Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка"

Категория: Информатика

Примерная программа внеурочной деятельности по предмету информатика и ИКТ "Инфознайка"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка"»

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Целью курса внеурочной деятельности «Инофознайка» является информационная поддержка проектной деятельности обучающихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе, в том числе развитие информационной культуры.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

1. Учебный курс Microsoft Office 2007 г.
2. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.

Задачи обучения информатике школе, связанные с

1) обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,

  • познакомить школьников с основными свойствами информации,

  • научить их приемам организации информации,

  • формирование общеучебных умений и навыков,

  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,

  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности,

  • абстрактного и логического мышления,

  • творческого и рационального подхода к решению задач.

3) воспитанием:

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения обучающиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией обучающиеся будут уметь:

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • владеть основами компьютерной грамотности;

  • использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов.
Срок реализации программы – 1 год: 
1 занятие в неделю – 34 занятия ( 34 часа)

Цели внеурочной деятельности:

Поскольку на изучение курса внеурочной деятельности «Инфознайка» в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован кружок "Занимательная информатика». Работаем в программе Word ", который помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на кружке:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;

  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;

  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

  • развитие умственных и творческих способностей обучающихся;

  • адаптация ребенка к компьютерной среде;

  • овладение основами компьютерной грамотности;

  • использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

Для реализации программы также используется программное обеспечение школьного компьютерного класса.

Программное обеспечение курса

Операционная система Windows 2007, стандартные программы Калькулятор, Блокнот, Paint, клавиатурные тренажёры BabyType и Stamina, программы Microsoft Office Word, PowerPoint, Excel, среда программирования gw-basic (Visual Basic), браузеры Internet Explorer, Google Chrome и Opera, виртуальная лаборатория «Алгоритмика»1.

Содержание программы кружка «Инфознайка» для 6 класса (34 часов)



1. Компьютер и информация (12 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.


2. Человек и информация (13 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Практическая работа №6. Создание таблиц.

Практическая работа №7. Таблицы. Размещение текста и графики.

Практическая работа №8. Таблицы. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Графические возможности текстового процессора Word.


3. Элементы алгоритмизации (9 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №11. Рисунок на свободную тему.


Практическая работа №12. Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №13. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа №14. Знакомство со средой программирования.

Практическая работа №15. Исполнитель.

Итоговая практическая работа по теме «Алгоритмизация»



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства


Оборудование и приборы

  • Операционная система Windows.

  • Пакет офисных приложений Microsoft Office.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Wев-страниц.












Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. http://doronina-ek.ucoz.ru/index/metodicheskie_materialy_k_urokam_informatiki

  3. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library

  4. http://pedsovet.su/load/66-1-0-39529

































































































Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Тема занятия


Количество часов

I. Компьютер и информация (12 ч)



1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Правила ТБ.


1

2

Файлы и папки. ПР № 1 «Работа с файлами и папками»

1

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

4

Двоичное кодирование числовой информации

1

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

1

6

Тексты в памяти компьютера. ПР №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

1

7

Кодирование текстовой информации. ПР № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»

1

8

Практическая работа :Создание документов в текстовом процессоре Word..

1

9

Растровое кодирование графической информации ПР №4«Оформление текста в виде списков Нумерованные списки»

1

10

Векторное кодирование графической информации. ПР №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»

1

11

Единицы измерения информации. ПР № 5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки».


1

12

Единицы измерения информации. ПР № 5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки».


1

II. Человек и информация (13 ч)



13

Информация и знания. ПР № 6 «Создание таблиц»

1

14

Чувственное познание Окружающего мира. ПР № 6 «Создание таблиц» (задания 3-4)

1

15

Понятие как форма мышления. ПР № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики»

1

16

Как образуются понятия?ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1-2)

1

17

Структурирование и визуализация информации. Практическая работа .

1

18

Содержание и объем понятия. ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3)

1

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения. ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 4-5)

1

20

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. ПР № 9 «Графический редактор Paint»

1

21

Определение понятия. ПР № 9 «Графический редактор Paint»


22

Классификация. ПР № 9 «Графический редактор Paint» (задания 7- 8)


23

Суждение как форма мышления. ПР № 1 0 «Графические возможности текстового процессора Word»


24

Умозаключение как форма мышления. ПР № 10 «Графические возможности текстового процессора Word»


25

Итоговая практическая работа по теме «Человек и информация»


III. Элементы алгоритмизации (9 ч)



26

Что такое алгоритм. Практическая работа № 11 «Рисунок на свободную тему»

1

27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

28

Формы записи алгоритмов. Практическая работа.

1

29

Линейные алгоритмы. ПР 12 «Линейная презентация «Часы»»

1

30

Алгоритмы с ветвлениями. ПР № 13 «Цикличе­ская презентация «Скакалочка»».

1

31

Циклические алгорит­мы. ПР №14 «Знакомство со средой программирования»

1

32

Циклические алгорит­мы. ПР №15 «Исполнитель»

1

33


Итоговая практическая работа по теме «Алгоритмизация»

2

34



1




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас