Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Селезнёвская средняя школа»
Велижского района Смоленской области
Рассмотрено на педагогическом совете. Протокол № ___ от ____ 08.2020 | Утверждаю Директор школы_________Пашедко Н.А. Приказ № ___ от ___ .08.2020 |
Рабочая программа
по немецкому языку
для 6 класса
на 2020-2021 учебный год.
Срок реализации программы: 1 год.
Программу разработала:
Ефимова О.Г.
учитель иностранного языка
Селезни 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, утверждённого 29.12.2012 года.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» №1897 (в редакции от 29.12.2014г №1644);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 08.05.2019 г №233 с изменениями от 22.11.2019 г приказ № 632)
Учебного плана МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на 2020-2021 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Селезнёвская средняя школа»;
Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год
Авторской программы Немецкий язык Бим И,Л, М: «Просвещение» 2015
Цели курса
Изучение иностранного языка в целом и немецкого в частности в основной школе в соответствии со стандартом направлено на достижение следующих целей:
-развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка, в частности:
-понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
-воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношенияк проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры. 2
Поскольку данная программа для 6-го класса продолжает и развивает систему обучения, реализуемую учебно-методическим комплектом для 5-го класса, с его помощью должны найти дальнейшее внедрение и развитие все основные принципы, положенные в основу обучения в 5-м классе. Это, прежде всего общедидактические принципы — научность, сознательность, наглядность, доступность, прочность, активность, которые нашли также своеобразное отражение и преломление в следующих принципах, подвергшихся по сравнению с 5-м классом некоторому уточнению.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета « Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык (в частности, немецкий) как учебный предмет характеризуется:
1. межпредметностью (содержанием речи на немецком языке могут быть сведения из различных областей знания (литературы, географии, истории и т.д.);
2. многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, а с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
3. полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях жизни).
Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи её другим, немецкий язык способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования обучающихся, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся.
Место предмета «Немецкий язык» в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на изучение предмета иностранный язык в 6 классе отведено: 3 часа в неделю всего за год 102 часа
Преподавание ведётся по учебнику «Немецкий язык» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова и Л.М.Санникова 3
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
-формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
-приобретение таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков
-самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык»
-осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка
-развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
-расширение общего лингвистического кругозора школьника;
-развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер 6-классника; - -формирование мотивации к изучению иностранного языка;
-овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочими тетрадями, справочными материалами и т. д.).
Метапредметные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Предметные результаты 4
В области говорения обучающиеся научатся
1. Диалогическая форма
вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно - трудового и межкультурного общения, в том числе с помощью средств коммуникации; диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог - побуждение к действию. Объём реплик не менее 3 со стороны каждого учащегося.
2. Монологическая форма
научится пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей), сообщение. Объём высказывания от 8-10 фраз.
аудирование
воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств языковой коммуникации.
чтение
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).
возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на изученном языковом материале использовать в качестве опоры ключевые слова, тематический словарь;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка;
письменная речь
научится выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо, поздравление с днём рождения, выражать пожелания.
Писать письмо личного характера по образцу(расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность
Лексическая сторона речи
Учащиеся предоставится возможность овладеть дополнительно к уже усвоенным примерно 250 — 280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики — клише. 5
Это лексика, характеризующая такие предметы речи как:
-прошедшие каникулы, начало учебного года,
- погода осенью, то, как ведут себя люди и животные в это время года
- как выглядят немецкие школы , что думают о них немецкие школьники, о каких школах они мечтают, что думаем о своих школах мы , какие учебные предметы предпочитают школьники, как строится расписание уроков, когда начинаются и когда заканчиваются занятия в школе, как важно бережно относиться к своему времени, правильно его планировать
-распорядок дня
-что они едят на завтрак, обед и ужин, свободное время, чем увлекаются
-каковы их любимые литературные герои
- как подготовиться к поездке классом в конце года
Работа над грамматической стороной речи.
Как и в предыдущие годы обучения, предусматривается обобщающее повторение и систематизация грамматического материала, которым овладевают учащиеся.
Образование PII от глаголов слабого и сильного спряжения с вспомогательным глаголом haben und sein;
Präteritum (прошедшее повествовательное)
Степени сравнения прилагательных
Предлоги двойного управления (Ich gehe Wohin? in die Schule
Глаголы с возвратной частицей sich в Akkusativ и в Dativ
Cклонение существительных
Субстантивация, как способ словообразования lesen- das Lesen
Модальные глаголы и их употребление в речи
Глаголы legen – liegen (класть - лежать)
Infinitiv с частицей zu после глаголов (bitten, beginnen, vorhaben и др.) и выражений типа: Es ist wichtig, … Es macht Spaß,....... Ich habe den Wunsch, …......
Предлоги с Akkusativ (durch, für, ohne, um,gegen, bis, entlang) и Dativ (mit, nach,aus,zu, von, bei, außer, seit, entgegen, gegenüber)
Будущее время (Futurum)
Genitiv имён существительных нарицательных (der Kopf des Tigers)
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Немецкий язык» учащиеся 6 класса: совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; 6
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся осуществлять самоконтроль, самооценку.
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомленность приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.
Обучающим получат возможность научиться
пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
вести словарь (словарную тетрадь);
систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
делать обобщения на основе структурно - функциональных схем простого предложения;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы текущего контроля |
1 | Здравствуй школа! Повторение | 6 часов | Вводный тест по всем изученным РО |
2 | Начало учебного года. Везде ли оно одинаково? | 9 часов | Контрольная работа по чтению, лексике, грамматике и письму 7 |
3 | На улице листопад | 13 часов | Контроль аудирования, диалогического высказывания, чтения, лексики и грамматики |
4 | Немецкие школы. Какие они? | 20 час | Контроль говорения «Школа моей мечты», чтения, аудирования, лексики и грамматики |
5 | Что только не делают наши друзья в школе! | 13 часов | Пересказ текста с опорой на рисунки, контроль чтения, аудирования, лексики и грамматики |
6 | Один день из нашей жизни. Какой он? | 16часов | Словарный диктант, чтение, аудирование. письмо |
7 | Поездка классом. Это ли не здорово! | 13 часов | Лексико-грамматический тест, контроль чтения, аудирования, письма |
8 | В конце учебного года- карнавал! Повторение и систематизация изученного материала и проведение промежуточной аттестации | 12 часов | Словарный диктант. Фронтальный опрос. Контрольная работа |
| Итого: | 102 часа | |
Содержание тем учебного курса
Здравствуй, школа!(Повторение) 6 часов
Вспоминаем уже знакомых героев учебника (Кота в сапогах, Мудрую Сову. Храброго Портняжку. Щелкунчика), и знакомимся с новой героиней любознательной девочкой Настей, которая будет с нами весь год.
Что есть в немецком городе?
Какие профессии у жителей старого немецкого города? Где они работают?
1.Начало учебного года. Везде ли оно одинаково? 9 часов
1 сентября. Каникулы кончились. Радует это или огорчает? Разные мнения на этот счёт. Как начинается новый учебный год в разных странах.
Обучающиеся научатся
употреблять возвратные глаголы радоваться и огорчаться (sich freuen über, auf; sich ärgern über
использовать в сообщениях о прошедшем лете Perfekt (Der Gnom hat im Sommer viel geturnt)
активно употреблять предложения с глаголами legen – liegen,stellen - stehen, hängen – hängen, требующими после себя в зависимости от вопроса, то существительного в Akkusativ, то в Dativ 8
поздравлять друг друга с началом нового учебного года и желать ….
познакомятся с Ушастиком, который будет помогать им внимательно слушать и понимать услышанное
Обучающиеся получат возможность научиться
рассказывать о своих летних каникулах с опорой на рисунки
вести диалог-расспрос «Как было летом?»
читать, понимая главное, несмотря на незнакомые слова и формы
находить на карте все федеральные земли ФРГ, выучить столицы федеральных земель
2.На улице листопад. 13 часов
Осень. Рассказываем о разной погоде осенью. Осень — время уборки урожая. Какие овощи и фрукты созрели в огороде? Ситуация «Покупка овощей и фруктов в магазине»
Обучающиеся научатся
читать об осенней погоде и на основе прочитанного рассказывать о ней
составлять сложные слова существительное + существительное со словом Herbst (der Herbst+das Wetter=das Herbstwetter)
использовать слова по теме «Осень»
читать тексты с простым прошедшим временем (Präteritum)
образовывать 3-тью форму от глаголов слабого и сильного спряжения(machen – gemacht; и sprechen – gesprochen)
употреблять глагол sein в Präsens и Präteritum)
употреблять степени сравнения прилагательных, рассказывая о погоде в разное время года
писать письмо друзьям с рассказом о погоде осенью
Обучающиеся получат возможность научиться
читать тексты о любимом времени года героев и
рассказывать на основе прочитанного о своём любимом времени года
читать стихи об осени немецких поэтов и делать свой перевод к ним
3.Немецкие школы. Какие они? (20 часов)
Здание немецкой школы. Что в нём. Моя школа. Какая она? Разные школы, разные мнения. Рассказываем о школе своей мечты. Ситуация «Новенький расспрашивает, где что находится в школе»
Обучающиеся научатся
читать тексты о том, что рассказывают немецкие школьники о своих школах
вести диалог о школе,(где находится , как выглядит снаружи и внутри)
склонять существительные
слушать и понимать прослушанное с опорой на рисунок
сравнивать школы чья лучше
Обучающимся предоставится возможность научиться
участвовать в проекте «Школа моей мечты»
Рассказать о какой школе мечтают
4.Что только не делают наши друзья в школе! (13 часов)
Школьные предметы. Любимый предмет в школе. Почему. Расписание уроков.
Определение времени по часам. Рассказывать о подготовке к новому учебному дню (что нужно взять с собой в школу) Ситуация «В школьном дворе перед уроком»
Обучающиеся научатся 9
составлять расписание уроков по образцу,
рассказывать о любимом предмете в школе и объяснять, почему именно он
называть время по-немецки
отвечать на вопрос Wann? при помощи существительных с предлогом in или an(am Tag? In diesem Monat)? И при помощи наречий (täglich, montags)
употреблять в речи глагол dürfen(мочь, иметь разрешение что-то сделать)
читать текст о Gigi, о том как он помогает своему другу собирать портфель и обсуждать проблему аккуратности
употреблять предлоги, требующие то Dativ то Akkusativ (в зависимости от вопроса) Ich stelle die Bücher (Wohin?) auf den Regal
Die Bücher stehen (Wo?) auf dem Regal.
Читать тексты о событиях в прошлом с использованием простого прошедшего времени (Präteritum)
вести диалог «Перед уроком»
Обучающимся предоставится возможность научиться
употреблять в Perfekt глаголы сильного и неправильного спряжения
давать советы друг другу относительно изучения иностранного языка и объяснять как это нужно делать
употреблять в речи оценочные суждения (Du hast Recht! Du irrst dich! Du spinnst!)
заполнить анкету о своей школе и своём отношении к ней
прочитать сказку «Золушка» на немецком языке
познакомиться с авторами детских книг стран изучаемого языка
5.Один день нашей жизни. Из чего он состоит? (16 часов)
Распорядок дня. Как правильно планировать время. Проблема свободного времени. Любимые занятия детей.
Обучающиеся научатся
рассказывать о своём утре
употреблять в речи глаголы с возвратной частицей sich (ich dusche mich
du duschst dich....
- рассказывать о второй половине дня, используя предлоги, управляющие Dativ (Aus der Schule gehe ich zu meiner Oma)
- использовать существительные в Genitiv при описании, а также существительные во всех падежах
- читать и различать при чтении известные временные формы
-слушать о том что едят немцы и сравнивать с собой
- употреблять инфинитифный оборот с um...zu при ответе на вопрос Как правильно распределить время?
Обучающиеся получат возможность научиться
- рассказывать о своих хобби
- писать письмо по образцу
-познакомиться со страноведческим материалом относительно любимых занятий немцев
6.Поездка классом в конце года. Это ли не здорово?(13 часов)
«Klassenfahrt” что это такое? Советы тем, кто собирается в путешествие. Эльке со своим классом побывала в Берлине, Дирк и его друзья во Франкфурте-на-Майне. Герои сказок братьев Гримм рассказывают о Бремене. А что можно увидеть в Гамбурге? Как ориентироваться в чужом городе?
Питание во время поездок и в повседневной жизни. 10
Обучающиеся научатся
читать с поиском нужной информации
читать о достопримечательностях Берлина, Франкфурта-на-Майне, Бремена
употреблять в речи глаголы с частицей sich в Dativ (ich sehe mir … an
du siehst dir......an
-употреблять инфинитив с частицей zu после глаголов bitten, beginnen или конструкции типа Es ist interessant, ….... zu machen
- рассказывать с опорой на образец что едят немцы на завтрак, обед и ужин
- употреблять в Perfekt глаголы движения
- употреблять предлоги, требующие Akkusativ
-вести диалог «Как пройти?», «В кафе»
Обучающиеся получат возможность научиться
-составлять программу поездки классом в конце года Куда? На чём? Какая программа?
- читать дополнительный материал о городах Германии
7.В конце года — весёлый маскарад. (12 часов)
Эльке и её друзья готовятся к литературному карнавалу. Кто какой костюм оденет? Кто в какого литературного героя превратится? А как мы узнаём героев книг?
Обучающиеся научатся
использовать в речи лексику по теме «Одежда»
рассказывать о том, как одет тот или иной литературный герой
читать тексты о том, кто что любит читать и на их основе рассказывать о своих литературных пристрастиях
Обучающиеся получат возможность научиться
употреблять в речи временную форму Futurum
рассказывать о своём любимом книжном герое
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник “Deutsch,6 “ – автор И.Л. Бим
Рабочая тетрадь
Книга для учителя.
CD-s.
Книга для чтения. Авторы-составители Бим И.Л. , Рыжова Л.И., Игнатова Е.В. М. Просвещение 2009 г.
Список дополнительной литературы
1.Дидактический материал по немецкому языку 2-11 классы Составитель С.А.Черникова Издательство «Учитель» Волгоград
2.Итоговая аттестация по немецкому языку в начальной школе (Базовый и повышенный уровни) Сборник экзаменационных материалов для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением немецкого языка. Санкт-Петербург Издательство «Корона. Век» 2014г.
3.Немецкий язык Итоговая аттестация. О.В. Каплина, А.А.Королёва Москва «Просвещение» 2014
4.Тесты по немецкому языку к учебнику 6 класса М. Просвещение 2004г 11