СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (девочки, 8 класс), Сасова И.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для девочек 8 класса (автор И.А.Сасова), представлена на 70 часов, вместо запланированных 34.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (девочки, 8 класс), Сасова И.А.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании НМС учителей технологии.

Руководитель НМС____ Михайлова Н.К.

Протокол № __ от «__»_________2016 г

Заместителем директора по УВР

_____________ Е.А. Касимовой

«___»________________2016 г

Приказом МБОУ СШ №2

от « 30 » августа 2016 г

СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по УВР

_____________ Е.А. Касимовой

«___»________________2016 г

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ СШ №2

от 30.08. 2016 г № 438







Рабочая программа



Наименование учебного предмета: Технология

Класс: 8а,б,в,г,д,е

Учитель: Елена Геннадьевна Фадеева

Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 учебный год

Количество часов: 70 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программы Сасова И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.: Вентана-Граф, 2013.- 168 с.

Учебник: Сасова И.А. Технология. Технологии ведения дома: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. А. Сасова, А.В.Леонтьев, В.С.Капустин; под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016 – 144 с.: ил.




Рабочую программу составила _____________Фадеева Е.Г.


Пояснительная записка


Источники составления рабочей программы.


Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – Москва: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Программа Сасовой И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.:Вентана-Граф, 2013.- 168 с.

  4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии». – Авт. – сост. Атаулова О.В.; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск, УИПКПРО, 2012. – 88 с.


Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса общеобразовательного учреждения, количество часов – 70, из расчёта 2 ч в неделю.


Особенностью программы является то, что овладение обучающимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Они содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности обучающихся, самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.


Цель выполнения проектов заключается в обучении учащихся самостоятельному поиску проблем, требующих решения, в освоении ими поиска необходимой информации, в овладении алгоритмом преобразовательной деятельности.

Проект – это творческое задание интеллектуально-практического характера, результатом выполнения которого являются:

  • Создание материального продукта;

  • Создание интеллектуального продукта;

  • Организация сервисных услуг;

  • Разработка эколого-экономических нововведений;

  • Решение хозяйственно-бытовых задач и др.

Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:

  • Выявление потребностей людей и общества;

  • Определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;

  • Разработку перечня критериев, которым должны соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющие конкретную потребность;

  • Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;

  • Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;

  • Исследование процесса планирования и изготовления изделия и услуги;

  • Изготовление изделия или оказание услуги;

  • Проведение испытаний в реальной ситуации;

  • Оценку процесса проектирования и качества изготовления изделия.


Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определенной цели выполняемой работы и её значимости для обучающихся, его семьи, школы, общества и в переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения в целях получения изделия заданного качества. Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками.

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные темы, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Несмотря на то, что в проект входит большое количество компонентов, программой отводится 60-70% времени на изготовление изделия (включая учебный труд – упражнения на приобретение умений по обработке материалов и использованию инструментов, экспериментов, лабораторно-практические работы с материалами и т.д.).

Образовательная область "Технология" представлена предметом технология, который формирует технологическое мышление, творческое отношение к своей трудовой деятельности, к создаваемому продукту, вырабатывает навыки самостоятельной практической деятельности, создает общественно-ценностную мотивацию выбора профессии.


Общие цели учебного предмета для ступени обучения

Целевые установки технологического образования трехпозиционны.

1. Формирование личности, способной выявлять проблемы (привлекая для этой цели знания из разных областей), определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда.

2. Обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных потребностей.

3. Развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности трудовых функций и активности влияния на совершенствование техники и производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.


Основные предполагаемые трехкомпонентные результаты реализации программы

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важных задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному о ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Содержание технологического образования в определённой степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимой для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Основной инструментарий для оценивания результатов

Особенностями системы оценки обучающихся являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса. При оценке результатов деятельности образовательного учреждения и его работников основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.




Система оценки и видов контроля

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, тестирования.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, тестирование. Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

«4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

«3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

«2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.



Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

«4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

«3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

«2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

«4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

«3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

«2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.


Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учёта интересов и склонностей обучающихся, возможностью образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания в программе по технологии городских школ для девочек предусматривает изучение направления «Технология ведения дома».

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, называемой техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Прослеживаются логические связи технологии с остальными предметами учебного плана: информационные технологии, обществознание, биология, физика, искусство, черчение и графика, экономика, экология, а так же история, литература.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Основные базовые ценности определены Фундаментальным ядром содержания общего образования. Они отражают личностные и социальные результаты развития обучающихся:

  • Готовность и способность школьников к самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в сфере созидательного труда и материального производства;

  • Сформированность ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;

  • Осознание школьниками ценностного отношения к природной, социальной, культурной и технической среде;

  • Проявление толерантного отношения и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • Сформированность системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий.


Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая- должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и экономическим путем.

Предмет технология является необходимым компонентом общего образования школьника. Основной целью изучения учебного предмета "Технология" в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Конкретные цели и задачи изучения предмета, требования к уровню освоения учебной программы, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса:

Целевые установки технологического образования трехпозиционны.

1. Формирование личности, способной выявлять проблемы (привлекая для этой цели знания из разных областей), определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда.

2. Обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных потребностей.

3. Развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности трудовых функций и активности влияния на совершенствование техники и производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • Обеспечение преемственности технологического образования в начальной, основной и старшей школе;

  • Установление требований к воспитанию, социализации, профессиональному самоопределению обучающихся;

  • Создание условий для интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • Включение обучающихся в процессы познания и преобразования материальных духовных ценностей для приобретения опыта реальной предметно-преобразующей инновационной деятельности;

  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;

  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умения реализации изготовленной продукции;

  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

  • Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;

  • Ознакомление с путями получения профессионального образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важных задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному о ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Содержание технологического образования в определённой степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимой для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты включают:

  • Овладение знаниями и умениями предметно-преобразующей деятельности;

  • Овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • Овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

  • Способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами являются:

  • Освоение обучающими межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использовать в предметно-преобразующей деятельности;

  • Самостоятельность планирования осуществления предметно-преобразующей деятельности;

  • Организация сотрудничества;

  • Построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают:

  • Освоение умений, специфических для технологического образования;

  • Виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;

  • Формирование технологического типа мышления;

  • Владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

  • Умениями использовать ИКТ и сеть Интернет для выполнения работ, проектов и их презентации.

В результате изучения технологии обучающийся независимо от изучаемого направления или раздела получает возможность:

Ознакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • Назначением и технологическими свойствами материалов;

  • Назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • Видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • Профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • Рационально организовывать рабочее место;

  • Находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления или выполнения работ;

  • Выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • Конструировать, моделировать, изготовлять изделия;

  • Выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

  • Осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготовляемого изделия (детали);

  • Находить и устранять допущенные дефекты;

  • Проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • Планировать работы с учётом ресурсов и условий;

  • Осуществлять работы с использованием технологический чертежей и карт;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • Формирования эстетической среды бытия;

  • Развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

  • Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • Составления технологических карт, чертежей и эскизов изделий;

  • Организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • Изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • Пользования ИКТ и сеть Интернет для разработки проектов и их презентации;

  • Контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • Выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

  • Оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

  • Построения планов профессионального образования и трудоустройства.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Учитываются различные функции контроля, а именно:

- обучающая;

- проверочная;

- воспитывающая;

- корректирующая.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия обучающегося следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения обучающегося метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита творческого проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность обучающегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету:

  • устный опрос,

  • тест,

  • самопроверка,

  • взаимопроверка,

  • самостоятельная работа,

  • терминологический диктант,

  • словарная работа,

  • работа по карточкам,

  • выполнение практических навыков и т.д.


Ввиду того, что в учебном плане нашей школы на уроки технологии в 8-х классах отведено 70 часов, а по программе Сасовой И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.:Вентана-Граф, 2013.- 168 с., отведено всего 34 час, в данную рабочую программу внесены дополнительные 34 часа и 2 часа выделено на резервное время. Дополнительные 34 часа получены мною за счет увеличения количества часов по следующим темам:

Наименование темы

Количество часов по программе И.А.Сасовой (из расчета 34 ч)

Количество часов по рабочей программе (из расчета 68 часов + 2 часа резервное время=70 ч)

Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества

2

4


Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

4

8

2.1. Этапы проектной деятельности

2

4

2.2. Способы представления результатов проектирования

2

4

Раздел 3. Технологии домашнего хозяйства

16

32

3.1. Технологии ремонтно-отделочных работ

8

16

3.2. Технологии ремонта деталей систем водоснабжения и канализации

8

16

Раздел 4. Электротехника

4

8

4.1. Источники, приёмники и проводники электрического тока

2

4

Бытовые электроприборы

2

4

Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование

8

16

51. Основы предпринимательства

2

4

5.2. Сферы современного производства и их составляющие

2

4

5.3.Пути получения профессионального образования

4

8


Содержание тем учебного курса

8 класс (70 часов, в том числе 2 часа резервного времени)

Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества (4 ч)

Тема: Технологии в жизни человека и общества (4 ч)

Понятие «современные наукоёмкие технологии» (информационные, ядерные, генные, космические и др.). Связь наукоёмких технологий с потребностями людей. Поиск информации в сети Интернет и других средствах массовой информации. Современные устройства для обработки текстильных (натуральных и искусственных) и поделочных материалов. Художественная обработка материалов. Планируемые проекты. Проектирование изготовления различных полезных изделий.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

Анализ изделий, выполненных обучающимися на уроках технологии.

Анализ изделий массового производства.

Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность (8 ч)

Тема 2.1. Этапы проектной деятельности (4 ч)

Взаимосвязь всех этапов проектной деятельности (поискового, конструкторского, технологического, заключительного). Основные и дополнительные компоненты проекта. Проведение исследований. Связь дизайна и технологий. Дизайн-анализ изделия. Дизайн-подход при выполнении проектов. Техника изображения объектов. Пожелания конечного(покупателя), рынка. Функциональное назначение изделия потребителя; допустимые пределы стоимости; экологичность производства изделия и его эксплуатация; безопасность при использовании и др. Испытание и оценка изделия.

Тема 2.2. Способы представления результатов проектирования (4 ч)

Способы презентации проекта. Представление продуктов проектной деятельности в виде веб-сайтаа, видеоклипа, выставки, газеты, действующей учебной фирмы, игры, коллекции, макета (например, оформления кабинета или мастерской), модели, справочника, чертежа, бизнес-плана и др.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Определение потребностей. Проведение опроса (интервью) и фиксация результатов.

  2. Дизайн-анализ изделия.

  3. Краткая формулировка задачи проекта.

  4. Разработка перечня критериев объекта проектирования.

  5. Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи.

  6. Планирование исследований по теме проекта.

  7. Способы представления результатов исследований.

  8. Окончательная оценка проекта (анализ изделия пользователем).

  9. Эстетика.

  10. Определение потребностей рынка в конкретной продукции.

  11. Способы презентации проекта.

  12. Техника изображения объектов.


Раздел 3. Технологии домашнего хозяйства

Тема 3.1. Технологии ремонтно-отделочных работ

Ремонтно-отделочные работы по обновлению и совершенствованию интерьера жилых помещений. Дизайнер как профессиональный разработчик интерьера квартиры. Виды ремонто-отделочных работ. Современные материалы, инструменты, оборудование. Совместная работа обучающихся и родителей при ремонтно-отделочных работах.

Малярные работы: окрашивание деревянных, металлических, бетонных и других поверхностей. Материалы для малярных работ: масляные и водоэмульсионные краски, лаки, эмали. Инструменты для малярных работ: филёночные кисти, валики, линейки, распылители, шпатели и др. Правила безопасной работы с красками и другими малярными материалами.

Материалы и инструменты для обойных работ. Обои: бумажные, велюровые, текстильные, стекловолокнистые, виниловые, фотообои, жидкие обои. Дополнение к обоям: филёнка, бордюрные фризы. Технология обойных работ. Инструменты и приспособления для обойных работ. Ремонт окон и дверей, их утепление в зимний период. Пластиковые окна. Экологические проблемы, связанные с проведением ремонтно-отделочных работ. Правила безопасной работы при оклейке помещений обоями, при ремонте окон и дверей.

Профессии художник-дизайнер, маляр; профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ.

Тема 3.2. Технологии ремонта деталей систем водоснабжения и канализации

Простейшее сантехническое оборудование в доме. Общие сведения о системах водоснабжения и канализации. Основные элементы систем водоснабжения и канализации: санитарно-техническая арматура, водопроводные и канализационные трубы, шланги, соединительные детали, соединительные детали, счётчики холодной и горячей воды, фильтры, раковины, ванны, душевые кабины, вентили, краны, смесители, сливной бочок. Системы горячего и холодного водоснабжения, канализации в доме. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализация. Устройство в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей.

Инструменты и приспособления для выполнения санитарно-технических работ. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Соблюдение правил безопасного труда.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ, ремонтом деталей водоснабжения и канализации.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Распределение обязанностей в семье.

  2. Использование графической документации для представления результатов исследования.

  3. Подбор материалов, инструментов и оборудования для выполнения конкретных работ в домашнем хозяйстве.

Проектная деятельность:

Проектирование и выполнение некоторых видов ремонтно-отделочных работ; простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.


Раздел 4. Электротехника

Тема 4.1. Источники, приёмники и проводники электрического тока

Источники, приёмники и проводники электрического тока. Представления об элементарных устройствах, выполняющих задачу по преобразованию энергии и передаче её от предшествующего элемента к последующему. Влияние электротехнических и электронных приборов и устройств на здоровье человека. Пути экономии электроэнергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Датчики в системах автоматического контроля. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок.

Тема 4.2. Бытовые электроприборы

Бытовые электроосветительные приборы. Электронагревательные приборы, предназначенные для обогрева помещения. Пути экономии электроэнергии в быту.

Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения об устройстве и правилах эксплуатации СВЧ-печей, бытовых холодильников и стиральных машин. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

Профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом бытовых электроприборов.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Последовательное и параллельное соединения элементов электрической цепи.

  2. Чтение и составление электрических схем.

  3. Способы экономии электрической энергии.

  4. Контроль качества готовых изделий.

Проектная деятельность: Рациональный набор бытовых электроприборов в жилом помещении.

Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование

Тема 5.1. Основы предпринимательства

Понятие рынка как системы отношений добровольного покупателем обмена между и продавцом. Понятие о предпринимательстве. Роль предпринимательства в рыночной экономике. Основные сферы предпринимательской деятельности: производство товаров и услуг, коммерция (торговля), финансы, посредничество, страхование. Физические и юридические лица. Правовое обеспечение предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства.

Понятие о менеджменте и маркетинге в предпринимательстве. Этика и психология предпринимательства. Основные риски в предпринимательстве.

Реклама. Имидж и фирменный стиль.



Тема 5.2. Сфера современного производства и их составляющие.

Ознакомление с различными видами предприятий, предусмотренными Гражданским кодексом РФ. Классификация предприятий по формам собственности (государственный, частный или смешанный сектор собственности). Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Хозяйствующие товарищества и общества. Некоммерческие организации. Порядок оформления организации. Бизнес-план, основные источники информации для его составления. Производственный план.

Производительность труда и способы её повышения. Себестоимость продукции. Материальные затраты. Оплата труда. Налоги. Отчисления на социальные нужды. Прочие затраты. Приоритетные направления. Развития производства в конкретной местности. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.

Тема 5.3. Пути получения профессионального образования.

Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Проектирование профессионального плана и его коррекция с учётом интересов, склонностей, способностей обучающихся, требований, предъявляемых профессией к человеку, и состояние рынка труда. Здоровье и выбор пути профессионального образования.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Определение форм хозяйственной деятельности предприятия.

  2. Цели и задачи разделения труда.

  3. Способы повышения производительности труда.

  4. Определение себестоимости изделия.

  5. Исследование потребностей регионального рынка труда.

  6. Основные источники предпринимательских идей.

  7. Способы проявления коммуникативных способностей.

  8. Выявления склонностей, интересов и намерений в профессиональном выборе.

  9. Поиск информации о региональных учреждениях профессионального образования.

  10. Определение путей получения профессий.

  11. Сопоставление своих возможностей с требованиями профессии.


Проектная деятельность: «Я выбираю сферу будущей деятельности», «Бизнес-план для школьной компании (фирмы)», «Собственное дело», «Моя профессиональная карьера».




Планируемые результаты изучения предмета


Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества

Выпускник научится:

  • Отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;

  • Определять понятие «технология»

  • Формулировать цели и задачи технологии;

  • Приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

  • Выявлять влияние технологии на естественный мир.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Выявлять потребности людей и способы их удовлетворения;

  • Различать строительные транспортные, коммуникативные, информационные и другие технологии;

  • Находить информацию о существующих современных странах, новейших устройствах, инструментах приспособлениях для обработки конструкционных материалов;

  • Выявлять современные инновационные технологии для решения не только производственных, но и житейских задач;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека, на основе рационального использования всех видов ресурсов.


Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

Выпускник научится:

Определять основные компоненты проекта;

Определять потребности людей в изделии, запланированном в проекте;

Выявлять аналоги. Вырабатывать идеи выполнения проекта. Определять трудности в реализации проекта. Разрабатывать дизайнерское оформление продукта труда;

Проводить экологическую и экономическую оценку продукта труда;

Моделировать с помощью программ компьютерного проектирования;

Распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать информацию по теме проекта;

Выявлять оптимальное решение задачи проекта;

Составлять конструкторскую и технологическую документацию; выбирать необходимые материалы, инструменты, оборудование.

Выполнять запланированные операции;

Осуществлять контроль качества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для разработки плана представления результатов проектной деятельности; представления ход исследования; использования компьютера для презентации проекта.


Раздел 3. Технологии домашнего хозяйства

Выпускник научится:

Осуществлять простейшие виды ремонтно-отделочных работ;

Соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

Анализировать бюджет семьи, рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи

Выпускник получит возможность научиться:

Давать характеристику основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях;

Подбирать материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;

Планировать примерные затраты на проведение ремонтно-отделочных работ и ремонт санитарно-технических устройств;

Определять назначение и экономическую эффективность основных видов современной бытовой техники;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применение бытовых санитарно-гигиенических средств; применение средств индивидуальной защиты и гигиены.


Раздел 4. Электротехника

Выпускник научится:

Различать источники, проводники и приёмники (потребители) электроэнергии;

Пользоваться бытовыми электроприборами;

Определять преимущества и недостатки ламп накаливания и энергосберегающих ламп;

Выявлять пути экономии электроэнергии в быту;

Пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;

Выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

Читать электрические схемы.

Выпускник получит возможность научиться:

Определять элементы управления (выключатель, виды переключателей, их обозначение на электрических схемах);

Различать источники тока: гальванические элементы, генератор постоянного тока;

Оценивать качество сборки, надёжность изделия, удобство его использования;

Составлять технологические карты для выполнения работы;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для учёта расхода и экономии электрической энергии; экологического применения электроприборов; экономии электрической энергии в быту; оценки эксплуатационных параметров электроприборов; соблюдения правил безопасной эксплуатации.


Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование

Выпускник научится:

Обосновывать роль предпринимательства в рыночной экономике;

Проводить оценку риска;

Оценивать ситуацию на рынке труда по массовым для региона профессиям;

Искать информацию в различных источниках о возможностях получения профессионального образования;

Находить информацию о путях трудоустройства.


Выпускник получит возможность научиться:

Исследовать деятельность предприятия;

Анализировать структуру профессионального разделения труда;

Понимать факторы, влияющие на оплату труда;

Учитывать необходимость требований качества личности при выборе профессии;

Составлять собственное резюме для трудоустройства;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.











Тематическое (поурочное) планирование в 8 классе


урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7


Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества (4 часа)

1-4

    1. Технологии в жизни человека и общества

4

Находить в СМИ и сети Интернет примеры современных инновационных технологий. Приводить примеры использования инновационных технологий в быту. Выбирать темы проектов и обосновывать свой выбор.

1,8/09


Подготовить сообщения о современных технологиях и инновациях


Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность (8 часов)


5-8

2.1. Этапы проектной деятельности

4

Определять цель и задачи каждого этапа проектной деятельности. Участвовать в формировании проектной группы при коллективном выполнении проекта и организовывать её работу. Планировать проектную деятельность. Обосновывать экономическую, экологическую и социальную ценность проекта.

15,22/09


Читать, учить определения со стр. 5-14

9-12

2.2. Способы представления результатов проектирования

4

Проводить презентацию проекта с использованием изобразительных средств и средств массовых коммуникаций.

Использовать современные способы представления проекта в виде веб-сайта, видеофильма, видеоклипа, выставки, газеты, бизнес-плана и др.

29/09; 6/10


Читать, учить определения со стр. 5-14


Раздел 3. Технологии домашнего хозяйства (32 часа)


13-28

3.1. Технологии ремонтно-отделочных работ

16






3.1.1. Ремонтно-отделочные работы.

2

Подбирать информацию о материалах для ремонтно-отделочных работ по каталогам, образцам в Интернете. Разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами.

20/10


Читать, учить определения по теме урока


3.1.2. Современные материалы, инструменты, оборудование

2

27/10



3.1.3. Малярные работы

4

Организовывать рабочее место. Подбирать инструменты и материалы для малярных работ. Находить информацию о материалах по каталогам,

образцам в Интернете. Выполнять правила безопасной работы.

3,10/11


стр. 32-38


3.1.4.Технология малярных работ

2

Разрабатывать эскизы оформления стен. Организовывать рабочее место. Подбирать обои. Находить информацию по каталогам для выбора обоев. Выполнять упражнения по наклеиванию образцов обоев. Соблюдать правила безопасной работы.

17/11


Читать, учить определения со стр. 38-46


3.1.5. Ремонт окон и дверей

2

Организовывать рабочее место. Распределять работу в коллективе. Утеплять окна перед наступлением холодов. Реализовывать создание благоприятных условий в жилых помещениях. Живые и декоративные цветы в интерьере.

1/12


Читать, учить определения со стр. 45-51


3.1.6. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ.

4

Знакомиться с техническими профессиями.

8/12


Подготовить мини-проект «Профессия маляр-штукатур»

29-44

3.2. Технологии ремонта деталей систем водоснабжения и канализации

16

Определять состояние систем водоснабжения и канализации дома и в школе. Знакомиться с сантехническими инструментами и осваивать приёмы пользования ими. Снимать показания счётчиков горячей и холодной воды.



Читать, учить определения


3.2.1. Общие сведения о системах водоснабжения и канализации

8

Различать резиновые шайбы и прокладки к вентилям и кранам. Очищать аэратор смесителя. Выполнять проекты: замена смесителя, ремонт смесителя.

22,30/12

13,20/01


Стр.15-31


3.2.2. Замена и ремонт смесителя

4





3.2.3. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ, ремонтом деталей водоснабжения и канализации.

4

Знакомиться с техническими профессиями.




Подготовить мини-проект «Профессия водопроводчик»


Раздел 4. Электротехника (8 часов)




15/12

45-48

4.1. Источники, приёмники и проводники электрического тока

4

Использовать правила пользования бытовыми электроприборами. Учитывать назначение различных осветительных приборов. Соблюдать правила безопасной работы при пользовании бытовой техникой.



Читать, учить определения со стр. 57-64

49-52

4.2.Бытовые электроприборы

4

Пользоваться электронагревательными приборами. Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке в квартире. Экономить электроэнергию в быту. Исследовать характеристики источников света. Подбирать электрооборудование с учётом гигиенических и функциональных требований. Соблюдать правила безопасной эксплуатации приборов.



Читать, учить определения со стр.64-69

Выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.


Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование (16 часов)


53-56

5.1. Основы предпринимательства

4

Объяснять роль предпринимательства в рыночной экономике. Обосновывать актуальность организации конкретной предпринимательской деятельности. Проводить оценку риска. Составлять план маркетинга. Разрабатывать и реализовывать проект, связанный с предпринимательской деятельностью.



Читать, учить определения со стр. 116-127

57-60

5.2. Сферы современного производства и их составляющие

4

Различать виды предприятий и классифицировать их по формам собственности. Исследовать деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. Рассчитывать себестоимость продукта труда.



Читать, учить определения со стр. 102-115


61-68

5.3.Пути получения профессионального образования

8

Знакомиться по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Оценивать ситуацию на рынке труда по массовым для региона профессиям. Искать информацию в различных источника, включая сеть Интернет, о возможных получениях профессионального образования. Выявлять качества личности, способствующие успеху в профессиональной деятельности. Разрабатывать примерную индивидуальную траекторию последующего профессионального образования.



Читать, учить определения со стр. 128-138

Проект «Моя профессиональная карьера».

69-70

Резервное время:

Итого:

2

70






35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!