет на годовую итоговую аттестацию учащегося.




График контрольных работ по технологии в 5 классе


№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Промежуточный текущий контроль после раздела «Кулинария»


Выявить знания о значении технологии в современном мире, основах графического языка, физиологии питания, способах приготовления овощей и рецептов салатов из овощей.

2

Итоговый контроль – Итоговая творческая проектная работа


Определить уровень знаний по курсу «Технология» за 5 класс



Содержание национально-регионального компонента

в рамках учебного предмета технология в 5 классе


№ урока НРК

№ урока в КТП

Дата урока

Содержание НРК, тема.

Время

1

13,14


Национальная кухня

Национальные мотивы в интерьере

Национальная одежда

Национальные орнаменты в изделиях

2

2

15


1

3

17


1

4

20,21


2

Всего: 4 урока


Всего: 6 часов






Критерии оценивания учащихся 5-9 классов


№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«н/а»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм



Примерные нормы оценки практической работы

 Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).  

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.  

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

 

 (По материалам журналов «Школа и производство» № 3 /1998; № 7 /2000)


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ


Критерии оценивания


Баллы

  1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1












1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1











1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5











1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1











1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1











1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1











1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1











1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1











1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5











1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5











1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5











1.12 Реклама изделия

1












  1. Оценка готового изделия(25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5












2.2 Качество изделия

10












2.3 Соответствие изделия проекту

5












2.4 Практическая значимость

5












  1. Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2











3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1











3.3 Описание технологии изготовления изделия

3











3.4 Четкость и ясность изложения

1












3.5 Глубина знаний и эрудиция

2












3.6 Время изложения (7-8 мин)

1












3.7 Самооценка

2












3.8 Ответы на вопросы

3












ИТОГО:

50 баллов












Примечание: оценивание проектов может производиться как учителем, так и специально созданной комиссией(из числа учащихся, в том числе старшеклассников).

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.  

                       

         В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации и поступлении в вузы.


Эти задания позволяют:

- за сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;

- оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);

- закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);

- обеспечить индивидуальное развитие ребёнка (развивающая функция);

         

Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов (уровень узнавания);

заполнение пропусков в предложенном тексте (уровень воспроизведения);

установление соответствия;

установление правильной последовательности действий.


         Решение кроссвордов, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.

Нормы оценивания кроссвордов. 

  1. 18 – 16 баллов – оценка “отлично”

  2. 15,5-14 баллов – оценка “хорошо”

  3. 13,5 -10 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на оценку “3” позволяет решить кроссворд). 


 Для оценивания работы детей разработаны критерии оценивания по различным формам.


Контрольно-измерительные материалы


Обобщающе-проверочная работа по технологии 5 класс (1 четверть)

  1. Что такое технология? (отметьте галочкой правильный ответ):

А) процесс создания человеком полезных изделий и услуг

Б) изображение будущего изделия

В) опрос одного или нескольких людей по какой-либо теме

  1. Различают следующие потребности человека (отметьте галочкой правильные ответы):

А) физиологические Б) интеллектуальные

В) развивающие Г) в безопасности и здоровье

Д) в общении и уважении Е) творческие

Ж) в самовыражении З) в самовоспитании

  1. Основные этапы проектирования (укажите справа от строки правильный порядок выполнения этапов проектирования):

А) Определение потребности и формулировка задачи

Б) Проработка идеи

В) Планирование и изготовление изделия

Г) Набор первоначальных идей

Д) Испытание и оценка изделия

Е) Самооценка

  1. Попробуйте определить перечень основных критериев для школьной парты:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чертеж – это…. (отметьте галочкой правильный ответ)

А) условное обозначение изделия

Б) набросок, выполненный от руки

В) изображение выполненное от руки на глаз с соблюдением пропорций

  1. Технический рисунок – это…. (отметьте галочкой правильный ответ)

А) условное обозначение изделия

Б) набросок, выполненный от руки

В) изображение выполненное от руки на глаз с соблюдением пропорций

  1. Какой из указанных масштабов, масштаб увеличения? (отметьте галочкой правильный ответ)

А) 1:1 Б)2:1 В) 1:2

  1. Какой из указанных масштабов, масштаб уменьшения? (отметьте галочкой правильный ответ)

А) 1:1 Б)2:1 В) 1:2



  1. Как называется эта линия –

  2. Вставьте пропущенные слова в предложении:

Проект должен учитывать __________________________ людей, общества. Он должен содержать в себе проектирование процесса труда изготовления _______________________, оценку качества и определение спроса на это _______________________.

Ключи к обобщающе-проверочной работе по технологии 5 класс:

1. А

2. АБГДЖ

3. АГБВДЕ

4. Внешний вид, размер, конструкция, санитарное состояние, качество, удобство, экологичность, цена, соответствие необходимым параметрам учащегося.

5. А

6. В

7. Б

8. В

9. штриховая

10. потребности, изделие



39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!